Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие информационной системы. Классификация информационных систем.





Понятие экономической информации.

Экономическая информация (ЭИ) – сово­купность данных (сведений), используемых при осуществ­лении функции организационно-экономического управления экономикой госу­дарства и ее отдель­ными звеньями.

К ЭИ отно­сятся сведения, которые циркулируют в экономи­ческой системе, о процессах производства, мате­риальных ресурсах, процессах управления про­изводством, финансовых процессах, а также све­дения экономического характера, которыми об­мениваются между собой различные системы. Наи­более важными характеристиками экономи­ческой ин­формации являются:

- корректность

- по­лезность

- опера­тивность

- точность

- достовер­ность

- устойчивость

- дос­таточность.

Коррект­ностьобеспечивает ее однознач­ное восприятие всеми потребителями.

Ценность (по­лезность) -проявляется в том случае, если она способ­ствует достижению стоящей перед потребителем цели (Относительность ценности – новая информация может быть более ценной)

Оперативностьот­ражает акту­альность информации для необходи­мых расчетов и принятия решений в изменив­шихся условиях



Точностьопределяет допусти­мый уровень искажения инфор­мации

Достовер­ностьопределяется свойством ин­формации от­ражать реально существующие объекты и про­цессы с необходимой точность

Устойчивость - от­ражает способность реагировать на изменения без на­рушения необходимой точности. Устойчи­вость опреде­ляется выбранной методикой ее от­бора и формирова­ния

Достаточность (полнота)– она содержит мини­мально необходимый объем сведений для приня­тия правильного решения. Неполная информация снижает эф­фективность принятия решений. Избы­точ­ность обычно снижает оперативность и за­труд­няет принятие решения, но зато делает информа­цию более устойчивой.

Система— это некоторая це­лостность, состоящая из взаи­мозависи­мых частей, ка­ждая из которых вносит свой вклад в характеристики цело­го.


 

Понятие информационной системы. Классификация информационных систем.

Информационная система (ИС) — взаимосвязан­ная совокупность средств, методов и персонала, ис­пользуемых для хранения, обработки и выдачи ин­формации в интересах достижения поставленной цели.



Необходимо понимать разницу ме­жду компьютерами и информационными систе­мами. Компьютеры, оснащенные специализиро­ванными программными средствами, являются технической базой и инструментом для инфор­мационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Одной из разновидностей информационных систем явля­ется экономическая информационная сис­тема.

Существует два основных типа сис­тем: за­крытые и открытые.

ü Закрытая система имеет же­сткие фиксирован­ные границы, ее действия относи­тельно независимы от среды, окружаю­щей систему. Часы — пример закрытой системы. Взаимозависи­мые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накоп­ленной энер­гии, их система независима от окружаю­щей среды.

ü Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, инфор­ма­ция, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницае­мые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она за­висит от энергии, информации и материалов, посту­пающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к из­менениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продол­жить свое функционирова­ние.

По характеру использования инфор­мации информационные системы можно разделить на информационно-поисковые и информационно-ре­шающие системы.



ü Информационно-поисковые сис­темы производят ввод, систематиза­цию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, инфор­мационно-поисковая система в библиотеке, в желез­нодорожных и авиа кассах продажи биле­тов.

ü Информационно-решающие сис­темы осуществляют все операции перера­ботки ин­формации по определенному алгоритму.

Среди них можно провести классифика­цию по степени воздей­ствия выработанной конечной информации на про­цесс принятия решений и выделить два под­класса: управляющие и советующие.

ü Управляющие информационные системы вырабатывают информа­цию, на основании которой человек прини­мает реше­ние (ЛПР). Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить вышеприведенная система управления производством, а также сис­тема бухгалтерского учета и др.

ü Советующие ин­формационные системы вырабатывают информа­цию, которая принимается человеком к све­дению и не превращается немедленно в серию конкретных дей­ствий. Эти системы облада­ют более высокой сте­пенью интеллекта, так как для них характерна обра­ботка знаний, а не данных.

По характеру обраба­тываемых данных выделяют информационно-спра­вочные системы (ИСС) и системы обработки данных (СОД).

ИСС выполняют поиск информации без ее об­работки.

СОД осуществляют как поиск, так и обра­ботку информации.


6. Многослойное представление информацион­ной системы.

Информационные системы можно рассматривать как сложную сис­тему, состоящую из нескольких взаимодейст­вующих слоев. В основании пирамиды, представ­ляющей ИС, лежит слой компьютеров - центров хра­нения и обра­ботки информации, и транспортная подсистема, обес­печивающая надежную передачу информации между компьютерами.

Над транспорт­ной системой работает слой сетевых операционных систем, который органи­зует работу приложений в компьютерах и предостав­ляет через транспортную систему ресурсы своего ком­пьютера в общее поль­зование.

Над операционной системой работают различные приложения, но из-за особой роли сис­тем управления базами данных (СУБД), хранящих в упорядоченном виде основную корпоративную ин­формацию и производящих над ней базовые опера­ции поиска, этот класс системных при­ложений обычно выделяют в отдельный слой ИС.

На сле­дующем уровне работают системные сервисы, кото­рые, пользуясь СУБД, как инструментом для поиска нужной информации среди миллионов и миллиар­дов байт, хранимых на дисках, предоставляют ко­нечным пользователям эту информацию в удобной для приня­тия решения форме, а также выполняют некоторые общие для предприятий всех типов про­цедуры обра­ботки информации. К этим сервисам относится служба World Wide Web, система электрон­ной почты, системы коллективной работы и многие другие.

И, наконец, верхний уровень ИС представ­ляют специальные про­граммные системы, которые выполняют задачи, спе­цифические для данного предприятия или предприятий данного типа. Приме­рами таких систем могут служить системы автомати­зации банка, организации бухгалтер­ского учета, ав­томатизированного проектирования, управления технологическими процессами и т.п.

Конечная цель ИС воплощена в прикладных про­граммах верхнего уровня, но для их успешной работы абсолютно не­обходимо, чтобы подсистемы других слоев четко выполняли свои функции.

Стратегические решения, как правило, влияют на облик ИС в целом, затраги­вая несколько слоев сетевой "пирамиды", хотя пер­воначально касаются только одного конкретного слоя или даже отдельной подсистемы этого слоя. Та­кое взаимное влияние продуктов и решений нужно обя­зательно учитывать при планировании ИС, иначе можно столкнуться с необходимостью срочной и не­предвиденной замены, например, сетевой техноло­гии, из-за того, что новая прикладная программа ис­пыты­вает острый дефицит пропускной способности для сво­его трафика.


 

7. Структурное обеспечение информационной сис­темы.

Как правило, ИС имеют сложную струк­туру, ис­пользуют ресурсы нескольких категорий, со­стоит из от­дельных частей, называемых подсисте­мами.

Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру инфор­мацион­ной системы можно рассматривать как сово­купность подсистем независимо от сферы примене­ния. В этом случае говорят о структурном признаке классифика­ции, а подсистемы называют обеспечи­ваю­щими. Подсистемы осуществляют обеспече­ние:

техническое, математическое, информацион­ное, программное, лингвистическое, организаци­онное, правовое, и эргонометриче­ское.

Техническое обеспе­чение - комплекс техниче­ских средств, предназначен­ных для работы инфор­мационной системы, а также со­ответствующая до­кументация на эти средства и техно­логические про­цессы ( компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления и вывода информации; сетевые устройства; эксплуатационные материалы и) др.

Математическое и программное обеспече­ние - совокупность математических методов, моде­лей, алго­ритмов и программ для реализации целей и задач ин­формационной системы, а также нор­мального функ­ционирования комплекса технических средств.( сред­ства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; методы математического про­граммирования, математиче­ской статистики, теории массового обслуживания и др). В состав программного обеспечения входят: сис­темное программное обеспе­чение (системные про­граммы); прикладное программ­ное обеспечение (прикладные программы); инструмен­тальное обес­печение (инструментальные сис­темы).

Важным эле­ментом программного обеспечения явля­ется техническая документация, содержащая опи­сание задач, экономико-математическую модель за­дачи, перечень программных модулей алгоритм про­граммы, список используемых обозначений, кон­троль­ные примеры.

Информационное обеспече­ние - сово­купность единой системы классификации и кодирова­ния информации, унифицированных сис­тем докумен­тации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современ­ном формировании и выдаче достоверной инфор­мации для принятия управ­ленческих решений.

К лингвистическому обеспече­нию ИСотносится ес­тественные и искусственные языки, а также сред­ства их лингвистической поддержки: словари лек­сики естественных языков, тезаурусы.

Ор­ганизаци­онное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работ­ни­ков с техническими средствами и между собой в про­цессе разработки и эксплуатации информацион­ной системы.


 

8 Классификация электронных вычислительных машин (ЭВМ). Принципы построения и функционирования ЭВМ Джона фон Ней­мана.

ЭВМ можно классифицировать по ряду при­знаков.

1. По принципу действия ЭВМ делятся на три больших класса в зависимости от формы представления ин­формации, с которой они рабо­тают:

- АВМ – аналого­вые вычислительные ма­шины непрерывного дейст­вия;

- ЦВМ – цифро­вые вычислительные машины дис­кретного дей­ствия, работают с информацией, пред­ставленной в дискретной (цифровой) форме;

- ГВМ – гибрид­ныевычислительные машины комбинирован­ного действия работают с информацией, представ­лен­ной как в цифровой, так и в аналоговой форме.

2. По назначению ЭВМ можно разде­лить на три групп:

- универсальные ЭВМ предназначены для реше­ния самых различ­ных инженерно-технических задач: экономических, математических, информационных и других за­дач,

- проблемно-ори­ентированные ЭВМ служат для решения более узкого круга задач, связанных, как пра­вило, с управлением технологическими процессами.

- специализированные ЭВМ используются для реше­ния узкого круга задач или реализации строго опреде­ленной группы функций работы.

3. По размерам и функциональным возможно­стямЭВМ делятся на:

- сверхбольшие (супер­-ЭВМ) – мощные многопро­цессорные вычисли­тельные машины с объемом оперативной памяти в десятки Гбайт.

- большие ЭВМ чаще всего называют мэйн­фреймами. К мэйнфреймам относят, как пра­вило, ком­пьютеры, имеющие емкость памяти до 1000 Мбайт и многопользовательский режим ра­боты.

- малые (мини-ЭВМ) используются чаще всего для управления технологическими процессами. Объем оперативной памяти 512 Мбайт, и могут также поддерживать многопользователь­ский режим.

- сверхмалые (микро-ЭВМ)обязаны своим появлением изобретению микро­процес­сора. Именно наличие микропроцессора слу­жило первоначально определяющим признаком мик­ро­-ЭВМ.

Большинство современных ЭВМ функ­ционируют на основе принципов, сформулиро­ванных в 1945 году американским ученым вен­герского происхождения Джоном фон Нейма­ном:

1.Принцип двоичного коди­рова­ния.Согласно этому принципу, вся информация, поступающая в ЭВМ, кодируется с помощью дво­ичных символов (сигналов).

2.Принцип программного управ­ления. Компьютерная про­грамма состоит из набора команд, которые вы­полняются процессором автомати­чески друг за другом в определенной последовательно­сти.

3.Принцип однородности па­мяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому ЭВМ не различает, что хранится в данной ячейке па­мяти - число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над дан­ными.

4.Принцип адресности.Структурно основная память со­стоит из пронумерованных ячеек, любая из кото­рых которая доступна процессору в произволь­ный момент времени.Согласно фон Нейману, ЭВМ состоит из следующих основных блоков) устройства ввода/вывода информации; 2) памяти ЭВМ; 3) процес­сора, включающего устройство управления (УУ) и арифметико-логическое уст­ройство (АЛУ).


 

9. Персональные компьютеры. Типовой комплект персонального компьютера.

Персональный компьютер представляет собой универ­сальную однопользовательскую микро­ электронная вычислительная система.

Персональный компьютер (ПК) в пер­вую очередь является общедоступной ЭВМ и об­ладает определен­ной универсальностью. В об­щем случае, для удовле­творения потребностей пользователя ПК должен обла­дать следующими свойствами:

- иметь относительно небольшую стоимость

- обеспечивать автономность эксплуа­тации без специальных требований к условиям окружающей среды;

- обеспечивать гибкость ар­хитек­туры, делающей возможным ее перестройку для раз­нообразных применений в сфере управ­ления, науки, образования, в быту;

- операцион­ная система и про­граммное обеспечение должно быть достаточно про­стым,;

- высокую надежность работы (более 5000 ч на­работки на отказ).

По назначению делятся на следую­щие катего­рии:

1. массовый ПК(Consumer);

2. деловой ПК (Office PC);

3. портативный ПК (Mobile PC);

4. Рабочая станция(Workstation PC);

5. развлекательный ПК (Entertainment PC).

По поколениям подразде­ля­ются:

- ПК 1-го поколения - используют 8-бит­ные мик­ропроцессоры;

- ПК 2-го поколения - ис­пользуют 16-битные м.п;

- ПК 3-го поколения .-используют 32-бит­ные м.п;

- ПК 4-го поколения - используют 64-бит­ные м.п.

ПК можно также разде­лить на две большие группы: стационарные и переносные.

К перенос­ным компьютерам относятся ноутбуки, электрон­ные запис­ные книжки, секретари и блок­ноты.

Конструктивно ти­повой комплектсостоит из системного блока, мони­тора, клавиатуры, мыши и печатающего устрой­ства (прин­тера).Внутри системного блока находятся два из трех основных структурных составляющих: про­цессор и память.

Системный блок включает:

1) системную (материнскую) плату, где распо­ложены процессор, оператив­ная и постоянная память, которые выполнены в виде больших ин­тегральных микросхем (БИС).

2) адаптеры, контроллеры и порты – устройства, обеспечивающие связь с внешними устройствами;

3) накопители на же­стких магнит­ных дисках (НЖМД), на гибких магнитных дисках (НГМД), на оптических дисках (НОД);

4) блок пи­тания. Монитор, клавиатура, мышь и принтер яв­ляются базовыми устройствами ввода/вывода, обеспечиваю­щими минимально необходимые функции ПК. С по­мощью клавиа­туры пользователем в ПК вводится сим­вольно-цифровая информация. Монитор (экран)служит для отображения информации в удобном для пользо­вателя виде.. Мышь позволяет в графиче­ской среде WINDOWS осуществлять управление курсором на экране монитора, а также запускать выполнение ко­манд и программ. С помо­щью принтера осуществляется вывод информа­ции на бумажные носители.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.