Сделай Сам Свою Работу на 5

Плата за пользование природными ресурсами





Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Во-вторых, важнейшая цель платежей -- стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.

Законом «Об охране окружающей среды» устанавливаются следующие виды платежей -- 1) за пользование природными ресурсами и 2) за загрязнение окружающей среды. В законодательстве каждый из этих видов подразделяется на подвиды. Структура платежей, а также порядок их внесения за природопользование регулируются природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

1. Плата за пользование природными ресурсами

Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, Земельный кодекс РФ устанавливает принцип платности землевладения, бессрочного (постоянного) и временного пользования земельными участками и их аренды. За земельные участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог. За арендуемую землю взимается арендная плата. Размеры платы за землю определяются в зависимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки.



Платежи за землю поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Частично они централизуются на специальных бюджетных счетах субъектов РФ и в республиканском бюджете РФ (ст. 49 ЗК РФ). При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата поступает на его счет.

Платежи за землю направляются исключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению.



Одновременно Земельный кодекс устанавливает льготы по взиманию платы за землю. В частности, от платы за землю полностью освобождаются: заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой, и некоторые другие категории землевладельцев и землепользователей.

Плата при пользовании недрами регулируется Законом «О недрах» 1992г.(изм. 2005г.). Он устанавливает принцип платности пользования недрами, за исключением случаев, предусмотренных в самом Законе. За пользование недрами устанавливаются следующие виды платежей:

* сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

* платежи за пользование недрами;

* отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

* акцизы (т.е. косвенный налог на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками). Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах. Закон «О недрах» (ст. 42) устанавливает конкретные требования о распределении платежей за пользование недрами по бюджетам в зависимости от видов пользования, видов добываемых полезных ископаемых и других условий.



Платность водопользования является основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов. Платность природопользования устанавливается также Водным кодексом РФ. Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает:

* плату за пользование водными объектами (водный налог);

* плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, осуществляют граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование.

Плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов. При этом в федеральный бюджет поступает 40%, а в бюджет субъекта РФ -- 60% (ст. 124 ВК РФ).

Важное экологическое значение имеют целевые платежи, направляемые на восстановление и охрану водных объектов. Такие платежи поступают на специальные счета федерального бюджета и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, взимается за:

* изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;

* сверхлимитное изъятие воды;

* использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;

* сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов. 40% таких платежей поступает в федеральный бюджет и 60% -- в бюджеты субъектов РФ. При этом за сверхлимитное изъятие воды устанавливается повышенная плата.

Использование названных финансовых средств может быть лишь целевым: для реализации федеральных и территориальных государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов; финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов; защиты от вредного воздействия вод; осуществления научно-исследовательских и проектных работ, а также для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Водный кодекс РФ (ст. 128) устанавливает некоторые льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами. В частности, льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, устанавливаются государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для сельского хозяйства. Льготы названным водопользователям, а также льготы другим категориям водопользователей по платежам, связанным с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов РФ, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

Платежи за пользование лесным фондом в виде лесных податей или арендной платы регулируются в гл. 13 Лесного кодекса РФ. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата -- при аренде участков лесного фонда (ст. 103 ЛК РФ).

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Их ставки устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования -- за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, определяются Правительством России. Ставки лесных податей предусматриваются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах РФ или по результатам лесных аукционов.

Лесной кодекс РФ (ст. 104) перечисляет случаи, когда лесные подати не взимаются. Так, они не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, проведении научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования.

Арендная плата вносится арендаторами при аренде участков лесного фонда. Она определяется на основе ставок лесных податей. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором аренды участка лесного фонда.

Как распределяются и используются средства, получаемые при взимании платежей за пользование лесным фондом? Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%).

Лесным кодексом РФ (ст. 107) закреплены некоторые льготы по платежам за пользование лесным фондом. От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождается широкий круг лиц- лесопользователей, включая:

* участников Великой Отечественной войны, а также граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

* инвалидов I и II групп;

* пенсионеров, проживающих в сельской местности;

* лиц, пострадавших от стихийных бедствий;

* вынужденных переселенцев;

* крестьянские (фермерские) хозяйства;

* представителей коренных малочисленных народов.

Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены ст. 52 Федерального закона «О животном мире». Система таких платежей включает: плату за пользование и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром. Отнесение штрафов к разновидности платежей за пользование природным .объектом является новацией данного Закона.

Плата за пользование животным миром поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%). Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром поступают в бюджеты субъектов РФ.

Поступающие в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ платежи используются на реализацию соответствующих федеральных и территориальных программ, мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиту от вредных воздействий, ведение государственного мониторинга объектов животного мира, научно-исследовательские работы, а также на иные цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием объектов животного мира и среды их обитания.

Общей серьезной проблемой платежей за использование природных ресурсов как стимула обеспечения рационального природопользования является их низкий уровень

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.