Сделай Сам Свою Работу на 5

Качественные нарушения дифференциальной психофизиологии (гендерных различий) в поведении девочек и мальчиков.





Тема: Причины и виды девиантного поведения

Падение интеллектуального уровня населения страны (проблема психической нормы и психогенетики).

Постоянно обсуждается проблема психической нормальности – ненормальности (адекватности – неадекватности). В большинстве случаев критерии оценок и системы тестирования подстраиваются под низкий уровень эмоцио­нальных и интеллектуальных психических показателей. Часто это связано с чи­сто прагматическими проблемами. Так, например, преподавателями высших учебных заведений, в целях обеспечения фонда заработной платы и выживания, принимаются абитуриенты "с крайне низким уровнем интеллектуального разви­тия. Особенно это наблюдается в коммерческих учебных заведениях. Это обу­словлено зависимостью оплаты труда педагогов высшей школы от численности студентов. В результате студентами становятся лица с эмоциональными и ин­теллектуальными психическими расстройствами, а также с различным уровнем интеллектуальной недостаточности. Поэтому свыше 30% студентов являются неуспевающими или относятся к категории «посредственности», то есть успевают на оценку удов..



Таким образом, интеллектуальный уровень среднего студента с каждым годом падает. Нельзя забывать, что эти вчерашние студенты уже завтра могут превратиться в «ответственных» работников, чиновников, руководителей. Ан­тисоциальная активность таких «патологических кадров» может отрицательно сказаться на безопасности отдельных граждан, национальной безопасности в целом, и нести вред нашему государству.

Проблема «нормальности» также касается соблюдения моральных норм в обществе. Это 'выражается в следующих обывательских суждениях: «У нас всё было настолько грешно, что уже свято». Отсюда мы сформулировали свою профессиональную позицию следующим образом: «Если мы раньше искали патологию в норме, то сейчас мы пытаемся найти хоть какую-нибудь зыбкую норму в патологии». Поэтому основной проблемой психогенетики является снижение качества генетического фонда нации.

Наши исследования показывают, что около 54% детей, посещающих учебные учреждения, страдают беспричинными беспокойствами и неврозами из-за алкоголизма родителей; 38% страдают различными отклонениями ум­ственной деятельности от задержки психического, психомоторного или речево­го развития до олигофрении в степени дебильности. В школах этот показатель 60%, особенно з младших (1-4) и средних (5—8) классах. В 40 % случаев врожденный алкоголизм усугубляется приобретённым пристрастием к пиву. Большинство школьников даже не догадываются об истинной причине своих душевных проблем. Алкоголизация и наркотизация ведёт к деградации всех структур генофонда.



Сейчас во многих региональных центрах открыты кабинеты медикогенетической консультирования на базе областных клинических больниц. Врачи-генетики регулярно проводят скрининоговые исследования, направленные на выявления наследственных заболеваний. В частности, в курской области встречаются группы родительского риска и дети, страдающие синдромом Дауна, болезнью Марфана, фенилкетонурией, диабетом, синдромом Ретта, дет­ским церебральным параличом и др. Часто встречаются так называемые «стёр­тые» и атипичные формы генетических аномалий, многие из которых приводят к различным нарушениям нервно-психического развития детей. Поэтому пси­хогенетические исследования приобретают особую значимость для раннего вы­явления, прогнозирования риска и разработки новых методов профилактики нервно-психических наследственных болезней.

Качественные нарушения дифференциальной психофизиологии (гендерных различий) в поведении девочек и мальчиков.

Надо признать, что за последние десять лет резко изменились основные виды поведения школьников, которые всё больше приобретают черты отклоне­ний (девиаций) от социальной, адаптивной, психической, юридической и меди­цинской норм. С точки зрения медицинской психологии (В.Д. Менделевич, 2005), девиантное поведение имеет следующие клинические формы:



- агрессивное и аутоагрессивное поведение (суицидальное),

- нарушения пищевого поведения,

- аномалии сексуального поведения,

- сверхценные психологические и психопатологические увлечения,

- безнравственное и аморальное поведение,

- злоупотребление ПАВ, алкоголизация, наркотизация,

характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции),

- коммуникативные девиации: аутизация, гиперобщительность, конформизм, фобическое и нарцистическое поведение [95, G. 86 - 148].

Принимая за основу данную классификацию, необходимо подробно оха­рактеризовать все клинические формы девиаций.

1) агрессивное (враждебное) поведение: выражается в различных фор­мах уголовных и административных проступков по отношению к окружающим, часто без видимых причин (необоснованная, неуёмная агрессия) связанная с жестоким обращением с животными и людьми. Школьники часто дерутся из хулиганских побуждений, нанося друг другу травмы и увечья. Например, ди­ректор одной из школ строго запретил драки на вверенной ему территории. Ре­зультат превзошёл все ожидания администрации школы: драки стали происхо­дить за школьным забором.

В других случаях мы имеем дело с проявлениями аутоагрессии школьни­ков, направленной ими на самих себя. Это вытеснение (выход) накопившейся (неотреагированной) внутренней агрессии по отношению к взрослым в виде причинения самим себе телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до переломов (например, при резком ударе о стенку кулаком, ногой или головой).

Многие психологи считают агрессию врождённой, неотъемлемой харак­теристикой поведения, связанной с борьбой за выживание. Однако, над агрес­сивными импульсами поведения человека возможен контроль, вырабатывае­мый в процессе обучения и воспитания.

А.А. Щёголев отмечает, что на современном фоне резкого снижения пе­дагогического потенциала семьи, очень высок разрушительный потенциал нашего общества. Поэтому сейчас у школьников наблюдается очень высокий уровень агрессивности. Он проявляется не только на переменах, но и на уроках. Кроме того, в большинстве семей считается нормальным постоянный просмотр телепередач, а многие дети пытаются идентифицировать себя с героями кино­фильмов и новостей. Поэтому рисунок поведения школьника проявляется уже в преломлении того образа героя, которым он себя представляет [173].

А.К. Осницкий пишет о том, что процесс обучения контролю агрессив­ных устремления или выражению их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, называется социализацией агрессии [110].

В отечественной психологии большее значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Но учитывается и возмож­ность реализации природно закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психического развития ребёнка.

Большинство проявлений агрессии разными специалистами интерпрети­руется как недопустимое, требующее коррекции поведение человека. Проявле­ния агрессии различны: от прямого применения силы, словесных оскорблений (вербальная агрессия) и запугивания оппонента грядущими неприятностями до косвенных замечаний и скрытых попыток осуществить принудительное управ­ление поведением другого человека. Известны проявления агрессии, переходя­щие в болезненное состояние, не поддающееся социализации. Агрессия оказы­вает деформирующее влияние на развитие высших психических функций. Гру­бые нарушения обнаруживаются в речи, работоспособности, психосоматике. Собственные агрессивные проявления или постоянное их ожидание от окру­жающих ограничивают активность ребенка, усиливают тревожность, форми­руют заниженную или компенсированную самооценку. Агрессивных и посто­янно опасающихся агрессии детей, испытывающих потенциальный страх, отно­сят к группе риска. Поэтому мы подчеркиваем необходимость как можно более раннего вмешательства практического психолога (в дошкольном возрасте) во всех перечисленных случаях.

Последствия -- наступают тогда, когда социально-педагогическая служба снимает детей с внутришкольного учёта (чтобы не портить себе показатели), в ре­зультате чего они попадают на внешний учёт в инспекцию по профилактике пра­вонарушений среди несовершеннолетних. Таким образом, ответственность школы перекладывается на полицию и вместо объединения усилий соответствующих служб происходит разобщение направлений работы педагогического коллектива и правоохранительных органов с подростками из групп риска по девиантному пове­дению. Отсюда берёт своё начало рост внешкольной подростковой преступности.

2) суицидальное поведение: в социальном аспекте оно бывает связано с потребностью суицидента бросить вызов обществу (социальной группе) в знак протеста против чего-либо или кого-либо. Психологический аспект представля­ет собой сознательный отказ личности от собственной жизни. Это объясняется наличием у индивида неразрешимых проблем, которые он воспринимает как непреодолимые препятствия, ощущаемые им страшнее, чем сама смерть.

По мнению Ю.А. Клейберга (2008), самоубийство представляет собой статистически устойчивое социально-психологическое явление, которое рас­сматривается в рамках комплексной проблемы суицидального поведения чело­века, включающего в себя: мысли, приготовления, попытки, намерения и соб­ственно акт суицида [73].

Суицидальное поведение может быть ложным или истинным. Ложный суицид всегда связан с попыткой привлечь к себе внимание со стороны близких родственников или с требованием изменить к себе отношение с целью добиться такого результата, который в привычных социальных условиях был недости­жим в силу обстоятельств, складывающихся не в пользу суицидента. Ложный суицид в большинстве случаев обнаруживается вовремя, так как не является доведённым до летального исхода. Ложные суициденты нарочно ранят себя не­глубоко, не повреждая жизненно-важных органов. При этом они знают о том, что будут спасены и получат квалифицированную медицинскую помощь. Не­редко они руководствуются мотивами симуляции службы в армии, спекуляции на панике и ранимости родителей для достижения материальных выгод и т.п. Следует отметить, что патологические изменения личности ложных суициден-тов носят обратимый характер, особенно при установлении истинных мотивов девиантного поведения подростков.

Истинным суицидальным поведением является такое, при котором суи­цид не является спонтанным решением уйти из жизни, а выглядит вполне про­думанным и подготовленным. Заслуживает внимания тот факт, что перед реа­лизацией своего летального замысла многие из них меняют своё поведение та­ким образом, чтобы вызывать меньшее беспокойство окружающих и отвлекать их внимание всеми доступными способами (например, внезапным послушани­ем и выполнением домашних обязанностей, принесением извинений родителям за предыдущие проступки, раскаянием). Таким образом, истинный суицидент реализует свой летальный замысел тогда, когда некому помочь (отсутствуют дома родители или они спят, нет посторонних свидетелей).

В доказательство надёжности избранного способа суицида, истинный су­ицидент может оставить предсмертную записку типа «В моей смерти прошу никого не винить» или «В моей смерти виновата К.». Если всё же человека уда­ётся спасти, то изменения его личности уже носят глубокий и необратимый ха­рактер. После реанимации таких людей обязательно осматривает психиатр и с ними проводится длительная постстрессовая медицинская (психотерапевтиче­ская) и психологическая реабилитация.

К сожалению, в последнее время участились случаи массового (коллек­тивного) истинного суицида молодых людей под влиянием деструктивных ре­лигиозных сект или жизненных обстоятельств.

Последствия - социальная изоляция, психические расстройства.

3) нарушения пищевого поведения: связаны с пагубными пищевыми пристрастиями -- пивной алкоголизм, наркомания, употребление психоактив­ных веществ (ПАВ), токсикомания наряду с отказами от приёма нормальной

пищи и употреблением несъедобных веществ (горелых спичек вместо соли, оплавленных перьев и др.), синтетических отдушек, перебивающих неприятный запах изо рта и химических жидкостей в разбавленном виде (суррогаты алкого­ля и дурманящих веществ).

Последствия - голодные обмороки, несчастные случаи, тяжёлые отравле­ния, летальные исходы. Поэтому в медицинских учреждениях нашей страны введена должность детского врача-нарколога.

4) аномалии сексуального и полоролееого поведения: изменение своего внешнего вида (имиджа) на имидж, свойственный противоположному полу -это считается модным, стильным, прикольным и не вызывает критики со сто­роны членов референтной группы.

Последствия -- мужеподобные девушки, женоподобные юноши, измене­ние половой ориентации с гетеро- на гомосексуальную, ранняя половая жизнь, ранние «гражданские» браки, представляющие собой, по своей сути, обычное сожительство. В результате растёт количество беременных несовершеннолет­них девочек (начиная с 14 лет), абортов, патологических родов. В связи с этим в системе здравоохранения введена должность детского врача-гинеколога.

5) патохарактерологический тип девиантного поведения - это поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности (психопатии) и яв­ные или выраженные акцентуации характера, а также поведение, основанное на символизме и суеверных ритуалах [73, С. 82].

6) психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах -- проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний.

Отклоняющееся поведение может иметь место в силу нарушений воспри­ятия (галлюцинаций или иллюзий), мышления (разорванность, примитивность, отсутствие логики), эмоционально-волевой сферы [73, С. 84].

7) аморальное поведение: основано на принципах антиморали (подража­нии антиподам), поиске и выражении «анти-Я» личности, отрицании общече­ловеческих ценностей (Истины, Добра, Красоты, Справедливости, Изобилия), ис­кажённом восприятии морали как ненужных нотаций со стороны взрослых. От­сутствие представлений о чести, долге, совести, культуре поведения, правилах хо­рошего тона, ответственности, порядочности. Порядочный и умный человек вос­принимается не иначе как «слабак», «ботаник» или «маминькин сынок», посколь­ку не идёт на поводу у девиантов.

Основные признаки антиморали и аморальности поведения - тотальная убеждённость подростков в своей правоте, отсутствие критики по отношению к себе, подражание не лучшим представителям социума (хулиганам, преступни­кам, отрицательным героям киноиндустрии), желание отомстить «моралистам». Общеизвестно выражение, бытующее среди юристов о том, что «мораль к делу не пришьёшь», поэтому о девиантах они говорят «что выросло, то выросло».

Последствия -- презирание всяких «моралистов», асоциальное и антисо­циальное поведение вызывающего характера, которое выглядит аморальным, то есть безнравственным и бескультурным во всех отношениях. Аморальными могут быть потребности и способы их удовлетворения, рассуждения и пред­ставления о жизни, о других людях, действия, поступки, формы обращения с людьми, доходящие до обезличивания и цинизма.

Цинизм - это самый сложный предмет психологической коррекции несо­вершеннолетних подростков, поскольку часто сочетается с хладнокровностью, агрессивностью, жестокостью и бесчеловечностью. Циничные подростки не способны к взаимопониманию и сочувствию, не чувствительны к чужой боли и страданиям других. В местах лишения свободы этот контингент заключённых также считается наиболее трудным, опасным и непредсказуемым, так как про­является психопатологическими или психопатоподобными чертами поведения.

8) коммуникативное поведение (психолингвистические стереотипы и психосемиотические признаки): возросло количество случаев речевой агрессии в школах, дома и на улице, а также моральная психическая травматизация детьми друг друга (обидные клички, оскорбления, унижения чести и достоин­ства, «стигматы», мобинг в классах и др.), нарушение этики общения с взрос­лыми, зависимое и созависимое поведение.

Количество наркозависимых личностей (алкоголиков и наркоманов) ката­строфически увеличивается. В России потребляют наркотики 3,5 - 4% граждан (2-3 млн. человек), из них каждый четвёртый несовершеннолетний. Примерно 80% населения являются алкоголиками (сильно и умеренно систематически употребляют алкоголь), причём среди них 90% мужчин и 10% женщин. Это формирует у них определённые деструктивные установки: к пассивным спосо­бам защиты при встрече с трудностями, к неприятию на себя ответственности за совершаемые поступки, а к предпочтению эгоцентрических мотиваций аль­труистическим, к малой опосредованности деятельности, к довольствованию временными и не вполне адекватными потребностям общества результатам де­ятельности.

В связи с этим Ю.А. Клейберг отмечает то, что наркотики также как и ал­коголь, выполняют определённые социальные и психологические функции: они снимают физическую боль (наступает анестезирующее действие), способству­ют преодолению душевных волнений и тревог (возникает седативный эффект), снятию усталости (психостимулирующий эффект), компенсации недостатка в общении при коллективном приёме наркотиков [73].

По данным медицинской статистики Департамента здравоохранения Кур­ской области среди молодёжи наблюдается рост злоупотребления синтетиче­ским наркотиком изоморфином (дезоморфиновая наркомания), вырабатывае­мым из лекарственных препаратов безрецептурного отпуска, содержащих ко­деин (кодтерпин, нурофен и др.). Так в 2009 г. в отделениях гнойной хирургии находились 113 пациентов, в 2010 г. уже 246 человек, а в 2011 г. - 250 больных в возрасте от 21 до 30 лет, из которых 16 человек умерли, поскольку продолжи­тельность жизни изоморфиновых наркоманов всего 2 -3 года. По данным ФСКН каждую неделю в городе Курске закрывается один притон наркоманов.

С проблемами никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей связана тотальная маргинализация молодёжи. Социальные опросы, прове­дённые МГГУ им. М.А. Шолохова показали, что наша молодёжь не только разучилась мечтать, но и обнаруживает отсутствие морали, нравственности, навыков поведения в жизненно-важных ситуациях. Таким образом, дети и под­ростки находятся в физической, но и духовной коме. Законодательные инициа­тивы о закреплении механизмов принуждения алкоголиков и наркоманов к мо­рали и нравственности, также как принуждения общества к толерантности, на наш взгляд, изменят ситуацию только в худшую сторону, так как вызовут реак­ции протеста или агрессивного сопротивления, неизбежным следствием кото­рых станет ещё большая маскированность и массовость вредных привычек.

Кроме того, автор выделяет чёрный юмор как одну из форм девиантного поведения, которую можно отнести, по нашему мнению, к нарушениям комму­никативных функций.

Ю.А. Клейберг пишет о том, что «в подростковом фольклоре сегодня чёрный юмор существует в виде дву- и четверостиший. В быту их называют «садистскими стишками». В подавляющем большинстве случаев, речь в них идёт о чадах и домочадцах, чрезвычайно жестоких по отношению друг к другу.

Стихи, посвящённые семье, можно условно разделить на три группы: 1) произведения о жестоких родителях и детях-жертвах, 2) произведения, геро­ями которых становятся родители, а самим детям отводится активная роль, 3) произведения повествуют о том, как дети солидаризуются с кем-то из родите­лей для осуществления совместных действий.

Неадекватное отношение подростков к семье имеет свои психофизиоло­гические и социальные причины (нестабильность и зыбкость устоявшихся в се­мье отношений) [73].

Отсюда, по его мнению, у детей и подростков возникают ещё две формы девиаций: страхи и навязчивости. Чаще всего наблюдаются следующие фо­бии: невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с близкими (эти страхи обусловлены какими-либо эмоциионально-значи-мыми ситуациями); страхи в форме навязчивых состояний (перед инфекцией и болезнью, боязни острых предметов, закрытых помещений); навязчивые тики (прищуривание, моргание, наморщивание лба и носа, подёргивание плечами, шмыгание носом); дисморфофобии - страхи по поводу непропорциональности частей тела, прояв­ляющиеся у подростков.

Как правило, навязчивости возникают на фоне различных тяжёлых для ребёнка переживаний у детей, имеющих такие черты характера как боязли­вость, тревожность, мнительность [73].

Специальный опрос подростков 10-16 лет, проведенный А.И. Захаровым, показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. По его данным, своеобразный перекрест рассматриваемых страхов наблюдается в подростко­вом возрасте -- уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обу­словленных страхов [48].

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувстви­тельности, уменьшение отзывчивости и общего количества страхов у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности, агрессивности.

Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Расторможенные, самоуверенные и агрессивные под­ростки хвастаются своей бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, бу­дучи неуверенными в себе.

Большинство подростков находится как бы посере­дине: не будучи самоуверенными, но могущими постоять за себя, и более гиб­кие в отношениях со сверстниками. Страхов у них немного и они являются средством защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах, наличие естественных для воз­раста страхов как сигналов опасности.

Отсутствие эмоционально-тёплых, непосредственных отношений с роди­телями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенно влияют на увеличение страхов в области межличност­ных отношений. Девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями большим увеличением страхов, чем мальчики, что способствует появлению депрессивных оттенков настроения.

Таким образом, межличностное напряжение и низкое взаимопонимание в семье увеличивают число страхов у подростков, подобно тому, как это происхо­дит в старшем дошкольном возрасте. Большое число страхов у подростков по­нижает уверенность в себе, без которой не возможна адекватная самооценка, личностная интеграция, принятие себя и полноценное общение. Это подтвер­ждают и данные опроса в классах: при значительном числе страхов имеет место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положитель­ных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, т. е. низкий соци­ально-психологический статус [48].

Наши наблюдения выявили ещё одну причину разобщённости детей в классах под названием «игнор» (определение самих школьников), означающее преднамеренное игнорирование или избегание коммуникативных контактов с теми одноклассниками, которые не удовлетворяют требованиям лидирующего большинства учащихся. Так объявляется «общее презрение» изгою, аутсайдеру или назначенной жертве, которой может стать любой человек, даже учитель.

Последствия - социальная и школьная дезадаптация, деморализация, су­ициды. По данным Генеральной прокуратуры РФ за последние 5 лет покончили жизнь самоубийством более 14000 подростков. В письме Генпрокуратуры, ад­ресованном органам образования подчёркивается, что нередко дети уходят из жизни по вине учителей. Такие прискорбные факты, по мнению ведомства, необходимо учитывать при аттестации учебных заведений и учителей.

9) конформное поведение: связано с податливостью внешним вли­яниям. Этому способствуют несколько причин: недостатки развития эмоцио­нально-волевой сферы подростков, повышенная внушаемость школьников, недостаточность развития абстрактно-логического мышления, издержки воспита­ния, отсутствие критичности мышления и утрата его прогностической функции.

Криулина А.А. (2009) прямо указывает на то, что слабость логического мышления является одним из факторов, способствующих повышенной внуша­емости. Автор также отмечает, что логику и психологию перестали преподавать в наших школах с 1956 года [76], а математическую логику перестали препода­вать в советских ВУЗах с 1953 года.

Волобуева М.П. (Московский государственный областной университет, 2009) исследовала взаимосвязь внушаемости и мотивации учебной деятельности в старшем школьном возрасте на примере учебной деятельности старшеклассников. Установлено, что легко внушаемым школьникам свойственен репродуктивный подход в учении, а трудно внушаемым - творческий и оригинальный.

Проведённый анализ научных данных позволил автору выявить следую­щие причины повышенной внушаемости: 1) недостаточность развития внима­ния (в частности, его переключаемости и объёма), 2) медленный темп психиче­ской деятельности и познавательной активности, который вызывает робость и неуверенность, 3) отсутствие стремления к самовыражению, что затрудняет ре­ализацию личностного потенциала, 4) повышен-ный уровень тревожности лич­ности, 5) внушаемость рассматривается как «особый недостаток воли».

Она же выделяет конструктивное и деструктивное внушение. Конструк­тивным считается внушение, производимое с педагогическими целями и со­пряжённое с выполнением поставленных образовательных и учебных задач. Деструктивное внушение, наоборот, обезличивает человека, парализует его ак­тивность и волеизъявление. Однако такие побочные эффекты в практике педа­гогического внушения автором не наблюдались. Поэтому внушение рассматри­вается ею как эффективный метод психопрофилактики и психокоррекции раз­вития старшеклассников [30].

По нашему мнению, наиболее важной причиной повышенной внушаемо­сти является недостаточное развитие внимания, так как данный психический процесс глубоко пронизывает другие и в случае его недостаточности страдают остальные когнитивные функции.

Обращает на себя внимание тот факт, что великие русские учителя широ­ко и осторожно применяли метод педагогического внушения в своей практике, добиваясь поразительных результатов раскрытия творческого потенциала вос­питанников. Советская педагогика исключила этот метод из своего арсенала, а соответствующие труды на эту тему в педагогике были

запрещены или уничтожены. Внушение вернулось в ложе медицинской практи­ки врачей-психотерапевтов.

Тем не менее, мы обязаны советскому периоду сохранением и существо­ванием учебно-воспитательного процесса, который имел чётко выстроенную идеологию, традиции, ритуалы, правила и строился на воспитании подрастаю­щего поколения выдающимися примерами из истории и жизни страны (подви­гах героев войны, тыла, труда и достижениях советской науки, техники, искус­ства, литературы и культуры, идеализация ценностей нравственности и морали) - налицо все признаки внушения (неоднократное повторение, смещение акцен­тов с веры в Бога на веру в человека, подкрепление примерами, репродукция).

Внушение широко использовалось «по умолчанию» наряду с различного рода манипуляциями общественным сознанием для эффективного управления народными массами. Затем нам была навязана другая социально-экономическая прозападная реальность, благодаря которой произошёл резкий разрыв шаблона (изменение доминанты) поведения советского человека, названный позже по­литиками и экономистами «шоковой терапией», «экономической и политиче­ской диверсией», «результатом планомерной «холодной» информационной войны». Последнее определение по отношению к обсуждаемой проблеме вну­шения и внушаемости, точнее всего отражает истину.

Потом в ходе реформирования отечественного образования, начиная с 90-х годов, воспитательный процесс выпал как рудимент и пережиток прошлого наследия «неэффективного советского режима». Остался только учебный и об­разовательный процессы. Именно так с важнейшего социального института (сферы образования) сняли ответственность за формирование полноценных личностей будущих граждан России.

Что касается эффективности педагогических (воспитательных) внушений, то следует заметить, что всё зависит от конкретной личности учителя, в поле зрения и в руках которого находится хрупкая душа ученика или воспитанника. Конечно, в любом случае, в воспитании и обучении нельзя обойтись без многократного повторения и предъявления стимульного (учебно­го) материала - одного из основных элементов педагогического внушения.

Однако в нашей стране, пережившей сеансы массового внушения с помощью СМИ А. Кашпировского, А. Чумака, а тем более в обществе, поощряющем массовое «целительство» магов и колдунов, верящем прогнозам астрологов и «глобализато-ров», утверждать абсолютную безвредность внушения в принципе ошибочно и без­ответственно. Несмотря на президентский запрет, массовое глумление над людьми безнаказанно продолжается в религиозных сектах и других сомнительных организа­циях. Одним из опаснейших и тяжелейших последствий внушения является закреп­ление в психике человека несвойственных ему стереотипов саморазрушительного поведения и глубокой его убеждённости в том, что он не может жить без внушённой ему «веры» в разную чушь, в непреклонность авторитета лидера деструктивной сек­ты, который обирает верящего до мозга и костей духовно и материально.

Внушение, сопряжённое с психическим или физическим насилием в ка­честве подкрепления педагогических требований к ученикам (воспитанникам), под каким бы «благовидным» предлогом оно не осуществлялось, категорически недопустимо. Ведь мы понимаем, что внушить человеку слабовольному, внут­ренне дезорганизованному и психосоматически ослабленному можно любые вредные и опасные мысли, которые, по мнению В.М. Бехтерева есть не что иное, как «психические микробы», вызывающие «психическую заразу» [16].

Кроме того, заслуживают рассмотрения следующие виды девиаций:

10) когнитивное поведение: с одной стороны, обнаруживается общее сни­жение грамотности молодых людей, потеря познавательного интереса к знаниям об окружающем мире, тотальная компьютеризация и интернетизация свободного времени (досуга), вызывающая отторжение внутреннего мира ребёнка от окружа­ющей действительности и вторжение в виртуальную реальность, вплоть до пол­ной аутизации и изоляции от участия в общественной жизни.

С другой стороны, встречаются девиации, обусловленные гиперспособно­стями человека (К.К. Платонов, 1986). При таком поведении наблюдается игно­рирование реальности: человек как будто существует «здесь и теперь» и одновре­менно живёт в другой собственной реальности, выдуманной им самим [111].

Алекситимия. Это сниженная способность или затрудненность в вербали­зации эмоциональных состояний. Термином «алекситимия» («а» — отрицающая приставка и «lexis» - - слово, речь) обозначают нарушение способности говорить вследствие эмоциональных затруднений.

Алекситимия - - психологическая характеристика личности, у которой от­мечаются следующие особенности в когнитивно-аффективной сфере: 1) трудность в определении (идентификации) и описании собственных пережи­ваний; 2) сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 3) снижение способности к символизации, о чем свидетель­ствует бедность фантазии, воображения; 4) фокусированность в большей ме­ре на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Алекситимия бывает первичной, когда она является устойчивым свой­ством несколько инфантильной личности, и вторичной, когда она возникает вследствие перенесения тяжёлой травмы или психосоматического заболевания. Первичная алекситимия необратима, т.е. её нельзя устранить в процессе пси­хотерапии, развивающей (восстанавливающей) способность к осознанию и вербализации своих эмоциональных состояний. Необратимость алекситимии объясняется серьезными нарушениями в эмоциональной сфере.

Вторичная алекситимия обычно обратима, её можно преодолеть посред­ством интенсивной и глубокой психотерапии, побуждая человека наблюдать и выражать свои эмоции.

Представленные социально-психологические индикаторы деформации личности характеризуют нарушения в эмоционально-волевой сфере. К индика­торам, указывающим на нарушения эмоционально-когнитивной сферы, можно отнести когнитивные сдвиги, деформирующие основные социально-психоло­гические установки личности и её «Я-концепцию».

У тревожного человека имеется сдвиг в направлении опасности. Этому ко­гнитивному сдвигу способствуют специфические позиции, которые заставляют людей в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможности внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступа­ющей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги.

По аналогии когнитивный сдвиг можно представить как компьютерную программу на каждое расстройство. Программа диктует вид вводимой информа­ции, определяет способ переработки информации и результирующее поведение. При тревожных расстройствах активируется «программа выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение состоит в том, что личность чрез­мерно реагирует на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу и отвечает избеганием.

Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в перера­ботке информации. Нормальная программа правильно отобранных и интерпрети­рованных данных заменяется «тревожной программой». Когда это случается, ин­дивид испытывает симптомы тревоги, депрессии или паники.

Нарушения когнитивной сферы называются иррациональными установ­ками. Выделяют четыре группы подобных установок: долженствования, ката­строфические, обязательной реализации своих потребностей и оценочные.

Установка долженствования. Многие люди убеждены в том, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы.

Катастрофические установки. При этих установках отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета. Катастрофические установки проявляются в высказываниях людей в виде оценок, выраженных в самой крайней степени, типа «ужасно», «невыносимо» и т.п.

Установка обязательной реализации своих потребностей. В основе этой установки лежит иррациональное убеждение в том, что человек должен обладать определенными качествами для того, чтобы реализоваться и стать счастливым.

Оценочная установка. При этой установке оценивается личность челове­ка в целом, а не отдельные его черты, качества, поступки и т.д. Другими сло­вами, здесь отдельный аспект человека отождествляется с человеком в целом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.