Сделай Сам Свою Работу на 5

Психология обыска и опознания 38. Психологические аспекты обыска





Обыск — это следственное действие, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому. В ходе обыска следователь и другие должностные лица осматривают и исследуют жилище, различные постройки, участки местности, одежду и даже тело человека с целью обнаружения информации, необходимой для расследования преступления (имеется в виду осмотр прически и естественных отверстий в теле человека с целью обнаружения спрятанных там предметов. Так, по делу о нарушении правил совершения валютных операций при личном обыске подозреваемой П. было обнаружено, что она спрятала платиновые драгоценности на голове в высокой искусно сделанной прическе). Эти цели следователя обычно противоречат целям обыскиваемого. Принудительный характер обыска и противоречие целей у лиц, принимающих в нем участие, обусловливают конфликтную ситуацию. Кроме того, для обыска характерно отсутствие постоянного диалога с лицом, располагающим необходимой информацией, отсутствие контакта (обыскиваемый часто уже в силу одной ситуации обыска склонен отрицательно относиться к следователю).



Все перечисленные выше факторы оказывают отрицательное воздействие на получение следователем информации о местонахождении спрятанных предметов. Однако положение обыскивающего далеко не безнадежно. Он может и должен использовать факторы, которые способствуют успеху обыска.

В ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется обдумать следующие вопросы.

- Что следует искать? Как выглядят разыскиваемые предметы (форма, цвет, запах и т. д.)?

- Что представляет собой объект, который подлежит обыску, площадь объек та, рельеф объекта, его планировка, количество помещений, количество две рей и окон и их расположение, мебель и ее расположение и т. д.?

- Кто кроме обыскиваемого может находиться на объекте в момент обыска? - Каково искусственное и естественное освещение объекта обыска? - Имеется ли на объекте телефон или другие средства связи (рация, звонок, селектор и т. п.)? - Где могут находиться искомые предметы? - Кто будет производить обыск? - Какие технические средства и другие материалы следует взять с собой?



- Когда наиболее удобно начать обыск? - Сколько времени он может продлиться?

Следует составить планы обыскиваемого объекта и порядка производства обыска в нем с четким распределением функций для каждого должностного лица.

Заранее подумать о выборе понятых.

Предусмотреть способы связи со следственным подразделением (телефон, радио, селектор). Чем подробнее следователь ответит на указанные выше вопросы до обыска, тем меньше неожиданностей будет его подстерегать в момент производства обыска и тем больше шансов на успех при его проведении. В практике известен случай, когда следователь на первых этапах обыска демонстрировал столь высокий уровень осведомленности об условиях жизни обыскиваемого, что последний вообще отказался от продолжения борьбы и выдал искомые предметы.

Как уже указывалось нами выше, одним из основных способов получения ин формации при обыске является наблюдение и анализ его результатов. При обыске следует наблюдать за всей обстановкой на объекте, за поведением обыскиваемого и обыскивающих. В последнем случае кроме самонаблюдения рекомендуется заранее договориться о наблюдении друг за другом «со стороны». Наблюдение за обстановкой предполагает немедленный анализ его результатов и выдвижение на основании этого анализа соответствующей рабочей гипотезы. Следует также обращать внимание на всевозможные отклонения в окружаю щей обстановке от «нормального порядка вещей». Особенно много информации может дать наблюдение за поведением обыскиваемого. Для получения наиболее полных и достоверных результатов такого наблюдения надо знать основные психологические закономерности поведения конфликтной ситуации обыска. Поведение обыскиваемого определяется следующими факторами. Во-первых, находясь в такой ситуации, он прогнозирует свое будущее в зависимости от результатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого в состояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно стремится скрыть. Во-вторых, приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов (например, заряженного пистолета) приводит к акцентированию в мозгу обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событием преступления и его последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться на поведении обыскиваемого так же как и удаление обыскивающего от «опасного места». Наблюдать при этом рекомендуется за микродвижением рук и ног, мимикой лица, изменением голоса, цветом кожных покровов, потоотделением и т. д. челе века, который подвергается обыску. В ходе опознания в специально регламентированном процессуальным законом порядке (ст. 193 УПК РФ) определенное лицо, ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека, труп, предмет или их фотографическое изображение. За редким исключением (ч. 4 ст. 193 УПК РФ), объект, интересующий следствие, должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными объектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляется специальный протокол (ч. 9 ст. 193 УПК РФ). В конечном счете процесс опознания сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, который получается в результате такого сравнения, сообщается следователю. *же мы рассмотрим факторы, которые влияют на формирование образа объекта, принятого в связи с событием преступления, факторы, влияющие на объективность восприятия и анализа информации об объектах, предъявленных следователем, и, наконец, факторы, влияющие на объективность окончательного вывода, который сообщается следователю опознающим. На формирование образа объекта в момент его восприятия в связи с преступим событием оказывают воздействие объективные и субъективные факторы. Среди факторов, которые в субъективном плане оказывают влияние на формирование воспринятого образа, а впоследствии — на его опознание, большое значение имеют социально-психологические установки воспринимающего («вор», «дружинник», «хулиган», «прохожий» и т. п.). Существенное воздействие на объективность восприятия оказывает также эмоциональное состояние субъекта. В большинстве случаев событие преступления оказывает существенное воздействие на эмоциональную сферу его очевидца. Особенно это относится к потерпевшим. Чувства гнева, страха, стыда и т. п. далеко не всегда способствуют объективному восприятию как самого события преступления, так и лица, которое его совершило. В некоторых случаях потерпевшие в момент события преступления впадают в обморочное или угнетенное состояние, что также не способствует объективности восприятия. К объективным факторам следует в первую очередь отнести неблагоприятные условия, в которых в большинстве случаев происходит восприятие преступного события. Это — кратковременность восприятия, плохая видимость, быстрая смена отдельных эпизодов, значительное число объектов, сведения о которых представляют интерес для следствия. Это имеет отношение к делам о транспортных преступлениях, о групповых хулиганствах, групповых изнасилованиях и т. д. Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом того лица, которому впоследствии предстоит участвовать в опознании, с тем чтобы все нежелательные воздействия указанных факторов были своевременно учтены следователем. Актуальной представляется психологическая классификация опознания по органам чувств, которые принимают в нем участие, а также по типам узнавания. Наибольшее распространение в следственной практике получило опознание зрительного образа, которое можно разделить на два типа: симультанное и сукцессивное. По первому типу происходит мгновенное опознание предъявленного объекта без выделения отдельных его деталей (примет), по второму — опознание предъявленного объекта на уровне логического анализа и сравнения его отдельных характерных черт с чертами образа, который был воспринят в прошлом. Опознание с использованием механизма первого типа в настоящее время считается более надежным. В следственной практике получило также распространение опознание звука, в основном человеческой речи.; Закон не ограничил времени производства опознания. Практически это означает, что опознающий может воспринимать предъявленные ему объекты, анализировать и делать выводы столько времени, сколько найдет нужным для получения объективного вывода. Все это полезно сообщить опознающему до производств опознания. Не следует навязывать при опознании излишне быстрый темп действий всем его участникам. Этот неправильный ритм невольно воспринимаете опознающим и может явиться следствием его ошибки. Необходимо помнить, что темп, ритм деятельности обычно связан с такими характеристиками нервной системы, как сила и подвижность. Если потерпевший относится к слабому, инертному типу, опознание следует производить в возможно более замедленном ритме. Готовя процедуру опознания, следует учитывать действие факторов, которые могут привести к тенденциозному восприятию опознающим того или иного объекта. Среди них могут быть детали, бросающиеся в глаза каждому, например наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных на опознание; могут быть менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков в ботинка помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т. п. Указанные детали, как правил свидетельствующие о нахождении лица в КПЗ, могут привести к тенденциозном восприятию образа и повлечь ошибки в опознании.



36. Психология следственного эксперимента

Следственный эксперимент проводится с целью проверки фактической возможности и особенностей осуществления определенного действия, события или явления в определенных условиях. Моделируя, воспроизводя соответствующие условия, следователь устанавливает: имелась ли возможность видеть, различать и опознавать определенные предметы, их форму, цвет,размеры, частные признаки при данных условиях их удаленности, освещенности, угла зрения;

возможно ли осуществить определенные действия при данных условиях;

возможно ли произвести данное действие за определенное время;

имелась ли возможность слышать и различать определенные слова, звуки;

обладает ли данное лицо определенными способностями, навыками и умениями.

Содержанием следственного эксперимента является производство опытов, организация непосредственного наблюдения за реальными явлениями, действиями и процессами.

Основными требованиями к проведению следственного эксперимента являются:

проведение опытных действий в условиях, максимально приближенных к условиям, в которых осуществлялось проверяемое действие или событие. К этим условиям относятся:

проведение следственного эксперимента в том же месте, где произошло событие; проведение эксперимента в то же время суток и года;

проведение эксперимента при однородных физических условиях; при тех же погодных и климатических условиях (солнце, жара, мороз, дождь, снег, грязь, оледенение и т.п.);

проведение эксперимента с использованием всех первоначальных средств действия (механизмов, орудий, приспособлений, материалов);

при той же величине и направлении приложения сил;

при том же темпе и продолжительности действий.

Следует также учитывать, что эффективность деятельности человека, особенности его поведения в значительной мере зависят от его психического состояния. Воспроизведение этих состояний во многих случаях невозможно. Так, в состоянии аффекта человек способен многократно увеличивать свои физические возможности. Экспериментальная проверка таких действий неосуществима. Моделирование субъективных факторов — основная сложность в проведении следственного эксперимента. Следственный эксперимент осуществляется в условиях знания того, что произошло, каковы результаты проверяемого события. Действия же, осуществлявшиеся впервые, еще не были ориентированы этими знаниями. При этом многие операции имели пробно-проверочный, поисковый характер. Психическая модель действия была еще лишь вероятностной. Присутствие многих людей также может повлиять на "чистоту" эксперимента: при этом неизбежно возникновение эффекта социальной ингибиции — подавление активности индивида в условиях социальной группы. Наряду с этим ожидание последовательного ряда стимулов, знание их локализации значительно сенсибилизирует субъекта действия — повышает его чувствительность к этим стимулам. Любые повторные действия несут в себе эффект научения. Повторно можно сделать то, что сразу не получилось. Повторные действия могут осуществляться значительно быстрее, и значительно медленнее, чем в первичных условиях. Замедление действий может быть связано с тем, что при проверке действий человека со стороны он берет под сознательный контроль и все то, что первоначально могло осуществляться на подсознательном, стереотипном уровне, т.е. более ускоренно. Все это обусловливает необходимость вариативности проводимых опытов, нивелирование различных привходящих обстоятельств. Опытные действия целесообразно повторять в зависимости от степени адаптации индивида к данным условиям, варьируя отдельные условия действия и даже исполнителей этого действия. Результаты следственного эксперимента интерпретируются как наличие объективных возможностей осуществления определенного действия или события и как субъективная возможность выполнения определенного действия данным лицом. Сделанные выводы, заключения могут носить вероятностный или достоверный характер. Следует при этом учитывать, что психологические возможности отдельных индивидов могут значительно превосходить усредненные человеческие возможности. Многие люди обладают повышенной чувствительностью отдельных анализаторов, высокими психомоторными возможностями. Следственный эксперимент проводится в ряде случаев в соответствии с желанием проверяемого лица. Без его активного поведения его возможности не могут быть проверены. Иногда проверяемое лицо не может совершить тех действий, которые оно совершало раньше в силу утраты своих возможностей, ухудшения своего психофизического состояния. Все решающие для уголовного дела диагностические эксперименты целесообразно проводить с участием специалиста-психолога. Действия людей в значительной мере определяются их мотивационными побуждениями и текущими психическими состояниями, работой их сенсорных и перцептивных систем. Следственный эксперимент, осуществляемый с целью проверки исключительного мастерства (изготовления фальшивых денег, документов, вскрытия сейфов и т.п.) требует предварительной психологической подготовки проверяемого лица, установления с ним необходимого психологического контакта, возбуждения в нем желания продемонстрировать свои возможности.Недопустимы опытные действия, унижающие честь и достоинство человека или содержащие угрозу для жизни и здоровья людей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.