Сделай Сам Свою Работу на 5

Синтаксические средства художественной изобразительности (С2)





Роль лексических явлений в языке

(подготовка к заданию С2)

АНТОНИМЫ:

- позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,

- помогают высказать мысль с большей точностью,

- делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

- помогают избежать однообразия изложения,

- разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

- позволяют всесторонне охарактеризовать образ,

- помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,

- позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,

- позволяют тонко и красочно описывать явления,

- способствуют точности и ясности высказывания,

- дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

- служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

- делают речь яркой и убедительной,

- служат для передачи торжественности момента,

- служат для воссоздания исторической обстановки,

- служат средством речевой характеристики персонажа,

- используются для создания комического эффекта, иронии;

- помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,



- подчёркивают достоверность сказанного,

- служат названиями реалий прошлых лет.

ДИАЛЕКТИЗМЫ:

- помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

- служат для обозначения предметов, признаков, действий.

СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

- выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

- используется писателями как языковая основа произведения,

- употребляется в любых условиях общения,

- служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

- создаёт стилистическую окраску слова,

- одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);

- используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

- помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,

- служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,



- служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

- служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

- позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,

- помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,

- служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,

- служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

- усиливают выразительность, образность языка произведения;

- придают художественную, поэтическую яркость речи;

- обогащают содержание высказывания;

- выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

- создают живое представление о предмете;

- оценивают предмет или явление;

- вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

- помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

- придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

- характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

- помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

- средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

- средство передачи монотонности и однообразия действий,

- повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,



- средство выражения многократности или длительности действия.


Грамматические явления.

Синтаксические средства художественной изобразительности (С2)

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ - заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. Например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре - Гоголь)

Значение: повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Например: Что ты тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?.. От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь?

Значение: Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ- подчёркнутое обращение к кому-нибудь или к чему-нибудь.

Например: Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

Значение: призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усиливать выразительность речи.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут.

Значение: может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.

АНАФОРА - построение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие).

Например: Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих клёнов шатёр.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Значение:усиливает выразительность речи, логическое выделение.

ЭПИФОРА - повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Например:Отчего прослыл я шарлатаном?

Отчего прослыл я скандалистом?

Прояснилась омуть а сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

Значение:усиление интонаций, оттенков звучащей речи.

ИНВЕРСИЯ - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. Например: ...где глаз людей обрывается куцый. (Маяковский) Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (Пушкин)

Значение: усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок.

ЭЛЛИПСИС - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Например:Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (Жуковский)

Значение: придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.

УМОЛЧАНИЕ- фигура, предоставляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Например: Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,

Тысячелетней рабской нищеты.

Но этот крест, но этот ковшик белый...

Смиренные, родимые черты! (Бунин)

Значение: пробуждает глубокие мысли и чувства, придаёт речи экспрессивность и эмоциональность. Часто используется в прямой речи.
СМЕЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ - конец предложения даётся в ином синтаксическом плане.

Например: Но те, которым в дружной встрече

Я строфы первые читал...

Иных уж нет, а те далече...

Значение:передаёт прерывистость речи, волнение говорящего.
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь.

Например: Есть у каждого города возраст и голос,

Есть одежда своя и особенно запах.

И лицо. И не сразу понятная гордость.

Значение:придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - деление предложения на слова. Например: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Значение: словоударная система, которая предполагает логическое ударение на каждое слово с целью его выразительности.
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон),

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) - могут употребляться в близком контексте, придают большую выразительность речи и тексту.

Например: Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.

Значение: многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию выделяемых предметов; бессоюзие придаёт стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений.
ГРАДАЦИЯ - расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид. Значение: придаёт речи нарастающую интонацию и эмоциональную напряжённость.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.