Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы инновационных проектов

Основные понятия и определения.

Новации (новшество) – разработка на базе новой идеи.

Инновации (нововведение) – практическое освоение новшества.

Инновационный процесс– совокупность работ от зарождения замысла до его практического воплощения и коммерциализации.

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных процессов, основан на менеджменте и инноватике.

Инноватика – экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро- и микроэкономических системах. Предметом инноватики являются новации, инновации и инновационный процесс.

 

Система управления (стиль).

1. Механистическая – командная, иерархическая, бюрократическая.

2. Органическая – демократическая, естественная, адаптивная.

 

Формы организации деятельности предприятия.

1. Административно – хозяйственная. Базируется на устойчивой производственно-технической основе, стабильных целях и стратегиях. Максимально приспособлена к неизвестной внешней среде. Планомерно накапливает и использует научный потенциал. Используется преимущественно в крупных НТЦ и подразделениях крупных корпораций.

2. Целевая. Создаётся под резкие изменения внешней среды, обеспечивает технологические прорывы, способна решать крупномасштабные задачи.

2.1. Программно – целевая. - В основе программа, ориентированная на конечную цель; - Орган управления внешний, не входит в структуру компании; - Взаимодействие основывается на контрактах; - Носит временный характер. 2.2. Кооперативно – целевая - Создаётся отдельное предприятие; - Орган управления штатный; - Имеет собственные инновационные подразделения; - По достижению цели расформировывается, или ставится новая цель.

3. Инициативная. Современная форма для создания идей, формирования бизнеса. Реализуется на основе сети поддержки новаторов и малого бизнеса, от которых может получать ресурсы, но юридически не зависеть.



 


 

Типовые оргструктуры.

Оргструктура – совокупность основных и вспомогательных подразделений, предусматривающая целенаправленное воздействие на все виды ресурсов для достижения планируемых результатов. Основное требование - гибкость.

1. Матричная. Существует вертикальная структура и горизонтальная (тематические, проектные подразделения). Задачи функциональных – специализация по промежуточным задачам проекта. Задачи тематических – специализация, либо по проекту, либо по конечной цели компании.

1.1. Проектно – матричная. - Сотрудники функциональных подразделений передаются в прямое подчинение руководителю проекта; - Нет конфликта интересов; - Руководитель осуществляет единоличное управление; - Ограниченное количество сложных нетипичных проектов; - Высокая концентрация и качество усилий. 1.2. Кооперативно – целевая. - Двойное подчинение; - Руководитель проекта отвечает за ходом выполнения работ; - Функциональный руководитель организует решения руководителя проекта по функциям; - Много типовых проектов долгосрочного характера.

2.Проектная структура.

2.1. Проектная. - Кооперативно – целевая форма организации; - Ответственность за конечный результат и повышенное качество; - Существуют трудности организационного характера; - Применяется при крупном, требующем концентрации усилий, проекте, например, вахты. 2.2. Проектно – фазная. - Применяется, когда ведутся длительные и сложные проекты; - Проект разбивается на фазы; - Каждая фаза выступает проектом Например, строительство.

Стратегии

Социально-экономическая стратегия – совокупность, система долгосрочных (концептуальных) ориентиров на принятие решений, определяемых целью развития, позволяющих распределять ресурсы между альтернативными траекториями развития и корректировать их распределение при изменении условий.

 

Функциональные инновационные стратеги
Горизонтальная подсистема. Производственная, непроизводственная сфера деятельности Иерархическая (вертикальная) подсистема. Макро- (государство, транснациональные компании), мезо- (регионы), микро- (предприятие) уровни. Экономико – мотивационная. Рычаги воздействия: фискальные, стимулирующие (субсидии), поощрения (мотивация персонала)

Стратегии развития бизнеса

Базовая стратегия Инновационные стратегии
Группа стратегий интенсивного роста: глубокое проникновение (усиление позиций) на данный рынок с данным продуктом Локальные инновационные стратегии в связи с изменением состояния элементов фирмы
Развитие рынка – маркетинговая инновация (новый рынок – старый товар)
Развитие продукта – продуктовая инновация (новый товар – старый рынок)
Группа стратегий интеграционного роста Вертикальная интеграция вниз (с поставщиками) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с поставщиками, снабженческими фирмами
Вертикальная интеграция вверх (с потребителями) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с потребителями, сбытовыми фирмами
Горизонтальная интеграция (с отраслевыми организациями-конкурентами) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с разрабатывающими и производящими организациями отрасли
Группа стратегий диверсификационного роста Конструкторская (центрированная) диверсификация – Конструкторская (продуктовая) инновация: новый продукт, старая технология, старый рынок
Конструкторско-технологическая (горизонтальная) диверсификация - Конструкторская и технологическая инновации: новый продукт, новая технология, старый рынок
Конгломеративная (чистая или полная) диверсификация – Конструкторская, технологическая и маркетинговая инновации: новый продукт, новая технология, новый рынок
Группа стратегий сокращения (сокращение издержек) Локальные инновационные стратегии в связи с изменением состояния элементов фирмы
Ликвидация структурных звеньев – Организационные и управленческие инновации
Сокращение кадров – Технологическая, организационная и управленческая инновации

 

Стратегии внедрения и адаптации (усовершенствование технологий, освоение новых, закрепление на старых рынках)

Типы стратегий
Поддержки продуктового ряда Технологического трансферта
Ретро нововведений Вертикального заимствования
Сохранения технологических позиций Технологической связанности
Продуктовой имитации Следования за рынком
Процессной имитации Радикального опережения
Стадийного преодоления Выжидания лидера

 


 

Инновационные стратегии НИОКР (направлены на совершенствования продукции)

Тип стратегии Краткая характеристика
Лицензионная Исследования приобретаются у других организаций, могут иметь незаконченный характер, происходит частичное финансирование НИОКР
Стратегия исследовательского лидерства Постоянные инвестиции в НИОКР, достижение долговременного нахождения на лидирующих позициях
Стратегия следования за жизненным циклом Накопление НИОКР для замещения выбывающих продуктов
Стратегия параллельной разработки Приобретение лицензий на продукт с целью форсированного освоения, ускорения производства и создания на базе приобр. лицензий своих разработок
Стратегия опережающей наукоемкости Увеличение наукоемкости продукции для снижения себестоимости производства и занятия лидирующих позиций в отрасли

 

Тип инновационного конкурентного поведения

Виоленты.

Раменский - Характерно для крупных компаний осуществляющих массовое производство на массовый ры-нок.

«+» - Эффект масштаба, высокие вложения в инновации, маркетинг, высокая стандартизация и качество.

«-» - Загрузка мощностей. Задача - постоянное снижение издержек.

Фризевинкель - гордые львы превращаются в слонов, а потом в неповоротливых бегемотов.

Патиенты.

Р - Приспособление к узким сегментам рынка за счет стратегии дифференциации. Важно чтобы у товара была высокая потребительская ценность. Доведение продукта до элитности.

Ф - Хитрые лисы. Поиск ниш; рост опыта и доходов; захват виолентом либо превращение в него.

Эксплерентны.

Р - Выход на рынок с радикально новым продуктом и захват его части. Суперинновационные компании.

Ф - быстрые ласточки.

Коммутанты.

Р - приспособления к условиям спроса местного рынка. Заполнение ниш, освоение новых услуг.

«+» - Содействуют диффузии инновации.

«-» - Часто не вкладывая в ноу-хау имитируют чужие изобретения.

Ф - серые мыши.


 


 

Наименование Условия патентования (пп.,п.,ст.) Сроки действия (пп.,п.,ст.) Сроки продления (пп.,п.,ст.) Виды лицензии (пп.,п.,ст.)
Изобретения ГК, ч.4, § 5 В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере. Не являются изобретениями: 1) открытия; 2) научные теории и математические методы; 3) решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; 4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; 5) программы для ЭВМ; 6)решения, заключающиеся только в представлении информации. Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения: 1) сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами; 2) топологиям интегральных микросхем. (ст 1350) Не могут быть объектами патентных прав: 1) способы клонирования человека; 2) способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека; 3) использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях; 4) иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. (ст 1349) 20 лет (ГК, ч.4, § 2, статья 1363, п.1) Если со дня подачи заявки на выдачу патента на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату до дня получения первого разрешения на его применение прошло более пяти лет, срок действия исключительного права на изобретение и удостоверяющего это право патента продлевается по заявлению патентообладателя . При этом срок действия патента на изобретение не может быть продлен более чем на пять лет (ГК, ч.4, § 2, статья 1363, п.2) Патент (ГК, ч.4, § 4, статья 1393, п.1)   Принудительная простая (неисключительная, ГК, ч.4, § 2, статья 1362, п.1)- разрешение, выдаваемое заинтересованному лицу на эксплуатацию изобретения, которое не было использовано самим патентообладателем в течение четырех лет со дня выдачи патента   Открытая (ГК, ч.4, § 2, статья 1362, п.1) - патентообладатель предоставляет любому лицу право использования изобретения   Исключительное право -использование изобретения по своему усмотрению в рамках закона - ст 1358, договор об отчуждении исключительного права –ст 1365

 

Наименование Условия патентования (пп.,п.,ст.) Сроки действия (пп.,п.,ст.) Сроки продления (пп.,п.,ст.) Виды лицензии (пп.,п.,ст.)
Полезные модели ГК, ч.4, § 5 В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Уровень техники включает опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, и сведения об их применении в Российской Федерации, если такие сведения стали общедоступными до даты приоритета полезной модели. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере. Не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели: 1)решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей; 2)топологиям интегральных микросхем. (ст 1351)   10 лет (ГК, ч.4, § 2, статья 1363, п.1) 3 года (ГК, ч.4, § 2, статья 1363, п.3) Патент (ГК, ч.4, § 4, статья 1393, п.1)   Принудительная простая (неисключительная, ГК, ч.4, § 2, статья 1362, п.1) - разрешение, выдаваемое заинтересованному лицу на эксплуатацию полезной модели, которая не была использована самим патентообладателем в течение трех лет со дня выдачи патента (ст 1362);   Открытая (ГК, ч.4, § 2, статья 1362, п.1) - патентообладатель предоставляет любому лицу право использования полезной модели   Исключительное право -использование изобретения по своему усмотрению в рамках закона - ст 1358, договор об отчуждении исключительного права –ст 1365  

 

Наименование Условия патентования (пп.,п.,ст.) Сроки действия (пп.,п.,ст.) Сроки продления (пп.,п.,ст.) Виды лицензии (пп.,п.,ст.)
Промышленные образцы ГК, ч.4, § 5 В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов. Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца (пункт 2 статьи 1377), не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия. Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца: 1) решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия; 2) объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям; 3) объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ. (ст 1352) 15 лет (ГК, ч.4, § 2, статья 1363, п.1) 10 лет (ГК, ч.4, § 2, статья 1363, п.3) Патент (ГК, ч.4, § 4, статья 1393, п.1)   Принудительная простая (неисключительная, ГК, ч.4, § 2, статья 1362, п.1) - разрешение, выдаваемое заинтересованному лицу на эксплуатацию изобретения, которое не было использовано самим патентообладателем в течение четырех лет со дня выдачи патента   Открытая (ГК, ч.4, § 2, статья 1362, п.1) - патентообладатель предоставляет любому лицу право использования полезной модели   Исключительное право -использование изобретения по своему усмотрению в рамках закона - ст 1358, договор об отчуждении исключительного права –ст 1365  

 

Этап патентования Стоимость патентования, руб.
Изобретение Полезная модель Промышленный образец
1. Регистрация заявки на выдачу патента Российской Федерации и принятие решения по результатам формальной экспертизы
2. Внесение в формулу/перечень существенных признаков пункта, отсутствующего в ранее предложенной(ом) заявителем и принятой к рассмотрению формуле/перечне существенных признаков, по истечении 2 месяцев с даты подачи заявки
3. Проведение экспертизы заявки на изобретение по существу и принятие решения по ее результатам
4. Регистрация и выдача патента
5. Годовые пошлины за поддержание в силе патента за годы действия, считая со дня подачи заявки:      
5.1. За первый    
5.2. За второй    
5.3. За третий
5.4. За четвертый
5.5. За пятый 5.6. За шестой 5.7. За седьмой 5.8. За восьмой 5.9. За девятый 5.10. За десятый 5.11. За одиннадцатый 5.12. За двенадцатый 5.13. За тринадцатый 5.14. За четырнадцатый 5.15. За пятнадцатый 5.16. За шестнадцатый 5.17. За семнадцатый 5.18. За восемнадцатый 5.19. За девятнадцатый 5.20. За двадцатый 5.21. За двадцать первый 5.22. За двадцать второй 5.23. За двадцать третий 5.24. За двадцать четвёртый 5.25. За двадцать пятый    
6. Внесение изменений в документы заявки в случае передачи права на получение патента
7. Продление срока действия исключительного права:
8. Внесение исправлений очевидных и технических ошибок, допущенных заявителем, а также изменений, касающихся сведений об авторе, патентообладателе и об адресе для переписки, в выданный патент и (или) в соответствующий государственный реестр (за каждое исправление по 1 патенту)
9. Выдача дубликата патента (свидетельства)
10. Установление уровня техники для оценки патентоспособности и составление отчета об информационном поиске
11. Внесение в Государственный реестры сведений об изменениях, связанных с досрочным прекращением действия патента (свидетельства), на основании заявления патентообладателя
12. Регистрация лицензионного (сублицензионного) договора, относящегося к патенту или свидетельству
 

 


 


Классификации

 

Классификационный признак Вид инновации
1. Сфера приложения Научно-технические Организационно-экономические Социально-культурные
2. Характер удовлетворяемых потребностей Создание новых потребностей Развитие старых потребностей
3. Предмет приложения Технологические, в т.ч. в сфере услуг (продуктовые, процессные) Маркетинговые (изменения дизайна, упаковки продукции, изменения методов маркетинговой деятельности) Организационные (новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, изменения во внешних связях)
4. Степень радикальности Базисные Системные Улучшающие Псевдоинновации
5. Масштабы распространения Экономика в целом Экономика страны Многоотраслевые Отрасль Предприятие Подразделение
6. Способ разработки Собственными силами С привлечением внешних фирм
7. По источнику появления НТП Потребности общества Потребности предприятия
8. По причине возникновения Стратегические Реактивные
9. По роли в процессе производства Основные (создают новые рынки, лежат в основе новых отраслей) Дополняющие
10. По характеру связи с наукой Восходящие Нисходящие
11. По характеру воздействия на рыночно-технологические возможности организации Архитектурные (Новый рынок, новые продуктово-технологические возможности) Революционные (Старый, новые) Нишесоздающие (Новый, старые) Регулярные (Старый, старые)
12.По глубине вносимых изменений (по классификации Ф.Валенты) 0 – регенерация первоначальных свойств 1- изменение количественных свойств системы 2 – перегруппировка составных частей 3 - адаптивные изменения 4 – новый вариант 5 – новое поколение 6 – новый вид 7 – новый род

 


 

Меры поддержки

 

 

Поддержка государства
Прямые методы Гранды, субсидии, финансирование Косвенные методы Налоги, создание инновационной инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса, популяризация инноваций

 

Прямое финансирование – соотношение затрат на НИОКР к ВВП.

Косвенное финансирование. Мировые тенденции:

1. Инвестиционные, налоговые кредиты,

2. Списание затрат на НИОКР + доп. Списания до 150%

3. Освобождение от налогов, льготы.

РФ:

1. Инвестиционные, налоговые кредиты – ст. 66, 67 НК. Выдается по налогу на прибыль, региональным и местным налогам. Разрешается не выплачивать в бюджет до 50% налога. Срок – 1-5 лет, возврат с % от ½ до ¾ ставки рефинансирования. Недоступен для малого бизнеса.

2. Списание затрат на НИОКР – ст. 262 НК. До 2007 г. Расходы разрешали списывать в теч. 5и лет равномерно, но не больше 10% от выручки. Сейчас – в течение года.

3. Льготы по налогам. Практически по всем налогам существует освобождение по научной деятельности. Налог на прибыль. Освобождаются инвесторы от части налога, отчисляемой в региональный бюджет на прибыль (см. закон УР «О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности» от 05.03.03 №8 РЗ).

Ставка по этому закону – 2+13% вместо 2+18%

Налог на имущество. Закон УР от 27.11.03 №55-РЗ

Еще один элемент косвенного стимулирования – создание инновационной инфраструктуры.

Инфраструктура – самостоятельная сфера экономики. Особенность - производство услуг. Задачи – создание и поддержание устойчивых хозяйственных связей между субъектами. Основные функции – формирование среды хозяйствования.

Связи, коммуникации, кредитно-финансовая сфера, фондовый рынок

Инновационная инфраструктура: обеспечение трансфера инноваций (Роспатент); наукограды; ОЭЗ; технопарки; технополисы; структуры, поддерживающие малый бизнес.

8 наукоградов: Дудна, Королев, Обнинск, поселок Кольцово, Мичуринск, Петергоф

4 ОЭЗ: портовые, туристско-рекреационные, промышленно-производственные, технико-внедренческие.


Инновационный проект

Комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий направленный на достижение инновационных целей.

Жизненный цикл инновационного проекта:

Прединвестиционная. Задачи - формулирование инновационного замысла, целей, определение путей достижения и потребностей в ресурсах. Мероприятия - проведение НИОКР, предварительные исследования, технико-экономическое обоснование.

Инвестиционная. Задачи - разработка инновационного проекта (анализ альтернатив, выбор максимально эффективного варианта, составление плана реализации, реализация проекта, контроль). Мероприятия - подготовка проектной документации, инжерно-техническое проектирование, обучение персонала, предпроизводственный маркетинг.

Эксплуатационная. Задачи - закрытие контрактов по проекту, эксплуатация результатов проекта, формулирование выводов по управлению проектами.

Максимальные затраты как правило совершаются на предивестиционной стадии и могут носить невозвратный характер, следовательно очень важную роль. Играют предварительные исследования - анализ рынка, угроз, возможностей, ресурсов.

Составляется ТЭО или краткий бизнес план. При положительной оценке составляется подробный бизнес план.

Структура и содержание бизнес плана инновационного проекта

1. Вводная часть. Наименование проекта, адрес, суть проекта, цель, стоимость, потребность в финансах.

2. Сущность проекта. Продукция, технологии, интеллектуальная собственность

3. Характеристика отрасли. Текущее состояние и тенденции развития. Направления деятельности по проекту.

4. Анализ рынка. Потенциальные потребители и конкуренты, размер и рост рынка, оценка доли.

5. План маркетинга. Ценовая политика, сбытовая политика, прогноз объема продаж, каналы продвижения.

6. Производственный план. Производственный процесс, материально-техническое обеспечение, источники поставок ресурсов, субподряд, аутсорсинг

7. Организационный план. Сведения о владельцах, ОПФ, информация о руководящем составе, оргструктура.

8. Оценка рисков. Слабые стороны, вероятность появления товаров заменителей, альтернативные стратегии.

9. Финансовый план. План доходов и расходов, баланс

10. Приложения. Копии патентов, лицензии, прейскуранты цен, контракты

 

Типы инновационных проектов

По уровням научно-технической значимости

1. Модернизационные (не меняются базовые технологии)

2. Новаторские (существенные изменения конструкции ранее не применявшиеся но существующие в других сферах)

3. Опережающий. Новые не применяющиеся технологии

4.Пионерные. Радикально новые технологии

По масштабу. Моно, мульти, мега

По срокам. Кратко, средне, долгосрочные

Основное отличие инновационных от инвестиционных - требуются инвестиции в НИОКР следовательно в инновационном проекте высокая степень неопределенности параметров; низкая достоверность финансово экономической оценки; ориентация на долгосрочные результаты и использование методов прогнозирования; вовлечение специалистов высокой квалификации и уникальных ресурсов; высокая вероятность получения неожиданных имеющих самостоятельную коммерческую ценность результатов (менеджмент должен быть гибкий и прогрессивный).

Совокупность инновационных проектов одного тематического направления составляет инновационную программу.

 

Управления рисками.

Классификация рисков, в зависимости от управленческих решений:

1. Чистые (внешние). Природно-географические, политические, налоговые. Поддаются статистической обработке;

2. Спекулятивные (внутренние). Кредитные, коммерческие, предпринимательские (производственные, операционные, финансовые, коммерческие, инвестиционные).

Этапы управления рисками:

1. Классификация (идентификация) рисков;

2. Оценка риска (качественные, количественные, смешанные);

3. Разработка мероприятий по избеганию, устранению, минимизации рисков.

Особенности рисков инновационных проектов:

1. Научно-технические риски;

2. Риски правового обеспечения;

3. Риски коммерческого предложения. (потребители, поставки, неправильный маркетинг).

Оценка риска (вероятность и угрозы, матрица рисков)

1. Качественные методы (ранжирование с помощью экспертов);

2. Количественные методы (статистические методы);

3. Качественно-количественные (скорринг – счет).

Управление рисками

1. Отказ

2. Принятие. Зависит от риск аппетита

- Персональные действия

- Резервирование (экстенсивный, самый дорогой путь)

- Минимизация последствий (лимитирование, диверсификация)

3. Передача риска (страхование, аутсорсинг)

Алгоритм:

1. Выбрать риск, оказывающий максимальное влияние на проект;

2. Определить ущерб;

3. Определить перечень мероприятий по снижению, избеганию, устранению;

4. Сравнить 2 и 3 по затратам;

5. Принять решение об осуществлении с мероприятиями, либо об отказе. Если отказ, то 6 не надо;

6. Повторить 1-5 до следующего риска.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.