Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияние интеграции и кооперации предприятий на уровень конкурентоспособности – слияния и поглощении, вертикальная интеграция, кооперационные сети, кластеры





Понятие и сущность предприятия как рыночного института, Предприятие и фирма – соотношение понятий

 

1. Предприятие является основным звеном народного хозяйства, поскольку на нем происходит сочетание личностных и вещественных факторов производства, изготовляется в процессе труда вся совокупность экономических благ. Предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень используемой на предприятии техники и технологии, организация производства, финансовое состояние предприятия непосредственно определяет степень развития экономики в целом.

Экономическая сущность предприятия может быть охарактеризована с различных сторон.

В общем случае под определением предприятие подразумевается коммерческая организация, созданная с целью удовлетворения с помощью прибыли определенных общественных потребностей, т.е. предприятие – это хозяйствующий субъект.

Предприятие может также рассматриваться как имущественный комплекс, включающий все виды имущества, необходимого для осуществления производственной деятельности.

Предприятие представляет собой обособленную хозяйственную единицу, обладающую экономической и административной самостоятельностью, организационно-техническим, экономическим и социальным единством, и имеющую общие цели деятельности.



 

«Предприятие» и «фирма» — различные экономические ка­тегории, хотя в обыденной действительности и зачастую в лите­ратуре эти понятия рассматриваются как синонимичные, как некоторая форма организации производственной деятельности и прочих видов предпринимательской активности. В строгом смысле слова под предприятием следует понимать совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форму производственной деятельности. Иными словами, предприятие — обо­собленная хозяйственная единица, осуществляющая производст­во товаров и услуг в любой отрасли экономики. Предприятием является и крупный металлургический завод, и обувная фабри­ка, ателье, косметический салон, магазин тоже являются пред­приятиями.

Под фирмой обычно понимают все или почти все формы ор­ганизации предпринимательской деятельности. Фирма — едини­ца предпринимательства, понятие это более широкое, чем «предприятие». Предпринимательская фирма представляет со­бой организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность на одном или более предприятиях, т. е. фирма может включать в себя несколько обособленных хозяйственных единиц. Понятия «фирма» и «предприятие» будут идентичны в том случае, если фирма включает одно производственное предприятие. Совре­менные фирмы обычно объединяют предприятия в группу. Есте­ственно, что рамки предприятия не совпадут в этом случае с ор­ганизационными рамками фирмы.



 

2. Методы планирования и прогнозирования развития предприятия в условиях определенности

Прогнозирование и планирование на предприятии представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. Развитие информатики и средств вычислительной техники расширяет круг используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов [1, с. 120].



Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений [19, с. 286].

Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.

В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами.

 

Нормировочная и распределительная функция цен в рыночной экономике. Влияние цены на спрос в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

3. Распределительная функция цены – это перемещение ресурсов из одного рынка в другой в ответ на изменение равновесной цены товара или услуги

Нормировочная функция цены – регулирование объема спроса на определенный товар или услугу.

РЫНОЧНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ ВРЕМЕНИ: «НОРМИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ» ЦЕНЫ

краткосрочный период:

а) период времени, в котором продавцы, уже имеющиеся на рынке, реагируют на изменение равновесной цены, регулируя количество определенных ресурсов, которые экономисты называют переменными издержками. Примерами таких затрат являются рабочие часы и сырье. Краткосрочные корректировки, производимые продавцами, могут быть представлены как движение вдоль заданной кривой предложения;

б) период времени, в котором покупатели, уже имеющиеся на рынке, регулируют объем спроса на определенные товар или услугу. Краткосрочные корректировки, производимые покупателями, могут быть представлены как движение вдоль определенной кривой спроса;

 

ДОЛГОСРОЧНЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА: «НАПРАВЛЯЮЩАЯ» ИЛИ «РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ» ЦЕНЫ

 

долгосрочный период:

а) период времени, в котором на рынок могут выйти новые продавцы, а уже имеющиеся продавцы могут покинуть рынок. За этот период существующие на рынке продавцы могут увеличить или уменьшить свои постоянные факторы производства. Примерами постоянных факторов являются недвижимость, заводы и оборудование. Долгосрочные корректировки, производимые продавцами, могут быть графически представлены как смещение заданной кривой предложения;

б) период времени, за который покупатели могут отреагировать на изменение равновесной цены, изменив свои вкусы и предпочтения или характер покупок ( то, что называется «структурным изменением» спроса). Долгосрочные корректировки, производимые покупателями, могут быть графически представлены как смещение заданной кривой спроса.

 

Влияние интеграции и кооперации предприятий на уровень конкурентоспособности – слияния и поглощении, вертикальная интеграция, кооперационные сети, кластеры

Вертикальная интеграция — в микроэкономике степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья — назад; направление к потребителям — вперёд). Вертикально интегрированные холдинги контролируются общим владельцем. Обычно каждая компания холдинга производит различный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей.К примеру, в современном сельском хозяйстве в большинстве случаев существует такая цепочка: сбор продукта, его переработка, сортировка, упаковка, хранение, транспортировка и, наконец, продажа продукта конечному потребителю. Фирма, контролирующая все или несколько звеньев подобной цепи, будет вертикально интегрирована.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.