Сделай Сам Свою Работу на 5

Отражательные системы человека





Юридическая психология

9 лекций 3 семинара

Консультация понедельник ауд 404

Активно участвовать на семинаре-автомат

Предмет, структура и задачи современной юридическойпсихологии

Учебник Енекиев М.И. 2006-2009 год

Характеристика предмета и её роль в профессиональной деятельности юриста:

Зачем юристу нужны психологические знания?

1)без псих анализа юрист не способен понять сущность прав категорий и понятий. Категория юриспруденции важная составляющая. Например, категория вина: умысел и неосторожность. Прямой умысел: осознавало, предвидело и желало. Неосторожность соверш при легкомыслии или небрежности. Что является причиной легкомысленных поступков? Часто выполняемые действия, ставшие привычкой. Например, несоблюдение пдд. Автоматизм-основа легкомысленных поступков.

2)без псих анализа юрист не способен понять сущность и содержание прав статей.

3)без психологич знаний юрист не способен понять сущность и содержание основных этапов уг и гр судопроизводства

4)проведение судебно-психологич экспертизы. Получаем факты, кот становятся доказательственной базой.

Вывод: псих знания помогают юристу качественно осуществлять практическую деятельность.



Группу разбить на три группы и доказывать один из критериев!!!

Наука появилась на стыке 2ух областей науч знаний:психологич и юридических. То есть это пограничная, интегративная наука!

Объект-все псих явления правовой действительности.

предмет-псих закономерности, кот проявляются в явлениях прав действительности. Тенденция предмета-его расширение.

В совр вузах мира давно сущ кафедра юр психологии.

До 2005 года шла борьба кому читать эту дисциплину:психологам или юристам. Щас читают наиболее подготовленные и психологи и юристы.

Функции науки:

1)образовательная, её задача-формирование профф знаний у юристов.

2)концептуальная, она формир новые направления

3)прогнозирующая, роль-она формир мотивацию юриста на применение псих знаний. Общение-важная форма деятельности. Отсут общения-конфликтность личности со средой и с личностями.

4)регулятивная (привентивная)

Анализ современной структуры юр психологии:

1)общая часть-общие проблемы юр практики



А)Методологич основы юр психологии-область юр психологии, кот исследует методологич особенности юр психологии. С т зр методолог основ права, появление новой правовой области требует появление новой области юр психологии.

Б)правовая психология. Имела название психология права в истории. Это область юр психологии, исследующая псих закономерности, кот проявляются в правотворч, правоприменит, правоохранит деятельности. Более уже-это псих закономер формир прав сознания гражданина и его правомерные поведения в обществе.

В)психология юр труда-область, исслед закономерности формирования личности как юриста на всех этапах профф деятельности

2)особенная-занимается специфическими проблемами юр практики.

А)психология уг-прав регулирования. Исследует псих закономерности, кот проявляются во всех прав явлениях уг-прав сферы(уг-прав отношений): криминальная психология-исслед псих закономер формир личности как преступника, а так же преступных групп и группировок.

Б)псих уголовного судопроизводства. Включает 2 раздела. Предмет-псих закономерности, кот проявляются в осн этапах уг судопроизводства. этапы: досудебное производство, подэтапы: возбуждение уг дела, предварительное расследование

В)психология потерпевшего и свидетеля. Предмет-псих закономерности формирования личности и как потерпевшего и как свидетеля. Иногда сюда включ псих особенности несовершеннолет преступников.

Г)исправительная психология(пенитенциарная). Предмет-псих закономерности и рессоциализации личности в местах отбывания наказания и исправитель учреждениях. Пенитенциарная система существует в США. Идея создания системы - создание человеч условий в местах пребывания и лишения свободы. Американцы много выделили на это денег.



У нас пенитенциарная сист не соответ действительности, поэтому у нас нет понятия пенитенциарная психология. Щас понятие исправительная психология!

Д)психология гр-прав регулирования, исслед псих закономерности, кот проявл во всей совокупности гр-пр сферы. Если первая область хорошо разработана, то вторая не оч. Области, кот хорошо разработы: психология гр судопроизводства, псих субъектов гр судопроизводства, судебно-псих экспертиза судопроизводства.

Е)психология в административ судопроизводстве.

Вывод: сущ современная тенденция разв юр психологии. Каждая новая область юр наук, требует новой области юр психологии.

Методологические основы юр психологии

(прикладные знания общей психологии)

Предмет, задачи общей психологии, её учет и использование юр практики

Общая психология отпочковалась в научном плане от философии. Все др философы были хорошими психологами. Трактат о душе написал Арстотель.

1)наука о душе. К душе отн труднообъяснимое явление.

2)наука о сознании человека. Сознание-все явления, кот можно доказать.

-экспериментальная

-когнитивная психология, занимается исслед познавательной деятельности человека.

3)стимул-----реакция. Бихевиоризм. Поведенческая психология. Человека можно быстрее и качественнее изучить, если наблюдать, что на него воздействует и как он себя ведет.

Сознание-эфемерное явление.

-психология научения

-нейролингвистическое программирование. Современные представители изменили логич концепцию. Стимул---внутренние явления, процессы---реакция.

4)предмет-закономерности возник, функционир и разв психики человека.

Современная структура психики человека:

Струк формир на основе всех областей юр наук (дошкольная, псих разв ребенка, школьная, семейная, псих высшей школы, юр псих, эк псих, соц псих). В ведущих западных странах она входит в состав соц психологии.

Что такое психика человека?

-все явления, кот помогают человеку отражать объективную действительность, формировать образы действительности и регулировать поведение.

Психика-субъективное, социальнообусловленное отражение человека в объективной действительности (реальной жизни) в виде психич образов на основе кот человек осущ регуляцию своей жизнедеятельности в виде психич образов, на основе кот человек осущ регуляцию своей жизнедеятельности.

Нарисовать психику человека кругами эйлера!!!

Высш уровень разв психики-это её сознание.

Теория психоанализа-совр направление в теории сознания. Суть данной теории-любой резутьтат деятельности человека обусловлен интеграцией псих явлений трех уровней:

-сознатель деятельность (ощущаю, понимаю, управляю).

-подсознательный (ощущаю, плохо понимаю, управлять могу не всеми явлениями и плохо управляю). Застенчивость, комплексы.

-бессознательный (не понимаю, не ощущаю, не управляю). Они проявл не зависимо от нас и от нашей воли. Относятся инстинкты и архетипы - комплексный образ, кот у чел формир при рождении, но содержанием наполняется при социализации.

Критерии выделения данных уровней:

1)человек ощущает это явление

2)понимает

3)может управлять

Явление, кот соответ всем 3 критериям, это первый, т е сознательный.

Есть явления, кот не объясняются такой логикой.

 

2 позиции:

-интуиции, кот относятся к сферхсознанию

-интуиция есть интегративный результат взаимод явл трех уровней: сознатель, бессознатель, подсознатель.

Родоначальник психоанализа З. Фрейд. Он выделял сознательные и бессознатель процессы.

Отражательные системы человека

Характеристика отраж систем человека

Адекватность отраж человеком объективной действит и спос давать объективные показания

У каждого человека сущ 3 сист отражения объективной действительности.

Формирование образов: как непроизвольный процесс, так и волевой.

На основе получ образов регулир свою жизнедеятельность. Регуляция бывает целенаправленная - импульсивная – инстинктивная.

Подключ третьей системы играет значит роль при реш др проблемы юр практики – проблемы способности руководить человеком своим поведением.

Отражательная система: состоит из 3ех систем отражения.

1)передает инфу об образах объективной действительности

2)дает инфу вербального описания

3)результатом её функционир явл инфа о значим объектов и явлений объективной действительности

1à2à3àрезультат

1-ощущения человека.

Первое нарушение в адекватности отражения-неэфф работа ощущений человека.

2-восприятие человеком объективной действительности. Возникает в ходе сложной перцептивной деятельности человека. Восприятие – группа псих явлений, кот отраж объективную действительность в ходе целостных образов. Целостный образ – это рез сложных перцептивных действий. Главное искажение в отражении человнка явл формирование процесса восприятия.

3-процесс памяти человека. Это не вся память, это образная память.память – это псих процесс, кот образ группой псих явлений, запечатление, сохранение и забывание инфы об образах объективной действительности.

4-представления человека – псих процесс, кот образ группой явлений вторичного воссоздания образов объективной действительности. Возникает на основе памяти и (воображения) человека.

Результат – информац модель образов реальных событий объектив действительности.

Ощущения:

Классификация:

1.по модальности анализаторов человека

Анализаторы – это психофизиологич механизм выявил Павлов.

Схема:

Резепторы (преобразователи внеш возд в импульс)àнервные нитиàучасток головного мозга. Каждое ощущение возникает в конкретном участке головного мозга.

Самый просто анализатор-зрительный,хотя самый сложный в работе.

Др виды ощущения возникают на основе работы др рецепторов и др участков головного мозга. Схема одна и таже – анализаторы.

Закономерности ощущений:

Прикладные знания для юр практики.

-порок чувствительности: верхний и нижний предел. Нормальное зрение это до 5ти метров. У слуха среднее значение на расстоянии до 5ти метров тоже. Диапазон слышимости человека: верхний предел от 50-70 герц до 1.7 герц.

-Искажения: Вид искажения опред по пороку чувствительности.

-Адаптация: самые трудновосстанавливаемые анализаторы зрит ощущений (до 40 мин). В этот промежуток человека искажает инфу расстояния, цветности, формы.

-Контрасность ощущений: суть закономерности-фон на кот наход предмет объективной действительности, вносит изменения воспринимаемые ощущением.

-Сенсобилизация - повышение чувствительности анализаторов за счет мобилизации внутренних псих сил человека.

-синестезия – одновременное возникновение у человека доп ощущений, кот на самом деле может и не быть.

Вывод: Ощущения дают нам инфу об отдельных особенностях предметов и явлений объективной действительности

Восприятия:

-псих процесс отражения предметов и явлений объективной действительности в целостном виде, осмысление сущест признаков на основе интеграции ощущений

Признаки его возникновения:

1)произошла интеграция ощущений. Возникновение образа на основе одного вида ощущения возможно, но искажение существенное.

2)эфф перцептивной деятельности

3)опыт человека. Опыт дает скорость выбора.

Закономерности:

1)осмысленность и обобщенность воспринятого образа. У детей есть период «почемучки». Осмысление сущност признаков помогает человеку узнать этот образ. Не узнав образ, человек не может завершить процесс восприятия. Обобщенность – осмысливая мы его относим к конкретному понятию перед конкретным обощенным образом.

2)апперцепция. Почему свидетели дают различные показания? У них разные факторы восприятия. За счет своего опыта. Бессознательное подключается. Это зависимость созд целостного образа от опыта человека.

3)константность. При приближении и отдалении объекта, образ не меняется. Изменения положения предмета в одной плоскости – образ не меняется. И освещенность, тогда тоже образ не будет меняться.

Дальше целостный образ запоминается процессами памяти. Она бывает разная, но главная это произвольная память. Как человек сознательно запоминает?!если не было сознат запоминания, то учит закономерности искажения непроизвольные.

Эта инфа не забывается, просто теряется способ доступа к этой информации.

Появл процесс склероза позже.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.