Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ основных потребностей человека





РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ФУНКЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

 

 

Выполнил студент группы СВ-11

Губкина М. А.

 

К. Э. Н, Доцент Деветьярова И.П.

 

 

Киров 2015 г.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….………….…1

1. Понятие потребностей………………………………………………….……1

1.1Классификация потребностей………………………………………..….2

1.2 Анализ основных потребностей человек………………………...…......4

2. Функции человеческих потребностей………………………..……….....…7

3. Удовлетворение и неудовлетворение личных потребностей………….......8

3.1Структура потребностей……………………………………………..…11

3.2 Наиболее распространенные потребности………………………….…12

4. Мотивация и мотивы…………………………………………………..……14

4.1. Мотивы………………………………………………………………….14

4.2. Теория мотивации Маслоу……………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….…18

Список литературы…………………………………………………………………20

 

 

Введение

Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.



История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Потребности человека побуждали его к деятельности. Общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало ко все более разносторонней деятельности для их удовлетворения.

Целью моей работы является раскрытие темы "потребности человека". Для этого я дам понятие этому термину, попытаюсь отразить их классификацию и раскрыть функции содержания человеческих потребностей.

 

Понятие потребностей

В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значений.
«Потребность - в самом общем значении этого слова - существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы» . В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире - как причина всякой жизнедеятельности).
Более развернутое значение связано с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, т.е. носителе потребностей (биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальная группа или слой (класс, нация, сословие, поколение).



 

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.
Понятие «потребность» обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.

 

Классификация потребностей

В современной социологической ли­тературе существует несколько класси­фикаций потребностей. Во-первых, потребности выступают как личные, груп­повые и характерные для всего общества. Личные — это потребности, которые воз­никают и развиваются в процессе жиз­недеятельности отдельного человека. Примером являются потребности в пище, одежде, самоутверждении. Обществен­ные и групповые потребности вытекают из требований нормального существования всего общества и отдельных его групп соответственно. Это — потребности в го­сударственном управлении, производстве, обеспечении прав, обороне, охране ок­ружающей среды.
Во-вторых, потребности делят­ся на материальные и духовные. Мате­риальные возникают в сфере трудовой и повседневной деятельности человека (нужда в продуктах питания, предметах одежды, коммунальных услугах). Духов­ные потребности связаны с деятельно­стью человека в среде культуры, обра­зования, науки, религии и т.д.
В-третьих, существует деление потребностей на первичные и вторичные. Их различие состоит в том, что первич­ные, в отличие от вторичных, не могут быть заменены друг на друга, т.е. мы можем вместо театра посетить кино, но если мы испытываем потребность в пище, мы не удовлетворим ее сном или одеж­дой. Таким образом, потребность в до­суге — вторичная, а в пище, сне и одеж­де — первичные.




В-четвертых, нередко осуще­ствляется деление всех потребностей на реальные иидеальные. Реальные потреб­ности подразумевают под собой пережи­вание нужды в дыхании, питании, сне, самосохранении, т.е. в том, что необхо­димо человеку для поддержания нор­мальной жизнедеятельности. Примера­ми реальных потребностей могут быть нужда во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, в уважении, — те потребности, которые связаны с су­ществованием индивида в обществе и вза­имоотношениями его с другими инди­видами. Идеальные потребности — это потребности в познании окружающего мира, нахождении своего места в нем, осознании смысла своего существования. Идеальные потребности представляют собой высшую форму нужды человека.
В-пятых, потребности бывают постоянные (жизненно-важные) и вре­менные (эпизодические). Нужду в пред­мете постоянных потребностей субъект испытывает на протяжении всей его жиз­недеятельности, удовлетворение таких потребности один раз не приведет к ис­чезновению их в будущем. Примером таких потребностей может служить нуж­да в пище, сне, защите, общении. Вре­менные же потребности исчезают после их удовлетворения. Так, выпускнику школы необходимо определиться с мес­том дальнейшей учебы, и эта потреб­ность отпадает с поступлением выпуск­ника в учебное заведение.
В-шестых, еще одна классифи­кация подразумевает деление потребно­стей в зависимости от вида деятельности, косуществлению которой потребности побуждают субъекта. Все эти виды по­требностей можно разделить на два клас­са. Первый из них — субстанциональ­ные потребности, жизненная значимость которых определяется необходимостью взаимодействия с объектом потребнос­ти (например, коммуникативная позна­вательная). Вторым классом являются функциональные потребности, побужда­ющие к деятельности, главной частью которой является сам процесс в сфере экономики, политики, духовной жизни.
В-седьмых, потребности делят­ся на высшие (сложные) и низшие (эле­ментарные). Высшие потребности менее насущны и обнаруживаются позже, чем низшие.

 

Для актуализации высших по­требностей требуется больше предвари­тельных усилий и внешних условий. Низшие потребности — более ограниченные и в отличие от высших не приобретают субъективной значимости для человека. Иными словами, низшие — это «живот­ные», врожденные потребности — нужда в пище, защите. Высшие же формиру­ются в результате внешнего воздейст­вия на человека, в условиях взаимосвя­зи с другими членами этого общества. К высшим следует отнести потребность в любви, похвале, уважении. И наконец, различают потребности традиционные и новые. Традици­онные были характерны для человечества на протяжении всего его существования (например, в пище, защите), новые же возникают в процессе развития общества и его изменения. К последним можно отнести потребность в образовании, ин­формации, продвижении в карьере.

 

Анализ основных потребностей человека

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.
Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей». Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. Маршалл ссылается на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКуллоха, Германна и других авторов.
В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения).

 

Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.
В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи -- третьей и четвертой группам; потребности роста -- пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру. Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.
Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.
Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков - три группы: обеспечения, призвания и престижа. В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни. При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно, прежде всего, соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе.

 

 

В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.
Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.
Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по сервису Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями: жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».
Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон». Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей.

 

 

Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

О силе потребности в творчестве можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Архимед и Дмитрий Шостакович создавали великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью. Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.
Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

 

Функции потребностей

Функции потребностей многообразны. Две наиболее значимые функции потреб­ностей — это сигнальная и побуждающая, причем они тесно взаимосвязаны.
Сиг­нальная выражается в выработке сигна­ла о возникновении определенных рас­согласований. Эти рассогласования могут быть внешними (между условиями внеш­ней среды и условиями, необходимыми для нормального существования субъекта потребности) и внутренними (нарушение внутренней стабильности организма).

 

Этот сигнал может восприниматься бес­сознательно, нервной системой, или же осознаваться человеком. Сигнальная функция состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.
Вторая функ­ция вытекает из первой. Побуждающая функция проявляется в активизации субъек­та к действию, целью которого является преодоление рассогласованности. Уже отмечалось, что отсутствие какого-либо блага является ключевым моментом в дан­ном понятии, а действие не возникает стихийно, оно имеет определенную при­чину, и причиной деятельности и действий в частности являются потребности. Побуждающая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.