Основные и специфические задачи методов ЛФК при работе с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии
Дисциплина: «Лечебная физическая культура»
Содержание и формы занятий лечебной физической культурой (ЛФК). Формы контроля переносимости нагрузок. Основные показания и противопоказания к занятиям ЛФК.
ЛФК имеет ряд отличительных особенностей и признаков,которые отличают ее от других лечебных методов:
1. В процессе занятий ЛФК больной сам активно участвует в своем исцелении
2. Метод ЛФК основан на применении такого естественного и биологического фактора,как движение
3. Универсальный метод,т.к нет ни одного органа,который не реагировал на движение
4. При правильной организации и методике занятий ЛФК не оказывает побочных и негативных действий
5. Этот метод можно и необходимо применять всю жизнь,постепенно расширяя и решая лечебно-профилактические,общеоздоровительные задачи
Основным ечебным методом в ЛФК явл метод лечения положением,а основным ср-вом- физич. Упр-е
Противопоказания
1.для детей,имеющих патологию ссспротивопоказаны упр-я ,связанные с натуживанием и задержкой дыхания,резким ускорением темпа,со статическим напряжением. Им рекомендуются ору и спец. упр-я,охватывающие все группы мышц в ип лежа,сидя и стоя,продолжит. Ходьба по ровной местности,дозиров. Бег
2 для детей,имеющих патологию органов дыханияпротивопоказаны упр-я, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. Необходимо больше уделять внимание дыхат упражнениям,которые способств. Тренировке полного дыхания,особенно фазе выдоха. Целесообразны занятия вбассейне-скольжение с выдохом вводу,надувание шариков,пускание мыльных пузырей,духовые муз инструм
3.для детей,имеющих патологию почек значит. Нужно уменьшить физнагрузку,ограничение сложных прыжков,не допуск. Переохлаждение особое внимание нужно уделить упр-ям на укр. Мышц брюшн. пресса
4 для детей,имеющих патологию нервной системы рекоменд ограничить упражнения кот вызывают нервное перенапряжение (избегать столкновений при подв. Играх),ограничить время игр,
6. При заболеваниях органов зрения ограничить прыжки,кувырки.упр-я натуживанием,стойки на голове и на руках
7. При заб-ях жкт
8. Уменьшение нагрузки на мышцы бр. пресса.огран. прыжки, не допускать скручивания тела
Контроль и самоконтрольв начале занятий после уточнения самочувствия желательно измерить пульс и чд за 20с утомление как процесс сопровождает все виды занятий и тренировок. Особое значение его учет приобретает в работе с больными и ослабленным контингентом. Поэтому специалист в практ. Деят-ти учитывает признаки утомления
Цвет кожи, потоотделение, наруш. Координации, наруш. Дыхания, общая слабость, потеря концентрации внимания,нежелание заниматься
Основные и специфические задачи методов ЛФК при работе с детьми, страдающими ДЦП
ДЦП является полиэтиологическим органическим заболеванием мозга, которое развивается в период его внутриутробного созревания, в период родов или новорожденности, и проявляется различными формами двигательных, психических и речевых нарушений. Признаки заболевания обнаруживаются в самые ранние периода жизни ребенка. Проявления ДЦП обусловлены формой заболевания. Могут наблюдаться частичные или полные параличи частей тела, избирательное и дистоническое повышение мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения зрения, слуха и вестибулярого аппарата, нарушения речи до невозможности говорить, нарушения психики со снижением интеллекта до идиотии, эпилептические припадки. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут свободно передвигаться), среднюю (нуждаются в помощи при движении и самообслуживании) и тяжелую (полностью зависят от окружающих). При развитии ребенка и в последующей жизни развиваются дальнейшие изменения в нервах, мышцах и скелете.Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние как во время беременности, так и во время родов и в первые (около 4) недели жизни ребёнка.
Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых: 2[4] к 1000 живорождённых (у мальчиков чаще в 1,33 раза).
Недоношенность — это один из самых серьёзных факторов риска развития детского церебрального паралича, присутствующий практически в половине случаев развития ДЦП.
Основными причинами являются:
· дисгенезии головного мозга
· хроническая внутриутробная гипоксия плода, различного генеза
· гипоксически-ишемические поражения головного мозга
· внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные[5])
· несовместимость крови плода и матери (Rh-конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых
· травматические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде
· инфекционное поражение головного мозга в постнатальном периоде
· токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.)
· врачебная ошибка при родах
Несмотря на это, не всегда возможно определить ведущую причину нарушения в каждом конкретном случае
Это приводит к
Нарушению опроспособности,ертикализации,ориентировки в пространстве,координации движения чаще всего развивается остеохондроз,остеопороз, нарушение дс иссс, заболеванию внутр. органов,нарушению слуха,зрения и интеллекта, низкой работоспособности
Методика ЛФК при ДЦП
1. Регулярность, систематичность, непрерывность
2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием.
3. Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений
Способы и содержание упражнений для работы с детьми, имеющими ДЦП
1. Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений
- Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц
- Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов
- Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог
- Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе
- Упражнение на подъём по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы
- Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы
Основные и специфические задачи методов ЛФК при работе с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии
Основные задачи совпадают с задачами физической культуры
здоровых школьников, что отражено в государственных образова-
тельных программах для массовых общеобразовательных и коррек-
ционных школ. К ним относятся воспитательные, образовательные,
оздоровительные и задачи физического развития:
— укрепление здоровья, закаливание организма;
— обучение основам техники движений, формирование жизнен-
но необходимых умений и навыков;
— развитие физических способностей;
— формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
— воспитание потребности и умения самостоятельно занимать-
ся физическими упражнениями, сознательно применять их в целях
отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
— воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к
дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, ак-
тивности и самостоятельности.
К специальным задачам относятся:
1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метз-
нии, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:
• согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног,
туловища, головы);
• согласованности выполнения симметричных и асимметричных
движений;
• согласованности движений и дыхания;
• компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
• формирование движений за счет сохранных функций.
2. Коррекция и развитие координационных способностей:
• ориентировки в пространстве;
• дифференцировки усилий, времени и пространства;
• расслабления;
• быстроты реагирования на изменяющиеся условия;
• статического и динамического равновесия;
• ритмичности движений;
• точности мелких движений кисти и пальцев.
3. Коррекция и развитие физической подготовленности:
• целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии фи-
зических качеств;
• развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных спо-
собностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:
• формирование и коррекция осанки;
• профилактика и коррекция плоскостопия;
• коррекция массы тела;
• коррекция речевого дыхания;
• укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных
способностей:
• развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного
и слухового восприятия;
• дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе,
расстоянию, направлению;
• развитие зрительной и слуховой памяти;
• развитие зрительного и слухового внимания;
• дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
• развитие воображения;
• коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие познавательной деятельности:
• формирование представлений об элементарных движениях,
частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об уп-
ражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке,
дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию,
значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;
• расширение и закрепление знаний, основанных на межпред-
метных связях, являющихся составной частью физических упражне-
ний (формирование пространственных представлений, речевой и ком-
муникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).
8. Воспитание личности умственно отсталого ребенка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|