Противолодочный крейсер пр.1123
Содержание
История корабля………………………….………………………………….3 стр.
Основные характеристики………..………………………………………… 7 стр.
Командующие кораблем…….………………..…………………………….8 стр.
Бортовые номера………………..…………………………………………….8 стр.
Список используемой литературы ………………………………………….9 стр.
История корабля:
Противолодочный крейсер пр.1123
Появление в ВМС США атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту выявило необходимость пополнения нашего флота противолодочными кораблями новых типов. Для борьбы с подводными лодками противника было решено использовать вертолёты. С 1962 года флот начал получать сторожевые корабли типа "Комсомолец Украины" с одним вертолётом Ка-25 на борту. Но одиночное базирование не обеспечивало боевой эффективности, достаточной для решения задачи. Необходимо было групповое базирование, при котором можно организовать посменную работу вертолётов, обеспечивающих поиск ПЛ в пределах полосы значительной ширины.
Первые исследования по проекту такого корабля в ЦКБ-17, институтах Госкомитета по судостроению, ВМФ и ВВС начались в 1958 году. Непосредственным проектированием корабля руководил главный конструктор ЦКБ-17 А.С.Савичев (в марте 1967 года его сменил А.В.Маринич). Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ Б.Г.Чиликин. Проектирование осуществлялось в тесном сотрудничестве с ОКБ Н.И.Камова, ЦНИИВК, ЦНИИ-45, ЦКБ-53. Первоначально предполагалось переоборудовать в вертолётоносцы 7 недостроенных крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ, но позже было принято решение разрабатывать проект с "нуля". 3 декабря 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в котором создание корабля ПЛО дальней зоны характеризовалось как одна их приоритетных задач отечественного судостроения. Вскоре главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил оперативно-техническое задание на разработку проекта, получившего обозначение 1123.
Первый вариант проекта имел водоизмещение 4500-5000 т, ангар в центральной части корабля на 8 вертолётов, взлётно-посадочную площадку в кормовой части с тремя стартовыми позициями. Проведя исследования по тактике применения поисково-ударной группы, конструкторы ЦКБ-17 пришли к выводу, что 8 вертолётов для круглосуточного поиска недостаточно и увеличили их количество до 14. Это повлекло за собой увеличение размерности корабля. При этом стандартное водоизмещение выросло до 8000 т. Полётная палуба находилась на удлинённом полуюте, а ангар - под ней. Концепция ЦКБ-17 была одобрена и новое тактико-техническое задание было утверждено 25 января 1960 года.
Разработку эскизного проекта поручили на конкурсной основе ЦКБ-17 и ЦКБ-53 (главный конструктор А.Л.Фишер). ЦКБ-17 представило 8 вариантов компоновки корабля. Победителем конкурса стал четвёртый вариант проекта, дальнейшую разработку которого и поручили ЦКБ-17. В процессе работы заказчик выдвигал новые требования и конструкторам пришлось разработать ещё 16 вариантов, обсуждение которых вылилось в серию жарких дискуссий. В результате для рабочего проектирования был выбран XXIII вариант. Основная часть работы была выполнена к маю 1962 года и в июне началась передача документации заводу-изготовителю.
Строительство головного противолодочного крейсера проекта 1123 "Москва" (заводской №701) началось 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном заводе №444 им. И.И.Носенко (бывший №198 им. А.Марти).
14 января 1965 года корабль спущен на воду, 27 января зачислен в списки кораблей ВМФ. В марте 1965 года началось формирование экипажа. 16 апреля 1967 года на корабле торжественно поднят Военно-морской флаг СССР.
Ходовые и государственные испытания прошли с 21 апреля по 3 ноября. 10 января 1968 года корабль был включён в состав 21 бригады противолодочных кораблей КЧФ (отметим, что первоначально предполагалось включить его в состав КСФ).
Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора со шпацией 500 мм. Взлётно-посадочная площадка с 4 стартовыми позициями размещалась в кормовой части (наиболее защищённой от заливания волнами). Все комплексы вооружения размещались в носовой части. В центре располагалась многоярусная надстройка, совмещённая с дымовой трубой и башнеподобной мачтой. Надстройка выполнялась из алюминиево-магниевых сплавов. Непотопляемость обеспечивали 16 главных водонепроницаемых переборок, доходивших до ангарной палубы. По всей длине корпуса имелось двойное дно, переходившее в двойной борт. Энергетическая установка состояла из 2 ГТЗА ТВ-12 и 4 паровых котлов КВН-95/64 с наружными экономайзерами. В целях снижения гидроакустического поля в фундаментах главных и вспомогательных механизмов широко применялись амортизаторы (впервые на крупном корабле). Для уменьшения теплового поля выхлопные газы охлаждались расположенными внутри трубы электорами. Для защиты от неконтактных магнитных мин и торпед установлено размагничивающее устройство из 4 обмоток.
На борту корабля размещалось 14 вертолётов Ка-25 (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25Ц и 1 Ка-25ПС; из них 12 в большом ангаре под полётной палубой и 2 в малом на верхней палубе). На полётную палубу вертолёты поднимались при помощи 2 подъёмников. Вооружение корабля состояло из 2 спаренных пусковых установок ЗРК "Шторм" (48 ракет), одной установки противолодочного ракетного комплекса "Вихрь" (8 ракето-торпед), 2 двухствольных 57-мм артиллерийских установок ЗИФ-72 (АК-725), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (144 глубинные бомбы РГБ-60). Первоначально были установлены также 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1123 (демонтированы в 1976 году). В состав радиотехнического оборудования входили: опускаемая ГАС "Орион", буксируемая ГАС "Вега", ГАС "Хоста" для связи со своими лодками, трёхкоординатная РЛС дальнего действия "Восход", резервная РЛС "Ангара-А", телевизионная система "Кузнечик", визир ночноо видения "Агат". Вся информация от радиолокационных, гидроакустических и оптических средств поступала в боевую информационно-управляющую систему "Корень-1123" (впервые в отечественном флоте). Также впервые установлен полный комплект средств РЭБ. Для ремонта радиоэлектронного оборудования имелась мастерская КРМ-1123.
Крейсера проекта 1123 явились принципиально новыми кораблями отечественного флота во всех отношениях - по конструкции, составу ракетного и радиоэлектронного вооружения, тактике применения. Они предназначались для поиска и уничтожения бустроходных атомных подводных лодок-ракетоносцев в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО (во время походов на борту крейсера базировалась одна эскадрилья 78 оплвп). Корабли обладали мощными радиолокационными и гидроакустическими средствами обнаружения, современными ракетными комплексами, самыми совершенными в мире средствами радиоэлектронной борьбы и высоким уровнем автоматизации. По поисковой производительности крейсера пр.1123 в несколько раз превосходили БПК пр.61. К недостаткам можно отнести недостаточную мореходность, тесноту помещений, пожароопасность из-за широкого применения в конструкции алюминиево-магниевых сплавов и ненадёжной системы пожаротушения "Карат-М", слабое зенитное вооружение.
Крейсер 11 раз выходил в Средиземное море на боевую службу, дважды выходил в Атлантический океан. Он участвовал в крупных учениях "Весна" (1969), "Броня" (1969), "Океан" (1970). 8-13 апреля 1970 года и 26-29 апреля 1973 года крейсер нанёс визиты в Александрию (Египет), 5-10 июня 1974 года и 12-19 апреля 1982 года - в Риеку (Югославия), 8-13 апреля 1978 года - в Алжир, 27 сентября - 5 октября 1979 года - в Дубровник (Югославия), 12-18 июня 1982 года - в Луанду (Ангола), 25 июня - 2 июля 1982 года - в Лагос (Нигерия), 10-11 августа 1991 года - в Варну (Болгария), 20-25 ноября 1991 года - в Тартус (Сирия). 18 ноября 1972 года на палубу ПКР "Москва" впервые совершил посадку самолёт вертикального взлёта Як-36М (лётчик-испытатель М.А.Дексбах).
В марте 1974 года ПКР "Москва", находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта.
С 1976 года крейсер входил в состав 11 бригады 30 дивизии КЧФ. В 1982-1989 годах корабль проходил ремонт на "Севморзаводе".
Последний выход в море состоялся 26 мая 1993 года. 27 апреля 1994 года крейсер выведен в резерв 2 категории. 22 июня 1995 года переименован в "ПКР бортовой №108" (имя "Москва" получил ракетный крейсер "Слава" пр.1164). 7 ноября 1996 года торжественно спущен Военно-морской флаг.
27 мая 1997 года корабль на буксире вышел из Севастополя в Индию для разделки на металл.
Основные характеристики
| Класс и тип судна
| Противолодочный крейсер
| Обозначение объекта
| Москва
| Порт прописки
| Севастополь
| Организация
| Черноморский флот ВМФ России
| Дальность плавания
| 4 900 морских миль (19,5узл.)
| Скорость
| 32 узла (полная) 16 узлов (эконом)
| Экипаж
| первоначально — 650 человек (96 офицеров, 94 мичмана)
после 1976 г. — 758 человек (108 офицеров, 118 мичманов)
| Статус
| Продан Индии, разрезан на металлолом
| Размеры
| Водоизмещение
| 11 290 т
| Длина
| 189м
| Ширина
| 34 м
| Осадка
| 7,7 м
| Бронирование
| Отсутствует
| Силовая установка
| · Паротурбинная установка, 4 котла на мазуте 2 × 45000 л. с
|
Вооружение
| Артиллерия
| 2х2-57-мм орудия АК-725
| Минно-торпедное вооружение
| 2х5 533-мм торпедных аппарата 2х12 РБУ-6000(144 РГБ-60)
| Противолодочное вооружение
| 1х2 ПУ РПК-1 “Вихрь”(8 ракет)
| Ракетное вооружение
| ПУ Б-187А ЗРК М-11 “Шторм”(8 ракет)
| Авиационная группа
| 14 вертолет Ка-25 4 вертолетных ВПП 2 подъемника
|
За время службы кораблём командовали:
· Г. П. Копылов (17 февраля 1965 года — 11 ноября 1967 года);
· Ф. Т. Старожилов (11 ноября 1967 года — 25 сентября 1969 года);
· Б. С. Романов (25 сентября 1969 года — 15 февраля 1972 года);
· А. В. Довбня (15 февраля 1972 года — 6 ноября 1974 года);
· Л. П. Лопацкий (6 ноября 1974 года — 9 февраля 1979 года);
· С. Д. Шайкин (9 февраля 1979 года — 15 ноября 1983 года);
· В. И. Долгов (15 ноября 1983 года — 3 ноября 1985 года);
· В. И. Корчемкин (3 ноября 1985 года — 28 декабря 1986 года);
· П. В. Седой (28 декабря 1986 года — 21 июля 1989 года);
· А. В. Васько (21 июля 1989 года — 22 июля 1991 года);
· А. А. Головин (22 июля — 27 сентября 1991 года);
· В. И. Богдашин (27 сентября 1991 года — 15 мая 1996 года);
· Г. А. Нехорошев (15 мая — 7 ноября 1996 года).
В разные годы своей службы корабль носил следующие бортовые номера:
· 155 (1967—1968)
· 841 (1968—1970)
· 857 (1970)
· 848 (1970—1972)
· 851 (1972—1973)
· 853 (1973—1979)
· 104 (1979—1980)
· 100 (1980—1982)
· 847 (1982)
· 106 (1982—1991)
· 108 (1991—1996)
Список используемой литературы:
- Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. Коллекция, Яуза, ЭКСМО 2007
- http://flot.sevastopol.info/ship/cruiser/moskva.htm (28.11.15)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|