К теме 4. Социально-психологическая характеристика личности.
Семинарское занятие № 1.
Юридическая психология в системе научного знания. Предмет, структура и методы юридической психологии.
1. Объект, предмет, цель, задачи юридической психологии как научной и прикладной дисциплины.
2. Проблемное поле современной юридической психологии. Общие и частные принципы юридической психологии.
3. Структура юридической психологии.
4. Классификация методов познания в юридической психологии.
5.Понятийный аппарат юридической психологии.
Семинарское занятие № 2.
История юридической психологии как науки.
1. Психологические идеи Древнего Востока и Античности.
2. Учение о душе в эпоху средневековья и Возрождения.
3. Развитие юридической психологии в Западной Европе в XVIII- XIX веках.
4. Развитие юридической психологии в России в XVIII- XIX веках.
5. История юридической психологии в XX- начале XXI веков.
Семинарское занятие № 3
Психические феномены и их проявление в сфере права.
1. Правовая психология. Отношение права к феноменам психической жизни.
2. Виды и механизм ощущений. Пороги ощущений и их значение для юридической психологии.
3.Психофизиологические факторы, влияющие на формирование свидетельских показаний.
4. Динамика эмоциональных реакций. Психологический и психиатрический подходы к понятию «вменяемость».
5. Виды аффекта. Состояние фрустрации и пути выхода из данного состояния.
6. Значение процессов мышления в сфере права: виды, формы, операции.
Семинарское занятие № 4
Социально-психологическая характеристика личности.
1. Личностный подход в юридической психологии. Классификация психических явлений.
2. Индивидуально-психологические особенности личности. Структура психических свойств личности. Характеристика основных видов темперамента.
3. Познавательные процессы и их значение в психолого-правовом поле.
4. Социальная аномия и ее роль в генезисе личности преступника. Основные психологические свойства преступников.
5. Мотивация преступного поведения.
6. Методы изучения личности в юридической психологии.
Семинарское занятие № 5
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии.
1. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Возрастные особенности характера несовершеннолетних.
2. Личность подростка и причины формирования девиантного поведения. Конфликтность в отношениях.
3. Особенности формирования личности трудных подростков.
4. Психологические особенности ведения следствия и допроса несовершеннолетних.
5. Социально-психологические проблем профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Семинарское занятие № 6
Криминальная и судебная психология.
1. Модели преступного поведения. Представления о механизме преступного поведения.
2. Криминологические и психологические классификации преступников.
3. Психологические особенности преступников, совершающих преступления с особой жестокостью.
4. Криминологические и психологические подходы к «сексуальным преступлениям».
5. Психологические особенности различных типов террористов. Проблемы противодействия террористической угрозе.
6. Криминальная субкультура: генезис, структура, основные традиции, механизмы влияния и устойчивости.
7. Психология основных участников судебного процесса (судья, прокурор, адвокат, потерпевший, свидетель, подсудимый).
Семинарское занятие № 7
Психология организованной преступности.
1. Понятие организованной преступности. Статусные позиции в организованной преступности.
2. Правовые характеристики организованной преступной группы. Классификация ОПГ.
3. Психолого-криминалистическая характеристика лидера ОПГ. Типы лидеров ОПГ.
4. Средства, методы и способы противодействия организованной преступности.
5. Борьба с коррупцией как один из путей борьбы с организованной преступностью.
Семинарское занятие № 8
Психология предварительного расследования.
1. Психологические особенности следственных действий.
2. Психология допроса (виды, стадии, методы).
3. Психологические особенности допроса несовершеннолетних.
4. Психология очной ставки.
Семинарское занятие № 9
Психология юридической деятельности. Психологические особенности и требования к личности юриста.
1. Профессионально значимые качества личности юриста.
2. Профессиограмма и психограмма юриста.
3.Психологические механизмы поведения сотрудников правоохранительных органов в экстремальных условиях.
4.Причины и профилактика профессиональных деформаций сотрудников правоохранительных органов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
http://edu-tula.rpa-mu.ru
Вопросы и задания для самостоятельной работы
К теме 1. Юридическая психология в системе научного знания. Предмет, структура и методы юридической психологии.
1. В энциклопедических словарях и учебной литературе (в том числе, Интернет-ресурсах) найдите понятия «психология» и «юридическая психология». Выпишите их в тетрадь для самостоятельной работы. Сравните определения.
2. Подумайте, какова связь юридической психологии с социально-гуманитарными и юридическими дисциплинами, которые Вы изучаете, получая профессию юриста? Какое место занимает юридическая психология в системе научного знания? Оформите ответ письменно (возможно в виде схемы, таблицы, тезисов и т.д.).
3. Какие элементы содержит система юридической психологии?
4. Какие задачи решает юридическая психология как наука?
5. На какие научные принципы познания опирается юридическая психология?
6. Перечислите основные методы изучения психических явлений.
К теме 2. История юридической психологии как науки.
1. Назовите имена зарубежных и отечественных ученых XVIII- начала XIX веков, способствующих своими исследованиями становлению юридической психологии как науки.
2. Кто является автором теории «прирожденного преступника»?
3. Назовите имена ученых, способствующих становлению судебной психологии за рубежом и в России.
4. Кто является родоначальником психологической школы права в России?
5. Назовите основные направления развития современной юридической психологии.
6. Подготовьте выступление-презентацию на 5-7 минут о научном вкладе в развитие юридической психологии одного из представителей зарубежной или российской науки. Задание выполняется малой творческой группой.
К теме 3. Психические феномены и их проявление в сфере права.
1. Что такое ощущение и восприятие? В чем их сходство и различие?
2. Какие закономерности и особенности памяти должен использовать юрист в профессиональной деятельности?
3. Какова роль вербально-логического мышления в деятельности юристов?
4. Какова роль внимания в профессиональной деятельности юриста?
5. Сравните виды аффективных состояний: «аккумулированный», «одномоментный» и комбинированный. В чем состоят их особенности? Приведите в качестве примера статьи Уголовного кодекса, учитывающие аффективное состояние при определении наказания. Ответ оформите письменно.
К теме 4. Социально-психологическая характеристика личности.
1. Охарактеризуйте типологию личности по темпераменту, предложенную Гиппократом. Почему данная классификация людей в настоящее время чаще всего используется в научно-популятной литературе?
2. Какую психологическую типологию предложил немецкий врач-психиатр и психолог Э. Кречмер в работе «Строение тела и характер», опубликованной в 1921 году. Каково значение этой теории для дальнейшего развития юридической психологии? Составьте письменно развернутый план ответа на вопрос.
3. Охарактеризуйте способы адаптации человека к окружающему миру интроверсия-экстраверсия, разработанные К.Г. Юнгом в 1923 году. Используя классификацию Юнга охарактеризуйте один из восьми личностный типа. Ответ оформите письменно.
4. Каково психолого-правовое значение изучения личности?
5. Что Вы понимаете под психологической структурой личности?
6. Определите понятие «психодиагностика». Охарактеризуйте одну из распространенных тестовых методик, применяемых при проведении судебно-психологической экспертизы. Подготовьтесь к ее использованию на практическом занятии. Задание выполняется малой творческой группой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|