Сделай Сам Свою Работу на 5

Критерии оценивания изложения (сочинения)





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для подготовки

к государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования

В 2015-2016 учебном году

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в одиннадцатом классе будет проходить в форме изложения с творческим заданием.

Тексты для изложений представляют собой отрывки из произведений современной, классической, публицистической, беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика текстов разнообразна: природа, язык, нравственные и эстетические категории, семья, искусство и т.п.

Предлагаются тексты повествовательного характера (с определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающихся последовательно); описания явлений природы, памятников, географических мест и т.д.; портретные характеристики; рассуждения по какому-либо вопросу (проблеме). По стилю это художественные, научные, публицистические тексты.

Вид изложенияподробное.

Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.



Главная дидактическая задача изложения этого вида – проверить у учащихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика – понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его. Таким образом, с помощью подробного изложения проверяются следующие умения:

1. Умение раскрывать тему и основную мысль;

2. Умение использовать композиционные и языковые средства;

3. Умение совершенствовать написанное.

Задача подробногоизложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности.

Одиннадцатиклассники демонстрируют умения:

· адекватно воспринимать текст на слух;

· точно излагать содержание прослушанного текста, выделять его главную мысль;

· логично излагать мысли;

· подбирать убедительные аргументы;

· грамотно писать, соблюдая нормы орфографии и пунктуации.



Объем текста для изложений – от 400-450 слов.

За изложение ставится одна отметка(общая за всё задание: изложение с творческим заданием), которая является средним показателем отметок за содержание и языковое оформление / грамотность работы. Строчка между изложением и сочинением не пропускается. Работа является единым текстом.

Изложения с дополнительным творческим заданием предполагает не только воспроизведение готового текста, но и приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливают к созданию своих текстов.

Во время чтения учителем или преподавателем текста обучающемуся необходимо сделать как можно больше рабочих записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в этом роде). Во время слушания выявить тему и основную мысль. После этого можно составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и определить их микротемы. Написать текст на черновике. Основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта. Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы. Проверка орфографии и пунктуации – важная часть работы.

Изложения развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идёт осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника.



Во второй части работы нужно написать сочинение-рассуждение — ответ на вопрос, связанный с проблематикой текста для изложения.

В сочинении требуется прокомментировать проблему текста и аргументировать собственную позицию.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Задания к текстам направлены на проверку как репродуктивных, конструктивных умений и навыков, так и творческих способностей, умений использовать основные коммуникативные стратегии.

Модель заданий следующая: первое задание – «Напишите подробное изложение»; второе – «Дополните текст изложения...», «Продолжите текст изложения рассуждением...», «Введите в текст изложения описание...», «Поразмышляйте над проблемой...», «Сделайте выводы...», «Выскажите свое согласие (несогласие) с позицией автора...» и т. д.

Технология проведения изложения

Текст для изложения читается два раза.

Памятка для обучающихся:

1. После первого прочтения: определите и запишите на черновике тему текста; постарайтесь понять, в чем хочет убедить автор текста.

2. Во время второго прочтения: выделите основные смысловые части текста; запишите первое предложение, которое может содержать указание на проблематику текста.

3. Запишите опорные слова каждой смысловой части текста; постарайтесь понять, в чем заключается позиция автора текста.

4. Сохраняя особенности содержания текста, попробуйте изложить его сжато или подробно на черновике.

5. Проверьте черновик, перепишите изложение на чистовик.

Пользуйтесь следующими речевыми клише для написания сочинения:

· Автор данного текста пишет о…. Он утверждает мысль о том, что… (он считает, что…; он убеждает нас в том, что…; он убежден: … ).

· Для выражения своей позиции: Я согласен (не согласен) с автором. (Варианты: Я убеждён, считаю, что…, я думаю…, на мой взгляд,…; мне кажется, что…).

2. Обязательно аргументируйте свою позицию, приводя примеры из литературы, кино, опираясь на свой жизненный опыт. Я тоже знаю похожую историю (случай); мне пришлось быть свидетелем, как…(смотрел по телевидению передачу…, читал…, рассказывали родители…)

3. Закончите сочинение выводом. (Если можете, другими словами сформулируйте ту же мысль).

Работа над изложением с творческим заданием во время государственной итоговой аттестацией длится 210 минут.

Образец творческого задания:

Напишите подробное изложение. Согласны ли вы с точкой зрения автора: «Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто»? Аргументируйте свой ответ. Расскажите о добром поступке.

 


 

Приложение 1.

Критерии оценки содержания и композиционного оформления

Содержание Речевое оформление Грамотность
• соответствие содержания работы заявленной теме; • полнота раскрытия темы; • наличие фактических ошибок; • последовательность изложения. • разнообразие лексики и грамматического строя речи; • стилевое единство и выразительность речи; • число речевых недочетов. Число допущенных ошибок: • орфографических; • пунктуационных; • грамматических.

За письменное высказывание выставляется одна отметка, которая является средним показателем набранных баллов за содержание и за языковое оформление. Например, если ученик за содержание письменной работы получил отметку «4», за ее языковое оформление – отметку «4», то итоговой оценкой за этот вид деятельности должна быть отметка «4». Если общая сумма баллов не делится без остатка, то итоговым баллом является целое число (меньшее из двух чисел). Например: если за содержание письменной работы поставлена отметка «5», а за языковое оформление – отметка «4», то итоговой будет отметка «4». Первая отметка (содержание и речь) не может быть положительной (выше отметки «2»), если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Критерии оценивания изложения (сочинения)

Отметка Критерии оценивания учебных достижений учеников
  Высокий уровень учебных достижений
Отметка «5»: ü Ученик самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учетом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу, выражает свое мнение, сопоставляет его с другими мнениями на один и тот же предмет (при изложении – свою позицию с авторской), должным образом аргументирует разные точки зрения; работа отличается коммуникативной направленностью, богатством словаря, точностью в использовании синтаксических средств; однако есть отдельные недочеты в языковом оформлении. ü Ученик самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учетом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу; выражает свое мнение, сопоставляет его с мнением своих одноклассников (при изложении – учитывает авторскую позицию), умеет связать обсуждаемый предмет с собственным жизненным опытом, подбирает убедительные доказательства для обоснования той или иной позиции с учетом необходимости решения определенной жизненной проблемы; работа в целом отличается богатством словаря, точностью словоупотребления и использованием синтаксических средств, стилистическим единством, грамматической правильностью. ü Ученик самостоятельно создает яркое, оригинальное по замыслу высказывание в соответствии с речевой ситуацией и адресатом речи; анализирует разные взгляды на один и тот же предмет, подбирает убедительные аргументы в пользу той или иной позиции, осознает необходимость использования той или иной информации для решения определенных жизненных проблем; работа отличается в целом богатством словаря, точностью словоупотребления, стилистическим единством, грамматической правильностью; фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. *
  Достаточный уровень учебных достижений
Отметка «4»: ü Ученик, не опираясь на вспомогательные материалы, создает достаточно полный текст (при изложении – с учетом вида изложения); однако в работе есть отклонения от темы, недочеты в структуре и отборе основной и второстепенной информации; главная мысль выражена, но не аргументирована ее; удачно подобраны лексические и синтаксические средства (при изложении – используются авторские средства выразительности, образности речи), однако не всегда стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении. ü Ученик самостоятельно строит достаточно полный текст (при изложении – с учетом вида изложения), придерживается требований к структуре высказывания; но в работе есть отклонения от темы и недочеты в соотношении основной и второстепенной информации; главная мысль выражена и определенным образом аргументирована; удачно подобраны лексические средства (при изложении – используются авторские средства выразительности, образности речи); однако не всегда стилистически оправданно используются синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении. ü Ученик самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учетом вида изложения); раскрывает тему, соблюдает требования к структуре высказывания; однако не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; выражает главную мысль (при изложении – авторскую позицию) и убедительно аргументирует ее; удачно подбирает лексические средства (при изложении – использует авторские средства выразительности, образности речи); но не всегда стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены отдельные ошибки в языковом оформлении.
  Средний уровень учебных достижений
Отметка «3»: ü Ученик, опираясь на некоторые вспомогательные материалы, строит текст, однако не раскрывает тему (при изложении – значительно обедняет содержание); нарушает последовательность изложения; не различает основную и второстепенную информацию; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не использована авторская лексика, делающая речь яркой, точной и выразительной), высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. ü Ученик, опираясь на некоторые вспомогательные материалы, строит текст, неполно раскрывая тему, не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; в отдельных случаях нарушает последовательность изложения; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не использована авторская лексика со стилистической окраской), высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. ü Ученик, опираясь на вспомогательные материалы, строит достаточно последовательный текст, раскрывает тему, хотя и не всегда учитывает соотношение основной и второстепенной информации; подбор слов не всегда удачен, высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. Объём составляет менее 70% исходного текста.
  Начальный уровень учебных достижений
Отметка «2»: ü Ученик, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов, рисунки, план и др.) строит лишь отдельные, не связанные между собой предложения; словарный запас, синтаксический строй высказывания бедны, есть ошибки в языковом оформлении. ü Ученик, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит лишь отдельные фрагменты высказывания; словарный запас, синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении. ü Ученик, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит высказывание, не составляющее завершенного текста, характеризующееся непоследовательностью изложения, пропусками фрагментов, важных для понимания мысли; словарный запас, синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении.
  Недостаточный уровень учебных достижений
Отметка «1»: ü Ученик, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов, рисунки, план и др.) не строит высказывание; даже в отдельных, не связанные между собой предложениях есть ошибки в языковом оформлении; имеются отклонения от орфоэпических норм, неправильно интонированы предложения

*Если изложение/сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается «1».

Оценивание языкового оформления письменного монологического высказывания

При оценивании грамотности письменных изложений и сочинений учитывают:

ü ошибки, нарушающие речевые и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы;

ü ошибки, нарушающие стилистическое единство текста;

ü орфографические и пунктуационные ошибки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.