Сделай Сам Свою Работу на 5

Признаки качества звучания





В основе эстетического восприятия музыки как звуковой картины лежит два противоположных по своей природе процесса, объединение составляющих сложного звучания (ощущений, признаков качества) в единое целое и разъединение его на компоненты (например, объемность, прозрачность, естественность и богатство тембров, гулкость, локализация КИЗ, их протяженность и т.д). Замечено, что фонограммы с винила звучат более естественно, легко и глубоко. В то же время компакт-диск играет плотнее, площе и напряженнее. Основная причина, как выяснилось — искусственное сужение динамического диапазона при записи. Кроме того, спектр частот с винила достигает 25...28 кГц, в то время как с CD только 20 кГц, причем сигналы частотой 5 кГц и выше воспроизводятся с недостоверной амплитудой и фазой.

Важным достоинством стереосистем является ощущение объемности (звуковой перспективы в глубину и ширину), оказывающее на слушателя большое психологическое воздействие. Решающее значение при воспроизведении стереофонического эффекта играют механизмы образования КИЗ, их пространственной локализации и демаскировки.

Сразу оговоримся, что никогда в домашних условиях не удастся в полной мере воссоздать атмосферу концертного зала (даже если запись выполнена способом «искусственной головы»), которая к тому же существенно зависит как от самого зала, так и от места нахождения слушателя в нем — партер (наибольшая детализованность, вплоть до вдохов саксофониста и т.п.), амфитеатр (на формирование музыкального образа оказывают сильное влияние реверберационные компоненты) или балкон (звучание упрощается, становится менее выразительным из-за обеднения ВЧ-составляющими и дополнения посторонними шумами типа шепота, шуршания фантиками от конфет и т.п.). По аналогии с живописью это все равно, что рассматривать картину с близкого расстояния, когда видны все мельчайшие подробности изображения или издалека, когда мелкие детали сливаются.



«Прозрачность» звучания (подразумевается разрешающая способность аудиосистемы) — одна из высших оценок качества. Под «прозрачностью» звучания подразумевают ясность музыкальной фактуры (четкость мелодии, аккордов, сохранение естественного тембра), разборчивость текста у вокалистов и солистов хора. Важным фактором, определяющим качество звучания, является баланс — правильное соотношение громкости между разными музыкальными инструментами и их группами.



Всегда надо помнить, что мозг легко реставрирует звуковое изображение, пользуясь базой данных, накопленных при посещениях концертов (вокально-инструментальные ансамбли не в счет, т.к. работают через микрофоны и усилители, а то и под «фанеру»), позволяя достичь нужной меры совершенства эстетического переживания. Причем, предпочтительней ситуация, когда часть информации утрачена, нежели когда нечто привнесено трактом. Слуховая система легче адаптируется к потерям.

По мнению А. Лихницкого, музыкальное удовлетворение слушателей складывается из трех составляющих: достоверности, комфортности и музыкальности [5].

ДОСТОВЕРНОСТЬ звучания означает ощущение акустической атмосферы концертного зала, реальности вступления музыкальных инструментов и голосов певцов, их материализации в пространстве (звук четко сфокусирован и тембрально точен; кажется, что все инструменты просто физически «осязаемы» — звучат максимально натурально). Звук большой, масштабный, динамичный, яркий и очень детальный, воспроизводится без усилия. Высокие — чисты, звонки и прозрачны (без какой-либо вуали); средние — ярко выразительны, низкие — сдержанно могущественны и упруги. Это ощущение неограниченной глубины баса, а также тонкости и филигранности деталей верха. Это прекрасная передача нюансов (сложного по спектру сигнала при малой громкости). Звук рождается легко и не умирает в паузах. При этом прозрачность пауз не менее значима. При воспроизведении легкой оркестровой музыки звук саксофона воспроизводится настолько реалистично, что отчетливо слышно движение воздуха в саксофоне и дыхание исполнителя.



КОМФОРТНОСТЬ звучания означает, что при прослушивании музыки ничто вас не беспокоит и не раздражает, например шум, фон, треск, искажения, а также всякого рода несбалансированность (тональная, музыкальная или акустическая). Бубнение и гудение часто бывает следствием высокого выходного сопротивления усилителя.

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ звучания означает, что сама музыка вовлекает слушателя в процесс прослушивания, вызывая наслаждение.

Для характеристики звучания применяется около двухсот описательных прилагательных, в большинстве своем существующих в виде полярных пар (табл. 1.2) [5].

Возможные причины тонального дисбаланса приведены в табл. 1.3.

Таблица 1 2

Термины и ассоциативные определения характеристики звучания

Термины Ассоциативные определения характеристики звучания Вероятные причины
Тональный баланс Нейтральное — окрашенное Светлое — темное Яркое (блестящее) — тусклое (блеклое) Жидкое — сочное Звонкое — глухое Перераспределение спектра в сторону высоких (светлое, яркое,звонкое) или в стороны низких частот (темное, тусклое, глухое)
Тональная чистота, характер звукоизвле-чения Чистое — грязное Тонкое — толстое (жирное) Гладкое — шероховатое Спокойное — жужжащее Ясное — кашеобразное Мягкое — жесткое (колючее) Теплое — холодное Бархатное — шероховатое Влажное — сухое Естественное — неестественное Натуральное — ненатуральное Музыкальное — немузыкальное Живое — мертвое Богатое — бедное Легкое — тяжелое Свободное — зажатое Четкое — расплывчатое Детальное — смазанное Слитное, связное — раздельное, раздробленное Утонченное — грубое Упругое (в басу) — дряблое Глубокое в басу — деревянное, тупое Гармонические и интермодуляционные искажения, перераспределение фазовых соотношений составляющих спектра сигнала
Пространствен-ное впечатление, стереофоническое разрешение Объемное — плоское Звук большой, масштабный Воздушное Панорамное Пятнистое Собранное (сфокусированное) Стабильное — нестабильное Зависит от когерентности стереосигналов, от характеристики направленности акустических систем

 

 

Таблица 1 3

Характер звучания и вероятные причины тонального дисбаланса

Характер звучания Вероятная причина
Гулкое Подъем АЧХ на частоте 50 80 Гц
Тучное Подъем АЧХ на частоте 100 150 Гц
Гулкое, бочкообразное Подъем АЧХ на частоте 150 300 Гц
Трубное,туннельное Подъем АЧХ на частоте 400 600 Гц
Крикливое Подъем АЧХ на частоте 700 1200 Гц
Жесткое, гнусавое Подъем АЧХ на частоте 1,3 2,5 кГц
Металлическое Подъем АЧХ на частоте 2,5 5 кГц
Острое, резкое Подъем АЧХ на частоте 5 10 кГц
Твердое, шипящее Подъем АЧХ на частоте 11 15 кГц -
Распушенное Подъем АЧХ на частоте 15 кГц и выше
Яркое,звонкое, светлое Перераспределение спектра в сторону высоких частот
Глухое, тусклое, темное Завал ВЧ, перераспределение спектра в сторону низких частот

 

Оценка качества звучания

Основное назначение аудиоаппаратуры — как можно более достоверно и естественно воссоздать с помощью аудиосистемы не только живое звучание музыкальных инструментов и человеческого голоса, но и объемно-пространственной атмосферы, заложенной в носителе звукорежиссером (например, с помощью панорамно-кодирующего устройства). Аудиосистема представляет собой два или несколько громкоговорителей, расставленных определенным образом, и предназначена для создания виртуальных слуховых объектов (soundstage) Чем выше разрешающая способность тракта звуковоспроизведения, тем сконцентрированнее точечность источников звука, их целостность, и тем выше иллюзия их осязаемости. Хотя этот параметр и не поддается измерениям (в отличие от разрешающей способности объектива фотоаппарата), многие эксперты на нем заостряют внимание.

Слух имеет три взаимосвязанных одновременно действующих разрешающих способности:

♦ по интенсивности (громкости);

♦ по частоте (тональности);

♦ по времени прихода звука до ушей (синфазности)

 

Разрешающая способность тракта звуковоспроизведения в целом, и в первую очередь аудиосистемы, должна превосходить разрешающую способность слуха по каждому из трех перечисленных параметров. Для этого аудиосистема должна, в первую очередь, обладать хорошей микродинамикой — способностью правильно воспроизводить тихие звуки и нюансы звуковой картины, способностью четко разделять громкости нескольких звуковых сигналов в пределах разрешающей способности слуха.

Качество стереовоспроизведения настолько велико, что оно уверенно опознается и предпочитается подавляющим большинством слушателей — более 85%. При этом стереофоническое звучание с полосой частот 50...10000 Гц предпочитается монофоническому с полосой частот 30...15000 Гц. Предпочтительность стереовоспроизведения сохраняется даже при сокращении полосы частот до 100...6300 Гц Стереофоническое звучание при коэффициенте гармоник до 20% предпочитается большинством слушателей монофоническому неискаженному звучанию.

Методы тестирования

Тестирования делают в закрытых помещениях, где энергия звукового поля около ушей слушателя на 70% состоит из отраженных звуков и только на 30% — из энергии прямого звука Таким образом, мы в основном слушаем поле реверберации. Известно, что помещение прослушивания в большей степени, чем другие звенья тракта, изменяют характер звучания. Только расстановка АС может изменить

АЧХ на низких частотах в пределах ±12 дБ. Рекомендуемые требования к помещению прослушивания изложены в МЭК268-13.

Существует два метода тестирования качества аудиосистемы:

Субъективный: с одной стороны, у микрофонов музыканты, с другой стороны, у громкоговорителей — слушатели.

Объективный: с одной стороны — генераторы, с другой — измерители нелинейных искажений, спектроанализаторы, осциллографы и прочие приборы.

На оценку качества звучания влияют как объективные факторы (качество исходного звукового материала, наличие мешающих посторонних внешних воздействий, влияние организации и условий проведения экспертизы), так и субъективные (уровень подготовки и квалификации эксперта, его типохарактер, эмоциональный настрой; особенности музыкального вкуса, слуховой памяти, привычек эксперта и т.д.). Одни слушатели предпочитают звучания, богатые низкочастотными составляющими, другие — с явно выраженными ВЧ-составляющими. Рядовые слушатели на первый план ставят объемность звучания, пространственное разделение звуковых образов стереопанорамы. На них и рассчитаны адаптивные стереосистемы. Объемность более доступна для осознания, но вовсе не характеризует способность аппаратуры передавать музыку.

Квалифицированные эксперты (особенно музыканты) в первую очередь обращают внимание на правильность исполнения партии, на тембральные особенности звучания инструментов, на «прозрачность» звучания.

В соответствии с МЭК543 в качестве эталонного образца при тестировании необходимо использовать либо живое звучание, либо звучание эталонного аппарата, имеющего наивысшее (из имеющихся в распоряжении экспертов) качество звучания. Поскольку в силу вышеперечисленных причин тракт записи на носитель вносит ряд специфических искажений, то сегодня не имеет смысла сравнивать несравнимое (поскольку звучание живых инструментов не идет ни в какое сравнение с «консервированной» музыкой), а ограничиться абсолютной оценкой сравнения с эталонным образцом, пользуясь специально отобранными носителями В качестве тестов, как правило, используют специально отобранные фрагменты разнообразных жанров: классической (симфонической и инструментальной), оперной музыки, джаза, поп-музыки с применением современных электронных инструментов, в отношении которых у слушателя заранее не сформированы эстетические эталоны звучания. Причем, громкоговорители желательно тестировать совместно с УМЗЧ, с которыми они будут эксплуатироваться, и наоборот. При тестировании следует руководствоваться следующими положениями:

1. Тестирование должно быть «слепым». Это значит, что акустические системы должны находиться за тонким «прозрачным» для звука и не прозрачным для глаза занавесом.

2. Следует помнить, что расстояние между громкоговорителями, а также их расстояние от пола, от задней и боковых стен комнаты влияют на характер воспроизведения НЧ-составляющих.

3. Время реверберации в помещении тестирования, начиная с частоты 200 Гц и выше, должно составлять около 0,5 с

4. Место слушателя выбирают в точке, в которой угол между направлениями на громкоговорители составляет около 60°.

5. Перед тестированием аудиокомпоненты должны прогреваться на музыкальном сигнале не менее одного часа.

6. Оценку качества звучания проводят при громкости, соответствующей уровню звукового давления 86 дБ. Требуемый уровень звукового давления устанавливают по пиковым показаниям индикатора шумомера (взвешенная кривая А в режиме «медленно»). Микрофоны шумомера устанавливают в центре зоны прослушивания (в месте нахождения слушателя).

7. При сравнении УМЗЧ с выходом по напряжению (подавляющее большинство транзисторных усилителей) и ламповых усилителей, у которых чаще всего промежуточный режим между выходом по напряжению и выходом по току, следует с помощью высококачественного эквалайзера и измерительного микрофона привести АЧХ лампового усилителя в точке прослушивания к АЧХ транзисторного УМЗЧ.

9. Уровни громкости аудиосистем (эталонной и тестируемой) не должны отличаться более, чем на 0,3...0,5 дБ.

10.Длительность прослушивания музыкальных фрагментов должна быть не менее 1 минуты.

11.Рекомендуется четырехкратное прослушивание одного и того же фрагмента (по два раза каждой аудиосистемы). Причем, очередность воспроизведения должна определяться жребием, а длины пауз должны быть строго одинаковыми.

В качестве эстетических эталонов обычно принимают звучание регистров рояля, джазовых тарелок, литавр, ксилофона, виолончели, гитары, контрабаса, скрипки, духовых инструментов и др , а также звучание хора и певческих голосов. Щетки — хороший тест для проверки микродинамики и разрешения.

Основные причины тональных отличий в звучании громкоговорителей по отношению к эталону:

♦ особенности неравномерности АЧХ, т.е. наличие пиков и провалов шириной менее 1/8 октавы (их глубина, количество и распределение в полосе пропускания), которые не учитываются, но могут вырезать ряд гармоник или «вносить» их;

♦ особенности разделительных фильтров (количество частот раздела, порядок и тип фильтров, расположение частот раздела в

полосе) могут сказываться на локализации КИЗ, а значит и создавать различные пространственные впечатления;

♦ особенности переходных искажений, которые на стационарном синусоидальном сигнале не проявляются (послезвучание, его длительность и спектр);

♦ особенности фазочастотных характеристик (зависит как от примененных головок громкоговорителей, так и от разделительных фильтров);

♦ наличие фазоинвертора, правильность его расчета и настройки, его форма и расположение.

Основные причины тональных отличий в звучании УМЗЧ:

♦ особенности реакции УМЗЧ на реактивность громкоговорителя;

♦ выходное сопротивление усилителя, характер его изменения по частоте;

♦ уровень и спектр гармоник усилителя, характер их изменения от уровня сигнала и его частоты;

♦ уровень интермодуляционных искажений.

Линейность АЧХ можно оценить с помощью сигнала «розовый» шум. При плоской АЧХ шум будет нейтральным, и напротив, окрашенным, в случае угадывания в шуме тонов определенной частоты.

Основные причины различий пространственных впечатлений:

♦ четкость локализации КИЗ, их протяженность (зависит от разделения каналов проигрывателя, магнитофона, УМЗЧ, от диаграммы направленности громкоговорителей, особенно в горизонтальной плоскости);

♦ значительные фазочастотные искажения громкоговорителей;

♦ протяженность зоны стереоэффекта (зависит от особенностей проникания канала в канал и ряда др. факторов).

В [5] предлагается 4-уровневый метод тестирования, где первый уровень — звуковая точность (тональный баланс, тональная чистота, пространственное впечатление, стереофоническое разрешение, ясность, разборчивость, разделение голосов, детальность, характер звукоизвлечения, передача интонации, разделенность, связанность звуков, динамические контрасты, динамические оттенки); второй — передача тембров (ненатуральность, индивидуальность, красота); третий — передача эмоционального содержания (энергичность, полнота передачи эмоций, точность передачи эмоций) и четвертый уровень — эстетическая организованность эмоционального содержания (целесообразность всех элементов звучания, связанность во времени всех элементов звучания).

Первые два уровня ничем не отличаются от обычной экспертизы. Что касается уровней тестирования передачи эмоционального содержания, то это больше экспертиза не аудиоаппаратуры, а фонограмм. Нелепо ожидать передачи эмоций от исполнения музыкального про-

изведения даже на всемирно известном инструменте, если на нем играет плохой музыкант. Если аппаратура звучит достаточно живо, то она автоматически передаст и эмоциональное содержание, заложенное в фонограмме.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.