Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного кредита и пути их решения





 

В тяжелых современных условиях финансового кризиса зачастую многие организации сожалению о том, что они не воспользовались правом оформления для организации отсрочки (рассрочки) по налогам. Однако на практике, даже несмотря на полную прозрачность и норму главы 9 НК РФ, регламентирующей условия и порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита, добиться изменения сроков уплаты налогов очень трудно, а потерять это право весьма легко. К тому же претендовать на такие налоговые поблажки могут далеко не многие предприятия.

Как видно из перечня документов, условий предоставления права на изменений сроков уплаты налогов, дело весьма сложное и хлопотное. Большой комплект документов, сложная процедура их согласования – это лишь вершина айсберга проблем, подстерегающих налогоплательщика на данном пути. Ведь даже наличие административного протокола или акта налоговой проверки с самым незначительным штрафом на момент принятия решения по заявлению налогоплательщика является производством по делу об административном (налоговом) правонарушении и означает однозначный отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки или инвестиционного налогового кредита) [11; с. 29].



Нужно также обратить внимание на то, что такой отказ будет вполне законным даже в том случае, если налогоплательщик впоследствии не будет привлечен к ответственности. Законность и обязательность отказа ст. 62 НК РФ связывает не с фактом привлечения к ответственности, а с фактом производства по делу об административном или налоговом правонарушении, которое может закончиться и в пользу налогоплательщика.

Так что у налоговых органов есть вполне законный способ для отказа – достаточно после подачи налогоплательщиком соответствующего заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) составить на него административный протокол по любому налоговому правонарушению, предусмотренному гл. 15 КоАП РФ. Также просто налоговый орган может прекратить предоставление отсрочки (рассрочки или инвестиционного налогового кредита). Статья 62 НК РФ предусматривает одинаковые условия как для отказа в предоставлении, так и для досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки или инвестиционного налогового кредита) [7; с. 41].



Кроме того, вызывает определенные вопросы закрытый перечень форм и условий предоставления возможности изменить сроки уплаты налогов. По нашему мнению, помимо перечисленных в настоящее время в статье 64 Налогового кодекса РФ оснований предоставления отсрочки и рассрочки, можно предложить предусмотреть и иные основания, не устанавливая их исчерпывающего перечня. Но при этом необходимо решить ряд практических задач в вопросах предоставления отсрочек. В частности, нужно [21; с. 42]:

- ввести конкретные и ясные нормы в отношении определения наличия угрозы возникновения несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта в результате единовременной уплаты причитающихся налогов (пеней, штрафов) в бюджеты;

- возложить полномочия по определению наличия угрозы возникновения банкротства в данной ситуации и анализу финансового состояния потенциального банкрота планируется на ФНС России.

Для этих целей предполагается разработать соответствующие методические указания. Но это в долгосрочной перспективе. Более реальным выглядит постепенное уточнение Перечня сезонных отраслей и видов деятельности, применяемого для целей налогообложения (утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.99 N 382) и используемого при предоставлении отсрочек по некоторым основаниям. А также введение норм по предоставлению налоговыми органами отсрочек на небольшие сроки (до 1 месяца) в пределах одного финансового года. При этом предполагается установить, что такая отсрочка может быть предоставлена налогоплательщику один раз в течение календарного года.



Кроме того, есть потребность в повышении эффективности процедур досудебного обжалования ненормативных актов налоговых органов в части сроков рассмотрения жалоб, их продления, урегулирования подачи налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций, приводящих к уменьшению суммы уплаченного налога, относящихся к прошлым налоговым периодам, превышающим глубину проведения налоговой проверки.

Ключевым, по нашему мнению, инструментом рост повышения эффективности инструмента по изменению сроков уплаты налогов, является дальнейшее развитие механизма поручительства как способа снижения кредитных рисков государства.

Данный механизм уже частично предусмотрен статьей 74 НК РФ. Однако с учетом современных условий, такой механизм требует определенных улучшений. В этой связи отметим следующее, согласно гражданскому законодательству поручительство предполагает заключение договора между поручителем и кредитором. Кредитором в данном случае выступает налоговый орган. На поручителя возлагаются в полном объеме обязательства налогоплательщика, а при их исполнении он получает право требовать от налогоплательщика компенсации всех произведенных расходов.

По нашему мнению, в ряде случаев, поручителями могут выступать органы государственной власти, предоставляющие специальные гарантии налогоплательщикам. Например, в случае финансирования приоритетных инвестиционных проектов в регионах.

Кроме того, участниками одного договора поручительства могут одновременно выступать несколько поручителей. Принятию решения налогового органа предшествует оценка финансового состояния поручителя. И так для осуществления своих функций поручитель должен быть платежеспособен и не иметь задолженности по уплате налогов, сборов в бюджет, внебюджетные фонды, то в случае если поручителем является государство, это означает безоговорочную надежность и безусловную возможность изменения сроков уплаты налогов.

На рис. 3.1 отражены условия, при которых налоговый орган имеет право отказать в заключение договора поручительства. Такие условия должны стать исчерпывающими.

┌────────────────────────┬─────────────────────────┐

▼ │ │

┌──────────────────┐ │ │

│ Задолженность │ │ │

│ поручителя по │ │ │

│ налогам, сборам, │ │ │

│ пеням, штрафам, │ │ │

│ платежам во │ │ │

│внебюджетные фонды│ │ │

└──────────────────┘ │ │

▼ │

┌──────────────────┐ │

│ Возможность │ │

│ реализации │ │

│налогоплательщиком│ │

│ мер по уходу от │ │

│ налогообложения │ │

└──────────────────┘ │

┌──────────────────┐

│Недобросовестность│

│налогоплательщика │

│ или поручителя │

└──────────────────┘

Рис. 3.1. Основания и факты, препятствующие заключению договоров поручительства между поручителем и налоговым органом

 

И если сумма поручительства не превышает допустим 20 млн. руб., налоговый орган заключает соответствующий договор без обращения в ФНС России. И только в случае превышения вышеуказанной суммы, составленный и подписанный обеими сторонами договор поручительства направляется на согласование в ФНС России.

Таким образом, рассмотрев проблемы предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного кредита и пути их решения, можно прийти к следующим выводам. В тяжелых современных условиях развития рыночной экономики России, требует улучшение механизмов изменения сроков уплаты налогов. Связано это с тем, что данный механизм налогового администрирования весьма сложен в реализации для налогоплательщиков, так как требует существенных затрат на подготовку и получение данной льготы. Необходимо не только повышение эффективности применения ряда положений по изменению сроков уплаты налогов, но и внедрение новых способов. В частности, представляет интересным дальнейшее развитие поручительства за налогоплательщика для безоговорочного и безусловного предоставления отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

 

 


Выводы и предложения

 

В данной курсовой работе был исследован механизм изменения сроков уплаты налогов, как один из инструментов налогового администрирования. Решение задач курсовой работы привело к следующим выводам:

1) под изменением срока уплаты налога понимается перенос установленного времени его уплаты на более поздний срок согласно положения статьи 61 НК РФ;

2) необходимо иметь в виду ряд обстоятельств, прямо указанных в статьях 61 и 62 НК РФ:

- срок уплаты может быть изменен в отношении всей суммы налога либо его части с начислением процентов на неуплаченную задолженность;

- изменение срока уплаты осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;

- изменение срока уплаты, предусмотрено как для фирм, уплачивающих налоги по общей системе налогообложения, так и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы, а также для физических лиц. Однако, не предусмотрено предоставление налоговой отсрочки или рассрочки налоговым агентам;

- на практике уже сформирован определенный порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов со стороны ФНС РФ.

Исследование форм изменения сроков уплаты налога и сбора показало, что это изменение осуществляется в трех основных формах:

- отсрочка, то есть перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более позднюю дату в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

- рассрочка, то есть поэтапное погашение задолженности перед бюджетами по налогам;

- инвестиционный налоговый кредит.

В соответствии со ст. 61 НК РФ срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы задолженности по налогу либо ее части. Изменение срока уплаты налога может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства.

Анализ проблем предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного кредита и пути их решения показал, что в тяжелых современных условиях развития рыночной экономики России, требует улучшение механизмов изменения сроков уплаты налогов. Связано это с тем, что данный механизм налогового администрирования весьма сложен в реализации для налогоплательщиков, так как требует существенных затрат на подготовку и получение данной льготы. Необходимо не только повышение эффективности применения ряда положений по изменению сроков уплаты налогов, но и внедрение новых способов. В частности, представляет интересным дальнейшее развитие поручительства за налогоплательщика для безоговорочного и безусловного предоставления отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

 

 


Список использованной литературы

 

I. Нормативно-правовые акты:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями). // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – ст. 3824.

II. Специальная литература:

2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации часть I с официальными, судебными и библиографическими указателями (по состоянию на март 2008 года). – М.: Налоги и финансовое право, 2008. – 289 с.

3. Горшкова Л.Л., Борисов Ю.К., Кудрявцева А.Л., Годунова Н.С. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (под редакцией Л.Л. Горшковой). – М.: Инфра-М, 2010. – 314 с.

4. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая: Разделы I-VII: Главы 1-20. – М.: Инфра-М, 2009. – 535 с.

5. Лермонтов Ю.М. Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом (комментарий к Федеральным законам от 26.11.2008. – № 224-ФЗ, от 24.11.2008. – № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, от 04.12.2008. – № 251-ФЗ). – М.: Налоги и финансовое право, 2008. – 408 с.

6. Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26.11.2008. – № 224-ФЗ и вступивших в силу с 1-го января 2009 г.). – М.: Налоги и финансовое право, 2009. – 277 с.

 

7. Акиньшина И.М. Краткое изложение с комментариями основных направлений налоговой политики РФ на 2010 год и плановые периоды до 2012 года. // Нормативные акты для бухгалтера. – 2009. – № 13. – С. 39-44.

8. Акиньшина И.М. Краткое изложение с комментариями основных направлений налоговой политики РФ на 2010 год и плановые периоды до 2012 года. // Нормативные акты для бухгалтера. – 2009. – № 14. – С. 66-75.

9. Антощук Е. Отложим налог до лучших времен. // Практическая бухгалтерия. – 2009. – № 2. – С. 23-27.

10. Боровикова Е.В. Оперативное управление налоговой нагрузкой организации методами отсрочки налогов и сборов. // Налоги и налоговое планирование. – 2010. – № 8. – С. 56-59.

11. Верховцева А. Изменение сроков уплаты налогов. // Московский бухгалтер. – 2008. – № 10. – С. 28-35.

12. Егоркина О. Как изменить срок уплаты налога. // Арсенал предпринимателя. – 2010. – № 1. – С. 9-17.

13. Комментарии к нормативным документам («Консультант бухгалтера. – 2010. – № 12. – С. 41-43.

14. Корф М. Оптимистичный Федеральный закон № 229-ФЗ. Последние изменения в налоговом законодательстве. // Бухгалтерия и банки. – 2010. – № 9-11. – С. 33-36.

15. Ларцева Л. Отсрочка уплаты налогов – выход из тяжелого финансового положения. // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2008. – № 4. – С. 27-29.

16. Лермонтов Ю.М. Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом (комментарий к Федеральным законам от 26.11.2008. – № 224-ФЗ, 24.11.2008. – № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, 04.12.2008. – № 251-ФЗ). // Бухгалтер и закон. – 2009. – № 3. – С. 13-16.

17. Лермонтов Ю.М. Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом (комментарий к Федеральным законам от 26.11.2008. – № 224-ФЗ, 24.11.2008. – № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, 04.12.2008. – № 251-ФЗ). // Бухгалтер и закон. – 2009. – № 4. – С. 16-17.

18. Лермонтов Ю.М. Новации в налоговом законодательстве. // Бюджетный учет. – 2010. – № 10. – С. 61-67.

19. Малис Н.И. Кризис: налоги реформируются. // Налоговый вестник. – 2009. – № 5. – С. 29-31.

20. Мисникович Л.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010. – № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. – 2010. – № 10. – С. 24-29.

21. Шеменев В.А. Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит. // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. – № 11. – С. 41-48.

22. Шестакова Е. Чем грозит неуплата налогов. // Арсенал предпринимателя. – 2010. – № 6. – С. 57-62.

 

 


 

Приложения

Приложение 1

Порядок изменения срока уплаты налогов [9; с. 26]

Показатели Отсрочка / Рассрочка Инвестиционный кредит
Предоставляется на срок - До одного года (п. 1 ст. 64 НК РФ); - от одного года до трех лет в части налогов, зачисляемой в федеральный бюджет по решению Правительства РФ (п. 1 ст. 64 НК РФ); - пять лет по федеральным налогам по решению министра финансов РФ От одного года до пяти лет (п. 1 ст. 66 НК РФ)
Порядок уплаты Поэтапная или единовременная Поэтапная уплата суммы кредита и начисленных процентов
Цель Предотвращение банкротства фирмы Поддержка инновационного развития экономики или выполнения компаниями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности
Предоставляется в форме По решению о предоставлении отсрочки (рассрочки) По решению о предоставлении инвестиционного налогового кредита
Решения принимаются по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) (п. 6 ст. 64, п. 5 ст. 67 НК РФ)
Проценты Начисляются на сумму задолженности исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п. 4 ст. 64 НК РФ). Проценты не начисляются, если отсрочка или рассрочка предоставлены по причине ущерба в результате чрезвычайных ситуаций или задержки финансирования из бюджета, оплаты выполненного государственного заказа. Начисляются на сумму кредита по ставке не менее 1/2, но не более 3/4 ставки рефинансирования Банка России (п. 6 ст. 67 НК РФ)
Срок для принятия решения Один месяц со дня, когда от налогоплательщика было получено заявление на предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного кредита (п. 6 ст. 64, п. 4 ст. 64.1, п. 5 ст. 67 НК РФ)

Продолжение Приложения 1

Показатели Отсрочка / Рассрочка Инвестиционный кредит
Основания - Причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; - задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа; - есть угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления; - если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; - если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер (по перечню Правительства РФ); - товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче (п. 6 ст. 64 НК РФ, п. 3 ст. 334 ТК РФ); - лицо осуществляет поставки по межправительственным соглашениям (п. 6 ст. 64 НК РФ, п. 4 ст. 334 ТК РФ) Если организация выполняет: - научно-исследовательские или опытно-конструкторских работы либо технически перевооружает собственное производство, в том числе в направлении на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; - внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создает новые или совершенствует применяемые технологии, создает новые виды сырья или материалов; - особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению; - государственный оборонный заказ (ст. 67 НК РФ)
Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты соответственно региональных и местных налогов, а также инвестиционного налогового кредита (п. 12 ст. 64, п. 7 ст. 67 НК РФ)
Основания для отказа 1. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах. 2. Проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенному делу в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. 3. Имеются достаточные основания полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство (п. 1 ст. 62 НК РФ).

Продолжение Приложения 1

Показатели Отсрочка / Рассрочка Инвестиционный кредит
Прекращение 1. По истечении срока действия соответствующего решения или договора (п. 1 ст. 68 НК РФ). 2. До истечения срока действия соответствующего решения или договора (п. 1 ст. 68 НК РФ), если налогоплательщик: - уплатит всю причитающуюся сумму налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока (п. 2 ст. 68 НК РФ) (действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда); - нарушит условия предоставления отсрочки, рассрочки (п. 3 ст. 68 НК РФ).
Обжалование Налогоплательщик может обжаловать решение об отказе в предоставлении отсрочки, рассрочки в судебном порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ (п. 6 ст. 68 НК РФ). Также может быть обжаловано в суде и решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки (п. 6 ст. 68 НК РФ, ст. 198 АПК РФ). В том же порядке, который предусмотрен статьей 198 АПК РФ, обжалуется и отказ в предоставлении инвестиционного налогового кредита. Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда (п. 7 ст. 68 НК РФ).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.