Сделай Сам Свою Работу на 5

Предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях.





Дошкольное образование и начальное образование – через реализацию программ, направленных на формирование нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности.

Уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные занятия и беседы дискуссии и тренинги – формы здесь могут быть самыми разнообразными.

Для учреждений дошкольного образования Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования подготовлены методические рекомендации «Ребенок и право» (авт. Майданкина Н.Ю. и др.).

Для начальной школы Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования подготовлены методические рекомендации по формированию основ правовой культуры учащихся под авторством Давлетшиной А. А. «Правовое воспитание младших школьников в системе реализации антикоррупционной программы правительства Российской Федерации».

Средние и старшие классы общеобразовательной школы, учащиеся учреждений НПО и СПО включаются в систему антикоррупционного образования через общеобразовательные предметы, участие в школьном самоуправлении, в социально-значимом проектировании, гражданских акциях и т.д.



В антикоррупционном образовании могут быть задействованы два подхода – формальный и неформальный.

Формальный подход подразумевает непосредственное введение в учебный процесс спецкурсов по противодействию коррупции, по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся, проведение факультативных занятий и уроков по антикоррупционному законодательству, антикоррупционному поведению, основам нравственности, этики и т.п.

Реализация данного подхода через урочную деятельность возможна за счет школьного компонента. Его применение возможно в среднем и старшем звене.

Предлагается использовать активные и интерактивные методы преподавания.

При использовании активных методов преподаватель остается главным и единственным источником информации, но учащиеся не являются пассивными слушателями. Урок не может быть полностью подготовлен заранее, его ход может быть изменен, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. В данной форме часто проходят дискуссии. Однако роль учителя по-прежнему является центральной.



При использовании интерактивных методов роль учителя перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс: определяет задания, контролирует время и порядок выполнения, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации — книги, словари; они должны контактировать друг с другом. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все, а между группами существовала взаимозависимость.

Мы предлагаем использование игровых технологий, моделирующих коррупционные ситуации, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

В игре не только заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения.

Продуктивно также использование кейс-технологии. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Он относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.



Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая - предполагает многовариантность решения проблемы.

Кейс - пример, взятый из реальной жизни, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- иллюстрировать несколько аспектов жизни;

- быть актуальным на сегодняшний день;

- иллюстрировать типичные ситуации;

- развивать аналитическое мышление;

- провоцировать дискуссию;

У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.

Признаки метода case-study:

1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

2. Коллективная выработка решений.

3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

4. Единая цель при выработке решений.

5. Наличие системы группового оценивания деятельности.

6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Типы и жанры кейсов, способы их представления

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. При этом различают:

- иллюстративные учебные ситуации - кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

- учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса - диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса - самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса - поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

- обучающие анализу и оценке;

- обучающие решению проблем и принятию решений;

- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если учащиеся при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу, основные шаги которого представлены ниже:

1. Выпишите из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые вам предстоит использовать при анализе кейса.

2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.

3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.

4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

5. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.

Организация обсуждения кейсов обычно основывается на двух методах: открытая дискуссия либо индивидуальный или групповой опросом, в ходе которого учащиеся делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации. Метод развивает у учащихся коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли.

Рекомендуется проведение различного рода интегрированных уроков (литературы и истории, права и биологии – например, антикоррупционная деятельность и охрана природы, истории и обществознания, математики и обществоведения – математическое моделирование коррупции; математики и истории – например, подсчитать ущерб от коррупционной деятельности в конкретный исторический период).

Продуктивными станут беседы с разными людьми (работниками правоохранительных органов, свидетелями, политиками, государственными служащими и т.д.). Для реализации подобных проектов необходимо привлекать и социально ответственный бизнес.

Здесь возможно также проведение интернет-уроков по антикоррупционной проблематике, циклов открытых уроков, объединяющих учителей и учащихся различных школ.

Методы и приемы могут быть самыми разнообразными: анализ документов или подготовка текста закона; поиск альтернатив и принятие решения; подготовка вопросов к интервью или к пресс-конференции; изготовление рекламы, плаката, карикатуры; составление кроссворда; составление словаря; выпуск устного журнала.

Антикоррупционная тематика может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов для старшеклассников.

Серьезную роль в формировании антикоррупционной этики и антикоррупционного мировоззрения здесь могут сыграть спецкурсы и факультативы по истории религии, по основам традиционной культуры, основам православной культуры, нравственным и мировоззренческим основам мировых религий.

Примерная тематика спецкурсов и факультативов, включающих антикоррупционную тематику:

«Коррупция и ответственность за коррупционные деяния»

«Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников»

«Остановим коррупцию»

«Как не стать жертвой коррупции»

«Нравственные и мировоззренческие основы мировых религий»

«Антикоррупционный ликбез»

«Права и обязанности несовершеннолетних»

«Ответственность несовершеннолетних»

«Международный опыт по борьбе с коррупцией»

«Коррупции и борьба с ней в мировой истории»

«Нравственные и мировоззренческие основы мировых религий»

«Правовые основы антикоррупционного поведения»

В рамках формального (урочного) подхода особое место в формировании антикоррупционного мировоззрения и поведения школьников занимают социальные дисциплины – история и обществознание (включая экономику и право).

Историческому знанию и историческому и граждановедческому образованию принадлежит в решении проблемы воспитания уважения к нравственным и духовным ценностям важнейшая роль.

Какова главная и конечная цель всей нашей работы? Ради чего напряженно трудятся российские учителя? Прежде всего, мы воспитываем гражданина своей Отчизны. И это не высокие слова, это наша реальность. В процессе обучения истории, граждановедению, обществознанию формируется не только личность ученика, формируется будущий мир, в который он войдет как активная сила – в этом огромная созидательная ценность социологического знания, в целом, и исторического знания, в частности.

Общество – необычная область реальности, поскольку его судьба в значительной мере зависит от того, как люди видят общество, представляют его будущее, насколько они информированы как субъекты социальной деятельности и как осознают общественные процессы. Траектории движения планет не меняются в зависимости от прогресса в астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление социальных преобразований.

Коррупция, как и преступная деятельность вообще, — это вопрос выбора. Учителя истории и обществознания формируют будущих творцов человеческого социума. Какими будут эти творцы, сумеют ли они бороться с негативными явлениями и созидать, или останутся безвольными наблюдателями, во многом зависит от их умения видеть проблемы современной им действительности, видеть подходы к ним и способы их разрешения. А где этому научиться как не на богатом историческом материале, сравнивая, проводя исторические параллели.

 

Полезность исторического знания заключается именно в способности увидеть будущие проблемы России через призму закономерностей ее прошлого, что означает резкое повышение роли учителя истории в деле воспитания гражданственности, патриотизма, духовности, в решении проблем целеполагания, самопознания, самоидентификации.

Антикоррупционное гражданское образование вскрывает ряд теоретических, социальных и образовательных проблем, которые требуют к себе пристального внимания. Это касается как понимания теоретических вопросов, имеющих отношение к коррупции, так и использования средств обучения в процессе школьного и вузовского образования.

Антикоррупционное гражданское образование утверждает ценность активных и интерактивных методов обучения, которые позволяют снизить уровень социального и учебного недоверия и отчуждения, сделать учебный диалог учащихся искренним, открытым, заинтересованным, прививают общечеловеческие ценности - все это вместе взятое есть одно из надежных средств преодоления явлений, которые ведут к коррупции.

Особую роль в гражданском образовании играет разнообразие методов и форм организации обучения, которое ставит вопрос соответствия средств и целей. Обращается внимание на то, что нельзя использовать средства, отрицающие человеческие ценности при стремлении к благородной цели, это верно как в сфере образования, так и в экономике, политике и имеет прямое отношение к распространению коррупции в нашем обществе.

Существует ряд способов интегрирования антикоррупционной проблематики в общеобразовательные курсы.

Можно четко сформулировать и выделить указанные проблемы в отдельный модуль из нескольких уроков, но можно обсудить проблематику коррупции и как составную часть других тем, проблем или их конкретизацию, иллюстрацию.

Особый вопрос — как избежать опасности, что эти уроки превратятся в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Антикоррупционное образование требует от учителей мудрости, такта и методического мастерства.

Важно соблюдать принцип историзма при анализе коррупции на уроках. Коррупция развивается во времени, она возникает на определенном этапе развития человеческого сообщества, проходит в своем развитии ряд этапов, видоизменяется, принимая новые формы и обличья. Коррупция не уникальное российское явление. Она имеет место в истории всех стран и народов, хотя проявляет себя в каждом случае своеобразно и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны

Коррупция – это безусловное зло. В отдельных случаях она может приносить пользу, способствуя ограничению чиновничьего произвола и бюрократических барьеров для развития отдельной фирмы, например. Но неизмеримо больший, по сравнению с сиюминутной выгодой, вред приносит коррупция общественной морали, уродуя и калеча сознание людей, формируя ущербное мировоззрение, основанное на признании принципиальной продажности всего и вся, на пренебрежении такими принципами как честь и совесть.

Говоря о всеобщности феномена коррупции, не следует говорить о ней как о неизбежности. История борьбы с коррупцией знала немало успешных примеров противодействия ей. Учителю следует подчеркнуть, что не только правовые законодательные меры способствую искоренению коррупции в обществе. Чтобы победить ее, каждый должен «убить коррупционера в себе», сформировать стойкое внутреннее неприятие коррупционной морали и коррупционного стандарта поведения.

Учитель должен четко расставлять смысловые акценты, выявляя и формируя отношение учащихся к проблемам коррупции.

Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы творческих работ и т. п. позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернета и т. д.

Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и т. п., поэтому важно обогатить содержание программ и учебников идеями и материалами об антикоррупционной деятельности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.