Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра уголовного права
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К семинарским занятиям
для студентов юридического отделения
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
УДК
ББК
Печатается по решению
кафедры уголовного права
Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) Федерального Университета
Рецензенты: к.ю.н., доцент филиала Института экономики, управления и права в г. Набережные Челны И.А. Кондрашина,
к.ю.н., ст. преподаватель кафедры уголовного права Ю.Г. Следь.
Аглямова Г.М. «Юридическая психология». Методические указания к семинарским занятиям для студентов юридического отделения / Г.М. Аглямова ; Набережночелнинский инст. Казан. фед. ун-та. – Набережные Челны : Лаб. операт. полиграфии, 2013. – с.
Методические указания к семинарским занятиям по «Юридической психологии» для студентов юридического отделения включают планы семинарских занятий, методические указания к отдельным темам курса, вопросы к зачету, а также перечень рекомендуемой литературы.
УДК
ББК
© Набережночелнинский институт К(П)ФУ, 2013
© Аглямова Г.М., 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочий план семинарских занятий по курсу «Юридическая психология»….
Вводные методические указания……………….…………………………………
Тема 1. Психические процессы и состояния в юридической
деятельности………………………………………………………………………
Тема 2. Общение в профессиональной юридической
деятельности……………………………………………………………………..
Тема 3. Психология личности юриста……………………………………………
Тема 4. Психологические особенности уголовного, гражданского и арбитражного процесса…………………………………………………………..
Задание для выполнения контрольной работы (тесты)……………………….
Вопросы к зачету…………………………………………………………………
РАБОЧИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
| Темы семинарских занятий
| Количество часов
| 1.
| Психические процессы и состояния в юридической
деятельности.
|
| 2.
| Общение в профессиональной юридической
деятельности.
|
| 3.
| Психология личности юриста.
|
| 4.
| Психологические особенности уголовного, гражданского и арбитражного процесса.
|
|
| | Всего:
10 часов
|
ВВОДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Психологические знания в настоящее время являются обязательной составной частью юридического образования. Знание психологии, применение в процессе деятельности юриста современных психологических рекомендаций облегчает его труд, помогает ему строить и регулировать взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике.
В рамках предложенного курса изучению юридической психологии предшествует освоение студентами основных положений общей и социальной психологии. Такой подход позволяет на основе базовых понятий и категорий указанных наук раскрыть оптимальные пути и способы их использования в социально-правовой сфере.
Предлагаемые студентам-юристам методические указания к семинарским занятиям составлены в соответствии с рекомендованной рабочей программой курса «Юридическая психология», учебным планом юридического отделения Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) Федерального Университета, содержат учебные вопросы по каждой теме, а также рекомендуемые источники, вопросы к зачету.
Проведение семинарских занятий по данному предмету преследует цель углубить полученные студентами теоретические знания, привить им навыки психологического анализа юридически значимых ситуаций, научить избранию и применению адекватных психологических средств решения служебных задач.
При подготовке к семинарских занятиям по каждой теме студенту рекомендуется изучить указанную в планах литературу, решить предложенные преподавателем задачи и задание к контрольной работе (тесты). Самостоятельная подготовка к занятиям заключается также в просмотре и оживлении в памяти соответствующей части конспекта лекции.
Семинарские занятия по курсу «Юридическая психология» с учетом сложившихся форм работы рекомендуется проводить так:
1) обсуждение основных теоретических вопросов изучаемой темы, разъяснение студентам дискуссионных и трудно усваиваемых положений;
2) демонстрация и комментирование преподавателем имеющихся на кафедре соответствующих теме занятия наглядных пособий;
3) обсуждение с участием всей группы предложенных отдельными студентами решений заданий, тестов из учебных пособий с последующим анализом преподавателем результатов проведенных ими исследований, допущенных при этом ошибок и упущений.
Форма отчетности студентов – сдача зачета по предмету «Юридическая психология».
По актуальным проблемам юридической психологии преподавателем кафедры для студентов разработаны тематики докладов для участия в научно-исследовательской работе.
Планы семинарских занятий и методические указания по отдельным темам курса:
Тема 1: Психические процессы и состояния в юридической деятельности.
2 ч.
Методические указания:
К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память. При изучении данной темы студентам необходимо дать общую характеристику всей совокупности этих процессов. При изучении отдельных познавательных процессов следует придерживаться следующей схемы:
1) рассмотреть сущность познавательного процесса, его определение;
2) раскрыть физиологические механизмы познавательного процесса;
3) рассмотреть виды того или иного познавательного процесса;
4) изучить закономерности данного познавательного процесса и их проявление в юридической практике.
При изучении темы необходимо также обратить внимание на особенности отдельных видов эмоций и чувств: эмоциональный тон ощущений, настроение, стресс, аффект. Студенты должны уяснить особенности деятельности и поведения человека в эмоциональных конфликтных ситуациях – при стрессе, аффекте, фрустрации.
Вопросы:
1. Внимание и профессиональная наблюдательность.
2. Понятие, виды, закономерности ощущений и восприятия.
3. Память, ее виды и закономерности.
4. Мышление и воображение как психические познавательные
процессы.
5. Эмоциональные, волевые процессы и состояния, приемы психической саморегуляции в профессиональной деятельности юриста.
Рекомендуемая литература:
Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2001.
Васильев В.Л. Психология личности и деятельности // Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005.
Веретехин Е.Г., Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Практикум по юридической психологии. – Казань: Изд-во КГУ, 1991.
Водолазский Б.Ф., Гутерман М.П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. – Омск, 1976.
Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М-Л., 1967.
Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.
Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000.
Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. - Краснодар, 1978.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – Изд. обновл. – М.: Знание, 1991.
Мостовая И.М. Психические познавательные процессы и их роль в деятельности юриста // Юридическая психология. 2-е изд., доп. – Киев: ВИРА-Р, 1999.
Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Романов В.В. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности // Юридическая психология. - М.: Юристъ, 1998.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
Шнайдер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М., 1993.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|