Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ
В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относится к исключительному ведению Российской Федерации.
В ст. 129 Конституции определены общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации.
Согласно ст. 129, прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.
Основными функциями прокуратуры являются:
1) надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами;
2) надзор за соблюдением законов органами, ведущими борьбу с преступностью и другими правонарушениями и расследующими деяния, содержащие признаки преступления;
3) расследование деяний, содержащих признаки преступления;
4) поддержание государственного обвинения, участие в рассмотрении в судах уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров в арбитражных судах;
5) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и применении других мер принудительного характера, назначаемых судом;
6) надзор за соблюдением законов органов военного управления, воинскими объединениями, соединениями, воинскими частями, подразделениями, военными учреждениями и военными учебными заведениями и должностными лицами Вооруженных Сил, Пограничных войск, Федеральной Службы Безопасности.
Органы прокуратуры Российской Федерации:
1) составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;
2) осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
3) действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны;
4) информируют органы государственной власти и управления, а также население о состоянии законности.
Создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускаются.
Прокуроры не вправе заниматься по совместительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности. Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Прокуратура не обладает никакими административными функциями, поэтому не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет надзор.
Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение суда либо соответствующего государственного органа. Исключением из этого общего правила является надзор прокуратуры за исполнением закона при расследовании уголовных дел и частично при надзоре за местами лишения свободы. Здесь прокурор обладает властными полномочиями и сам своей властью может устранить выявленные нарушения закона.
Предметом надзора является:
1) соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Российской Федерации и действующим законам;
2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных правах и свободах граждан, защите их чести и достоинства;
3) соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.
Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, требующие прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора.
5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: общие положения
ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет принципы деятельности и организации прокуратуры РФ, систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры, полномочия прокурора в разных направлениях прокурорского надзора, социальную защиту прокурора и т. д.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» включает 7 разделов, в которые входит 54 статьи.
1-й раздел Закона (ст. 1–10) «Общие положения» определяет статус органов прокуратуры в государственной системе, основные функции, цели, направления деятельности.
Основная функция органов прокуратуры: надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих законов.
Цели прокурорской деятельности:
1. Обеспечение верховенства закона.
2. Единство законности.
3. Обеспечение укрепления законности.
4. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.
5. Обеспечение защиты охраняемых законом интересов государства и общества.
Основные направления деятельности прокуратуры:
1. Надзор за исполнением законов и соответствием законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами, госкомитетами, службами.
2. Надзор за соблюдением федеральными министерствами, госкомитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций всех закрепленных законом прав и свобод человека и гражданина.
3. Надзор за исполнением законов органами, ведущими предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность.
4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.
5. Надзор за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц.
6. Уголовное преследование (полномочия устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством).
7. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
8. Участие в правотворческой деятельности.
6. Общая характеристика федеральных законов и иных правовых актов, регламентирующих деятельность органов прокуратуры.
Кроме Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» деятельность прокуроров и органов прокуратуры регламентируется целым рядом иных федеральных законов. С отдельными из них мы уже ознакомились, изучая 62 предыдущие темы. Другие следует привести сейчас «Об основах государственной службы Российской Федерации»; - «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; «О милиции»; «Об органах федеральной безопасности в Российской Федерации»; «Об оперативно-розыскной деятельности» и др. Ряд процессуальных и обычных кодексов, регламентирующих работу прокуратур по направлениям их деятельности, также входит в состав источников правовой основы деятельности прокуратур. Неотъемлемой составной частью правовой основы деятельности прокуратуры служат международные договоры РФ; Конвенции и т.д. Иногда в них фигурируют в качестве субъекта-исполнителя непосредственно прокурор, в других случаях используется собирательный термин «учреждения юстиции» (имеются в виду суды, прокуратуры, нотариат и др.). Важно иметь в виду общее юридическое правило, что международные договоры имеют юридическую силу, превышающую нормы федеральных законов, следовательно, они соблюдаются и исполняются в порядке высшего приоритета.
При наличии международного двухстороннего договора о правовой помощи (уголовные, гражданские, таможенные и т. д.) направляются соответствующие просьбы о правовой помощи, обязательные для исполнения. По общему правилу при отсутствии закона о нормотворчестве, до его издания, нормотворчество осуществляется при помощи Указов Президента РФ (Положения о координации деятельности, о классных чинах прокурорских работников и т. д.). Особое место в правовой регламентации деятельности прокуратуры имеют обязательные для исполнения приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора РФ. С отдельными, наиболее часто применяющимися в организации и деятельности прокуратуры, ознакомление произошло ранее, при изучении предшествующих тем. Важно отметить, что все они основываются на положениях Конституции РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ» и других федеральных законов, международных договорах
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|