Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономическая социализация подростков





 

Возраст 8-12 лет

Усвоение процессов купли-продажи. Проявление зачатков коммерческой деятельности. Пр.: дал 5 рублей, а вернуть просит 50 рублей.

Формируется понятие стоимости.

Понимание трудовой деятельности как средства получения денег.

Отнесение себя и своей семьи к определенному экономическому классу.

 

Итальянские исследователи отме­чают, что концепции производственной и торговой прибыли у 8-летних детей не совпадают между собой. Несмотря на то, что понимание ими прибыли торговца после соответствующей тренировки улуч­шается, они не в состоянии перенести это понимание на прибыль фабриканта и продолжают считать, что цены на из­делия устанавливаются хозяевами произ­вольно.

Легкость адаптации объ­ясняет поразительные результаты, полу­ченные при изучении экономической со­циализации взрослых и детей в бывших социалистических странах. Так, в иссле­довании, проведенном в 1990 г. в бывшей Югославии, десятилетние дети про­демонстрировали адекватное понимание многих аспектов инфляции, считающей­ся слишком трудным понятием для детей этого возраста, тогда как многие взрос­лые затруднились дать внятное опреде­ление этого понятия.



В исследовании 87 польских детей в возрасте 8, 11 и 14 лет было пока­зано, что дети младшей группы демон­стрируют в некоторых аспектах (опреде­ление уровня заработной платы, возможность получения всеми равной зарплаты, возможность открыть свое дело) более зрелое понимание экономических вопросов, чем старшие дети. Авторы объясняют это тем, что младшие дети прожили большую часть жизни в условиях экономического кризиса в Польше. Они пережили дефицит, рост цен, инфляцию и слышали, как эти проблемы обсуждаются в семьях и по телевидению.

 

В исследовании Г. Севона и С. Векстрома детей трех возрастных групп (8, 11 и 14 лет) спрашивали о мотивах, мыслях и действиях продавцов и покупа­телей. Дети младшей возрастной группы вначале решали, будут ли эти люди сча­стливы или нет, а потом уже рассужда­ли о причинах этого. Например, «Торго­вец обувью будет рад снижению цен на туфли, потому что люди смогут сберечь свои деньги». Ответы младших детей ав­торы оценивают как «моральные» или «хри­стианские» (важность заботы о других людях и одобрения окружающими соб­ственного поведения). По сравнению с ними ответы старших детей выглядят бо­лее «экономическими» (другие люди рас­сматриваются как средства, ограничения или препятствия для личного удовлетворе­ния). Некоторые из старших детей рас­сматривают экономику как инструмент, который человек использует для дости­жения личного обогащения. Исследова­тели делают вывод о том, что в своем восприятии экономики дети проходят путь от homo sociologicus, мотивированного мо­ральными и социальными нормами, до homo economicus, стремящегося к лично­му гедонистическому удовлетворению.



 

Возраст 13-17 лет

Детальное изучение экономической социализации детей и подростков представляет как теоретический, так и практический интерес. В 1996 году в Великобритании дети 14-16 лет каждую неделю имели в своем распо­ряжении примерно 10,53 фунта стерлингов наличными. Эта сумма вклю­чала: 4,62 фунта, заработанных на подвернувшейся работе, 3,07 фунта карманных денег и остальное — подарки от друзей и родственников. Даже дети 5-7 лет тратили примерно 2,41 фунта в неделю (Walls Monitor, 1996). В Западной Германии в 1988 году дети 7-15 лет получили 7,5 млрд не­мецких марок в виде карманных денег и денежных подарков, а покупа­тельная способность молодежи от 12 лет до 21 года составляла 33 млрд немецких марок в год. Кроме того, в большинстве западных демократи­ческих стран молодежи с 18 лет разрешено открывать банковские счета, делать инвестиции и брать ссуду.

Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения / под общей редакцией А. Алексеева. – СПб.: прайм-Еврознак, 2005. – 352 с.



 

Идет активная трудовая социализация. Подростки работают за зарплату. Но у них нет представления о своей работе – труде - как рыночной стоимости.

 

Современный подросток не только хочет иметь собственные деньги (среднее количество утвердительных ответов на вопрос составило 88 %) и задумывается над тем, как их можно заработать (76 %); часть детей реально их зарабатывает: V - VI классы - 20 %; VII - VIII классы - 23 %; IX класс - 31 %; X - XI классы - 28 %. Неудовлетворение потребности подростка в индивидуальной экономической деятельности имеет целый ряд как социальных, так и личностных причин. С одной стороны, в настоящее время еще отсутствуют специальные условия, необходимые для удовлетворения данной потребности, а с другой, сохраняя установку на получение высшего образования (около 87 % всех опрошенных), определенное число подростков допускает возможность полного ухода из сферы образования в сферу экономической активности. Если в V классе за предоставление такой возможности высказались лишь 5 %, то в IX классе этот показатель достигает максимального значения - 30%.

Мы считаем, что конфликт между потребностями подростка в обучении и в индивидуальной экономической деятельности обусловлен, в первую очередь, ослаблением референтной функции семьи в плане формирования четких социальных ориентаций. (Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка 99'6 с.54)

Другим сложным для детей экономическим объектом является банковская система. Только четверть из 14-16-летних европейских детей правильно понимают механизм банковской деятельности. Однако, по сообщениям исследователя из Гонконга, правильное понимание функционирования банковской системы де­монстрирует там большинство десятилетних детей [15, Ng S. Children's ideas of bank and shop profit // J. Econ. Psychol. 1983. N 4. P. 209-21.]. Возможным объяснением этого результата является традиционно широкое вовлечение детей в азиатских странах в коммерческую деятельность (на­пример, часто довольно маленькие дети там помогают в магазинах и даже «управ­ляют» собственным малым бизнесом). Этот коммерческий опыт, разумеется, влияет на их когнитивное развитие.(Фенько)

 

Особенность процесса формирования экономической идентичности в отличие от других видов идентичности, например, этнической, заключается в том, что она является результатом социальной категоризации (идентификации и дифференциации) в биполярной системе представлений об экономических категориях "богатые - бедные люди". Выделение "промежуточных" экономических групп населения, имеющих четко выраженные объективные границы, в отличие, например, от этнических или социальных (профессиональных) групп, весьма затруднительно.

Существующие объективные признаки имущественного статуса человека (уровень дохода, наличие объектов собственности - недвижимости, дорогих вещей и т.п.) имеют ярко выраженный национальный, социально-экономический, культуральный, а зачастую и региональный характер, а соответствующая информация о реальном имущественном положении труднодоступна, а иногда и полностью сокрыта. Кроме того, объективные критерии дифференциации групп собственников динамичны и непостоянны. Так, уровень дохода человека может изменяться объективно, по мере роста благосостояния общества или в силу конкретных экономических или социальных обстоятельств его жизни, например, в случае переезда в другую страну на постоянное место жительства и др. Это во многом нивелирует дифференцирующую силу указанных признаков. Поэтому можно говорить о существовании в общественном и индивидуальном сознании более или менее определенных представлений о группах бедных и богатых людей. Представления о "промежуточных" экономических группах населения в обыденном и научном сознании чрезвычайно "размыты". При этом группы собственников в значительной мере выступают как "продукт" социальных представлений или статистики. Чаще всего в исследованиях выделяют такие группы, как "бедные", "богатые" и "середняки" [19].

(Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 95-120, 124-129).

 

Экономические аспекты выбора профессии.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.