|
Качественные нарушения дифференциальной психофизиологии (гендерных различий) в поведении девочек и мальчиков.
Тема: Причины и виды девиантного поведения
Падение интеллектуального уровня населения страны (проблема психической нормы и психогенетики).
Постоянно обсуждается проблема психической нормальности – ненормальности (адекватности – неадекватности). В большинстве случаев критерии оценок и системы тестирования подстраиваются под низкий уровень эмоциональных и интеллектуальных психических показателей. Часто это связано с чисто прагматическими проблемами. Так, например, преподавателями высших учебных заведений, в целях обеспечения фонда заработной платы и выживания, принимаются абитуриенты "с крайне низким уровнем интеллектуального развития. Особенно это наблюдается в коммерческих учебных заведениях. Это обусловлено зависимостью оплаты труда педагогов высшей школы от численности студентов. В результате студентами становятся лица с эмоциональными и интеллектуальными психическими расстройствами, а также с различным уровнем интеллектуальной недостаточности. Поэтому свыше 30% студентов являются неуспевающими или относятся к категории «посредственности», то есть успевают на оценку удов..
Таким образом, интеллектуальный уровень среднего студента с каждым годом падает. Нельзя забывать, что эти вчерашние студенты уже завтра могут превратиться в «ответственных» работников, чиновников, руководителей. Антисоциальная активность таких «патологических кадров» может отрицательно сказаться на безопасности отдельных граждан, национальной безопасности в целом, и нести вред нашему государству.
Проблема «нормальности» также касается соблюдения моральных норм в обществе. Это 'выражается в следующих обывательских суждениях: «У нас всё было настолько грешно, что уже свято». Отсюда мы сформулировали свою профессиональную позицию следующим образом: «Если мы раньше искали патологию в норме, то сейчас мы пытаемся найти хоть какую-нибудь зыбкую норму в патологии». Поэтому основной проблемой психогенетики является снижение качества генетического фонда нации.
Наши исследования показывают, что около 54% детей, посещающих учебные учреждения, страдают беспричинными беспокойствами и неврозами из-за алкоголизма родителей; 38% страдают различными отклонениями умственной деятельности от задержки психического, психомоторного или речевого развития до олигофрении в степени дебильности. В школах этот показатель 60%, особенно з младших (1-4) и средних (5—8) классах. В 40 % случаев врожденный алкоголизм усугубляется приобретённым пристрастием к пиву. Большинство школьников даже не догадываются об истинной причине своих душевных проблем. Алкоголизация и наркотизация ведёт к деградации всех структур генофонда.
Сейчас во многих региональных центрах открыты кабинеты медикогенетической консультирования на базе областных клинических больниц. Врачи-генетики регулярно проводят скрининоговые исследования, направленные на выявления наследственных заболеваний. В частности, в курской области встречаются группы родительского риска и дети, страдающие синдромом Дауна, болезнью Марфана, фенилкетонурией, диабетом, синдромом Ретта, детским церебральным параличом и др. Часто встречаются так называемые «стёртые» и атипичные формы генетических аномалий, многие из которых приводят к различным нарушениям нервно-психического развития детей. Поэтому психогенетические исследования приобретают особую значимость для раннего выявления, прогнозирования риска и разработки новых методов профилактики нервно-психических наследственных болезней.
Качественные нарушения дифференциальной психофизиологии (гендерных различий) в поведении девочек и мальчиков.
Надо признать, что за последние десять лет резко изменились основные виды поведения школьников, которые всё больше приобретают черты отклонений (девиаций) от социальной, адаптивной, психической, юридической и медицинской норм. С точки зрения медицинской психологии (В.Д. Менделевич, 2005), девиантное поведение имеет следующие клинические формы:
- агрессивное и аутоагрессивное поведение (суицидальное),
- нарушения пищевого поведения,
- аномалии сексуального поведения,
- сверхценные психологические и психопатологические увлечения,
- безнравственное и аморальное поведение,
- злоупотребление ПАВ, алкоголизация, наркотизация,
характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции),
- коммуникативные девиации: аутизация, гиперобщительность, конформизм, фобическое и нарцистическое поведение [95, G. 86 - 148].
Принимая за основу данную классификацию, необходимо подробно охарактеризовать все клинические формы девиаций.
1) агрессивное (враждебное) поведение: выражается в различных формах уголовных и административных проступков по отношению к окружающим, часто без видимых причин (необоснованная, неуёмная агрессия) связанная с жестоким обращением с животными и людьми. Школьники часто дерутся из хулиганских побуждений, нанося друг другу травмы и увечья. Например, директор одной из школ строго запретил драки на вверенной ему территории. Результат превзошёл все ожидания администрации школы: драки стали происходить за школьным забором.
В других случаях мы имеем дело с проявлениями аутоагрессии школьников, направленной ими на самих себя. Это вытеснение (выход) накопившейся (неотреагированной) внутренней агрессии по отношению к взрослым в виде причинения самим себе телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до переломов (например, при резком ударе о стенку кулаком, ногой или головой).
Многие психологи считают агрессию врождённой, неотъемлемой характеристикой поведения, связанной с борьбой за выживание. Однако, над агрессивными импульсами поведения человека возможен контроль, вырабатываемый в процессе обучения и воспитания.
А.А. Щёголев отмечает, что на современном фоне резкого снижения педагогического потенциала семьи, очень высок разрушительный потенциал нашего общества. Поэтому сейчас у школьников наблюдается очень высокий уровень агрессивности. Он проявляется не только на переменах, но и на уроках. Кроме того, в большинстве семей считается нормальным постоянный просмотр телепередач, а многие дети пытаются идентифицировать себя с героями кинофильмов и новостей. Поэтому рисунок поведения школьника проявляется уже в преломлении того образа героя, которым он себя представляет [173].
А.К. Осницкий пишет о том, что процесс обучения контролю агрессивных устремления или выражению их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, называется социализацией агрессии [110].
В отечественной психологии большее значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Но учитывается и возможность реализации природно закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психического развития ребёнка.
Большинство проявлений агрессии разными специалистами интерпретируется как недопустимое, требующее коррекции поведение человека. Проявления агрессии различны: от прямого применения силы, словесных оскорблений (вербальная агрессия) и запугивания оппонента грядущими неприятностями до косвенных замечаний и скрытых попыток осуществить принудительное управление поведением другого человека. Известны проявления агрессии, переходящие в болезненное состояние, не поддающееся социализации. Агрессия оказывает деформирующее влияние на развитие высших психических функций. Грубые нарушения обнаруживаются в речи, работоспособности, психосоматике. Собственные агрессивные проявления или постоянное их ожидание от окружающих ограничивают активность ребенка, усиливают тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку. Агрессивных и постоянно опасающихся агрессии детей, испытывающих потенциальный страх, относят к группе риска. Поэтому мы подчеркиваем необходимость как можно более раннего вмешательства практического психолога (в дошкольном возрасте) во всех перечисленных случаях.
Последствия -- наступают тогда, когда социально-педагогическая служба снимает детей с внутришкольного учёта (чтобы не портить себе показатели), в результате чего они попадают на внешний учёт в инспекцию по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Таким образом, ответственность школы перекладывается на полицию и вместо объединения усилий соответствующих служб происходит разобщение направлений работы педагогического коллектива и правоохранительных органов с подростками из групп риска по девиантному поведению. Отсюда берёт своё начало рост внешкольной подростковой преступности.
2) суицидальное поведение: в социальном аспекте оно бывает связано с потребностью суицидента бросить вызов обществу (социальной группе) в знак протеста против чего-либо или кого-либо. Психологический аспект представляет собой сознательный отказ личности от собственной жизни. Это объясняется наличием у индивида неразрешимых проблем, которые он воспринимает как непреодолимые препятствия, ощущаемые им страшнее, чем сама смерть.
По мнению Ю.А. Клейберга (2008), самоубийство представляет собой статистически устойчивое социально-психологическое явление, которое рассматривается в рамках комплексной проблемы суицидального поведения человека, включающего в себя: мысли, приготовления, попытки, намерения и собственно акт суицида [73].
Суицидальное поведение может быть ложным или истинным. Ложный суицид всегда связан с попыткой привлечь к себе внимание со стороны близких родственников или с требованием изменить к себе отношение с целью добиться такого результата, который в привычных социальных условиях был недостижим в силу обстоятельств, складывающихся не в пользу суицидента. Ложный суицид в большинстве случаев обнаруживается вовремя, так как не является доведённым до летального исхода. Ложные суициденты нарочно ранят себя неглубоко, не повреждая жизненно-важных органов. При этом они знают о том, что будут спасены и получат квалифицированную медицинскую помощь. Нередко они руководствуются мотивами симуляции службы в армии, спекуляции на панике и ранимости родителей для достижения материальных выгод и т.п. Следует отметить, что патологические изменения личности ложных суициден-тов носят обратимый характер, особенно при установлении истинных мотивов девиантного поведения подростков.
Истинным суицидальным поведением является такое, при котором суицид не является спонтанным решением уйти из жизни, а выглядит вполне продуманным и подготовленным. Заслуживает внимания тот факт, что перед реализацией своего летального замысла многие из них меняют своё поведение таким образом, чтобы вызывать меньшее беспокойство окружающих и отвлекать их внимание всеми доступными способами (например, внезапным послушанием и выполнением домашних обязанностей, принесением извинений родителям за предыдущие проступки, раскаянием). Таким образом, истинный суицидент реализует свой летальный замысел тогда, когда некому помочь (отсутствуют дома родители или они спят, нет посторонних свидетелей).
В доказательство надёжности избранного способа суицида, истинный суицидент может оставить предсмертную записку типа «В моей смерти прошу никого не винить» или «В моей смерти виновата К.». Если всё же человека удаётся спасти, то изменения его личности уже носят глубокий и необратимый характер. После реанимации таких людей обязательно осматривает психиатр и с ними проводится длительная постстрессовая медицинская (психотерапевтическая) и психологическая реабилитация.
К сожалению, в последнее время участились случаи массового (коллективного) истинного суицида молодых людей под влиянием деструктивных религиозных сект или жизненных обстоятельств.
Последствия - социальная изоляция, психические расстройства.
3) нарушения пищевого поведения: связаны с пагубными пищевыми пристрастиями -- пивной алкоголизм, наркомания, употребление психоактивных веществ (ПАВ), токсикомания наряду с отказами от приёма нормальной
пищи и употреблением несъедобных веществ (горелых спичек вместо соли, оплавленных перьев и др.), синтетических отдушек, перебивающих неприятный запах изо рта и химических жидкостей в разбавленном виде (суррогаты алкоголя и дурманящих веществ).
Последствия - голодные обмороки, несчастные случаи, тяжёлые отравления, летальные исходы. Поэтому в медицинских учреждениях нашей страны введена должность детского врача-нарколога.
4) аномалии сексуального и полоролееого поведения: изменение своего внешнего вида (имиджа) на имидж, свойственный противоположному полу -это считается модным, стильным, прикольным и не вызывает критики со стороны членов референтной группы.
Последствия -- мужеподобные девушки, женоподобные юноши, изменение половой ориентации с гетеро- на гомосексуальную, ранняя половая жизнь, ранние «гражданские» браки, представляющие собой, по своей сути, обычное сожительство. В результате растёт количество беременных несовершеннолетних девочек (начиная с 14 лет), абортов, патологических родов. В связи с этим в системе здравоохранения введена должность детского врача-гинеколога.
5) патохарактерологический тип девиантного поведения - это поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера, а также поведение, основанное на символизме и суеверных ритуалах [73, С. 82].
6) психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах -- проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний.
Отклоняющееся поведение может иметь место в силу нарушений восприятия (галлюцинаций или иллюзий), мышления (разорванность, примитивность, отсутствие логики), эмоционально-волевой сферы [73, С. 84].
7) аморальное поведение: основано на принципах антиморали (подражании антиподам), поиске и выражении «анти-Я» личности, отрицании общечеловеческих ценностей (Истины, Добра, Красоты, Справедливости, Изобилия), искажённом восприятии морали как ненужных нотаций со стороны взрослых. Отсутствие представлений о чести, долге, совести, культуре поведения, правилах хорошего тона, ответственности, порядочности. Порядочный и умный человек воспринимается не иначе как «слабак», «ботаник» или «маминькин сынок», поскольку не идёт на поводу у девиантов.
Основные признаки антиморали и аморальности поведения - тотальная убеждённость подростков в своей правоте, отсутствие критики по отношению к себе, подражание не лучшим представителям социума (хулиганам, преступникам, отрицательным героям киноиндустрии), желание отомстить «моралистам». Общеизвестно выражение, бытующее среди юристов о том, что «мораль к делу не пришьёшь», поэтому о девиантах они говорят «что выросло, то выросло».
Последствия -- презирание всяких «моралистов», асоциальное и антисоциальное поведение вызывающего характера, которое выглядит аморальным, то есть безнравственным и бескультурным во всех отношениях. Аморальными могут быть потребности и способы их удовлетворения, рассуждения и представления о жизни, о других людях, действия, поступки, формы обращения с людьми, доходящие до обезличивания и цинизма.
Цинизм - это самый сложный предмет психологической коррекции несовершеннолетних подростков, поскольку часто сочетается с хладнокровностью, агрессивностью, жестокостью и бесчеловечностью. Циничные подростки не способны к взаимопониманию и сочувствию, не чувствительны к чужой боли и страданиям других. В местах лишения свободы этот контингент заключённых также считается наиболее трудным, опасным и непредсказуемым, так как проявляется психопатологическими или психопатоподобными чертами поведения.
8) коммуникативное поведение (психолингвистические стереотипы и психосемиотические признаки): возросло количество случаев речевой агрессии в школах, дома и на улице, а также моральная психическая травматизация детьми друг друга (обидные клички, оскорбления, унижения чести и достоинства, «стигматы», мобинг в классах и др.), нарушение этики общения с взрослыми, зависимое и созависимое поведение.
Количество наркозависимых личностей (алкоголиков и наркоманов) катастрофически увеличивается. В России потребляют наркотики 3,5 - 4% граждан (2-3 млн. человек), из них каждый четвёртый несовершеннолетний. Примерно 80% населения являются алкоголиками (сильно и умеренно систематически употребляют алкоголь), причём среди них 90% мужчин и 10% женщин. Это формирует у них определённые деструктивные установки: к пассивным способам защиты при встрече с трудностями, к неприятию на себя ответственности за совершаемые поступки, а к предпочтению эгоцентрических мотиваций альтруистическим, к малой опосредованности деятельности, к довольствованию временными и не вполне адекватными потребностям общества результатам деятельности.
В связи с этим Ю.А. Клейберг отмечает то, что наркотики также как и алкоголь, выполняют определённые социальные и психологические функции: они снимают физическую боль (наступает анестезирующее действие), способствуют преодолению душевных волнений и тревог (возникает седативный эффект), снятию усталости (психостимулирующий эффект), компенсации недостатка в общении при коллективном приёме наркотиков [73].
По данным медицинской статистики Департамента здравоохранения Курской области среди молодёжи наблюдается рост злоупотребления синтетическим наркотиком изоморфином (дезоморфиновая наркомания), вырабатываемым из лекарственных препаратов безрецептурного отпуска, содержащих кодеин (кодтерпин, нурофен и др.). Так в 2009 г. в отделениях гнойной хирургии находились 113 пациентов, в 2010 г. уже 246 человек, а в 2011 г. - 250 больных в возрасте от 21 до 30 лет, из которых 16 человек умерли, поскольку продолжительность жизни изоморфиновых наркоманов всего 2 -3 года. По данным ФСКН каждую неделю в городе Курске закрывается один притон наркоманов.
С проблемами никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей связана тотальная маргинализация молодёжи. Социальные опросы, проведённые МГГУ им. М.А. Шолохова показали, что наша молодёжь не только разучилась мечтать, но и обнаруживает отсутствие морали, нравственности, навыков поведения в жизненно-важных ситуациях. Таким образом, дети и подростки находятся в физической, но и духовной коме. Законодательные инициативы о закреплении механизмов принуждения алкоголиков и наркоманов к морали и нравственности, также как принуждения общества к толерантности, на наш взгляд, изменят ситуацию только в худшую сторону, так как вызовут реакции протеста или агрессивного сопротивления, неизбежным следствием которых станет ещё большая маскированность и массовость вредных привычек.
Кроме того, автор выделяет чёрный юмор как одну из форм девиантного поведения, которую можно отнести, по нашему мнению, к нарушениям коммуникативных функций.
Ю.А. Клейберг пишет о том, что «в подростковом фольклоре сегодня чёрный юмор существует в виде дву- и четверостиший. В быту их называют «садистскими стишками». В подавляющем большинстве случаев, речь в них идёт о чадах и домочадцах, чрезвычайно жестоких по отношению друг к другу.
Стихи, посвящённые семье, можно условно разделить на три группы: 1) произведения о жестоких родителях и детях-жертвах, 2) произведения, героями которых становятся родители, а самим детям отводится активная роль, 3) произведения повествуют о том, как дети солидаризуются с кем-то из родителей для осуществления совместных действий.
Неадекватное отношение подростков к семье имеет свои психофизиологические и социальные причины (нестабильность и зыбкость устоявшихся в семье отношений) [73].
Отсюда, по его мнению, у детей и подростков возникают ещё две формы девиаций: страхи и навязчивости. Чаще всего наблюдаются следующие фобии: невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с близкими (эти страхи обусловлены какими-либо эмоциионально-значи-мыми ситуациями); страхи в форме навязчивых состояний (перед инфекцией и болезнью, боязни острых предметов, закрытых помещений); навязчивые тики (прищуривание, моргание, наморщивание лба и носа, подёргивание плечами, шмыгание носом); дисморфофобии - страхи по поводу непропорциональности частей тела, проявляющиеся у подростков.
Как правило, навязчивости возникают на фоне различных тяжёлых для ребёнка переживаний у детей, имеющих такие черты характера как боязливость, тревожность, мнительность [73].
Специальный опрос подростков 10-16 лет, проведенный А.И. Захаровым, показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. По его данным, своеобразный перекрест рассматриваемых страхов наблюдается в подростковом возрасте -- уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов [48].
В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности, уменьшение отзывчивости и общего количества страхов у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности, агрессивности.
Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Расторможенные, самоуверенные и агрессивные подростки хвастаются своей бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе.
Большинство подростков находится как бы посередине: не будучи самоуверенными, но могущими постоять за себя, и более гибкие в отношениях со сверстниками. Страхов у них немного и они являются средством защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах, наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности.
Отсутствие эмоционально-тёплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенно влияют на увеличение страхов в области межличностных отношений. Девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями большим увеличением страхов, чем мальчики, что способствует появлению депрессивных оттенков настроения.
Таким образом, межличностное напряжение и низкое взаимопонимание в семье увеличивают число страхов у подростков, подобно тому, как это происходит в старшем дошкольном возрасте. Большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой не возможна адекватная самооценка, личностная интеграция, принятие себя и полноценное общение. Это подтверждают и данные опроса в классах: при значительном числе страхов имеет место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, т. е. низкий социально-психологический статус [48].
Наши наблюдения выявили ещё одну причину разобщённости детей в классах под названием «игнор» (определение самих школьников), означающее преднамеренное игнорирование или избегание коммуникативных контактов с теми одноклассниками, которые не удовлетворяют требованиям лидирующего большинства учащихся. Так объявляется «общее презрение» изгою, аутсайдеру или назначенной жертве, которой может стать любой человек, даже учитель.
Последствия - социальная и школьная дезадаптация, деморализация, суициды. По данным Генеральной прокуратуры РФ за последние 5 лет покончили жизнь самоубийством более 14000 подростков. В письме Генпрокуратуры, адресованном органам образования подчёркивается, что нередко дети уходят из жизни по вине учителей. Такие прискорбные факты, по мнению ведомства, необходимо учитывать при аттестации учебных заведений и учителей.
9) конформное поведение: связано с податливостью внешним влияниям. Этому способствуют несколько причин: недостатки развития эмоционально-волевой сферы подростков, повышенная внушаемость школьников, недостаточность развития абстрактно-логического мышления, издержки воспитания, отсутствие критичности мышления и утрата его прогностической функции.
Криулина А.А. (2009) прямо указывает на то, что слабость логического мышления является одним из факторов, способствующих повышенной внушаемости. Автор также отмечает, что логику и психологию перестали преподавать в наших школах с 1956 года [76], а математическую логику перестали преподавать в советских ВУЗах с 1953 года.
Волобуева М.П. (Московский государственный областной университет, 2009) исследовала взаимосвязь внушаемости и мотивации учебной деятельности в старшем школьном возрасте на примере учебной деятельности старшеклассников. Установлено, что легко внушаемым школьникам свойственен репродуктивный подход в учении, а трудно внушаемым - творческий и оригинальный.
Проведённый анализ научных данных позволил автору выявить следующие причины повышенной внушаемости: 1) недостаточность развития внимания (в частности, его переключаемости и объёма), 2) медленный темп психической деятельности и познавательной активности, который вызывает робость и неуверенность, 3) отсутствие стремления к самовыражению, что затрудняет реализацию личностного потенциала, 4) повышен-ный уровень тревожности личности, 5) внушаемость рассматривается как «особый недостаток воли».
Она же выделяет конструктивное и деструктивное внушение. Конструктивным считается внушение, производимое с педагогическими целями и сопряжённое с выполнением поставленных образовательных и учебных задач. Деструктивное внушение, наоборот, обезличивает человека, парализует его активность и волеизъявление. Однако такие побочные эффекты в практике педагогического внушения автором не наблюдались. Поэтому внушение рассматривается ею как эффективный метод психопрофилактики и психокоррекции развития старшеклассников [30].
По нашему мнению, наиболее важной причиной повышенной внушаемости является недостаточное развитие внимания, так как данный психический процесс глубоко пронизывает другие и в случае его недостаточности страдают остальные когнитивные функции.
Обращает на себя внимание тот факт, что великие русские учителя широко и осторожно применяли метод педагогического внушения в своей практике, добиваясь поразительных результатов раскрытия творческого потенциала воспитанников. Советская педагогика исключила этот метод из своего арсенала, а соответствующие труды на эту тему в педагогике были
запрещены или уничтожены. Внушение вернулось в ложе медицинской практики врачей-психотерапевтов.
Тем не менее, мы обязаны советскому периоду сохранением и существованием учебно-воспитательного процесса, который имел чётко выстроенную идеологию, традиции, ритуалы, правила и строился на воспитании подрастающего поколения выдающимися примерами из истории и жизни страны (подвигах героев войны, тыла, труда и достижениях советской науки, техники, искусства, литературы и культуры, идеализация ценностей нравственности и морали) - налицо все признаки внушения (неоднократное повторение, смещение акцентов с веры в Бога на веру в человека, подкрепление примерами, репродукция).
Внушение широко использовалось «по умолчанию» наряду с различного рода манипуляциями общественным сознанием для эффективного управления народными массами. Затем нам была навязана другая социально-экономическая прозападная реальность, благодаря которой произошёл резкий разрыв шаблона (изменение доминанты) поведения советского человека, названный позже политиками и экономистами «шоковой терапией», «экономической и политической диверсией», «результатом планомерной «холодной» информационной войны». Последнее определение по отношению к обсуждаемой проблеме внушения и внушаемости, точнее всего отражает истину.
Потом в ходе реформирования отечественного образования, начиная с 90-х годов, воспитательный процесс выпал как рудимент и пережиток прошлого наследия «неэффективного советского режима». Остался только учебный и образовательный процессы. Именно так с важнейшего социального института (сферы образования) сняли ответственность за формирование полноценных личностей будущих граждан России.
Что касается эффективности педагогических (воспитательных) внушений, то следует заметить, что всё зависит от конкретной личности учителя, в поле зрения и в руках которого находится хрупкая душа ученика или воспитанника. Конечно, в любом случае, в воспитании и обучении нельзя обойтись без многократного повторения и предъявления стимульного (учебного) материала - одного из основных элементов педагогического внушения.
Однако в нашей стране, пережившей сеансы массового внушения с помощью СМИ А. Кашпировского, А. Чумака, а тем более в обществе, поощряющем массовое «целительство» магов и колдунов, верящем прогнозам астрологов и «глобализато-ров», утверждать абсолютную безвредность внушения в принципе ошибочно и безответственно. Несмотря на президентский запрет, массовое глумление над людьми безнаказанно продолжается в религиозных сектах и других сомнительных организациях. Одним из опаснейших и тяжелейших последствий внушения является закрепление в психике человека несвойственных ему стереотипов саморазрушительного поведения и глубокой его убеждённости в том, что он не может жить без внушённой ему «веры» в разную чушь, в непреклонность авторитета лидера деструктивной секты, который обирает верящего до мозга и костей духовно и материально.
Внушение, сопряжённое с психическим или физическим насилием в качестве подкрепления педагогических требований к ученикам (воспитанникам), под каким бы «благовидным» предлогом оно не осуществлялось, категорически недопустимо. Ведь мы понимаем, что внушить человеку слабовольному, внутренне дезорганизованному и психосоматически ослабленному можно любые вредные и опасные мысли, которые, по мнению В.М. Бехтерева есть не что иное, как «психические микробы», вызывающие «психическую заразу» [16].
Кроме того, заслуживают рассмотрения следующие виды девиаций:
10) когнитивное поведение: с одной стороны, обнаруживается общее снижение грамотности молодых людей, потеря познавательного интереса к знаниям об окружающем мире, тотальная компьютеризация и интернетизация свободного времени (досуга), вызывающая отторжение внутреннего мира ребёнка от окружающей действительности и вторжение в виртуальную реальность, вплоть до полной аутизации и изоляции от участия в общественной жизни.
С другой стороны, встречаются девиации, обусловленные гиперспособностями человека (К.К. Платонов, 1986). При таком поведении наблюдается игнорирование реальности: человек как будто существует «здесь и теперь» и одновременно живёт в другой собственной реальности, выдуманной им самим [111].
Алекситимия. Это сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Термином «алекситимия» («а» — отрицающая приставка и «lexis» - - слово, речь) обозначают нарушение способности говорить вследствие эмоциональных затруднений.
Алекситимия - - психологическая характеристика личности, у которой отмечаются следующие особенности в когнитивно-аффективной сфере: 1) трудность в определении (идентификации) и описании собственных переживаний; 2) сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 3) снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения; 4) фокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.
Алекситимия бывает первичной, когда она является устойчивым свойством несколько инфантильной личности, и вторичной, когда она возникает вследствие перенесения тяжёлой травмы или психосоматического заболевания. Первичная алекситимия необратима, т.е. её нельзя устранить в процессе психотерапии, развивающей (восстанавливающей) способность к осознанию и вербализации своих эмоциональных состояний. Необратимость алекситимии объясняется серьезными нарушениями в эмоциональной сфере.
Вторичная алекситимия обычно обратима, её можно преодолеть посредством интенсивной и глубокой психотерапии, побуждая человека наблюдать и выражать свои эмоции.
Представленные социально-психологические индикаторы деформации личности характеризуют нарушения в эмоционально-волевой сфере. К индикаторам, указывающим на нарушения эмоционально-когнитивной сферы, можно отнести когнитивные сдвиги, деформирующие основные социально-психологические установки личности и её «Я-концепцию».
У тревожного человека имеется сдвиг в направлении опасности. Этому когнитивному сдвигу способствуют специфические позиции, которые заставляют людей в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможности внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги.
По аналогии когнитивный сдвиг можно представить как компьютерную программу на каждое расстройство. Программа диктует вид вводимой информации, определяет способ переработки информации и результирующее поведение. При тревожных расстройствах активируется «программа выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение состоит в том, что личность чрезмерно реагирует на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу и отвечает избеганием.
Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа правильно отобранных и интерпретированных данных заменяется «тревожной программой». Когда это случается, индивид испытывает симптомы тревоги, депрессии или паники.
Нарушения когнитивной сферы называются иррациональными установками. Выделяют четыре группы подобных установок: долженствования, катастрофические, обязательной реализации своих потребностей и оценочные.
Установка долженствования. Многие люди убеждены в том, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы.
Катастрофические установки. При этих установках отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета. Катастрофические установки проявляются в высказываниях людей в виде оценок, выраженных в самой крайней степени, типа «ужасно», «невыносимо» и т.п.
Установка обязательной реализации своих потребностей. В основе этой установки лежит иррациональное убеждение в том, что человек должен обладать определенными качествами для того, чтобы реализоваться и стать счастливым.
Оценочная установка. При этой установке оценивается личность человека в целом, а не отдельные его черты, качества, поступки и т.д. Другими словами, здесь отдельный аспект человека отождествляется с человеком в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|