Сделай Сам Свою Работу на 5

Для чего дельфину столь развитый мозг?





Для чего дельфину столь развитый мозг?

Что они могут?

Сон и отдых

Заключение

Список использованной литературы

Резюме

Вопросы для самопроверки

Тестовые задания

Введение.
Дельфины, дельфиновые (лат. Delphinidae) - семейство млекопитающих из отряда китообразных, подотряда зубастых китов (Denticete).
Дельфины встречаются во многих морях и океанах мира, в том числе в Черном море. Живут дельфины до 75 лет, чаще около 50-ти, в неволе обычно около 30-ти. С помощью своих 88 зубов черноморский дельфин съедает около 30 кг. рыбы в день, масса дельфинов - до 500 кг. Температура тела дельфина - такая же как у человека 36,6 градуса. Период беременности дельфинов около 12 месяцев. Самка дельфина обычно приносит одного детёныша в 50-60 см длиной и некоторое время заботливо его охраняет. При упоминании дельфина с большей вероятностью человек представит себе вид Афалина (Tursiops truncatus). Отчасти своей популярностью афалины обязаны многочисленным упоминаниям в кинематографе и художественной литературе и высокой способностью к обучению.

Дельфины - это не рыбы, а млекопитающие - выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Время от времени им нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть. Ныряют они обычно не дольше чем на 1-3 минуты, но могут оставаться под водой и по 10 минут, погружаясь в глубину на десятки метров.



Голоса дельфинов

Все дельфины (дикие и прирученные), находясь под водой, часто издают скрипучие звуки, звуки, напоминающие стук клюшки по мячу при игре в гольф, и свист, а кроме того, как под водой, так и в воздушной среде — своего рода редкое кряканье, пронзительные крики и вопли. В неволе, при близком контакте с людьми, некоторые дельфины начинают издавать более частые звуки в ответ на «просьбу» со стороны человека и даже «спонтанно». Приложив старание, дрессировщик может заставить животных «петь», т. е. длительное время издавать «воющие» высокие или средние по высоте звуки, причем высота их меняется плавно или скачкообразно.
Дельфин для передачи и приема «смыслового значения» в естественных условиях использует другие звуки: скрипы, когда он обнаруживает или распознает что-нибудь в ночное время или в мутной воде; звуки, напоминающие удары клюшкой по мячу, и свисты для общения с другими дельфинами; наконец, испускаемые в воздушной среде вопли, чтобы получить от людей вознаграждение в виде рыбы или аплодисментов. Подражая нашей речи, дельфин копирует ту часть услышанного, которая на его «языке» имеет определенный смысл. Характерный «дельфиний» акцент может оказаться настолько сильным, что нам будет трудно узнать наши собственные слова, когда мы их услышим в «исполнении» дельфинов.



Типы тех звуков, которым подражают дельфины.
а) Человеческий смех. Взрывчатый, повторяющийся монотонный смех: ха-ха-ха! Обычно повторяются группы по 3 — 4 звука, которые произносятся очень высоким голосом, напоминающим детский. Дельфин особенно отчетливо издает эти звуки, если он только что в течение нескольких секунд слышал женский смех. Если он вновь услышит человеческий смех, то это может вызвать дальнейшее подражание, которое будет лучше или хуже первоначального.
б) Свисты, издаваемые человеком или производимые искусственно. Иногда создается впечатление, что содержащееся в одиночестве животное копирует свист, но, поскольку свист — одна из их естественных голосовых реакций, человеку трудно уловить разницу, если только Дельфин не понижает частоту своего свиста до частоты, характерной для нашего свиста.
в) Звуки, напоминающие крики толпы на стадионе. Молодые дельфины могут копировать очень хриплые звуки, издаваемые людьми при плотно сжатых губах или при прижатой к нижней губе ладони.
г) Человеческие слова. Из всех суждений о звуках, издаваемых дельфинами, суждение о копировании ими человеческих слов является самым субъективным. Наиболее отчетливо я слышал следующие слова и фразы, «скопированные» в чрезвычайно высокой тональности и сжато: «three — two — three»1, «Tee ar Pee»2 (только что были произнесены звуки «TRR») и множество других, менее четких, но так сильно приближающихся к человеческой речи по ритму, дикции и фонетическому составу, что это казалось сверхъестественным. [Дж. Лилли.1965.150с.]



Для чего дельфину столь развитый мозг?

Мозг дельфина стоит на одном (или даже более высоком) уровне с мозгом человека и потенциально способен на то же самое, на что и человеческий мозг. Такой орган обеспечивает дельфинам речевое (словесное) общение друг с другом.

Сложный мозг дельфинов внешне сходен с человеческим (вес, шаровидная форма, обилие извилин, соотношение веса больших полушарий и мозжечка, близкое число нервных волокон в 1 см3); дельфины очень понятливы и легко обучаются; их акустические сигналы, издаваемые сложным звукосигнальным аппаратом в верхней части дыхательного пути, весьма многообразны; в свистах существуют индивидуальные различия, по которым можно распознавать дельфинов персонально; некоторые афалины способны подражать словам человека; дельфины, посаженные в два отдельных бассейна, между которыми работает электронная связь, проявляют интерес к голосам сородичей; в экспериментах со звукообменом подопытные дельфины не нарушают молчания, пока "говорит собеседник"; и, наконец, некоторые дельфиновые свисты повторяются при воссоздании тех же самых условий окружения, в которых эти сигналы производились раньше.

Все перечисленные доводы, однако, хотя и свидетельствуют о высоком развитии ума дельфинов, не доказывают наличия у них языка и абстрактного мышления.

Если у дельфинов нет настоящего (словесного) языка, то чем можно объяснить развитие их огромного головного мозга? Причины и обстоятельства для этого у них совсем другие, чем у человека: мозг дельфинов обслуживает потребности жизни в водной среде и определяет всю тонкость приспособительной деятельности в этих условиях. В воде у китообразных наиважнейшим органом чувств оказалось не зрение, как у наземных млекопитающих, а слух в сочетании с эхолокационным аппаратом. [Томилин А.Г. 1977.152с.]

Ведущую роль в развитии крупного мозга дельфинов сыграла, видимо, эхолокация как важнейший способ ориентации зубатых китов в океане и главный путь получения информации об окружающем. В естественных условиях эхолокационный аппарат используется ими на каждом шагу. Время между произведенным щелчком-сигналом и возвратом его эха указывает животным расстояние до любого объекта на их пути. В связи с этим отрабатывается тончайшее управление движениями своего тела. Для переработки поступающих эхо-сигналов потребовался высокоразвитый головной мозг. Не случайно в мозге дельфинов обнаружены некоторые преимущества перед мозгом человека именно в области слуховой системы.

Сильному развитию мозга дельфинов благоприятствовали также:

1) большая скорость плавания и быстрая смена внешних условий при нырянии;

2) выдвижение на первое место из органов чувств слухового анализатора, воспринимающего в очень широком диапазоне акустические колебания;

3) работа локатора на высоких частотах, позволявшая передавать больший объем информации и за более короткий срок, чем при работе на низких частотах;

4) отличная звукопроводимость моря и высокая скорость распространения звука в воде, вызывавшая необходимость мгновенного ответа животного (поэтому дельфин на звуковые раздражители отвечает быстрее человека);

5) стадный и семейный образ жизни и совместная охота за рыбой;

6) продолжительное совместное пребывание детенышей и родителей, обогащавшее индивидуальным опытом молодых особей.

Поговорим о зрении.

Зрение дельфина, точнее его глаза, устроены так, что могут хорошо видеть в двух средах - в воде и в воздухе. У воздуха и воды разный коэффициент преломления, однако это почти не влияет на устройство зрения. Глаз дельфина и глаз человека схожи по устройству. Однако у дельфинов нет бинокулярного зрения. Зрением он охватывает широкое поле вокруг себя, а не сморит на определенный объект впереди себя. Этим зрение дельфина отлично от человеческого. Это говорит о том, что зрение как орган восприятия дельфин использует не так активно, как человек.
Однако, в отличие от человека, у дельфина есть второе, подводное “зрение”, присущее только ему одному. Это зрение использует в качестве информационного потока не свет, а ультразвук.

Наверное, нужно объяснять, что эхолокационный аппарат дельфина - это аналог зрения, а не слуха. Совокупность отраженных ультразвуковых волн создает в мозгу дельфина изображение, подобное изображению, которое воспринимает сетчатка глаза. Конечно, это изображение не такое. Оно тоже объемное. Главное отличие в том, что оно не цветовое, а “пластическое”.

Вот именно об ультразвуковом мире дельфина и стоит основательно поразмышлять, используя максимум фантазии, логики и знаний (прежде всего физических, кроме того, геологических, биологических и т.д.).

Все это и обусловило в ходе эволюции сильное развитие центральной нервной системы дельфинов.[ Романенко Е. В.2004. 42с.]

Что они могут?

Если дельфины с высокоразвитым мозгом и не способны к речи, то они могут дать человеку многое другое. Успехи в работе с ними открыли большие перспективы их использования. Умные, миролюбивые, отлично поддающиеся дрессировке, дельфины быстро привыкают к человеку. Они быстро улавливают, что от них требуют, неограниченно совершенствуют свои трюки.

Современная методика тренировок дельфинов исключает наказание, а допускает только ласку с использованием в разных сочетаниях подкрепления пищевыми, игровыми раздражителями. Другой путь повышения эффективности их обучения - тренировка с помощью показа, использование склонности дельфинов к подражанию.

Замечательные черты - выносливость, исполнительность, кроткий и миролюбивый характер - дельфинов позволили им стать лучшими лабораторными животными.

Широкие возможности использования дельфинов открываются в различных областях бионики, медицины и физиологии, рыбного хозяйства, океанологии. Биоников интересует гидродинамическое совершенство формы тела, строение и антитурбулентные свойства кожного покрова, регулируемый гидроупругий эффект в плавниках, способность ныряния на значительные глубины, надежность эхолокатора и многие другие особенности организации дельфинов.

За рубежом разрабатывается программа использования дельфинов в области медицины и для разрешения ряда физиологических задач. Все их адаптации - в дыхании, кровообращении, водно-солевом обмене, о которых говорилось выше, представляют большой интерес для физиологов и медиков, особенно после того, как был открыт путь для хирургического исследования живых китообразных методом анестезии.

Дельфина можно научить разведывать морское дно, доставляя пробы грунта, перевозить грузы, спасать утопающих, подавая им пояса или выталкивая из воды, защищать человека от акул, быть буксировщиком и поводырем пловцов и акванавтов в трудных для них ситуациях. Он будет нести поисковую службу в море, отыскивая различные объекты, интересующие человека, начиная от раковин с жемчугом и кончая затонувшими судами.

Приручение дельфина поможет человеку овладеть богатствами моря и составить точные карты дна. [Н.Л. Крушинская, Т.Ю. Лисицына. 1983. 38с.]

Сон и отдых

С точки зрения поведения сон — это период отсутствия активности. Для сна характерно определенное состояние организма, определенный ритм (обычно суточный), повышение порога сенсорных реакций, приуроченность к определенному месту (различные виды убежищ), характерная для данного вида животных поза. Состояние сна у животных может быть определено на основании поведенческих или электрофизиологических критериев, а также на сочетании этих показаний.

Изучение поведения во время сна у морских млекопитающих осложняется их водным образом жизни. В литературе однако имеются описания отдыха у разных видов китообразных в их естественном окружении. Известно, что китобойные шхуны подходили вплотную к гренландским китам и финвалам, неподвижно лежащим у поверхности воды или очень медленно передвигающимся. Киты, как бы внезапно очнувшись ото сна, быстро уплывали прочь от корабля.

У островных популяций вертящихся дельфинов наблюдали отдых обычно около полудня. Они заходили в укромные лагуны и заливы, защищенные от ветра высокими берегами и, сгруппировавшись, медленно двигались по кругу. Группа во время отдыха обычно принимает дискоидальную форму в отличие от построения шеренгой во время активной охоты. У отдыхающих дельфинов резко снижается интенсивность звуковой сигнализации и уменьшается их разнообразие. У вертящихся дельфинов во время отдыха прослушивались только отдельные щелчки.
Афалины во время отдыха принимают самые разные позы. Так, один дельфин, отдыхая, обычно «лежал» на спине у поверхности воды, выставив грудные плавники. На непродолжительное время дельфин, поворачивался брюхом вниз, чтобы сделать вдох и снова принимал прежнее положение.
Интересный феномен в поведении дельфинов во время отдыха — попеременное открывание и закрывание глаз — было впервые обнаружено Дж. Лилли (1964). Наблюдая за спящими афалинами, он нашел, что дельфины попеременно открывают то один, то другой глаз. Удалось подсчитать, что в течение 24 ч оба глаза у дельфинов закрыты одновременно только 5 мин. Исходя из этого, Дж. Лилли сделал предположение, что дельфины спят унилатерально.

Не всегда можно с уверенностью сказать, судя только по поведению дельфинов, спят они или приняли позу отдыха. Только электрофизиологические исследования мозга дельфинов помогли раскрыть многие принципиальные вопросы, связанные с процессом сна у этих животных.
Рис. 16. Межполушарная асимметрия электрокортикограммы спящего дельфина
А — расположение электродов в теменно-затылочной коре; Б, В — одновременно зарегистрированные высокоамплитудные дельта волны в трех точках одного полушария с десинхронизированной электрической активностью симметричных точек коры другого полушария.

Сравнение биоэлектрической активности мозга во время сна у дельфинов и наземных млекопитающих позволило обнаружить некоторые интересные различия. Во-первых, было выяснено, что дельфины могут спать, находясь в движении; осуществление сложного рефлекторного дыхательного акта не требует их пробуждения. Во-вторых, дельфины могут спать с одним открытым глазом, в то время как у большинства наземных млекопитающих в период сна оба глаза прикрыты веками и предметное зрение выключается. Л. М. Мухаметов и А. Я. Супин показали, что открытый глаз у дельфинов выполняет сложную сторожевую функцию во время сна. Так, внесенный бесшумно предмет в поле зрения открытого глаза сразу вызывал пробуждение дельфина. Авторы полагают, что контроль за изменением среды обитания во время сна у дельфинов осуществляется в отличие от наземных млекопитающих не только слуховым анализатором, к этому контролю присоединяется и зрительная система. В-третьих, у дельфинов была обнаружена межполушарная асимметрия функциональных состояний двух полушарий мозга во время сна. Во время сна у дельфинов возникает в корковых полушариях поочередно то синхронизация биоэлектрических ритмов (медленные волны), то десинхронизация (ритмика, характерная для бодрствования или парадоксального сна. В этом случае полушария работают как антагонисты: если в левом полушарии записываются медленные синхронизированные волны, то в правом — десинхронизированные, и наоборот. Подобная асимметрия функционального состояния полушарий во время сна не была до сих пор описана у других животных и человека. Смена фаз бодрствование — сон у всех ранее изученных млекопитающих происходит одновременно в обоих полушариях.

Несмотря на то, что еще не раскрыты тонкие механизмы, лежащие в основе межполушарной асимметрии различных функциональных состояний мозга дельфинов в период сна, можно полагать, что это явление связано либо с выполнением сторожевых функций одним полушарием, либо имеет отношение к обеспечению дыхательного акта у спящих дельфинов.[Н.Л. Крушинская, Т.Ю. Лисицына.1983.80с.]

Функция сна человека

Сон — это важнейший процесс, обеспечивающий работу головного мозга. Функция сна состоит в том, что впечатления дня преобразуются в ту форму, которую сознанию удобнее использовать. Более важные события помещаются в долговременную память и включаются в картину мира. Менее важные откладываются на самые дальние полки. И вспомнить их уже не так-то легко.

Сон нужен для решения тех задач, которые не были решены днем, но имеют важное значение для человека. Фрейд рассказывает о мальчике, которому не дали черешни. Во сне ему приснилось, что он все-таки съел черешню. На следующее утро он заявил, что ему очень понравилась черешня, которую он вчера ел (пример ложного воспоминания.)

Лишение сна вызывает сонно-депривационный психоз, при котором возникают бред и галлюцинации. Человек начинает спать наяву. При длительном лишении сна человек впадает в кому.

Во сне переживаются те действия, которые происходили наяву. Если человек делает что-то впервые — скажем, учится управлять автомобилем, — то сновидения становятся ярче. Во время сна новая и непривычная информация приводится в соответствие с картиной мира человека. Чем больше новизны встречает мозг днем, тем больше сна требуется ночью.[Мухаметов Л. М., Супин А. Я.1978. 86с.]

 

Заключение

Как и все млекопитающие, дельфины дышат атмосферным воздухом, имеют постоянную температуру тела, рождают детенышей и вскармливают их молоком. Однако в отличие от наземных сородичей дельфины всю жизнь проводят в воде. Они превосходно приспособлены к стремительному и неутомимому плаванию и длительному погружению и наделены изумительной способностью ориентироваться в морских глубинах. Именно в этом отношении дельфины, как и все китообразные, представляют большой научный интерес для биологов, стремящихся разгадать их тайны с тем, чтобы найти им практическое применение в различных областях человеческой деятельности. Поэтому в последние два десятилетия дельфины привлекли к себе пристальное внимание как ученых, так и инженеров. Во многих странах для изучения дельфинов построены специальные дельфинарии, где животные легко вступают в контакт с человеком. Результаты исследований оказались настолько неожиданными, а подчас и ошеломляющими, что они привлекли внимание и широкой общественности, которая с удивительным постоянством стремится узнать «все о дельфинах».

Сегодня ученые проводят широкие исследования поведения дельфинов не только в искусственных условиях - бассейнах, но и в естественных - в открытом море, изучают их коммуникационные сигналы (сигналы общения), ставят эксперименты, помогающие ответить на вопрос, способны ли эти животные решать сложные задачи, разрабатывают способы их обучения.

 

Список использованной литературы

1. Дж. Лилли. ЧЕЛОВЕК И ДЕЛЬФИН (Редактор Д. А. Сонкин Москва (Темплан 1965 г. Изд-ва «Мир», пор. № 138).

2. Лилли Дж. Человек и дельфин / Пер. с англ. — М.: Мир, 1965.

3. Мухаметов Л. М., Супин А. Я. Сон и бодрствование у дельфинов // В кн.: Морские млекопитающие. М.: Наука, 1978.

4. Н.Л. Крушинская, Т.Ю. Лисицына. Поведение морских млекопитающих. М.: 1983. Изд.-во: Наука. Стр. 38-86.

5. Романенко Е. В. Гидродинамика дельфинов // Вестник РФФИ. — 2004. — N 3.

6. Томилин А. Г. В мире китов и дельфинов. — М.: Знание, 1980. — (Библиотека «Знание»).

7. Томилин А.Г. 'Снова в воду' - Москва: Знание, 1977 - с.152 (развитый мозг).

Резюме

Существует несколько различных точек зрения, взглядов на разумность этих животных. Одни учёные считают, что дельфины по разуму ничем не уступают шимпанзе, другие считают, что дельфины в несколько раз превосходят приматов, третьи никогда не наблюдали у этих животных каких-то особых способностей, и поэтому не считают их разумными. Каждые довольно убедительно доказывают свои выводы и поэтому довольно сложно принять какую-либо одну точки зрения. Для себя я поняла, что дельфины обладают элементарной рассудочной деятельностью, но каждый в большей или меньшей степени. Дельфинам, как и человеку, как и другим высоко развитым животным присуща определённая способность или если можно сказать талант. Талант у них проявляется в разных сферах их жизнедеятельности – кто-то великолепный охотник, кто-то «профессиональный взломщик замков», кто-то пускатель пузырей или колец, кто-то «профессиональный спасатель», кто-то лучший в мире «трюкач» и т.д.

Вопросы для самопроверки

1. Какого рода звуки издают дельфины?

2. Какой орган чувств является самым важным у китообразных?

3. Чем служит эхолокация ?

4. На что указывает время между произведенным щелчком-сигналом и возвратом его эха ?

5. Что допускает и что позволяет современная методика тренировок ?

6. Чем занимается наука бионика ?

7. Чем поможет человеку приручение дельфина ?

8. Что такое сон ?

9. Какой есть феномен в поведении дельфинов во время отдыха?

10. Какую важную функцию выполняет открытый глаз во время сна ?

Тестовые задания

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.