Психология личности в правопримен-й деят-ти
Юр. психология как наука
I. Предмет, задачи юр. психологии
II. Методы юр. психологии
III. Система юр. психологии
IV. История развития юр. психологии
I. Юр. психология – дисциплина, изучающая психологические закономерности в системе человек – право, а также разрабатывает рекомендации, направленные на повышение уровня эффективности данной системы.
Предметом юр. психологии является различные явления психики, индивид. психолог. особенности, особ-ти личности различных правоотношений, а также процессы, явления, социально-психологические закономерности в этой деятельности, воздействующие на психику и поведение участников в системе человек-право (учебник Романова)
Объектом изучения юр. психологии является человек как S права, а также правооохр-й деятельности и участник правоотношений
Задачи юр. психологии:
1) Общие:
а) научный синтез юрид. и психолог. знаний
б) раскрытие психолог. сущности фундамент-х категорий права
2) Частные:
а) исследование психолог. предпосылок эффективности правовых норм
б) психолог. исследования личности преступника (исследование мотивов, специфики личности преступника, раскрытие видов прест. поведения, причин такого поведения)
в) разработка соц-психолог. основ профилактики преступлений
г) исследование психолог. закономерностей различных видов правоохр. деятельности
д) психолог-е исследование закономерностей дятельности исправит-х учреждений в целях разработки мер по исправлению и перевоспитанию осужденных
е) разработка рекомендаций по совершенст-ю проф. мастерства работников правоохр. органов
Система юр. психологии:
1. методологический раздел (предмет, задачи, методы, история)
2. правовая психология (психолг. аспекты правореализации, социальной адаптации личности и т.д.)
3. криминальная психология (личность преступника)
4. следственно-оперативная психология (психология расследования преступлений)
5. судебная психология
6. психология исправительных учреждений
II.
Метод структурного анализа – направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении; является ведущим в изучении психических качеств S, а также в изучении личности преступника, различных видов юр. деят-ти.
Метод структурно-генетического анализа –направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимостей его функционирования от особенностей развития.
Метод факторного (качественного) и статистического (кол-го) анализа – сов-ть данных методов позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления.
Метод лабораторного и естественного эксперимента –в 1-м случае используется моделирование ситуации, во 2-м – нет.
Метод беседы – метод доверительного общения
Анкетирование, метод интервьюирования
Географический метод
Метод обобщенных независимых оценков-приведение различных характеристик
Метод судебно-психологической экспертизы – выявление возможных психических аномалий у проходящих экспертизу.
Монографический метод - углубленное исследование соц.-психолог. явления на одном представительном объекте и выделение в нем психологических особенностей.
III.Юр. психология состоит из 5-ти разделов:
1) правовая психология
а) право как фактор социальной регуляции поведения
б) правовая социализация личности
в) особенности психического отражения правозначимых явлений
г) психология правосознания и правоприменения
д) психология правоисполнения
2) психология гражданского правового регулирования
а) психология гражданских правоотношений
б) психологические аспекты подготовки гражданских дел к суд. разб-ву
в) суд. речь в гр. суде
г) психологические особ-ти орг-ции суд. заседания в гр. судопр-ве
д) психология принятия судьей решений
е) психология деятельности судьи, адвоката, прокурора в гр. судопр-ве
ж) психолог. особ-ти деят-ти арбитража, коллегии адвокатов, нотариата
3) криминальная психология
а) психология преступного поведения
б) психология рецедивной и подростковой преступности
в) психология групповой и орг-ной прест-ти
г) психология вины и ответственности
д) соц-психолог. аспекты детерминации преступного поведения
4) психология уголовного судопр-ва
а) психология личности следователя
б) психология следственных действий
в) психологгфя коммуникативной деятельности следователя
г) психология следственных действий в системе расследования
д) психолог. особ-ти суд. деят-ти в рамках уг. процесса (суд. прения)
5) исправит-я психология
а) психолог. особ-ти наказания и исправления преступника
б) психология осужденного
в) психология жизнедеятельности в условиях исправит. Учреждений
г) психология реадаптации освобожденного
д) психология ресоциализации освобожденного
IV.
Ранняя история юр. психологии
Одним из 1-х авторов, рассмотревших ряд аспектов юр. психологии был Щербатов. В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивид-х особенностей личности человека. Одним из 1-х поднял вопрос о досрочном освобожднии осужденного.
Посошков давал психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, а также дал классификацию преступников. 3-я четверть XIX века – 1-е его работы. В них он высказывал идеи об использовании психолог. знаний в конкретной деятельности судебных и следств. органов. В работах отечественных ученых долгое время основным вопросом была диагностика свидетельских показаний.
В 1899 г. Ковалевский поставил вопрос о разделении психопатологии и прав. психологии,а также введение этих наук в курс юр. обр-я. В этот же период развернулась борьба между антропологической (есть врожденные черты, которые дают представление о том, является ли человек преступником или нет) и социологической (преступное поведение всегда обусловлено только соц. факторами) школами. Большое кол-во работ стало посвящаться личности. В 1898 г. Выходит работа по суд. психологии Г. Гросса, которая была посвящена общим патологическим экспериментальным исследованиям личности преступника.
XX век
В 1900 г. выходит книга под названием “Внушаемость” за авторством А. Бинне. В 1902 г. Проводит эксперименты по опр-ю достоверности свидет-х показаний, а также разраб-ся приемы получения свидет-х показаний (В. Штерн). Выходит сборник “Проблема психологии. Ложь и свидетельские показания”. 1928 г. – совет психологического института, посвященный итогам и перспективам суд. психологии. В Москве тем временем открывается институт психолог. направления.
Психология личности в правопримен-й деят-ти
I. Опр-е личности в психол. науке
II. Структура личности
III. Типология личности
IV. Психология личности юриста
I. Личность – человек со своими взглядами и убеждениями, которые социально-обусловлены, проявляются в общ-х связях и отнош-ях, явл-ся устойчивыми, опр-т нравственные поступки человека
Личность – человек, проявляющий свою уникальную целостность единством социально-психологических качеств в межличностных общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.
Биогенетический подход – Холл и Фрейд – основа развития личности – биологические процессы созревания организма.
Социогенетический подход – Торндайк – основа развития личности заложена в структуре об-ва, в способах социализации
Психогенетический подход – Жан Пиоже – основа развития личности заложена в развитии собстенных психических явлений (форм-ся в процессе социализации, основаны на центр. нерв. системе)
Отечественная психология базируется на понимании психологии личности как единства деятельности сознания личности и детерминирующих её внешних условий, действующих через внтуренние причины. В отечественной психологии выделяют 3 основных компонента: личность, индивид, индивидуальность.
Индивид – биологическая хар-ка человека.
Индивидуальность – сов-ть специфических особенных неповторимых психических качеств.
II.
Мотивационный элемент:устойчивая система мотивов (направленность личности: желания, интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждение).
Опыт личности:знания, умения, навыки и социализация личности (навык – автоматизированное умение).
Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля): формы психических познавательных процессов (индивид. особ-ти ощущений, внимания, памяти).
Биологически обусловленные свойства и качества личности:антропологические признаки, расовые, половые, возрастные, физические особ-ти, внешняя анатомия тела, свойство и типы темперамента.
Подструктура личности:
· характер – сов-ть основных отличительных свойств человека, которые опр-т способы реагирования на внешние воздействия
· динамическая хар-ка личности (темп, ритм, продолжительность, интенсивность псих. процессов)
· способности –психические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения опр-х видов деятельности
· активность личности – связь человека с деятельностью (источник активности – потребность)
· потребность – побуждения личности к деятельности, которое осознается человеком как нужда.
· деятельность – активность человека, направленная на удовлетворение собственных потребностей
III.Типология личности:
По Кречмеру – в зависимости от антропологических признаков:
а) астенический
б) атлетический
в) пикнический
По Юнгу:
а) экстраверты
б) интроверты
По Айзенку:
а) устойчивые
б) неустойчивые
По Латунскому – отношение индивида к окружающей среде:
а) эндопсихический
б) экзопсихический
По Личко:
а) гипертимныый
б) циклоидный
в) лабильный
г) астеноневротический
д) истероидный
е) шизоидный
ж) сенситивный
з) эпилиптоидный
и) психастенический
к) конформный
л) неустойчивый
IV.Юрид. деят-тьвключает в себя содержательную, познавательную, реконструктную, удостоверительную, коммуникативную и организационную стороны.
Следователь
Рисковая сторона деятельности – стремление раскрыть преступление, сбор информации
Эффективность зависит от познавательных способностей (внимание, память, мыслительные операции, проф. опыт)
Коммуникативная деят-ть
Удостоверительная деят-ть – по итогам сбора информации она документируется с помощью н.п.а.
Лидер и организатор расследования
Реконструктная сторона деят-ти – юрист перерабатывает информацию, восстанавливает события и принимает решения на основе полученной информации
Содержательная сторона – представитель закона на своем участке, организатор борьбы с преступностью, выявляет причины и условия преступности на своем участке
Познавательная сторона – целенаправленное, планомерное, осмысленное, устойчивое внимание
Мышление – выскоий уровень развития аналитической деят-ти, воображение.
Прокурор
Незаурядные волевые кач-ва
Свойства и кач-ва мыслительной деят-ти: глубина мыслительных процессов, широта аналитической деят-ти, мобильность, критичность, целеустремленность, гибкость.
Адвокат
Позиция защитника всех прав и интересов защищаемого
Умение видеть в подозреваемом, обвиняемом положительные черты личности
Адвокатская деят-ть имеет публично-праовое содержание
Умение убеждать
Судья
Безупречная нравственная обязанность
Умение проявлять достоинство, беспристрастность, такт и выдержку при руководстве процессом (орг-я и коммуник-я стороны)
Должен обладать спец. культурой письм. речи (удостовер-я).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|