Сделай Сам Свою Работу на 5

Что первично сознание или материя?





Традиционный западный подход гласит: материя порождает сознание — и это мировоззрение лежит в основе большинства взглядов. Однако из Вед мы узнаем, что Сознание, напротив, первично по отношению к материи и является причиной всего происходящего.

Американский психолог и нобелевский лауреат Роджер Сперри (Roger Wolcott Sperry) говорит, что наш мир движим двумя видами причинности: нисходящей и восходящей.

Восходящая причинность — это привычная западному человеку идея, что микроскопические взаимодействия на молекулярном уровне приводят к изменениям на макроуровне. Так, например, молекулы газа приводят в движение поршень, и автомобиль выезжает на дорогу. Иными словами, причиной видимых глазом явлений служит взаимодействие мельчайших частиц.

Нисходящая причинность основана на обратном принципе. Именно нисходящая причинность согласно Ведам лежит в основе бытия. Продолжая предыдущий пример, двигатель автомобиля заводится и автомобиль выезжает на дорогу только потому, что сам человек решил нанести визит родственникам. Именно сознание индивидуума порождает сложную цепь действий и последствий как на макро, так и на микроуровне.



Веды говорят, что все происходящее на микро и макроуровнях созидается и активируется благодаря сознанию души. Жизненные процессы в теле протекают благодаря энергии индивидуальной души, тогда как законы природы функционируют благодаря сознанию высшей души или Параматмы.

Существует ли Бог?

(с точки зрения Каббалы)

Каббала отрицает отсутствие Бога в том смысле, в котором его воспринимает религиозный человек: как нечто существующее, как нечто телесное. Богом является всеобщее свойство отдачи и любви, которое держит на себе всю Вселенную и Миры. Согласно Каббале, Богом может назваться положительная Сила или Свет, который создалматерию и доводит эту материю до подобия себя. Эту силу можно называть Богом, т.е. Всевышним, потому что эта Сила выше всех остальных сил.

Однако взаимоотношения людей с этой силой не построено по человеческому принципу, что Бог может переживать, прощать, наказывать. Мы имеем дело с Системой управления, которая воспринимает наши поступки и реагирует на них без проявлении эмоций, добродетелей, чувств.



Тора говорит языком человека, но это не тот Бог, которого имеют ввиду религиозные люди, когда они должны плакать и умолять. Как известно из 1000 летней истории, это не помогает, потому что не этого требует от нас эта Система управления, которая называется Творец.

Творец – это практически вся природа, т.е. Природа и Творец это одно и тоже.

 

8. Гносеология: понятия, принципы, проблемы

 

Познание (гносеология)

Общее понятие познания.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).



Гностицизм и агностицизм – основные подходы к проблеме познания.

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Принципы познания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Структура познания.

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познания является практика.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

материальное производство;

управленческая деятельность;

научный эксперимент.

Функции практики – то, что она является:

критерием истины;

основой познания;

целью познания;

результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

 

9. Специфика научного познания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.