Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский Государственный Торгово-Экономический Университет
Кафедра: Экономики
Реферат
По дисциплине «Государственное регулирование экономики»
На тему:«Налоги и налогообложение в Российской Федерации»
Выполнил: студент 2 курса гр.25 Д
Очного отделения специальности ГМУ
Зайцев П.В.
Проверил: доц. Доценко Е.Ю.
Москва 2012 г.
Содержание
Введение
1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов.
1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль
1.2 Принципы построения налоговой системы
2. Оценка современной налоговой системы России
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ
2.2 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
2.3 Перспективы развития налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Важным условием целостности и стабильности современной экономической системы России является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы. Актуальность исследования налоговой системы определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому они являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение функций, которые возложены на него обществом. Такие налогообложения позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
Целью данной работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ. Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
· проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
· определить принципы построения налоговой системы;
· охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
· перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы, а так же раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.
Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов.
1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль
Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.
Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.
Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления определённой деятельности.
Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на: таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины.
Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства.
Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.
Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства. В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы:
1). Налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе. (На мой взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.)
2) налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.
3) Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства .
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов (каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости):
· системы законодательства о налогах и сборах;
· системы налогов и сборов;
· плательщиков налогов и сборов;
· систем налогового администрирования;
Цель налоговой системы:
создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах. (А так же создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности)
Роль и функции системы налогообложения:
Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.
Конечные цели налогообложения - обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам.
В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений.
Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно она даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы вообще.
Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ: от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры
Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
· Фискальная, посредством которой реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.).
· Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
· Контрольная, суть которой состоит в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
(Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.)
· Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно быть сориентировано на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|