|
Институциональные барьеры из другого источника
Традиционно к институциональным барьерам относят: - систему лицецзирования деятельности фирм; - систему государственного контроля над ценами, над уровнем доходности, который может приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли; - затраты собственников фирмы, связанные с процедурой прекращения ее деятельности и банкротства; - сложность выхода предприятий из отрасли и связанные с ним высокие явные и неявные затраты, которая является одним из важнейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции: высокий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, дестимулирует вход в отрасль потенциальных конкурентов. Структурная трактовка институциональных барьеров характеризует ограничения конкуренции в основном со стороны формальных институтов. Однако в современных экономических условиях большое значение приобретают также неформальные хозяйственные институты, которые затрудняют доступ на рынки, влияют на ценообразование и в конечном итоге приводят к значительным потерям в эффективности рыночного механизма. В силу этого более адекватной современной экономической действительности представляется классификация институциональных барьеров в экономике на формальные, или административные, и неформальные барьеры. Существование формальных институциональных барьеров есть прямое следствие интервенционистской государственной экономической политики. Такие барьеры создаются государственными министерствами и ведомствами на различных уровнях властной вертикали.При этом необходимо различать двойственность функциональной роли государства, с одной стороны, как участника рынка или организации, преследующей свои цели, в том числе получение прибыли от экономической деятельности, а с другой стороны, как института, основная задача которого заключается в установлении правил и норм поведения субъектов рынка и контроле за их выполнением. Государство как институт - это огромный комплекс различного рода ограничений и правил, обеспечивающих процесс государственного регулирования и представляющих собой результат законотворчества исполнительной и законодательной властей различного уровня. Целью введения таких ограничений или институтов является стремление государства к усилению контроля за уплатой налогов, оборотом товаров и услуг, проникновением на рынок некачественной или фальсифицированной продукции и т. д. Таким образом, побудительные стимулы для создания различного рода правил на рынке оказываются положительными и несут созидательный, а не разрушительный импульс. Но на пути своего воплощения они обрастают различными противодействиями и в результате превращаются зачастую в правила с двусмысленной трактовкой, что для экономики даже более неблагоприятно, чем полное отсутствие правил. В итоге формируются институты, которые не только не способствуют развитию экономики, но создают базу для всевозможных злоупотреблений со стороны аппарата чиновников. Если же законы органов власти не допускают послаблений и двоякого толкования, то чаще всего они усложняют порядок регистрации, лицензирования и плодотворной деятельности предприятий, что также пагубно сказывается на динамике экономики в целом. Одним из таких барьеров является институт лицензирования предпринимательской деятельности. В августе 2001 г. Государственной Думой России был принят закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». До принятия этого закона на территории России осуществление более тысячи видов предпринимательской деятельности требовало лицензирования на федеральном уровне или уровне субъектов федерации. Новым законом число лицензируемых видов деятельности значительно снижено, более чем на 140.
***
Условно барьеры входа на рынок подразделяют на барьеры чистого преимущества и стратегические барьеры. Стратегические барьеры — это в своей основе барьеры рыночного характера; барьеры чистого преимущества — факторы, которые дают действующим на определенном рынке предпринимательским субъектам конкурентное преимущество, не обусловленное высоким уровнем эффективности или качеством товара. Наиболее известными в этой области являются административные барьеры.
Большая часть таких барьеров облечена в правила (стандарты здравоохранения и безопасности) и не направлена на ограничение конкуренции, но может, тем не менее, служить существенным препятствием для входа на рынок. Даже правила, введенные в целях безопасности и защиты потребителей, могут при несправедливом их применении со стороны органов власти привести к ограничению конкуренции. Эта проблема особенно актуальна в России, так как лицензии предоставляются нередко без объективной оценки рыночной ситуации или технологических возможностей заявителя, а размеры арендной платы за предоставленное в пользование муниципальное имущество нередко вводятся произвольно или по принципу селективной защиты интересов отдельных хозяйствующих субъектов [1].
Административное регулирование условий обращения продуктов или услуг, цен или тарифов — нередкое явление со стороны муниципальных органов власти, нарушающее конкурентные условия локального рынка. Если цены на определенном рынке регулируются или контролируются, то как результат наблюдается сдерживание появления новых рыночных субъектов.
Государственные и муниципальные кредиты, дотации, бюджетные и внебюджетные субсидии, различного рода преференции остаются барьером для входа на рынок предприятий малого бизнеса.
Необходимость осуществления государственной регулятивной функции в определенных сферах экономического развития общества неоспорима. В современных кризисных условиях проводится широкий спектр мероприятий государственной поддержки банкам, системообразующим промышленным предприятиям. Принят ряд существенных мер институционального характера, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.
***
7. Институциональные барьеры
Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка могут служить существенными барьерами, предотвращающими вход на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем доходности. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли.
К институциональным барьерам выхода из отрасли следует отнести затраты, связанные для собственников фирмы с процедурой прекращения деятельности и банкротства. По мнению многих исследователей российских рынков, сложность выхода предприятий из отрасли и связанные с ним высокие явные и неявные затраты, является одним из важнейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции. Высокий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, служит фактором, дестимулирующим вход в отрасль потенциальных конкурентов.
Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке.
^ Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.
Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбытовой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых связей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйственного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют создавать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|