Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели и принципы государственного регулирования на финансовом рынке





Депозитарная система РБ

В соответствии с Законом «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» в республике функционирует двухуровневая депозитарная система, включающая в себя центральный депозитарий и профессиональных участников рынка ценных бумаг, имеющих лицензии на депозитарную деятельность и установивших корреспондентские отношения с центральным депозитарием.

Основной задачей депозитарной системы является обеспечение централизованного хранения ценных бумаг (акций и облигаций), зарегистрированных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке и разрешённых к обращению на территории Республики Беларусь, а также учёт прав на эти ценные бумаги.

В соответствии с п. 1.2. Указа Президента Республики Беларусь № 277 от 28.04.2006 г. «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» Республиканское унитарное предприятие "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" (РУП "РЦДЦБ") является центральным депозитарием ценных бумаг в Республике Беларусь.

РУП "РЦДЦБ" является государственным предприятием, подчинённым Министерству финансов Республики Беларусь.



Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь осуществляет управление РУП "РЦДЦБ" в пределах, установленных законодательством.

РУП «РЦДЦБ» принимает на централизованное хранение в депозитарную систему ценные бумаги, в отношении которых осуществляется депозитарная деятельность, ведет корреспондентские счета «депо» ЛОРО депозитариев, обеспечивает расчеты по операциям с ценными бумагами между депонентами разных депозитариев, в том числе по результатам торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже, обеспечивает взаимодействие между депозитариями, ведет справочник выпусков ценных бумаг, выполняет иные функции, определенные законодательством Республики Беларусь.

Функции по учету прав на государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов от имени Совета Министров Республики Беларусь, и ценные бумаги Национального банка, а также другие сопутствующие указанным функции в соответствии с законодательством имеют право осуществлять только депозитарии, получившие в установленном законодательством порядке статус уполномоченных. Статус уполномоченных присваивается Центральным депозитарием только банковским депозитариям. Статус присваивается по согласованию с Министерством финансов и Национальным банком (Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 декабря 2006 г. № 162/207 «Об утверждении инструкции о порядке деятельности уполномоченных депозитариев»).



 

 

Функции депозитарной системы.

Предметом депозитарной деятельности является оказание депозитарием услуг по учету прав на ценные бумаги, в отношении которых в соответствии с законодательством разрешено осуществление депозитарной деятельности, путем ведения системы записей о депоненте и о ценных бумагах, обеспечивающей фиксацию прав депонента на ценные бумаги; хранению документарных ценных бумаг.

Основными функциями центрального депозитария являются:

· прием на хранение выпусков ценных бумаг, прошедших государственную регистрацию в установленном законодательством РБ порядке, и присвоение каждому выпуску идентификационного кода:

· хранение глобальных сертификатов, решений о выпуске ценных бумаг

· осуществление контроля за общим количеством ценных бумаг каждого выпуска, хранящегося в центральном депозитарии и находящегося на учете в депозитарной системе, в том числе ценных бумаг, находящихся в государственной собственности;

· ведение корреспондентских счетов «депо» депозитариев;



· ведение единых справочников и каталогов депозитарной системы;

· регулирование функционирования депозитарной системы;

· обеспечение расчетов но операциям с ценными бумагами между депонентами разных депозитариев путем перевода ценных бумаг по корреспондентским счетам «депо» депозитариев;

· обеспечение взаимодействия между депозитариями;

· обеспечение безопасности и надежности функционировании депозитарной системы;

· осуществление контроля за деятельностью депозитариев;

· обеспечение учета ценных бумаг, вывозимых за пределы Республики Беларусь, и ценных бумаг эмитентов-нерезидентов, ввозимых на территорию Республики Беларусь;

· разработка методологической базы депозитарной деятельности в Республике Беларусь по согласованию с уполномоченным органом;

· оказание консультационной и методологической помощи по организации депозитарной деятельности;

· иные функции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

 

Цели и принципы государственного регулирования на финансовом рынке

Финансовый рынок - это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без денежной эмиссии.

Основными элементами финансового рынка (рынками в более узком значении) являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок. Эти элементы финансового рынка находятся в тесном взаимодействии. Например, увеличение объема свободных денежных средств, находящихся у населения и предприятий, ведет к расширению рынков кредита и ценных бумаг. И, наоборот, выпуск ценных бумаг снижает потребность в финансировании народного хозяйства за счет кредитов и аккумулирует временно свободные денежные средства инвесторов. Взаимосвязь кредитного рынка и рынка ценных бумаг проявляется и в их секьюритизации. С одной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг, так как приносят доход и обращаются (т. е. покупаются и продаются), в результате чего увеличивается их мобильность и. уменьшается кредитный риск (риск не возврата ссуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки и т. д.) выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на кредитном рынке.

Важнейшие преимущества финансового рынка состоят в следующем:

· При получении банковского кредита компания ограничена временем, жесткими обязательствами по выплате высоких процентов вне зависимости от размера полученной прибыли, в то время как продажа ценных бумаг позволяет в короткие сроки использовать привлеченные ресурсы, по объему значительно превышающие те, которые можно получить по кредитам.

· На рынке ценных бумаг, в отличие от рынка банковских ссуд, можно получить капиталы на несколько десятилетий (при выпуске облигаций) и даже в бессрочное пользование - при выпуске акций.

· Доходы по некоторым видам ценных бумаг выплачиваются в зависимости от размера полученной прибыли, в то время как проценты по кредитам номинально фиксированы.

· Средства, инвестированные в ценные бумаги, продолжают оставаться в распоряжении эмитента на протяжении всего жизненного цикла фондовых ценностей, даже если владельцы ценных бумаг передают их друг другу.

· Рынок ценных бумаг дает возможность участвовать в управлении производством.

· Операции с ценными бумагами снижают уровень налогообложения инвесторов - держателей ценных бумаг

Несмотря на огромные достоинства и преимущества рынка ценных бумаг, не следует все же идеализировать этот экономический механизм рыночных отношений, необходимо трезво и взвешенно подходить к его возможностям и оценивать его потенциал. В связи с этим выделяют основные недостатки рынка ценных бумаг.

1. Рынок ценных бумаг чувствителен к различного рода манипуляциям и прочим действиям, искажающим ценообразование и решения о размещении, что уменьшает предложение ценных бумаг на фондовых рынках. С этой проблемой сталкиваются как развивающиеся рынки ценных бумаг, так и развитые финансовые рынки. Подтверждением может выступить мировой опыт, например, манипуляции с ценами на малопроцентные облигации (Нью-Йорк), биржевые ошибки в сделках на срок и опционах (Чикаго), манипуляции на рынке государственных облигаций США (Нью-Йорк), жульническая практика слияния корпораций (Лондон), неправильное использование средств корпораций во вред вкладчикам (Лондон). Внутренние рынки ценных бумаг подвержены сильному влиянию со стороны международного рынка ценных бумаг.

2. Рынок ценных бумаг может оказать отрицательное воздействие на платежные системы и на банковские удельные капитальные показатели, которое может возникнуть из-за нестабильности цен и объемов на рынке ценных бумаг. Такое воздействие ощущается в двух направлениях: эффекты потоков, подтверждающих движение денег в ответ на движение ценных бумаг (возникающие от наличия платежных обязательств, сопровождающих сделки с ценными бумагами), эффекты капитала. Участники рынка ценных бумаг должны адекватно реагировать на движение цен. Это выражается в необходимости быстрой реализации или приобретения финансовых инструментов, до внесения дополнительных средств для покрытия своих текущих обязательств на рынке ценных бумаг, возникающих оттого, что при уменьшении стоимости портфеля ценных бумаг, принадлежащих посредникам, они должны быстро получить дополнительный капитал, чтобы соответствовать требованиям адекватности капитала.

3. Рынок ценных бумаг приводит к созданию мощного механизма перемещения богатства, что может привести к общественно нежелательным результатам. Подобные процессы могут происходить двояко. По мнению В. Казака «Во-первых, движение цен на рынке в условиях изначально неравной профессиональной подготовки участников ведет к перераспределению финансовых активов в пользу наиболее квалифицированных, к концентрации капиталов, к монополизации рынка (часть инвесторов, предположительно наименее подготовленных, имеет тенденцию терять деньги в пользу инвесторов, обладающих лучшими знаниями). Во-вторых, доступ к списку на фондовой бирже может быть ограничен, и «проход» к нему может использоваться как направленный кредит, обеспечивая фонды фирмам, находящимся в более благоприятном положении

Для финансового рынка характерны две функции - распределительная и контрольная.

Действие распределительной функции вытекает из сущности финансов: обеспечения отношений, связанных с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода; формирования доходов и накоплений; создания фондов денежных средств.

Общественное назначение распределительной функции состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, в денежной форме в целях обеспечения расширенного воспроизводства; во-вторых, в формировании потенциальных возможностей для создания финансовой основы функционирования государства и всей экономической системы любой общественно-экономической формации.

Наряду с распределительной функцией финансы выполняют контрольную функцию. Контрольная функция порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию. Если сущность, природа и содержание финансов обусловлены движением части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, его распределением, созданием денежных фондов и последующим направлением на расширенное воспроизводство кругооборота фондов в процессе материального производства, с одной стороны, и создание централизованных денежных фондов государства, с другой стороны, то и контрольная функция финансов соответствующим образом обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и процесс формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Формой реализации контрольной функции является финансовая информация, которая выражает финансовые показатели.

Реализуется контрольная функция с помощью стоимостных показателей, используемых для измерения и оценки различных экономических процессов. Поскольку чистый доход является основным источником расширенного воспроизводства всех элементов совокупного общественного продукта, то объектом контроля является показатель себестоимости производства, выступающий денежным выражением затрат живого и овеществленного труда.

Итак, финансовый рынок позволяет решать следующие задачи:

· аккумулировать капитал эмитентами в кратчайшие сроки;

· вкладывать капитал инвесторами при менее затратной форме заимствования;

· регулировать сбережения, потребление, инфляцию, занятость и другие макроэкономические показатели;

· привлекать инвесторов к правам и обязательствам собственника;

· диверсифицировать капитал и распределять риск, связанный с вложениями инвесторов;

· способствовать долгосрочному экономическому росту.

 

 

Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:

 

Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;

 

Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;

 

инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.