Сделай Сам Свою Работу на 5

Керамика в стиле барокко.

Франция. Руанский фаянс, севрская роспись на фарфоре. Подъем производства фаянса с обжигом при высоких температурах. Мануфактуры Невера, Руана, Мустье. Фаянс Марселя и Страсбурга, развитие надглазурной росписи. Изготовление предметов роскоши из мягкого фарфора на мануфактурах в Руане, Сен-Клу, Меннеси и др.

Голландия. Интенсивное развитие фаянсового производства. Копирование китайского и японского фарфора. Мануфактура в Дельфте. Роспись гризайлью синим кобальтом. Фаянсовые изразцы. Изделия в синих тонах. Полихромный фаянс. Рифленые вазы. Германия. Каменные массы Рейнской области и Саксонии. Специфика технологии, форм, декора. Расписная декоративная керамика Гиршфогеля. Белый фаянс. Производство фаянсовых печей.

Англия. Общий подъем экономики и культуры. Специфика керамического производства Англии. Поливная керамика, тонкий фаянс, т. наз. «трубочная глина» (Стаффордшир).

 

XVIII век. Стилевые особенности эпохи рококо – фривольность, грация и эротика, легкомыслие и расточительность, праздность, чувственность и чувство. Рокайль – декоративный мотив, воспроизводящий очертания раковины, резвые амурчики, девочки-пастушки, цветочные гирлянды, - это характеристика быта дворянства, отживающего и сходящего со сцены. Архитектурныйдекор и декоративная скульптура. Блестящий расцвет керамики. Ведущая роль Франции. Руан – главный центр фаянсового производства Франции. Подражание китайскому фарфору. Техника полихромного декора мануфактуры Мустье. Фабрика вдовы Перрен (Марсель). Изделия мануфактуры в Страсбурге. Декор «страсбургские цветы». Тонкий белый фаянс фабрики Понт-о-Щу (Париж).

Голландия. Дельфтская мануфактура. Вазы для тюльпанов. Изразцы из Дельфта и Роттердама.

Португалия. Изразцы «азулежу».

Первые попытка изобретения фарфора в Италии. Франции и других странах. Изобретение твердого фарфора в Саксонии. И. Бетгер. Основание Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Новые приемы полихромной росписи (И.Г.Херольд). парадные и столовые сервизы. Мелкая пластика. Многообразие тематики. Нимфенбургская мануфактура. Сервизы, статуэтки. Мануфактуры Франкенталя, Хехста, Людвисбурга. Берлинская королевская мануфактура. Севрская королевская мануфактура. Твердый фарфор, цветные фоны, применение позолоты. Производство бисквитной скульптуры. Э.М.Фальконе, Ф.Буше и др.



Англия. «Костяной» фарфор. Заводы в Бау, Челси, Вустере,Дерби, Челепе. Мелкая декоративная пластика завода Челеп. Предприятие Лонгтон в Стаффордшире.

Италия. Выпуск фарфора в Венеции, Дочче, Неаполе (посуда с китайскими мотивами и гротесками, мелкая пластика, рельефные панно для дворцов). Мануфактуры по производству мягкого и твердого фарфора в Швеции (Маркебург), Бельгии (Турке), Швейцарии (Цюрих).

Русская майолика. Гжель как центр керамического производства. Народный характеркерамики. Искусство изразцов: типы, приемы декорировки. Реформы Петра 1. Русские фаянсы. Первый русский керамический завод Афанасия Гребенщикова (Москва). Характерные особенности форм изделий. Изобретение русского фарфора. М.В.Ломоносов, Д.И.Виноградов. основание императорского фарфорового завода (Петербург). «Собственный сервиз». Национальные черты первого русского фарфора. Роспись (А.И.Черный). Изделия мелкой пластики.

 

Второе лицо XVIII столетия, века Просвещения - новая волна Классицизма. Характерные черты классицизма. Архитектурный декор. Европейские фаянсы. Деятельность французских мануфактур. Изделия Люневиля. Декорировка изделий с помощью трафарета и деколькомании. Севрская мануфактура. Изделия в античном духе. «Этрусские» вазы, «Сервиз с камеями». Производство статуэток из терракоты.

Специфика керамического производства Англии. Мастерские Лидса. Деятельность Д.Веджвуда. усовершенствованные и вновь изобретенные керамические массы. Тонкий фаянс(«керамика королевы»). Завод «Этрурия». «Сервиз с зеленой лягушкой», его историческое значение. Мировая слава изделий Веджвуда; многочисленные подражания на других английских предприятиях. Мануфактуры в Бржезове (Чехия), Херенде (Венгрия). Надглазурная роспись эмалями.

Классицизм и ампир в русском прикладном искусстве. Работы зодчих Камерона, Старова, Воронихина, Росси в области проектирования изделий прикладного искусства. Отражение патриотического подъема Отечественной войны 1812 года в произведениях прикладного искусства, в частности - керамике. Реорганизация управления на Императорском заводе. Усиление связей с Академией художеств. Фарфор, стилистические и национальные особенности. «Гурьевский сервиз». Расширение сети частных фарфоровых заводов. Заводы Ф.Гарднера, кн. Н.Юсупова, А.Миклашевского, А.Попова, Батенина, Ауэрбаха. Заводы Гжельского района. Производство посуды и мелкой пластики. Киево-Межигорская фаянсовая фабрика.

 

XIX век – свобода, равенство, братство.Эклектика.«Исторические стили».Стиль ампир – торжественный и величественный стиль. Атрибуты власти, военного триумфа и процветания: лавровые венки, гирлянды цветов, переплетающихся с копьями, мечами, шлемами, факелами. Симметрия, строгий, торжественный ритм. Развитие художественного направления «романтизм». Стиль «Бидермайер», второе рококо. Подражание различным материалам и техникам. Изобретение новых приемов в технологии изготовления изделий художественной керамики. Изделия севрского завода – копирование на фарфоре живописных полотен. Фарфоровая мануфактура в Байё – изделия в «китайском вкусе», «японская мода». Э. де Гонкур. Копии Т.Дэка. европейские каменные массы. Глазури О.Делаерша. скульптурные портреты в каменной массе.

Модернизация датской керамики. Копенгагенский фарфор. Анималистическая пластика. Статуэтки завода «Бинг и Грёндаль».

Снижения уровня производства на российском Императорском заводе. Изменения в организации русской промышленности. Сокращение мелкого производства. Объединение частных керамических заводов фирмой Кузнецова. Ряд технологических завоеваний – кристаллические глазури, подглазурная роспись, глазури «высокого огня» в фарфоре.

 

Конец эклектического XIX века – «Прекрасная эпоха». Последний классический стиль «модерн» – утонченная гармоничная красота окружения человека во всех мелочах. Стремление к созданию всеобъемлющего полноценного стиля; идеи синтеза искусств. Разработка армирования среды человека.

Ранний модерн в Англии. Художественная организация «Гильдия века»,«Общество искусств и ремесел» У.Морриса. Эволюция изделий фирмы Пилкингтон (Манчестер). Школа Б.Лича, М.Кардью.

«Ар Нуво» во Франции. Своеобразие произведений Ж.Гогена и изделий Катера из глазурованной глины.

«Югендстиль» в Германии. Керамика П.Беренса и Й. Ольбриха. Возрождение искусства майолики на Нимфенбургской мануфактуре.

Итальянский «стиль Либерти». Стекольное производство в Мурано.

«Модерн» в России. Керамические мастерские в Абрамцеве, Талашкине, Кикерине. Сплав национальной традиции и модерна. Восстановительная майолика М.Врубеля, работы А.Головина, В.Васнецова, С.Малютина, Е.Поленовой. Фирма Фаберже.

Американский модерн. Чикагская школа. Стекло Л.К.Тиффани.

 

Керамика в России. Народные художественные промыслы – хранители материальной культуры прошлого, неиссякаемый источник прекрасного, результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых мастеров. Российские керамические промыслы: гжельский фарфор, дымковская, филимоновская, абашевская, каргопольская игрушки, скопинская посуда, и др. гончарное дело. Посуда из белых и розовых глин. Поливная керамика. Формы сосудов, приемы декорирования. Облицовочные плитки.

Керамика советского периода. Промышленное производство керамики. Советский агитационный фарфор. Дулевский фарфоровый завод, Ломоносовский завод.

Особенности керамики стран СНГ. (Грузии, Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Дагестана, Узбекистана, Украины, Молдовы, Белоруссии).

Современная керамика.Виды керамики: архитектурная, бытовая, декоративная, санитарно-техническая. Тенденции развития керамики.

 

 


 

4.3.ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ. Не предусмотрен.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ:

1. Герман Вейс, Всеобщая история мировой культуры. – М.: Эксмо, 2006.

2. Андри де Моран, История декоративно-прикладного искусства.

Народное искусство. – М.: Планета,1987.

3. Орнамент всех времен и стилей (в двух томах) – М.: Арт-родник, 2004.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Народные художественные промыслы СССР (по материалам

Всесоюзной выставки 1979 г.). – М.: Художник, 1980.

2. Энциклопедия народных промыслов и ремесел (в 2-х томах).

3. Попова О. С., Каплан Н. И., Русские художественные промыслы. – М.: «Знание»,1984.

4. Советское декоративное искусство. В 2-х томах (1917-1945гг.),

(1945-1975гг.). – М., 1980.

5. Федотов Г. Я., Дарите людям красоту. Из практики народных

художественных ремесел. – М.: Просвещение, 1985.

6. Буткевич Л. М., История орнамента. – М.: Владос, 2008.

7. Герчук Ю. Я., Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. – М.: Галарт,1998.

8. Периодический журнал «Ручная работа». – М., 2006-2007.

9. Периодический журнал «ДЕКО». – М., 2005-2006.

10. Федотов Г. Я., Забытые ремесла. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992.

11. Некрасова М. А., Народное творчество как часть культуры. – М., 1983.

12. Разина Т. М., Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. – М., 1970.

 


 

5.2.СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативные документы.

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.