История изучения шаманизма Якутии.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ,
ИСТОРИИ И ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ
Направление: Антропология и этнология
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЯКУТСКОГО ШАМАНИЗМА
Реферат по дисциплине историческое инструментоведенье: история традиционных музыкальных инструментов на материалах Волго - Уралья
Выполнила: студент II курса
Викторова Анастасия Сергеевна
Проверил:
Яковлев Валерий Иванович
Казань – 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Якутский шаманизм. История и особенности.
§1.1. История изучения якутского шаманизма.
§1.2. Особенности якутского шаманизма в сравнение с остальными шаманскими традициями Сибири.
Глава 2. Сравнительные характеристики якутского шаманизма в обряде камлания.
§2.1. Якутское камлание. Роль музыкальных инструментов.
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Темой моего исследования послужили особенности роли музыкальных инструментов в камланиях шаманов Якутии. Данный шаманизм представлял собой систему мировоззрений, объединяющий мифологию и обрядность, где первое можно приравнять к теологической доктрине данного народа, а второе является одним из характерных явлений шаманизма, переросшее в олонхо, которое в свою очередь является наследием ЮНЕСКО. Потому нельзя не отметить, насколько важно вновь и вновь искать истоки, которые под действием времени меняются, растут и развиваются, сплетаясь с различными культурами, поскольку научное значение имеет роль появления и развития роли инструментов, как производных культуры или же заимствованных.
Вместе с тем, нельзя не сказать, что анализ верований и обрядов, содержащихся в якутском шаманизме, имеет значимость в этнографическом аспекте. Пути формирования и развития национальной якутской культуры становятся для исследователей и интересующихся более отчетливыми. Явление это многогранно само по себе, так как открывает целый пласт первобытных, архетипических представлений человека о мире, строении реального и мифического Космоса, их неразрывной связи и переплетения.
Степень изученности. В исследование задействованы работы Г. Н. Потанина и его статья о шаманах Алтая, а также статья А. А. Попова о шаманской атрибутике. Кроме того, труд В.Н. Басилова – «Избранники духов». Имеются работы якутского этнографа с мировым именем Г. В. Ксенофонтова, которые превратились в основной источник информации по шаманским практикам Восточной Сибири для других исследователей шаманизма, как например – «Шаманизм. Избранные труды». В работе известного советского этнографа Н. А. Алексеева «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири» проведено сравнительное исследование анимистических представлений и обрядов в шаманских практиках тюркоязычных народов Саяно-Алтая и Якутии. В другой работе Н. А. Алексеева «Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале XX в.», раскрыто содержание ранних форм религии и обобщены сведения по шаманизму якутов, но сравнительный анализ этих форм не входил в задачи исследования. В работе Е. С. Новик «Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур» выделены элементы, являющиеся общими для нешаманских и шаманских обрядов населения Сибири, в том числе и якутов. Однако в большинстве работ шаманизм рассматривался в контексте описания традиционной культуры якутов, либо традиционного мировоззрения. Кроме того, развитие музыкальных инструментов рассмотрено в различных статьях А.П. Решетниковой, как например «От мифа к олонхо». Книга Токарева С.А. «Очерк истории якутского народа», которая посвящена детальному изучению якутского камлания, богата анализом изучения бубна.
Таким образом, объектом исследования является шаманизм Якутии, а предметом – музыкальные звуки и инструменты в обряде камлания.
Цель исследования: изучить роль музыкальных инструментов в камланиях якутских шаманов.
Данная цель определяет постановку следующих задач:
1) Рассмотреть историю изучения шаманизма Якутии;
2) Исследовать роль музыкальных инструментов в обрядах камлания;
Хронологические рамки исследования охватывают в основном период второй половины XIX — первой трети XX века, описанный в этнографической литературе. Для изучения генезиса отдельных обрядов и образов мифологии используются материалы по культуре ХVIII веков.
В работе использованы сравнительно-исторический, историко-генетический, кросс-культурный, типологический, структурно-функциональный, методы исследования.
Глава I. Якутский шаманизм. Историографический обзор и отличительные особенности.
История изучения шаманизма Якутии.
Шаманство считается стадиальной формой религии народа мира. Но именно в Сибири оно получило свое наиболее классическое развитие. Якутский шаманизм является не только одной из развитых его форм, но и на сегодняшний день - наиболее изученной на территории Сибири[1].
Первый период (XVII - XVIII века) - накопления сведений. Первые сообщения о верованиях якутов и специфических служителях якутских культов - шаманах, появились в XVII веке, после присоединения северо-востока Сибири к российскому государству. Эти сведения содержались в «отписках», «доездах» служилых, торговых и промышленных людей, «распросах» ясачных людей, челобитных самих якутов.
В продолжение второго периода - историко-этнографического (XVIII -начало XX века) были собраны основные материалы, а также начата систематизация информации. Ценные сведения о верованиях и обычаях якутов содержатся в материалах членов Второй Камчатской экспедиции 1733-1744 гг. экспедиции Г. В. Миллера, И. Г. Гмелина, Я. И. Линденау, И. Э. Фишера. В частности, Линденау и Миллер оставили описания якутских обрядов, особенностей шаманских обрядов. Сведения о шаманских камланиях, обрядах, атрибутике, пантеоне содержались также в материалах 1768-1769 гг. собранных по заданию администрации Якутской области.
В первой половине XIX века материалы по культуре якутов собирались участниками научных экспедиций, чиновниками и ссыльными. Описания якутских верований и обрядов были приведены в работах Ф. Врангеля, Н. С. Щукина, А. А. Бестужева-Марлинского, А. Ф. Миддендорфа.
Во второй половине XIX - начале XX века главную роль в изучении якутской культуры сыграли представители политической ссылки. Были составлены уникальные описания по верованиям и шаманству якутов. В монографии И. А. Худякова «Краткое описание Верхоянского округа», описаны различные типы шаманских камланий, осуществлен анализ содержания таинства шаманского посвящения. В капитальном труде В. Л. Серошевского «Якуты. Опыт этнографического исследования», значительное место отведено описанию шаманских обрядов, атрибутов и представлений, связанных с шаманством. Оригинальная теория формирования верований якутов и происхождения белого и черного шаманства была изложена В. Ф. Трощанским.
В продолжение третьего периода (конец первой четверти XX - начало XXI века) — культурно-антропологического; проводится систематизация информации по верованиям и шаманству якутов, составление обширной источниковедческой базы. Значительный вклад в систематизацию сведений о верованиях якутов и функциях белых и черных шаманов внес якутский ученый А. Е. Кулаковский, монография которого «Материалы для изучения верования якутов», увидела свет в 1923 году. Целая серия работ по шаманизму якутов и других этносов Восточной Сибири, автором которых является Г. В. Ксенофонтов, увидела свет в конце 20 - начале 30-х гг. прошлого века. Г.В. Ксенофонтов, впервые в якутоведении, проанализировал мифологию шаманизма якутов в сравнительном плане с религиозными верованиями народов Сибири, Центральной Азии и Ближнего Востока.
Материалы, собранные и опубликованные в 30-х годах XX века якутским фольклористом С. И. Боло (Д.И. Дьячковским) показывали специфику шаманства в центральной Якутии, его отличия от шаманства северных якутов, социальную роль шаманов в якутском обществе. Ценные сведения о функциях белых и чёрных шаманов, особенностях шаманских обрядов, атрибутике, были приведены в сборнике «Исторические предания и рассказы якутов» 1960 года, подготовленном якутским фольклористом Г. У. Эргисом.
В работе известного советского этнографа Н. А. Алексеева «Традиционные религиозные верования якутов в ХГХ-начале XX века», изданной в 1975 году, обобщен и проанализирован обширный материал, включающий опубликованные и неопубликованные работы исследователей якутской культуры. Особое место было отведено рассмотрению структуры шаманских камланий и установлению генетических связей шаманизма с другими формами религии. Связи двух форм якутского шаманства — белого и черного, с влиянием различных этнических компонентов, исследовала санкт-петербургский ученый Т. В. Жеребина.
В конце XVII - начале XVIII в. в европейской печати впервые появляются скудные сведения о якутских верованиях (Н.К.Витсен, Э.И.Идес, И.Ф.Страленберг). Но более подробные описания шаманов опубликованы в исследованиях участников Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.) - И.Г.Гмелина, Г.Ф.Миллера Я.И.Линденау. Так, в частности И.Гмелин отметил поразительно гипнотическое воздействие на присутствующих каждого компонента камлания - танец шамана, звуки бубна, черты лица исполнителя, соответствующая обстановка.
Участник Северо-Восточной экспедиции второй половин XVII в. Г.А.Сарычев одним из первых обратил внимание на шаманские обряды. Печатаются первые специальные статьи посвященные якутскому шаманству. Среди них статья В.Л.Серошевского "Как и во что веруют якуты", удостоенная в Париже специальной золотой медалью Первым международным конгрессом по истории религии. Серошевский одним из первых отметил, что шаманы камлают не из-за одних только материальных выгод, но и стремлением облегчить страдание ближнего. "Шаман чародей по призванию, каким-то восторженным пренебрежением собственной опасности и озаренный высоким светом жертвы производит на слушателей громадное впечатление".
Н. А. Виташевский оформил тезис о связи шаманского ремесла с нервными болезнями, с двумя формами психической патологии человеческого организма близко соприкасающимися с гипнотическим состоянием субъекта "Шаман подражает или на самом деле впадает в состояние «мэнэрикэ» - таков был вывод Виташевского. Он имел ввиду состояние экстаза, основного составного ядра шаманства, магической техники, его мистики. Именно в конце XIX в. появились такие термины, как телепатия, ясновидение, проскопия, психокинез. Ученые решили, что в область естествознания придется отныне включить многое из того, что в прошлом рассматривалось как суеверие и объяснить психические явления, представляющие необыкновенными с научной точки зрения в рамках законов природы.
В начале XX в. выходит в Казани монография В.Ф.Трощанского "Эволюция черной веры (шаманства) у якутов". Автор достиг в исследовании изучаемой проблемы определенных успехов. Его работа становится третьим (после работ Д.Банзарова, В.М.Михайловского) монографическим исследованием в области шаманизма в тогдашней русской этнографической литературе.
Исследование якутского шаманства продолжалось и в советское время. Это - монографические труды Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева и др. Г. В. Ксенофонтов обнаружил одну важную черту служителей "черной веры" - знание человеческого организма и психики, тем самым он продолжил некоторые идеи дореволюционных исследователей проблемы. Они в дальнейшем развиваются в работах советских и зарубежных специалистов. Так, еще в 70-х годах советский ученый Витевин и американский медик Г. Райт пришли к заключению, что первобытные колдуны и современные шаманы, по существу являются первобытными психотерапевтами".
В 1975 г. в Новосибирске опубликована монография Н.А. Алексеева "Традиционные религиозные верования якутов", явившаяся своеобразным итогом в теоретическом изучении якутского шаманства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|