Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 6. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И ЕЕ ЗАДАЧИ





Перекладывание налогов

Перекладывание налогов - это процесс такого изменения цен на товары и услуги, при котором плательщик получает возможность полностью или частично перевести налоговую нагрузку на других лиц (своих покупателей или поставщиков). Существуют налоги, перекладывание которых заложено законодателем уже в механизме их взыскания (косвенные налоги), другие налоги предусматривают налоговую нагрузку именно на плательщика (прямые налоги), но происходит это в реальной экономической ситуации - вопрос не имеет однозначного решения, поскольку процесс переложения очень сложным явлением и зависит от многих факторов.

Поскольку механизм переложения предполагает использование процессов ценообразования, понятно, что именно от факторов, определяющих цены на те или иные товары зависят и возможности переложения. В общем виде, существуют прямые и обратные зависимости между ценами, спросом и предложением. Так, например, повышение цены уменьшает спрос, а следовательно, может уменьшить общий объем продаж в стоимостном выражении, и наоборот, несоответствие между спросом и предложением может способствовать как увеличению так и уменьшению цены на соответствующие товары и т.д..



Если рассматривать зависимость между ценой и спросом, для процессов переложения налогов очень важное значение имеет такой показатель, как эластичность спроса по цене того или иного товара. Этот показатель рассчитывается как соотношение относительного изменения спроса к относительному изменению цены за определенный промежуток времени и может быть меньше единицы (неэластичный спрос), больше единицы (эластичный спрос) и равна единице (жесткая или единичная эластичность спроса). При эластичном спросе на тот или иной товар, возможности переложения налогов затруднены, поскольку любое увеличение цены может привести значительное сокращение потребления того или иного товара, в результате чего, продавец полностью переведет налог на потребителя, но значительно потеряет объемы продаж, а значит и общую сумму прибыли. Поэтому в этом случае продавцу становится выгодным изменить цену товара не на всю сумму налога, а лишь на ее часть, чтобы сохранить объемы продаж, или частично переложить налог на своих поставщиков, за счет уменьшения цены поставки, и таким образом, частично налоговое бремя взять на себя, за счет собственной прибыли или перевести его на поставщика.



При неэластичном спросе относительное увеличение цены, обусловленное налогом, не влечет значительного сокращения объемов потребления, а следовательно продавец имеет возможность полностью перенести налоговое бремя на покупателя. К товарам с неэластичным спросом относят товары первой необходимости, такие, как соль, спички, мыло, хлеб и т.д..

Существует также понятие перекрестной эластичности спроса, т.е. зависимость цен на данный товар от цен на другие, аналогичные или сходные товары. Если цены на аналогичные или подобные товары не меняются, в то время как цены данного товара увеличиваются, покупатель начинает потреблять товары с более низким ценам, а значит переложить налог в этом случае почти невозможно.

Соотношение между спросом и предложением влияет как на цены, так и на возможность переложения налогов. Так, при превышении спроса над предложением, возможности для перекладывания налогов является благоприятными, если же предложение превышает спрос, переложить налоги на потребителя невозможно, а только на поставщика.

Для процессов переложения налогов существенное значение имеет уровень монополизации производства и сбыта тех или иных товаров. Если производитель является абсолютным монополистом, это означает, что уровень цен на эти товары и до введения налога был максимально высоким, а значит увеличить его трудно без потери объемов потребления. Именно поэтому, абсолютном монополисту выгодно не повышать цены на сумму всего налога, или увеличить ее частично, заплатив его за счет собственной прибыли, который и после дополнительного налогообложения останется достаточно высоким, чтобы не потерять объемы потребления монополизированного товара. В конкурентной среде уровень цен больше соответствует уровню расходов, а значит переложить налог за счет увеличения цены легче.



Кроме вышеназванных факторов, на процессы перекладывания оказывают влияние такие общеэкономические факторы, как изменения в доходах потребителей и их распределение, уровень инфляции, стадия экономического цикла (подъем или рецессия), жизненный цикл того или иного товара, налоговая политика государства: высота и механизм определения налоговых ставок (универсальные или дифференцированные, процентные или твердые), стабильность налогового законодаства и т.д..

Не существует единого мнения относительно переложения прямых и косвенных налогов. Если принять во внимание механизм взимания этих налогов, то именно по косвенным налогам законодатель предусмотрел их перекладки, прямо включив их в цену. Но увеличится рыночная цена на тот или иной товар на полную сумму косвенного налога зависит от многих факторов, которые были названы выше. Механизм взыскания прямых налогов не предусматривает их перекладывание на потребителей за счет соответствующего увеличения цены, но существуют случаи, когда такое перекладывание возможно (в первую очередь это касается товаров с неэластичным предложением и неэластичным спросом).

 

ГЛАВА 6. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И ЕЕ ЗАДАЧИ

Рис. 1.3. Классификация налогов

Для установления особенностей отдельных видов налогообложения финансовая наука использует разнообразные классификационные критерии и признаки налоговых платежей:

· по субъекту уплаты - физические и юридические лица;

· по источнику уплаты - по индивидуальному дохода, выручки от продаж, финансового результата, себестоимости;

· за полнотой налоговых прав пользования налоговыми поступлениями - собственные (закрепленные) и регулирующие (частичный распределение);

· по принадлежности к уровню власти и управления - общегосударственные и местные;

· по объекту налогообложения (база налогообложения) - имущественные, ресурсные или рентного характера, взимаемые с выручки от продажи, налоги на потребление;

· по методу начисления - регрессивные, пропорциональные, линейные, жесткие, кратные суммы, ступенчатые.

Классификация налогов по различным признакам играет большое значение при исследовании системы налогообложения, влияния внутренних и внешних факторов, при разработке налоговой политики государства. ее необходимость определяется разновидностями налоговых форм и применением различных налоговых режимов. Классификация всех видов налогов в Украине осуществляется по различным признакам. Они учитывают разнообразие налогов в зависимости от особенностей их расчета, уплаты, отношение к расходам производственной деятельности и т.п..

Первый признак - по принадлежности к уровню субъектов, получающих налоговые платежи: общегосударственные и местные налоги.Распределение по этому признаку определяется согласно Закону Украины от 25 июня 1991 № 1251 - 12 «О системе налогообложения» с последующими изменениями и дополнениями.

Перечень общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей предоставляется в статье 14 упомянутого Закона:

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Акцизный сбор.

3. Налог на прибыль предприятий.

4. Налог на доходы физических лиц.

5. Пошлина.

6. Государственная пошлина.

7. Налог на недвижимое имущество (недвижимость).

8. Плата (налог) на землю.

9. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

10. Рентные платежи.

11. Сбор на геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.

12. Налог на промысел.

13. Сбор за специальное использование природных ресурсов.

14. Сбор на обязательное социальное страхование (Согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, касающиеся общегосударственного обязательного социального страхования» от 16. 01. 2003 г. № 429 - IV этот сбор исключен из перечня общегосударственных налогов и сборов, установленных Законом Украины «О системе налогообложения, но при этом он остается обязательным к уплате платежом).

15. Сбор за загрязнение окружающей природной среды.

16. Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.

17. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

18. Фиксированный сельскохозяйственный налог.

19. Единый сбор, производят в пунктах пропуска через государственную границу Украины.

1. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Перечень местных налогов, сборов и обязательных платежей определяется статьей 15 этого же Закона. К ним относятся два налога:

1. Налог с рекламы.

2. Коммунальный налог.

и 14 местных сборов и обязательных платежей:

1. Сбор за парковку автотранспорта.

2. Рыночный сбор.

3. Сбор за выдачу ордера на квартиру.

4. Курортный сбор.

5. Сбор за участие в бегах на ипподроме.

6. Сбор за выигрыш на бегах на ипподроме.

7. Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.

8. Сбор за право использования местной символики.

9. Сбор за право проведения кино-и телесъемок.

10. Сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей.

11. Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.

12. Сбор с владельцев собак.

Место, которое занимают в цене изделия или услуги налоги, сборы и обязательные платежи, является вторым признаком. По этому признаку выделяют следующие виды:

1. Налоги, входящие в состав себестоимости:

· сбор на обязательное социальное страхование;

· сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

· плата за землю;

· плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;

· налог на промысел;

· фиксированный сельскохозяйственный налог;

· налог на рекламу;

· коммунальный налог и др..

2. Налоги, сборы и обязательные платежи, которые платят с прибыли предприятия:

· налог на прибыль предприятия;

· сбор за загрязнение окружающей природной среды;

· сбор на создание рабочих мест для инвалидов.

3. Налоги и сборы, которые входят в цену изделия:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизный сбор.

Третий признак характеризует налоги согласно источникам налоговой базы. По этому признаку различают следующие виды источников обязательных платежей:

· индивидуального дохода (налог на доходы физических лиц);

· дохода от продажи (налог на добавленную стоимость);

· финансового результата деятельности (налог на прибыль);

· расходов предприятия (сбор на обязательное социальное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование).

Четвертый признак характеризует налоги по объекту налогообложения, т.е. по налоговой базой. По этому признаку налоги подразделяются на:

· ресурсные;

· рентные;

· на потребление;

· имущественные (на недвижимость).

Пятый признак - по методу расчета ставок налогообложения:

· регрессивные;

· пропорциональны;

· прогрессивные;

· линейные;

· ступени.

Шестой признак - по способу удаления. Классификация налогов по этому признаку происходит на основании возможности переложения обязательства налогоплательщика на другое лицо, в большинстве случаев на потребителя товара. Они делятся на косвенные и прямые налоги.

Косвенные налоги устанавливаются на отдельные товары, работы, услуги и входят в цену изделия и включаются как надбавка к ней. В некоторых странах эти налоги называют налогами на потребление. Эти налоги не зависят от налогоплательщика, полученного им дохода, имущества, которое он имеет. Фактически плательщиком этого налога является потребитель товаров и услуг. К этим налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, пошлина, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Все другие налоговые платежи относятся к прямым и их размер зависит от размера объекта налогообложения. В большинстве случаев их плательщиком является субъект, который получает доход или владеет имуществом. К таким налоговых платежей относятся налог на прибыль предприятий, на землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог на недвижимое имущество (недвижимость) и другие. Они построены по принципу прогрессивной шкалы налогообложения, то есть больший размер платит тот, кто получает больший доход.

В свою очередь, эти налоги могут делиться на:

· личные - то есть те, которые учитывают платежеспособный или семейное положение плательщика, когда платится налог с величины полученного дохода;

· реальные - те, которые выплачиваются независимо от индивидуальных финансовых возможностей плательщика (или юридическое, или физическое лицо). К ним можно отнести, например, налог на землю. Эти налоги уплачиваются независимо от того, какие доходы и в каких размерах получает налогоплательщик.

Седьмой признак - по порядку использования налоговые платежи делятся на:

· общие, то есть те, которые поступают в государственный бюджет. Они не имеют особого назначения, направляемых на проведение общегосударственных мероприятий и могут быть использованы для покрытия любых расходов государства или местных бюджетов;

· специальные налоговые платежи взимаются в специальные фонды и могут быть использованы только по целевому назначению для финансирования отдельных раньше определенных мероприятий. Восьмой признак - по субъекту уплаты:

Юридические лица. Они платят прямые, косвенные налоги, сборы в фонды;

1. Физические лица уплачивают:

· налог с доходов физических лиц;

· налог на промысел;

· плата за землю;

· налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

· пошлина;

· государственная пошлина;

· взносы (индивидуальные) на государственное пенсионное страхование;

· взносы на страхование на случай безработицы;

· торговый патент;

· единый налог (для физических лиц, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность по упрощенной форме уплаты налога и бухгалтерского учета;

· местные налоги и сборы.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы налогов устанавливается индивидуальная ставка. Такой метод характерен тем, что размер налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога является налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. Он взимается по установленным ставкам в зависимости от объема двигателя транспортного средства.

2. На основании декларации.

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной особенностью этого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получившим доход.

3. Из источника.

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому взимания налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, налог с доходов физических лиц. Этот налог уплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. К выплате заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остаток суммы выплачивается работнику.

43
Административное взыскание (штраф) может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длительном правонарушении - два месяца со дня его обнаружения. То есть если, например, существует факт неподачи налоговой декларации (длительное правонарушения, поскольку декларацию все еще не представлены), обнаруженный во время проведения проверки налоговыми органами, то они имеют право в течение двух месяцев наложить административный штраф на должностных лиц. Однако, если налицо факт несвоевременного представления налоговой декларации (декларация подана на несколько дней позже установленного срока), а налоговики это обнаружили, например, через три месяца, то административные штрафы не налагаться в связи с просрочкой двухмесячного срока, в течение которого налоговые органы имели право его наложить. По аналогии с обжалованием действий представителей налоговой службы о применении финансовых санкций налогоплательщики вправе обжаловать действия указанных лиц по применению административной ответственности. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу наложения административного взыскания государственная администрация (инспекция) принимает одно из следующих решений: оставляет постановление без изменений, а жалобу без удовлетворения; отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение; отменяет постановление и прекращает дело, уменьшает размер штрафа в пределах, предусмотренных законодательным актом об ответственности за это правонарушение. Если будет установлено, что постановление вынесено должностным лицом государственной налоговой администрации (инспекции), неправомочным решать это дело, то такое постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

За уклонение от уплаты налогов, других обязательных платежей в значительных размерах плательщики согласно ст. 212 Уголовного кодекса Украины [3] могут быть привлечены к уголовной ответственности. Ответственность наступает независимо от способа уклонения. Объектом преступления является установленный законодательством порядок налогообложения юридических и физических лиц, который обеспечивает за счет поступления налогов, сборов и других обязательных платежей формирования доходной части государственного и местных бюджетов, а также государственных целевых фондов. Предметом преступления являются налоги, сборы, другие обязательные платежи, входящие в систему налогообложения и введены в установленном законом порядке. При этом исчерпывающий перечень таких обязательных платежей предусмотрен Законом Украины "О системе налогообложения" [7].

Под значительным размером скрытых от государства налогов, сборов, других обязательных платежей понимают сумму платежа, которая в тысячу и более раз превышает установленный действующим законодательством необлагаемый минимум доходов граждан под крупным размером средств - сумма налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в три тысячи и более раз превышают установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан под особо крупным размером - сумма платежа, которая в пять тысяч и более раз превышает установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.