Сделай Сам Свою Работу на 5

БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ





 

 

Транспортные услуги во внешнеэкономической деятельности являются специфическим товаром. Они продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Их перечень зависит от географических районов пере­возки, соответственно этому виду транспорта, а также перевозимых грузов.

Наиболее распространенным видом транспорта является морской транспорт. При морских перевозках контракт чаще всего определяется на условиях СИФ. Стоимость контракта включает: стоимость товара; стоимость страхования; стоимость транспортировки до взаимно согласованного порта назначения; пошлины, сборы и налоги, связанные с вывозом товара. Право собственности на товар и риск случайной утраты или повреждения товара переходят с продавца на покупателя с момента перехода товара через борт судна в порту погрузки. В условиях морских и речных перевозок основным транспортным документом является коносамент.

При автомобильных перевозках поставка товара экспортером обычно осуществляется на условиях DAF — поставка на границе. При этом стороны должны выполнить следующие условия:

- продавец несет все расходы по поставке товара до границы своей страны, а также по его погрузке на автомобильное средство покупателя;



- право собственности на товар, а также риски переходят с продавца на покупателя с момента принятия товара транспортом покупателя;

- датой поставки товара считается дата штемпеля на ТТН. Последняя оформляется в трех экземплярах: грузовладельцу, перевозчику и по­купателю.

С 1959 г. (в редакции 1975 г.) между Европейскими странами в целях упрощения таможенных процедур при осуществлении международных автомобильных сообщений была заключена и действует Таможенная конвенция о Международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП).

При железнодорожных перевозках поставка товаров экспортером в основном осуществляется на условиях «франко-вагон — граница страны продавца»:

- продавец доставляет груз до границы своей страны, несет расходы по транспортировке с включением их в контрактную цену товара;

- право собственности на товар и риск в случае потери или повреждения товара переходят с продавца на покупателя с момента передачи товара железной дорогой страны продавца железной дороге страны, принимающей груз.



Правила, регулирующие международные железнодорожные сообщения, установлены Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (в ред. 1980 г.), содержащей неоднократно пересматриваемый пакет Бернских конвенций о перевозке грузов и пассажиров, первоначально принятый в конце XIX в.

При доставке товара железнодорожным и воздушным транспортом коммерческим условием поставки является франко-перевозчик с указанием пункта назначения.

При автомобильных перевозках в зависимости от принадлежности транспорта (чьей стороны) базисными условиями выступают:

- франко-таможня границы страны поставщика (транспорт продавца);

- франко-место погрузки на транспорт страны покупателя.

В почтовых отправлениях базисным условием является франко-получатель. Вo внешней торговле независимо от варианта возмещения транспортных расходов важное значение придается установлению ответственности участников за повреждение груза при транспортировке. Условия и размер материальной ответственности определяются условиями контракта. В нем, как уже отмечалось, оговариваются место и время перехода права соб­ственности на перевозимый груз.

Название торговых терминов Вид транспорта Примечания
Группа E. Отправление
EXW Франко-завод (...название места) любые виды транспорта Франко-предприятие... (указанное место) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя непосредственно на своей территории (например, завод, фабрика, склад и т.д.). Продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара, если это не оговорено особым образом. Покупатель несет все виды риска и все расходы по перемещению товара с территории продавца до указанного места назначения
Группа F. Основная перевозка не оплачена
FCA Франко- перевозчик (...название места назначения) FREE CARRIER любые виды транспорта Франко-перевозчик... (указанное место) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара тогда, когда он передал товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, перевозчику, указанному покупателем, в установленном месте или пункте. Сторонам следует наиболее четко определить пункт в поименованном месте поставки, так как риск переходит на покупателя именно в этом пункте. От продавца требуется выполнение формальностей для вывоза, если они применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе
FAS Франко вдоль борта судна (...название порта отгрузки) FREE ALONGSIDE SHIP морские и внутренние водные перевозки Свободен у борта судна... (указанный порт отгрузки) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда товар размещен у борта судна на причале или в лихтерах в указанном порту отгрузки. Только с этого момента покупатель несет все расходы и риски утраты или повреждения товара. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получению экспортной лицензии лежит на продавце
FOB Франко-борт (...название порта отгрузки) FREE ON BOARD (NAMED PORT OF SHIPMENT) морские и внутренние водные перевозки Свободен на борту... (указанный порт отгрузки) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, когда товар перешел за поручни судна в указанном порту отгрузки. Таким образом, начиная с этого момента (то есть начиная со стивидорских расходов по размещению груза в трюмах судна - штивки) покупатель несет все расходы и весь риск утраты или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным)
Группа С. Основная перевозка оплачена, то есть продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в попечение перевозчика
CFR Стоимость и фрахт (...название порта назначения) COST AND FREIGHT (NAMED PORT OF DESTINATION) морские и внутренние водные перевозки Стоимость и фрахт... (указанный порт назначения) означает, что на продавца возлагаются расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. При этом риск утраты и повреждения товара, а также любые дополнительные расходы вследствие событий, происходящих после доставки товара на борт судна, переходят от продавца покупателю в момент перехода товара за поручни судна в порту отгрузки. В соответствии с базисом CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта
CIF Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) COST, INSURANCE, FREIGHT (NAMED PORT OF DESTINATION) морские и внутренние водные перевозки Стоимость, страхование и фрахт... (указанный порт назначения) означает, что продавец несет те же обязательства, что и на условиях "Стоимость и фрахт", но с тем добавлением, что он обязан обеспечить страхование груза от рисков его утраты и повреждения в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования, платит страховой взнос и пересылает полис вместе с другими документами получателю
CPT Перевозка оплачена до (...название места назначения) CARRIAGE PAID TO (NAMED PLACE OF DESTINATION) любые виды транспорта Перевозка оплачена до... (указано место назначения) означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения. Риск утраты или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после доставки товара перевозчику, переходят от продавца к покупателю с предоставлением товара в распоряжение первого перевозчика. Поскольку риск и расходы переходят от продавца к покупателю в двух различных местах, то сторонам рекомендуется по возможности наиболее четко определить в договоре место поставки товара, в котором риск переходит на покупателя, а также поименованное место назначения, до которого продавец обязан заключить договор перевозки. Если потребуется, продавец обязан за свой счет и на свой риск получить экспортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара и его транспортировки через любую страну до поставки товара. Продавец обязан оплатить, если потребуется, расходы по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара, а также пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые при экспорте, а также расходы по его перевозке через третьи страны, если они по условиям договора перевозки возложены на продавца
CIP Стоимость и страхование оплачены до (...название места назначения) CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO (NAMED PLACE OF DESTINATION) любые виды транспорта Стоимость и страхование оплачены до... (указанное место назначения) означает, что продавец передает товар перевозчику в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами). Продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения. Кроме того, он заключает договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки. Покупателю следует учесть, что согласно CIP продавец обязан обеспечить страхование только с минимальным покрытием. При желании покупателя иметь больше защиты путем страхования ему необходимо согласовать это с продавцом или осуществить за свой счет дополнительное страхование. В обязанности продавца по данному базису входит оплата, если потребуется, расходов по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара, а также пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых при вывозе, а также расходов по его перевозке через третьи страны, если они по условиям договора перевозки возложены на продавца
Группа D. Прибытие
DAP Поставка на терминале (...название терминала) Delivered At Piont (...named point of destination) любые виды транспорта Поставка на терминале (...название терминала) означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в указанном порту или в месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения. Терминалом считается любое место, закрытое или открытое: причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиакарго-терминал. Данное условие поставки используется с 01.01.2011 вместо DAF, DES и DDU
DAT Поставка на терминале (...название терминала) Delivered At Terminal (...named terminal of destination) любые виды транспорта Поставка в месте назначения... (название терминала) означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в указанное место. У продавца нет обязанности перед покупателем по заключению договора страхования. Данное условие поставки используется с 01.01.2011 вместо DEQ
DDP Поставка с оплатой пошлины (...название места назначения) DELIVERY DUTY PAID (NAMED PLACE OF DESTINATION) любые виды транспорта Поставка с уплатой пошлины... (указанное место назначения) означает, что продавец осуществляет поставку, когда в распоряжение покупателя предоставлен товар, очищенный от таможенных пошлин, необходимых для ввоза, на прибывшем транспортном средстве, готовый для разгрузки в поименованном месте назначения. Продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения, и обязан выполнить таможенные формальности, необходимые не только для вывоза, но и для ввоза, уплатить любые сборы, взимаемые при вывозе и ввозе, и выполнить все таможенные формальности

 



При внешнеэкономической сделке базисные условия поставок "Инкотермс" указываютво внешнеторговом контракте,а также всчете-фактуре (счете-проформе, инвойсе)имеждународной товарно-транспортной накладной (CMR). Условия поставки товара определяют обязанности сторон, связанные с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров как в части их организации, так и в части оплаты данных расходов. В прайс-листах цена обычно указывается исходя из определенного условия поставки "Инкотермс", или на выбор покупателя предлагаются несколько вариантов условий поставки и, следовательно, несколько вариантов цен. В зависимости от базиса поставки фактурная цена может включать расходы по перевозке товара, погрузочно-разгрузочные расходы, страхование, пошлины и иные сборы. Поэтому при формировании цен, исполнении контракта и определении расходов, которые несет экспортер (и которые признаются для целей налогообложения прибыли как экономически обоснованные), необходимо учитывать обязанности, возлагаемые на экспортера (поставщика), исходя из согласованных сторонами условий поставки, прописанных в контракте.

Рассмотрим базисные условия поставки при заключении договора на условиях "Франко-перевозчик" (...название места)" (FCA): термин "Франко-перевозчик" означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Выбор места поставки повлияет на обстоятельства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, то продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Данный термин может быть использован при перевозке морским и внутренним водным транспортом. Если покупатель доверяет принять товар другому лицу, не являющемуся перевозчиком, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу. Например, если в документах условиями поставок товара в Украину через Россию указано "FCA - Москва", то согласно "Инкотермс 2010" данное условие означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по отношению к покупателю, если он оформил грузовую таможенную декларацию (ГТД), затаможил груз и передал его организации-перевозчику или покупателю, который будет везти груз в Украину.

Если в счете-фактуре указано "FCA - Москва", то это показывает, что цена товара рассчитана на условиях "FCA - Москва": в цену товара входит стоимость товара, расходы по таможенному оформлению груза, стоимость погрузки товара на транспортное средство.
Более эффективным для покупателя являются DDP, так как для продавца условия поставки DDP предполагают максимальные обязанности - большое количество расходов и рисков по доставке, таможенному оформлению и уплате таможенных пошлин, налогов и сборов (при экспорте, импорте и транзите, через третьи страны). Однако следует отметить, что данные условия поставки не могут применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. В данном случае покупатель обязан по просьбе продавца оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любой импортной лицензии или другого официального свидетельства, требуемого для импорта товара. Покупатель может также по собственному желанию произвести страхование груза.

При базисных условиях поставки CIP большее количество обязанностей ложится на поставщика, который обязан предоставить товар названному им перевозчику, осуществить страхование груза, а также произвести таможенную очистку товара для экспорта. Покупатель может заключить дополнительный договор страхования (на страхование с большим покрытием). На покупателя возлагаются все расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при импорте товара. Расходы по таможенному оформлению и уплате таможенных пошлин, налогов и сборов при транзите через третьи страны могут ложиться и на покупателя, и на продавца в зависимости от условий контракта. Кроме CIP, при экспорте товара целесообразно применять условия FCA, CPT.
При применении поставки - доставка грузов морским или речным путем - для продавца продажа товаров на условиях FOB и CIF наиболее приемлема, так как он в обоих случаях снимает с себя риск случайной гибели или повреждения товара с момента погрузки товара на судно и получения коносамента, а иногда - с момента принятия товара к погрузке в порту отправления. Продавец получает платеж сразу после поставки товара и предъявления банку соответствующих документов, то есть задолго до получения покупателем отправленного ему товара. Кроме того, при сделках CIF продавец получает возможность фрахтовать судно по своему усмотрению и тем самым извлекать дополнительную прибыль за счет разницы между стоимостью фрахта, заложенной в цене и фактически уплаченной фрахтовщику, а также путем использования зафрахтованного тоннажа для перевозки импортных грузов.

Таким образом, на основании указанных во внешнеторговом контракте базисных условий "Инкотермс" рассчитывают экспортную цену товара, определяют обязанности продавца и покупателя по представлению и оплате коммерческих документов, распределяют между сторонами риск потери или повреждения товара. Как отмечалось выше, "Инкотермс" не содержат положений о моменте перехода права собственности на товар. Это положение необходимо специально предусматривать во внешнеторговом контракте, в противном случае данный вопрос будет решаться на основе норм применяемого права. В базисных условиях устанавливается момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Риск гибели или повреждения товара, так же как и обязанности по оплате соответствующих расходов, переходят от продавца на покупателя с момента выполнения продавцом обязанности по поставке товара. При этом рекомендуем в контракте определить, что переход права собственности на экспортируемые товары происходит в момент передачи товара перевозчику, то есть в момент выполнения поставки при данном базисном условии.
Базисные условия поставок влияют на структуру затрат, включаемых в таможенную стоимость товара, совместно с применяемыми формами расчетов, указанных во внешнеторговом контракте, оказывают влияние на организацию учета расчетов с иностранными поставщиками.
Точное восприятие каждого термина, его влияния на контрактные, транспортные и страховые обязанности, то есть правильное использование новых Правил Международной торговой палаты "Инкотермс 2010", значительно упрощает процесс составления договора и позволяет избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации торговых терминов в различных странах.

 

ВАЛЮТНЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ КОНТРАКТОВ

 

Валютные условия контракта включают:

 

1. валюту цены и способ определения цены;

2. валюту платежа;

3. курс пересчета валюты цены в валюту платежа или способ его определения (если валюта цены и валюта платежа не совпадают);

4. валютные оговорки, которые используют контрагенты для защиты от возможных потерь в связи с изменением курса валют.

Цена в контракте может быть установлена за определенную количественную единицу или за определенное количество единиц; либо же за весовую единицу.

Цена контракта - это количество денежных единиц, которые должен заплатить покупатель продавцу в той или иной валюте за весь товар или за единицу товара, который продавец доставляет в указанный в контракте географический пункт на базисных условиях.

Определение цены в контракте является одним из наиболее существенных вопросов, которые решаются при заключении сделки. Существует несколько способов установления и фиксации контрактных цен. Твердые цены согласуются сторонами и фиксируются при заключении контракта; они не подлежат изменению. Цены с последующей фиксацией устанавливаются в определенные между сторонами контракта сроки на основании согласованных источников, например, биржевых котировок, общепризнанных конкурентных материалов, и касаются массовых сырьевых товаров. Скользящие цены применяются в контрактах с длительными сроками поставки крупного оборудования, в основном комплектного на условиях подряда. Эти цены могут изменяться в связи с изменениями индексов цен, экономических условий производства продукции и в связи с уточнением объема обязательств. Подвижная цена означает фиксацию стоимости единицы продукции в контракте с одновременной оговоркой по ее изменению в случае колебания уровня цен в пределах 2-5%. Цена товара в контракте может предусматривать скидки, наиболее распространенными из которых являются скидки за количество (при покупке большого объема товара), специальные скидки (постоянным покупателям или в виде компенсации при продаже товаров с дефектами - обычно 5-8%), торговые скидки (предоставляется в размере снижения цены прейскуранта по договоренности).

Валюта цены контракта может быть установлена исходя их международных и торговых соглашений, предусмотренных между странами, а также согласно сложившейся международной практике в зависимости от способов реализации на международном рынке конкретных товаров. При совершении ВТС (внешнеторговых сделок) с партнерами из государств, не располагающих конвертируемой валютой, необходимо фиксировать в контракте цены в валюте третьих стран и выполнять пересчет валют. В качестве курса пересчета обычно принимают текущий рыночный валютный курс на день платежа или предшествующий ему день. При определении курса пересчета валют необходимо учитывать разнонаправленность интересов экспортера и импортера: экспортер стремится к более высокому курсу, импортер заинтересован в обратном. В связи с этим можно использовать средний курс продавца и покупателя (среднеарифметическая величина). Валюта платежа - это валюта, в которой осуществляется оплата за товар, определенный в ВТК.

Чтобы избежать денежных потерь по причине валютных рисков (т.е. потерь, вызванных изменением реальной стоимости платежа, выраженного в иностранной валюте, в связи с колебанием ее курса), можно использовать в ВТК валютную оговорку. Валютная оговорка - это условия, в соответствии с которыми сумма платежа изменяется пропорционально изменению курса валюты платежа по отношению к курсу валюты оговорки. Виды валютных оговорок бывают:

a) двухсторонние (предусматривают пересчет суммы платежа в случае изменения курса валюты платежа и дают возможность распространить убытки и выгоды на обоих партнеров внешнеэкономической сделки в равной мере);

b) односторонние (защищают интересы только одной из сторон, так как предусматривают пересчет суммы платежа только в случае повышения (либо понижения) валютного курса);

c) прямые (на базе текущего валютного курса) применяются при совпадении валюты цены и платежа, ставя при этом в зависимость цену товара и сумму платежа от изменения валюты оговорки;

d) косвенные (применяются, когда предусматривается фиксация экспортной цены в более стабильной валюте, а последующий платеж - в более слабой валюте);

e) мультивалютные, когда при пересчете используется несколько стабильных валют оговорки;

f) индексные, ориентированные на изменение суммы платежа в зависимости от изменения цен.

Можно применять и неконтрактные формы снижения валютного риска - форвардные, фьючерсные сделки, сделки с валютными опционами, хеджирование.

Финансовые условия ВТК включают четыре основных позиции:

1. условия расчетов;

2. средства платежа;

3. формы расчетов;

4. финансовые гарантии.

Условия расчетов предполагают проведение расчетов по контракту наличными, либо расчеты в кредит.

Средства платежа включают:

1. Вексель (составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство или предложение уплатить определенную денежную сумму). Простой вексель - документ, по которому заемщик (векселедатель) обещает, то есть обязуется, уплатить векселедержателю (бенефициару) или по его указанию третьему лицу определенную сумму в определенный срок. По существу простой вексель является долговой распиской. Переводной вексель представляет собой письменное предложение векселедателя (кредитора, именуемого трассантом), содержащее безусловный приказ другому лицу - заемщику (именуемому трассатом), уплатить определенную сумму третьему лицу, векселедержателю (именуемому ремитентом).

2. Чек - это ценная бумага, выполненная владельцем счета в банке на бланке установленного образца, содержащая поручение банку произвести по ее предъявлении платеж указанной суммы третьему лицу. По денежным чекам из банка выдаются наличные деньги, а по расчетным чекам осуществляются безналичные платежи.

3. Денежные переводы (банковские и телеграфные).

4. Платежные поручения (поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении со своего счета определенной суммы на счет другого предприятия - получателя средств в том же или другом учреждении банка).

В контракте можно использовать наиболее удобную форму международных расчетов, выбрав одну из следующих:

1. Аккредитив;

2. Инкассо;

3. Банковский перевод;

4. Расчеты в форме аванса;

5. Расчеты по открытому счету.

6. Оплата после отгрузки

Аккредитив - соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе клиента произвести оплату документов третьему лицу (бенефициару, в пользу которого открыт аккредитив) или произвести оплату, акцепт тратты, выставленной бенефициаром, или негоциацию (покупку) документов. В расчетах по документарному аккредитиву участвуют: импортер (приказодатель), который обращается к банку с просьбой об открытии аккредитива; банк-эмитент, открывающий аккредитив; авизующий банк, которому поручается известить экспортера об открытии в его пользу аккредитива и передать ему текст аккредитива, удостоверив его подлинность; бенефициар-экспортер, в пользу которого открыт аккредитив. Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные, подтвержденные и неподтвержденные, покрытые и непокрытые, переводные, акцептные и другие.

Инкассо - банковская операция, посредством которой банк по поручению клиента получает платеж от импортера за отгруженные в его адрес товары и оказанные услуги, зачисляя эти средства на счет экспортера в банке. В соответствии с Унифицированными правилами по инкассо инкассовые операции осуществляются банками на основе полученных от экспортера инструкций. В инкассовой форме расчетов участвуют: 1) доверитель - клиент, поручающий инкассовую операцию своему банку; 2) банк-ремитент, которому доверитель поручает операцию по инкассированию; 3) инкассирующий банк, получающий валютные средства; 4) представляющий банк, делающий представление документов импортеру-плательщику; 5) плательщик. Различают простое и документарное инкассо. Простое (чистое) инкассо означает взыскание платежа по финансовым документам, не сопровождаемым коммерческими документами; документарное (коммерческое) инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, либо только коммерческих документов. При этом на банках не лежит каких-либо обязательств по оплате документов.

Банковский перевод представляет собой поручение одного банка другому выплатить переводополучателю определенную сумму. В международных расчетах банки зачастую выполняют переводы по поручению своих клиентов. В этих операциях участвуют: перевододатель-должник; банк перевододателя, принявший поручение; банк, осуществляющий зачисление суммы перевода переводополучателю; переводополучатель.

Расчеты в форме аванса наиболее безопасный метод платежа для экспортера - получение полной оплаты авансом перед отгрузкой товара. В этом случае экспортер не подвержен риску отказа иностранного покупателя от платежа за товары, которые уже доставлены или еще только будут отгружены. Авансовый платеж означает также, что экспортер, не предоставляя покупателю никакого кредита, не должен сам финансировать эту продажу на период и поэтому не должен вкладывать денежные средства в оборотный капитал для экспортной торговли.

Авансовый платеж обеспечивает экспортеру практически полную безопасность. Одновременно он представляется, очевидно, исключительно опасным для импортера, поскольку может появиться риск невыполнения обязательств поставщиком. Кроме того, авансовый платеж, по сути, является завуалированной формой предэкспортного финансирования импортером своего контрагента.

Расчеты по открытому счету - предусматривают предоставление экспортером импортеру товарораспорядительных документов, минуя банк, и оплату импортером экспортеру сумм по контракту на открытый счет в сроки, установленные по предварительному соглашению сторон (обычно ежемесячно, ежеквартально и по полугодиям). Следовательно, торговля по открытому счету представляет собой продажу в кредит, при которой у экспортера нет никакой гарантии, что покупатель рассчитается со своим долгом в согласованную дату платежа. Поэтому условия такой торговли те же, что и при продаже в кредит в отечественной практике. Единственное различие состоит в том, что покупатель и продавец находятся в разных странах. Можно сказать, что сущностью таких расчетов является периодичность платежей на условиях последующей оплаты и зачисления задолженности на счет импортера, а также то, что расчеты -- одна из форм коммерческого кредита.

Экспортер, отправляя товар вместе с отгрузочными документами, теряет контроль над товаром, а также свое юридическое право собственности на него. Покупатель же дает согласие оплатить товар в заранее оговоренную дату в будущем (через месяц, два, три и т.д.). Причем он может распоряжаться товаром по своему усмотрению. Учитывая тот факт, что оплата может происходить при различных методах расчетов, в том числе векселями и чеками, срок реального получения экспортером денежных средств может значительно растянуться по времени. Поэтому торговля по открытому счету, как правило, происходит: между компаниями, состоящими в длительных деловых взаимоотношениях и при систематических (может быть, небольшими партиями) поставках; между материнской компанией и ее дочерними структурами и филиалами; с посредническими фирмами, осуществляющими комиссионные консигнационные операции.

Торговля по открытому счету не обеспечивает экспортеру такую защищенность, как в случае авансового платежа, и предполагает наличие регулярных деловых контактов между контрагентами, о чем мы уже говорили. Для импортера же такой метод расчетов наиболее приемлем, поскольку не требует мобилизации средств и не вызывает необходимости получения банковских кредитов для расчетов с поставщиком, избавляет покупателя от риска потери вследствие оплаты не полученного и не принятого еще товара.

Оплата после отгрузки. Возможно, в результате переговоров экспортер и зарубежный покупатель пришли к соглашению, в соответствие с которым покупатель выплачивает деньги за товары, как только они отгружены. Экспортер посылает телеграмму или телекс покупателю, извещая его об отгрузке и указывая ее детали, а затем ожидает, что покупатель немедленно выполнит платеж. Чаще всего продавец после отгрузки товара передаст своему банку документы (чем подтверждает не только отгрузку, но и передачу собственности на товар), одновременно представляя в свой банк распоряжение о передаче указанных документов в банк покупателя для последнего против его платежа. Следовательно, в то время как платеж достигнет своего получателя, товары могут все еще находиться в пути или в месте назначения.

Этот метод платежа предоставляет определенную защиту экспортерам. Существование специальных документов на отгруженный товар, по которым экспортер не теряет права собственности на него, позволяет поставщику придерживать документы у себя до тех пор, пока не будет получен платеж. Если даже платеж не получен после отгрузки (или не выплачены денежные средства по чеку), экспортер не теряет права распоряжаться товаром до тех пор, пока документы на товар находятся у него. Однако что делать с товаром после прихода его в место назначения и если импортер откажется от исполнения контракта? Может оказаться, что таможенные пошлины, очистка, складирование, оплата обратной перевозки довольно дорогостоящи и малопривлекательны для экспортера.

В качестве финансовых гарантий можно использовать гарантию оферты (т.е. инициативного письма, которое имеет место в процессе формирования заказа на товар; гарантия оферты реализуется в целях обеспечения бенефициару выплаты гарантированной суммы), гарантию исполнения (финансовое обеспечение того, что продавец выполнит условия контракта: характеристики качества и количества товара, а также сроков поставки), гарантию аванса (предусматривает возврат аванса покупателю при неисполнении экспортером ранее принятых по ВТК обязательств), гарантию платежа (выставляется для обеспечения расчетов по открытому счету), резервный аккредитив (обеспечивает платеж на тот случай, когда третье лицо не выполнит обещанных обязательств).

Основные формы расчетов по ВТС с иностранными партнерами, как и в целом валютно-финансовые условия, должны подчиняться главной коммерческой цели контракта. Одной из сложных проблем является обеспечения безубыточности ВТС, что связано с повышенным риском, который сопровождает расчетно-финансовую сторону экспортно-импортных операций.

Исполнение финансовых обязательств между иностранными контрагентами, являющихся частью условий ВТС, во многом определяется формой избранных расчетов и порядком их оформления, которые подчиняются международной практике, а также зависят от характера валютно-финансовых ограничений на внутреннем рынке страны местонахождения деловых партнеров.

Например, при составлении контракта необходимо руководствоваться знаниями о том, что самой дорогостоящей и длительной формой расчетов является аккредитив, самой быстрой - банковский перевод, самой безопасной (для экспортера) - авансовый платеж, самой выгодной для импортера - расчеты по открытому счету, и комбинировать эти знания с целью использования наиболее эффективной формы расчетов для обеих сторон ВТК.

Неисполнение сторонами обязательств по ВТК обычно ведет к длительным переговорам, крупным финансовым издержкам и разбирательству в судебном или арбитражном порядке.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.