Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная реформа Петра I





Военная реформа

Введение рекрутской системы.Недостаток финансов обусловил новую систему комплектования армии. В XVII в. армия состояла из поместной конницы, т. е. дворянского ополчения, созываемого в связи с предстоящим началом военных действий. С исчезновением опасности ополчение распускалось по домам. Второй род войск составляли стрельцы. Они жили в Москве отдельными слободами, имели семьи, получали небольшое жалованье, дополняемое доходами от торгов и промыслов. Походы отрывали стрельцов от их занятий и вызывали резкое недовольство.

Многие страны Западной Европы перешли на комплектование армии наёмниками. В России, где правительство не располагало необходимыми средствами, воспользовались при комплектовании вооружённых сил рекрутскими наборами: в зависимости от потребностей сельское и городское население поставляло рекрута с определённого количества дворов. Служба рекрута была пожизненной, что обеспечивало высокую боевую выучку и позволяло перейти к формированию регулярной армии , т. е. армии, располагавшей единообразной системой комплектования, обучения, экипировки, вооружения и снаряжения.



Регулярная армия и мануфактурное производство.Единообразие экипировки, а также вооружения и снаряжения могли обеспечить только мануфактуры, т. е. крупные предприятия с примерно одинаковой технологией изготовления пушек, ядер, ружей, сукна, шляп, чулок и т. д. Так устанавливалась прямая связь между созданием крупной промышленности и формированием регулярной армии.

На металлургических заводах в Туле и её окрестностях отливали пушки ещё в XVII в., но чугун был низкого качества, и стволы пушек после нескольких выстрелов часто приходили в негодность. Россия ввозила высококачественное железо из Швеции.

В конце XVII в. на Урале была найдена руда хорошего качества. Там имелись все условия для сооружения заводов: обилие лесов и малых речек, на которых можно было соорудить плотины. Но в стране отсутствовали богатые купцы, способные осилить строительство заводов в слабозаселённых и удалённых от центра районах. Сооружение заводов взяла на себя казна: в течение нескольких лет она пустила на Урале четыре металлургических завода, один из которых (Невьянский) в 1702 г. на льготных условиях передала тульскому купцу и оружейнику Никите Демидову. Предприимчивый делец и талантливый организатор ко времени смерти в 1725 г. оставил наследникам шесть заводов.



В Олонецком районе (близ Петрозаводска) руда по качеству уступала уральской, но его близкое расположение к театру военных действий вынуждало казну строить заводы и там: с 1702 по 1707 г. было введено в действие четыре завода.

На казённые средства сооружались не только металлургические заводы, но и прочие предприятия, изделия которых предназначались для армии и флота: Хамовный двор обеспечивал флот парусами, Суконный двор – сукном для мундиров, экипировку армии обеспечивали шляпные, чулочные, пуговичные и прочие мануфактуры. Часть из них, подобно Невьянскому заводу, тоже на льготных условиях была передана купцам. Уже в 1699 г. Петр сформировал помимо двух гвардейских полков — Преображенского и Семеновского — 29 пехотных и 2 драгунских. К концу его царствования общая численность русской армии составляла 318 тыс. человек.

Петр строго обязал всех дворян нести военную службу, начиная с солдатского чина. В 1716 г. был издан Устав воинский, который регламентировал порядок в армии в военное и мирное время. Подготовка офицерских кадров осуществлялась в двух военных школах — Бомбардирской (артиллерийской) и Преображенской (пехотной). Впоследствии Петр открыл морскую, инженерную, медицинскую и другие военные школы, что позволило ему в конце своего царствования полностью отказаться от приглашения иностранных офицеров на русскую службу.



 

Губернская реформа.К первому этапу становления абсолютизма относится областная реформа 1708 – 1710 гг.Её проведение было продиктовано наличием множества изъянов, обнаруженных событиями первого десятилетия XVIII в. Движения в Астрахани и на Дону показали неспособность власти на местах подавить очаги недовольства в самом зародыше. Не справлялась местная администрация и со своевременным набором рекрутов. Малоэффективной оказалась деятельность Ратуши и земских изб по сбору налогов.

 

Суть областной реформы состояла во введении промежуточной инстанции между уездами и приказами – появились губернии и провинции. Страна была разделена на восемь губерний во главе с губернаторами, облечёнными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. Не случайно губернаторами царь назначил самых надёжных соратников: А. Д. Меншикова, Ф. М. Апраксина, Д. М. Голицына, Т. Н. Стрешнева и др.

Областная реформа имела два следствия. Первое состояло в значительном увеличении штата чиновников, которые, подобно саранче, опустошали управляемые территории всякого рода узаконенными сборами, а также поборами в свою пользу. Другое следствие – ломка существовавшего аппарата: прекратили существование областные приказы – Казанского дворца, Сибирский, Смоленский, а также Ратуша и её местные органы – земские избы, поскольку сбором налогов стала ведать новая администрация.

Церковная реформа.Церковную реформу с полным основанием можно отнести к важнейшим административным начинаниям Петра – она коренным образом изменила положение церкви в государстве и решительно пресекла её притязания на вмешательство в светские дела. Новшества коснулись двух сторон жизни церкви – её материальных ресурсов, т. е. церковного землевладения, и места в государственной структуре.

Принципиальное отличие церковной политики Петра от политики его предшественников состояло в том, что она строилась не на базе личных отношений между представителями светской и духовной власти, а на тезисе, что все, в том числе и монарх, являются слугами государства и что церковь тоже обязана вносить свою лепту в эту службу. При такой постановке вопроса не могло быть и речи о независимости церкви, её материальной и политической самостоятельности.

Важный этап во взаимоотношениях светской и духовной властей связан со смертью патриарха Адриана в 1700 г. Известный прибыльщик А. А. Курбатов отправил письмо находившемуся под Нарвой Петру с рекомендацией повременить с избранием нового патриарха и создать учреждение для управления монастырскими вотчинами во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным.

Царь с охотой воспользовался советами Курбатова: вместо избрания нового патриарха он изобрёл новую должность, целиком зависимую от воли государя, – местоблюстителя патриаршего престола, на которую назначил рязанского митрополита Стефана Яворского. Царь надеялся найти в Яворском активного сторонника церковной реформы и преобразований, но ошибся: рязанский митрополит придерживался консервативных взглядов, был тайным сторонником восстановления патриаршества, не поддерживал нововведений.

Царь внял и совету Курбатова создать «особливый расправный приказ для сбора и хранения казны» – в 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ для управления вотчинами во главе с боярином Мусиным-Пушкиным.

По данным на 1722 г., духовенству принадлежала 1/5 всех крестьян страны. Монастырские вотчины были разделены на две категории – «определённые», доход с которых поступал на нужды монастыря, и «заопределённые», управляемые агентами Монастырского приказа, доход с которых поступал в казну. Тем самым была осуществлена частичная секуляризация церковных владений, т. е. передача их и доходов с них в управление светского учреждения.

Обнаружив сомнительную преданность Стефана Яворского преобразованиям, Пётр занялся поисками подлинного соратника в осуществлении церковной реформы. Он обрёл его в лице Феофана Прокоповича, запомнившегося ему по речи, которую произнёс проповедник в Софийском соборе в Киеве по случаю Полтавской победы. В проповеди Прокопович восхвалял преобразования, преобразователя и полководца, одержавшего блистательную победу.

В 1716 г. Пётр вызвал Прокоповича из Киева в Петербург и использовал его блестящие способности оратора, публициста, законодателя и писателя для прославления преобразований. Перу Прокоповича принадлежат важнейшие законодательные акты, среди которых особое место занимает регламент Духовной коллегии. Этот документ примечателен тем, что призывал блюсти чистоту веры, бороться с раскольниками не суровыми репрессиями, а распространением образования, попечением о школах и богадельнях при монастырях. Духовный регламентзнаменит прежде всего обоснованием преимуществ коллегиального управления над единоличным.

Синод.В 1721 г.духовное ведомство наконец обрело высшее учреждение, сменившее местоблюстителя патриаршего престола – Духовную коллегию, переименованную в Синод. Членов Синода назначал царь, они были приравнены к чиновникам прочих светских учреждений: получали из казны жалованье, приносили присягу на верность государю и обязывались безоговорочно выполнять все его повеления. Церковным иерархам предписывалось «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Как и в Сенате, в Синоде присутствовало «око государево» – обер-прокурор, светское лицо, надзиравшее за его деятельностью.

В итоге церковной реформы Синод превратился в обычное правительственное учреждение, в котором заседали чиновники в рясах. И хотя он, подобно Сенату, назывался Правительствующим, его компетенция была значительно скромнее сенатской и распространялась только на дела веры.

Президентом Синода Пётр оставил престарелого местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, уже неспособного выполнять свои обязанности; к тому же через год он умер. Фактическим руководителем Синода был его вице-президент Феофан Прокопович.

Церковная реформа расширила обязанности духовенства. Монахов Пётр называл тунеядцами и требовал от них службы государству: содержания школ, богаделен, занятий ремёслами.

Частичной секуляризацией владений духовенства и превращением церкви в послушное орудие государственной власти не исчерпывается содержание церковной реформы. Третье её следствие состояло в некоторой «секуляризации мысли», в проникновении светских воззрений в церковную жизнь. Свидетельством частичного освобождения общественной мысли от церковной идеологии является отказ правительства от средневековых преследований еретиков. На смену слепой непримиримости к инакомыслящим пришло некоторое ослабление религиозных гонений, известная веротерпимость.

Руководствуясь практическими интересами, правительство отказалось от жестокого преследования старообрядцев. Указ 1716 г. разрешал записываться в раскол «без всякого сомнения», но за эту милость с лиц, придерживавшихся старых обрядов, налоги взыскивались в двойном размере. Помимо этого, старообрядцев принудили носить одежду иную, чем у остального населения, – головной убор их украшали рога.

Ещё одна особенность церковной политики Петра I состояла в предоставлении иностранцам права беспрепятственно исповедовать свою религию и сооружать для этого храмы. Эта мера была вызвана стремлением привлечь на русскую службу иностранных специалистов.

Социальная реформа Петра I

Общая характеристика.Внутренняя политика Петра I отличалась некоторыми существенными особенностями, проистекавшими из его социально-политических взглядов. Одна из особенностей состояла в том, что царь считал себя слугой государства, он ему служил. В 1713 г. он писал, что служит свыше 18 лет, т. е. с 1695 г. В другой раз он прямо назвал 1695 год первым годом своей службы: «начал служить с первого Азовского походу бомбардиром».

Под службой государству Пётр подразумевал все сферы своей разнообразной деятельности: участие в сражениях и дипломатических переговорах, в сочинении законов и в кораблестроении, в проведении административных реформ и в распространении просвещения. Своим отношением к службе царь подавал пример подданным. Показывая руки волонтёру, недавно прибывшему из-за границы, Пётр произнёс фразу, расшифровавшую суть его отношения к царствованию: «Видишь, братец, я и царь, да у меня на руках мозоли, а всё оттого: показать вам пример и хотя б под старость видеть мне достойных помощников и слуг Отечеству».

Пётр представлял и цель своей службы – достижение «общего блага». Что он понимал под «общим благом», можно лишь догадываться. Во всяком случае, это не всеобщее благоденствие подданных, ибо царь укреплял сословный строй, в котором заранее, при рождении, заложено социальное и правовое неравенство: помещик и принадлежавший ему крестьянин занимали полярные позиции в социальной структуре общества.

Похоже, под «общим благом» царь подразумевал способность каждого подданного в зависимости от сословной принадлежности беспрекословно и чётко выполнять обязанности, возложенные на него государством. Идея службы подданных государству пронизывает законодательство Петровского времени, охватившее все сферы жизни подданных: хозяйственную, семейную, духовную, нравственную и т. д.

Наконец, Петру, как ему казалось, были известны и рычаги, при помощи которых можно было достичь желаемого им «общего блага». Главнейшими из них являлись разумные законы, регламентировавшие жизнь подданных, и органы государственной власти, контролировавшие их исполнение. Отсюда живейший интерес царя к законотворчеству и к административным реформам.

Дворянство.Было бы ошибочно полагать, что дворянство при Петре I жило в роскоши и праздности. В действительности оно было обременено множеством повинностей, в том числе и неведомых дворянину XVII в. Главное новшество состояло в превращении эпизодических сборов поместной конницы в связи с открытием военных действий в непрерывную пожизненную службу, от которой дворянина освобождало либо увечье, либо болезнь. Изменилась форма вознаграждения за службу: раньше государство расплачивалось с дворянином землёй и крестьянами, теперь, вследствие исчерпания земельного фонда, государство перешло к денежному вознаграждению дворян, занимавших офицерские должности в армии и руководящие посты в правительственной администрации.

К новым повинностям дворян относится их обязанность учиться. Повинность считалась обременительной настолько, что родители всеми правдами и неправдами стремились уберечь своё чадо от пребывания в школах и в особенности от поездки для обучения за границу. Созданные при Петре учебные заведения напоминали казарму, а учащиеся – рекрутов. Не позавидуешь и участи дворянских детей, отправленных за границу. Без знания языка и обычаев, не приспособленные к самостоятельности, нередко своевременно не получая денег на пропитание, они оказывались в крайне тяжёлом положении.

Многие дворяне стремились уклониться и от службы, где надо было рисковать жизнью, и от обучения, где надлежало напрягать находившийся в спячке ум. Изобретательность дворян в поисках способов уклониться от службы (мнимая болезнь, укрывательство от посыльных, взятки, покровительство «сильных персон» и т. д.) не знала пределов. Но и царь не оставался в долгу: он устраивал дворянские смотры, на которые обязаны были являться все недоросли на предмет определения их годности к службе, поощрял рвение доносителей, обнаруживавших дворян, уклонявшихся от службы.

Карательные меры не давали должного эффекта, и тогда царь в 1714 г.издает так называемый указ о единонаследии , цель которого состояла в том, чтобы побудить самих дворян проявлять интерес к службе. Прежний порядок наследования имущества, когда имение делилось равными долями между сыновьями, предоставляя каждому из них иметь «дармовой хлеб» и «жить в праздности», отменялся. Согласно указу о единонаследии имение передавалось только одному сыну (не обязательно старшему), а остальные должны были «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим».

В том же 1714 г. Пётр изобрел способ принудить дворян учиться – указом было запрещено священнослужителям регистрировать брак, если жених был неграмотным.

Громадное влияние на судьбы дворянства оказала Табель о рангах 1722 г.Главная особенность этого акта состояла в определении принципиально иных критериев служебной годности, чем те, которыми руководствовались ранее. Табель о рангах на первый план выдвигала не породу, а способности, образованность и, употребляя современную терминологию, профессионализм претендента на ту или иную должность. Табель устанавливала 14 рангов, или ступеней, на военной, военно-морской и гражданской службе – от прапорщика на военной и коллежского регистратора на гражданской до фельдмаршала, генерал-адмирала и канцлера.

Значение Табели о рангах состояло и в предоставлении возможностей «подлородным людям», за исключением крепостных крестьян, становиться дворянами. Всякий получивший первый офицерский чин, т. е. 14-й ранг, приобретал потомственное дворянство. На гражданской службе потомственное дворянство предоставлялось дослужившимся до 8-го ранга (коллежского асессора). Табель о рангах, таким образом, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп. Достаточно назвать имена таких крупных государственных деятелей, соратников Петра Великого, вышедших из низов общества, как бывший пирожник А. Д. Меншиков, ставший фельдмаршалом и талантливым администратором, сын органиста П. И. Ягужинский, поднявшийся на высшую должность в бюрократической иерархии – генерал-прокурора Сената, бывший холоп боярина Б. П. Шереметева А. А. Курбатов, ставший первым в стране прибыльщиком, руководителем Оружейной палаты, а затем архангелогородским вице-губернатором.

Городская реформа

Реформа управления русских городов была затеяна Петром Первым после возвращения из-за границы. Тридцатого января 1699 г. последовал указ «Об учреждении Бурмистерской Палаты для ведомства всяких расправных дел между Гостями и посадскими людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями, и об исключении Гостей и посадских людей из ведомства Воевод и Приказов». Бурмистерская палата учреждалась в Москве, а затем такие же появились и в других городах России[1]. Московской Бурмистерской палате подчинялись земские избы всех городов, которые должны были заменить собой приказные избы и воевод. 12 Земских бурмистров заседали в земских избах городов и других крупных населенных пунктов, за исключением Москвы, посадским населением которой ведали Московские бурмистры, и Сибири, в городах которой в соответствии с именным указом от 29 октября 1699 года власть оставалась в руках воевод[2]. Состав земских изб, равно как и Московской бурмистерской палаты был выборным, так что можно говорить, что данная реформа в какой-то степени была реформой местного самоуправления.

Московские бурмистры играли двойную роль – с одной стороны, ведали московским посадом, с другой – являлись центральным государственным органом по управлению городами. Бурмистры выбирались ежегодно и на годовой срок из всех московских корпораций: гостей, гостиной сотни и изо всех сотен и слобод «добрых и правдивых людей, кого они меж себя и поскольку человек похотят»[3].
Основной обязанностью московских бурмистров был контроль за сбором податей

 

Другой обязанностью бурмистров должен быть безволокитный и беспристрастный суд над посадскими людьми по всяким их судебным делам: “челобитчиковым”, т. е. по частным искам, “расправным”, по которым привлекало к ответу государство и “купецким”, так называемым коммерческим процессам.

Существенной была реформа в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, привнеся в нее западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. Главный магистрат руководил магистратами других городов.

Посадское население было разделено на две гильдии: первую составили “первостатейные”, куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторуюгильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.