Сделай Сам Свою Работу на 5

Смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни».





Дисциплина: «Теория и организация адаптивной физической культуры»

1.Содержание дисциплины «Адаптивная физическая культура», квалификация специалиста по АФК.

Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (индекс ОПД.Ф.02) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Эта дисциплина является ведущей в образовательной программе по адаптивной физической культуре. Обязательными для изучения всеми вузами по специальности «Адаптивная физическая культура» являются 15 общеобразовательных дисциплин, 10 обязательных дисциплин и 6 специализированных. Срок освоения программы при очной форме обучения – 5 лет, при заочной предусмотрено увеличение срока обучения на 1 год. Успешно прошедшим обучение присваивается квалификация – специалист по адаптивной физической культуре.

 

Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «адаптивное физическое воспитание»



.

Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей; это качественная характеристика деятельности человека; это мера и способ развития человека. Физическая культура – это часть культуры человека и общества, которая относится к физическому развитию человека; это средства и методы всестороннего совершенствования и гармонизации человека с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов. Адаптивная физическая культура – это физическая культура для лиц с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья; средства и методы комплексной реабилитации и социальной интеграции. Адаптивное физическое воспитание – это формирование, в первую очередь у детей, осознанного отношения к физическим упражнениям; формирование двигательных навыков и развитие основных физических качеств; воспитание личности с помощью физических упражнений и естественно-средовых воздействий.



 

Основные опорные концепции, лежащие в основе теории организации адаптивной физической культуры, концепция «целостность» организма и возможности ее применения в адаптивной физической культуре

Важнейшими опорными концепциями адаптивной физической культуры является следующее. Признание, что человек есть высшая ценность на земле. Признание человека как личности, уникальность которой определяется врожденными способностями, влиянием среды обитания, своеобразием развития физических и психических качеств, потребностей и способностей. Признание права и личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству. Важнейшей концепций, определяющей практическую работу специалиста по адаптивной физической культуре, является понимание человека как целостной сущности, состоящей из взаимосвязанных и взаимовлияющих составляющих: физической, психической и социальной. В свою очередь, психическая составляющая человека состоит из интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Нарушение благополучия любой из трех составляющих целостной сущности организма приводит к нарушению благополучия двух других составляющих. Эта концепция должна быть положена в основу построения и осуществления комплексной программы реабилитации. Адаптивная физическая культура за счет рациональной двигательной активности развивает сохранившиеся возможности, активизирует природные физические и психические ресурсы организма, способствует восстановлению физического и психического состояния и социального положения пациента.



 

Принципы адаптивной физической культуры, их значение в организации работы специалиста по АФК

Адаптивная физическая культура основана на трех группах принципов: социальные, общеметодические и специально-методические. К социальным принципам относятся принципы гуманистической направленности, непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приоритетной роли микросоциума. К общеметодическим – принципы научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности. К специально-методическим – принципы диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, компенсаторной направленности, учета возрастных особенностей (генетического хода развития, использования сенситивных периодов развития, учет ближайшего развития), адекватности, оптимальности и вариативности. Знание основных принципов помогает структурировать мышление и специалиста по адаптивной физической культуре, дает четкие ориентиры в его профессиональной деятельности.

 

7.Цель адаптивной физической культуры, приоритетные задачи, их связь с традиционными задачами физической культуры.

 

Целью адаптивной физической культуры является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, или инвалида, за счет сохранных телесно-двигательных и психических возможностей; достижение максимальной самореализации человека с ограниченными возможностями. Первая группа задач – это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи, пересекающиеся с областью медицины и психологии. Вторая группа задач – это образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие задачи, которые являются традиционными для физической культуры. Приоритет задач обусловлен в каждом конкретном случае потребностями пациента, видом применяемых воздействий и возможностями их обеспечения.

 

 

Профессиональные знания и черты характера, необходимые для успешной работы специалиста по АФК.

Добросовестность является проявлением целеустремленности, обязательности, дисциплинированности и настойчивости. Эмоциональная стабильность проявляется в уравновешенности и способности к самоконтролю. Эти качества, наряду с профессиональными знаниями, являются предпосылками для успешной профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре. Высокий уровень психологической устойчивости и добросовестность определяет интегративное личностное качество «харди» (hardiness – храбрость), которое можно определить как смелый, дерзающий, стойкий, обладающий силой противостояния. Данное качество включает в себя три компонента: ответственность (способность принять на себя обязательств), контроль (способность сохранять самообладание и преобразовать трудную ситуацию в свою пользу) и вызов (способность относиться к сложной и неблагоприятной ситуации как к стимулу для развития собственных возможностей, возможности проявить себя). Качество «харди» помогает человеку успешно разрешать стрессовые и конфликтные ситуации, предотвратить синдром «психического выгорания», сохранить работоспособность и здоровье. Кроме того, для успешной работы специалиста по адаптивной физической культуре необходимо сочетание стеничности и синтонности, и искреннее желание помочь пациенту

 

Смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни».

Реабилитация значит восстановление способности (ability – способность). Реабилитация – это комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушений функций организма, социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. Социальная интеграция является целью реабилитации. Социальная интеграция – процесс включения лица с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья или инвалида в общество здоровых людей. Важным аспектом социальной интеграции является включение инвалида в трудовую деятельность. Образ жизни – это реально существующие, устоявшиеся и типичные формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики. Образ жизни, с одной стороны, зависит от личностных свойств индивида, с другой стороны, влияет на формирование этих свойств.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.