Сделай Сам Свою Работу на 5

Возцарение и политика Алмыша Джафара






Часть кара-булгар испугалась, что баджанаки погромят и их владения, и сталаупрашивать Алмыша увести их в Волго-Уральскую часть Булгарии - подальше отопасности (ведь Алмыш был булгарским принцем и перемещение под еговодительством не сочли бы за самовольное и наказуемое переселение). Алмышу
(Киевляне звали его 'Ольмой') жалко было бросать спокойный Киев в центре которого располагался его самый большой в городе дворец (этот дворец - 'Ольмин Двор' и в 12 в, был главной достопримечательностью Киева), но все же он решился возглавить переселенцев с целью получить возможность для занятия заветного царского трона. Он прибыл в булгарский город Сульча на реке Сульчев тот момент, когда гузы прорвали булгарскую границу и марданский гарнизон города покинул его: Гузы, не обращая никакого внимания на Сульчу, шли на Болгар. От столицы их отбили, но у Сульчи гузский хан заключил союз с Алмышем. Испуганная нашествием гузов булгарская знать в 895 г. свергла враждебного гузским завоевателям Бат-Угыра и подняла на булгарский трон Алмыша (895 - 925), обещавшего оградить Булгарию от набегов гузов.
Вначале Алмыш продолжал политику предыдущих булгарских царей - нападал не на главного врага Булгара - Хазарскую орду, а на ее союзников, пытаясь заставить их розорвать связи с хазарами.
Делалось это для того, чтобы не давать хазарским каганам повода для закрытия важных для Булгара торговых путей в Азию через их территорию.
В 907 г. Салахби по приказу Алмыша совершил успёшный набег на столицы Византии и заставил ее отказаться от поддержки Хазарской орды. Но тогда хазарский каган поспешил признать свою орду удельным бейликом среднеазиатского исламского Саманидского государства. Саманидские эмиры велели подвластным им среднеазиатским огузам - тюркменам сокрушить Булгар. В ответ на нападения саманидских тюркмен Алмыш в 910 г. приказал булгарскимварягам совершить нападение на прикаспийские владения Саманидов. Хазары, желая еще больше настроить Саманидов против Булгара, нарочно пропустили булгарский флот в Каспийское море,и он погромил саманидские прикаспийские области.
Тогда в 911 г. огромное войско хазар и тюркмен совместно напали на Булгар. Алмыш отбил это нашествие - но с огромным трудом.
Стало ясно, что тот Булгар, который достался Алмышу по наследству весьма непрочен и может при еще одном серьезном столновении развалится.
И тогда Алмыш Джафар решил превратить Булгарское государство в сверхдержаву, для чего, по его мнению,"требовалось укрепить единство страны (посредством объединения всех племен Булгара единой идеологией и уничтожения удельных бейликов, которые могли легко выйти из состава Булгарии и развалить государство) и захватить чрезвычайно прибыльный контроль над главными торговыми путями из Европы в Азию, проходившими через Хазарскую орду (посредством ликвидации этой орды и присоединения ее владений к Булгару).
Царь определил что только ислам может стать единой идеологоей большинства племен Булгарии(исповедывавшего различные языческие верования) и одновременно поможет уничтожить институт языческих удельных бейликов и станет знаменем победоносной священной войны против немусульманской Хазарской орды. Алмыш и раньше всемерно способствовал распространению ислама. Так он помог Микаилю Башту развернуть в Булгарии мощную сеть исламских школ. Но для того, чтобы утвердить ислам в Булгарии, необходимо было объявить его государственной религией, а это было возможно только с одобрения религиозного главы мусульман всего мира - халифа арабского Багдадского халифата (то есть государства с главой - халифом). Подобное одобрение обычно выражалось в письмах халифа, которые доставлялись полномочными ('Великими') посольствами.






Прибытие Великого посольства




На пути реализации планов Алмыша встало среднеазиатское исламское Саманидское государство. Используя тот факт, что булгарский флот разгромил в 910 г. прикаспийские области исламского Саманидского государства, саманидская пропаганда представила Булгар враждебным исламу государством, и посылка халифом писем и Великого посольства в Болгар несколько раз по этой причине срывалась. Но в 921 г. выдающийся булгарский дипломат, сын Микаиля Башту Абдаллах ибн
Башту, смог, наконец, добиться от багдадского халифа одобрения плана разгрома Хазарской орды в обмен на твердое обещание Алмыша объявить ислам государственной религией Булгарии.
Намаловажную роль в этом деле сыграло то, что Абдаллах показал важность посылки Великого посольства для повышения авторитета самого Багдада и смог представить Хазарскую орду враждебным исламу 'иудейским бейликом' (хотя в действительности подавляющее большинство хазарских каганов были тенгрианцами и после гибели Обадии со всей его семьей иудаизм никогда больше не играл в Хазарской орде сколько-нибудь заметной роли). Вдохновило халифа и сообщение Абдаллаха о том, что Алмыш наметил на 922 г. решающий поход на Итиль и что булгарские войска выступят сразу же после получения письма халифа с одобрением этого джихада (священной войны).
Халиф тяготился некоторой зависимостью от Саманидов и не прочь был умерить - при помощи Булгара - мощь этих правителей.

В том же 921 г. из Багдада в Болгар отправилось долгожданное халифское посольство Сусана ар-Раси для помощи в деле введения исламских законодательных норм во все государственные структуры Булгара и для передачи Алмышу пшсьма халифа с одобрением джихада против Хазарской орды. В огромном посольском караване насчитывалось 3 тыс. человек и 3 тыс. лошадей (не считая верблюдов). Секретарем этого посольства, которое булгарские источники по праву называют Великим, был крупный багдадский аристократ Ахмед ибн Фадлам. Вел посольство через владения Саманидов (неоднократно пытавшихся помешать проезду посольства, но в конце концов решивших расправиться с послами руками огузов) сам Абдаллах ибн Башту. Посулы и взятки Абдаллаха позволили ему заручиться поддержкой наиболее влиятельных огузских биев и благополучно провести посольский караван к булгарской границе.
Часть булгарских биев-язычников, возглавлявших удельные бейлики, прослышала о переговорах в Багдаде и решила не допустить утверждения ислама в качестве государственной религии ради спасения своей власти и бейликов.
Для этого бии составили заговор с целью свержения Алмыша и предложили среднему сыну Алмыша Микаилю-Ялкау занять отцовский трон. Ялкау согласился участвовать в перевороте. Тогда заговорщики съехались в Буляр, будто бы для празднования сабантуя, и подняли здесь восстание против Алмыша. Простой люд поддержал своих биев, так как Алмыш усилил феодальную эксплуатацию народа: увеличил налоги (под предлогом необходимости платить повышенную дань огузам и хазарам. хотя дань эта не превышала прежней дани хазарам и баджанакам), ввел законы, унижающие язычников (в частности, закон, по которому язычники должны были снимать шапки перед мусульманами, хотя у булгар публичное снятие шапки мужчиной считалось невероятным позором) и др.
Мятежные бии надеялись, что Ялкау немедленно прибудет к ним и они смогут под его знаменем развернуть наступление на Болгар. Но Ялкау испугался и не приехал в Буляр. Срыв первоначального плана вызвал растерянность в рядах повстанцев. Не зная, что делать дальше без Ялкау, они укрепились в Буляре и ограничили свои действия лишь отдельными вылазками.

В этот момент - 12 мая 922 г. - Великое посольство, чудом избежавшее встречи с разъездам повстанцев, въехала в Болгар 16 мая 922 г. состоялась торжественная церемония провозглашения ислама государсвенной религией Булгара, что предусматривало назначение на государственные посты только мусульман.
Это было выдающейся победой булгарской дипломатии, возглавляемой Абдаллахом ибн Башту.
На самом деле это и есть начало Волжской Булгарии после разделения Кара Булгара на две части - Урус и Ак-Булгар.


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.