Сделай Сам Свою Работу на 5

Группы с управляемой динамикой

Отличие этих групп состоит в том, что в группах со спонтанной динамикой ведущий следует «самозарождающимся» динамиче­ским процессам, а в группах с управляемой динамикой ведущий, используя определенные средства, провоцирует те или иные процессы в группе, такие как проявление и выражение чувств, обратные связи, рефлексия групповой ситуации и т. д.

Такими средствами могут стать и групповые правила, если ведущий с самого начала берет на себя функцию наблюдения за их выполнением в группе, объявив об этом во вступительном слове. Тогда, обращая внимание на происходящее в группе с точ­ки зрения групповых правил, он, по крайней мере, стимулирует рефлексивные процессы. Он имеет возможность сказать: «Да­вайте теперь дадим друг другу обратные связи» и т. п. Таким об­разом он может активизировать и более явно структурировать процесс общения и взаимодействия в группе.

В большей степени структурировать и активизировать динами­ческие процессы в группе позволяют групповые психотехники. Некоторые из них мы уже описывали, когда говорили о третьем этапе группы со спонтанной динамикой. Подобные упражнения могут не только фасилитировать (облегчать проявление) и струк­турировать то, что есть, но и провоцировать поворот групповой динамики в то или иное русло.

Несомненно, что у такого управления есть свои пределы. Груп­па может не пойти за ведущим, если он попробует предложить что-либо в неподходящий момент. Группа — организм, состоя­щий из живых людей, у которого осуществляются свои внутрен­ние процессы и своя логика их развития.

Пределы волюнтаристского управления группой со стороны ведущего определяются органическими законами спонтанной динамики. Поэтому любые варианты ведения групп с управляе­мой динамикой опираются на эти законы. Попытаемся показать некоторую последовательность событий в одном из типов групп с управляемой динамикой. И на этом примере поговорим о про­исходящих там психологических процессах.

Кроме роли фасилитатора, ведущий открыто берет на себя функ­цию организатора группового процесса.



ЭТАП ПЕРВЫЙ. Заключение психологического контракта, вхождение в «здесь и теперь», сплочение и раскрепощение, пер­вые обратные связи.

Можно начать с круга знакомства. Можно предложить называть друг друга на «ты» и по именам. Дальше обычно каждому участ­нику предлагается сказать о своих ожиданиях. Вначале все про­говаривается в закрытой форме, но это первое введение в куль­туру «здесь и теперь», это первый опыт попробовать говорить в группе.

Предварительные разговоры очень важны. Фактически они являются формой заключения психологического контракта меж­ду участниками, между группой и ведущим. В ожиданиях, о ко­торых говорят участники, спрятана мера ответственности за то, что они собираются делать в настоящий момент. Это также в скрытом виде проговаривание позиции, которую каждый для себя видит в отношении других членов группы. Например, кто-то может сказать, что многого не ждет, хотел бы посмотреть на себя и, по возможности, включаться в происходящее на занятии. Ведущий может в своем парафразе переформулировать это в терминах ответственности: «То есть ты берешь на себя ответ­ственность перерабатывать тот опыт, который будешь получать "здесь и теперь"». Любая ответственность, пусть даже самая ма­ленькая, но достаточно ясно сформулированная и принятая — благо для динамики группы и личностной динамики участника.

Потом ведущий предлагает поближе познакомиться и начать игру. Это поможет участникам почувствовать себя более свобод­но друг с другом, немного раскрепоститься, чтобы более продук­тивно работать вместе. Могут быть использованы салонные или детские игры.

Таких игр может быть бесконечное множество. Главная их особенность в том, что они вводят участников в «здесь и теперь», позволяют наработать реальные чувства, создать отношения меж­ду участниками в психологически безопасной форме. Это дает возможность каждому уча­стнику проявиться, увидеть себя и других с несколько необыч­ной точки зрения. Процедура как бы задает структуру занятий, выделяет две неотъемлемые части: 1) получение опыта «здесь и теперь» и 2) рефлексию этого опыта.

Вместе с тем, за игровой легкостью участники начинают чув­ствовать нечто большее, поскольку обратные связи и рефлексия уже начинают задевать какие-то более глубокие стороны «Я».

Итак, фактически группа уже сплочена опытом совместных позитивных чувств «здесь и теперь», и ее участники уже доста­точно свободны в своих проявлениях. Группа готова двинуться «глубже». Но для этого нужен еще один шаг: участники должны более четко почувствовать себя группой и осознать это, а затем уже принять решение, сделать выбор пути — заключить новый психологический контракт.

ЭТАП ВТОРОЙ. Рефлексия групповой ситуации «здесь и те­перь», заключение нового психологического контракта.

Проводится рефлексия группы: «Что сейчас представляет собой наша группа? Как мы чувствуем себя друг с другом? Какие роли оказались у каждого участника в этой группе? Такими, каковыми мы сейчас являемся, можем ли мы вместе дальше общаться?»

Обычно вначале используется какая-нибудь рефлексивная игра. В настоящей книге уже описана игра «Автомобиль», кото­рая была использована на занятиях с подростками. Здесь мы приведем другую технику — «Скульптурный портрет группы».

В качестве помощи в рефлексии группового процесса может быть использована техника «самооценки включенности» в груп­повой процесс. Ведущий ставит в центр круга стул и говорит: «Это у нас центр группы. Тот, кто чувствует себя включенным в то, что происходит в группе "здесь и теперь", может сесть или встать на этот стул. Кто-то может чувствовать себя несколько в стороне, кто-то вообще может находиться в углу комнаты и чув­ствовать себя полностью выключенным из этого круга. Давайте сейчас все вместе займем те места, на которых мы сами себя ощу­щаем. Может быть, придется потолкаться, но в конце концов наша "живая диаграмма" как-то успокоится, и мы сможем уви­деть, какова наша группа».

Иногда начинается свалка, борьба за место на стуле, кто-то занимает его, кто-то садится первому на колени, поскольку тоже чувствует себя в самом центре. Иногда центр остается почти пу­стым. В любом случае — это ценнейший материал для обсужде­ния рефлексии при переходе к следующему этапу.

И первый этап, и его рефлексия на втором этапе позволяют группе почувствовать и осознать себя группой. Второй этап, в дополнение к эффектам первого, позволяет во время выполне­ния и обсуждения упражнений высказать и негативные чувства, свои переживания по поводу своего места среди других «здесь и теперь» и т. п.

Теперь уже ведущий может предложить, а группа готова осознанно принять путь дальше — к более глубокому видению и пониманию себя, к более глубоким проявлениям себя «здесь и теперь», к более глубокой рефлексии получаемого опыта. Принятие этого предложения является заключением нового психологического контракта, принятие группой новой ответ­ственности.

ЭТАП ТРЕТИЙ. Личностные проекции, самопознание, уг­лубление обратных связей.

Атмосфера становится серьезней, пропадает легкость, но вместе с тем возрастает «температура» группового процесса. В группо­вом «котле» оказываются более глубокие личностные «пласты». Обычно ведущий использует психотехники, постепенно про­двигая группу вглубь. Новизну этого этапа могут подчеркивать психотехники, направленные на новое знакомство на другом, более глубоком уровне.

Подобный опыт делает участников группы более открытыми, обратные связи становятся более глубокими и эмоциональны­ми, благодаря чему участники начинают рассказывать о себе. Кроме того, расширен языковый арсенал участников, в группе складывается ее индивидуальный язык.

Дальнейшие психотехники, если они используются, предпола­гают более открытую проекцию своих «Я» в «здесь и теперь» груп­пового общения. Ведущий усиливает эту проективную тенденцию.

Иногда возникает интересная особенность групповых отноше­ний. Наряду с тем, что сохраняется глубокий личностный уровень общения, обсуждаются и интенсивно переживаются очень интим­ные стороны «Я» участников. В группе возникает деловая обста­новка. Участники по-деловому как бы составляют график, когда и чьей проблемой заниматься, устанавливается даже очередь на самораскрытие. Наверное, курьезно это звучит со стороны, но внутри группы такое сочетание прагматизма и душевности ощу­щается как совершенно естественная форма общения.

На этом этапе ведущий порой даже сдерживает обсуждения, чтобы не нарушить тот баланс «внешнего» и «внутреннего», о котором мы все время говорили: слишком интенсивные обсуж­дения и рефлексия личностной проблемы в группе, между учас­тниками, могут отнять у человека возможность побыть наедине со своим «Я», пережить полученный опыт внутри себя.

Когда «энергетика» этого этапа начинает снижаться (как опи­сывался этот момент в «спонтанных» группах), ведущий может повернуть групповую динамику снова к «здесь и теперь» меж­личностного общения и отношений в группе.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. Изменение контракта, усиление меж­личностной динамики в группе, социометрия.

На этом этапе участники группы уже привыкли друг к другу и почувствовали психологическую безопасность. На предыдущем этапе группа прошла через риск самораскрытия. Теперь обратные связи участников в отношении друг друга открыты и глубоки. Обратные связи стали автоматически получать статус предмета личностной работы, а не травмирующего или манипулятивного фактора.

Но если на третьем этапе акцент в обратных связях, в рефлек­сии был обращен на внутреннее состояние личности участников группы, то теперь он переносится на межличностные отношения «здесь и теперь», на более глубокую проработку («переживатель­ную» и «рефлексивную») симпатий, антипатий, доверия. Это до­статочно суровое испытание, вызывающее весьма глубокие пе­реживания.

Такой переход проговаривается ведущим. Выслушиваются реакции участников, каждый говорит о своей готовности или неготовности идти в этом направлении. Другими словами, зак­лючается новый психологический контракт, когда группа берет на себя ответственность за дальнейшее. Тема ответственности может обсуждаться открыто.

Эмоции в группе начинают смещаться в сторону радостных и светлых чувств. Всем хорошо друг с другом и с самими собой. Может наступить даже групповая эйфория. Эти чувства действи­тельно прекрасны. Но эйфория таит в себе и опасность, о кото­рой мы уже говорили. Работа по профилактике этой опасности проходит на последнем, пятом этапе.

ЭТАП ПЯТЫЙ. Выход из «здесь и теперь», социальная реа­билитация, завершение группы.

Пятый этап проходит совершенно аналогично последнему этапу работы групп со спонтанной динамикой. Но есть одно дополне ние, одно замечание.

Иногда в групповом процессе — в обоих типах групп — насту­пают моменты, которые психологи на профессиональном жаргоне называют пробуксовкой: либо участники застревают на ка­ком-то этапе (легкость и приятные эмоции после первого этапа управляемых групп, застревание на проблеме одного из участни­ков и пр.), либо группа ощущает риск при переходе к более глубо­ким уровням общения и самопознания и начинает «сопротивлять­ся», либо речь может идти о падении энергетики, и динамика становится вялой.

В таких случаях делают рефлексивную остановку, и прово­дят в группе рефлексию процесса: «Что сейчас происходит с на­шей группой? Какие чувства это вызывает? Можно ли дать ме­тафору тому, что сейчас происходит?» и т. д. То есть проводятся процедуры, аналогичные тем, которые делаются при переходе от этапа к этапу. Главное, чтобы сам факт пробуксовки и ее пере­живание каждым человеком стали групповым событием, пред­метом групповой рефлексии и групповой работы по преодоле­нию пробуксовки. После этого группа уже в состоянии сделать выбор, куда ей двигаться дальше, что будет подтверждением ста­рого или заключением нового психологического контракта.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.