Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы и критерии успешной адаптации





 

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо понимать, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный [11, с. 47].



Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.

Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.



Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты [5,с. 31].

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Родителям, заметившим, что у их ребенка проблемы с адаптацией, можно посоветовать в первую очередь поговорить с воспитателем. Ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т.к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.



Осложняющим фактором адаптации являются и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.

Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным.

Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации [5,с. 39].

Для детей ясельного возраста:

¾ частые заболевания матери во время беременности;

¾ несоответствие домашнего режима ясельному;

¾ возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;

¾ токсикоз 2-й половины беременности у матери;

¾ асфиксия при рождении;

¾ низкий культурный и образовательный уровень семьи;

¾ злоупотребление родителей алкоголем;

¾ конфликтные отношения между родителями;

¾ отставание ребенка в нервно-психическом развитии;

¾ раннее (с 4 месяцев) искусственное вскармливание;

¾ рахит 2-3-й степени;

¾ наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2-3-я группа здоровья);

¾ масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;

¾ содержание гемоглобина менее 116 г/л.

Для детей дошкольного возраста:

¾ частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;

¾ неудовлетворительная адаптация к яслям;

¾ злоупотребление родителей алкоголем;

¾ конфликтные отношения между родителями;

¾ неправильное домашнее воспитание;

¾ отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;

¾ мужской пол ребенка;

¾ низкий культурный и образовательный уровень семьи;

¾ осложнения в родах;

¾ масса тела при рождении менее 2500 г;

¾ отклонения в физическом и психическом развитии [2, с.69].

При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации должны быть взяты под наблюдение педиатра и психолога детского сада с первых дней посещения учреждения.

Учёные выделяют два основных критерия успешной адаптации:

¾ внутренний комфорт - эмоциональная уверенность,

¾ внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Выделяют 4 основных фактора поведенческой адаптации:

¾ эмоциональное состояние,

¾ коммуникабельность,

¾ дневной сон,

¾ аппетит [6, с. 6].

Характер адаптации зависит от нескольких факторов (исследования Н.А. Аксариной, Н.П. Жуковой, Р.В. Тонковой-Ямполькой и др.):

¾ Возраста ребёнка,

¾ Состояние здоровья и уровня развития ребёнка,

¾ Биологического и социального анамнеза,

¾ Особенностей высшей нервной системы, её типа, наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей, половых различий

¾ Уровня тренированности адаптационных механизмов [6, с. 12

Целесообразно выделить группу причин, оказывающих влияние на характер адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения:

¾ Опыт общения ребёнка со сверстниками и взрослыми

¾ Уровень сформированности навыков самообслуживания

¾ Особенности семейного воспитания кощеева [6, с. 13]

Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укороченное пребывание ребенка в детском саду (начиная с 2-3 часов) с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Психологи рекомендуют следующую примерную схему: первый, второй день - пребывание 2-3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель. На третий-шестой "садовские" дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник. И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день [1, с. 33]. Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка.

Формирующиеся группы должны быть в первую очередь обеспечены помощниками воспитателей, чтобы у педагога оставалось больше времени на работу с детьми. В этих группах следует избегать частой смены воспитателей и перевода ребенка из одной группы в другую.

В период адаптации ребенку не рекомендуется проводить прививки.

Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя "как дома", а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.

Таким образом, можно выделить два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная уверенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Основными факторами поведенческой адаптации являются: эмоциональное состояние, коммуникабельность, дневной сон, аппетит.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.