Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Проблема личности в социальной психологии.





Специфика социально - психологического подхода к пониманию личности. Интерес к исследованию личности в различных отраслях научного знания. Взаимосвязь личности и общества как ключевая проблема социальной психологии. Традиции и современное состояние исследований личности в социальной психологии. Социально-психологические аспекты психоаналитических интерпретаций личности. Социально-психологические типологии личности. Понятие социального характера. Ролевые теории личности. Концепции личности в гуманистической психологии. Понятие «Я – концепции» личности. Факторы и механизмы формирования «Я – концепции». Самооценка личности - компонент «Я – концепции». Социальная идентичность личности. Соотношение социальной и личностной идентичности. Исследования социальной идентичности россиян. Системно-деятельный подход к пониманию личности.

Социально-психологические аспекты процесса социализации. Понятие социализации. Различные исследовательские подходы к определению основных этапов социализации. Характеристика современных парадигм проблемы социализации личности. Механизмы и институты социализации. Культура как агент социального влияния. Семья, образовательные институты, средства массовой информации, церковь как институты социализации. Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии. Особенности социализация личности на рубеже 20-21 веков. Социализационное влияние новых информационных технологий. Актуальность проблемы социального самоопределения личности в условиях социального кризиса. Особенности социализации взрослых и детей. Ресоциализация.



Психологические механизмы включения личности в решение жизненных задач. Понятие социального поведения и его регуляторов. Социальные установки и их роль в психической регуляции социального поведения личности. Понятие аттитюда. Традиции и этапы изучения социальных установок (аттитюдов). Значение исследований социальных установок в анализе детерминант социального поведения. Структура социальной установки. Общая характеристика исследований эмоциональных, когнитивных и поведенческих компонентов аттитюдов Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Проблема соотношения социальных установок и реального поведения. Парадокс Лапьера. Объяснительные возможности понятия аттитюд в интерпретации психической регуляции поведения. Стереотипы и предрассудки как разновидности СУ. Ценности и ценностные ориентации личности как основания для принятия личностью решений о тех или иных действиях, формах и характере поведения. Система ценностей общества и ценностные ориентации личности в условиях глобальных изменений. Влияние поведения на аттитюды. Психология самоубеждения.



Социально- психологические характеристики личности. Понятие социально - психологических свойств личности. Содержание и типы социально-психологических свойств (черт, характеристик) личности как внутренних факторов детерминации отношений и взаимодействий с другими людьми. Понятие социально-психологической компетентности личности. Коммуникативные свойства личности как индивидуальные особенности установления, поддержания и обеспечения информационного обмена.

Раздел 3. Закономерности общения и взаимодействия.

Феноменология межличностных отношений. Историко-культурные и общественно-политические детерминанты межличностных отношений. Эмоционально- оценочная природа отношений. Динамика эмоциональных отношений в диаде: возникновение, стабилизация, распад.

Аттрактивное (эмоциональное) общение. Понятие аттракции. Дружба как тип аттрактивного общения. Психологические и социальные функции дружеского общения. Любовь, её особенности как типа общения. Типология отношений любви. Любовь, семья, брак. Агрессия в общении. Средства предупреждения и преодоления агрессивного поведения.



Общение в системе общественных и межличностных отношений. Основные подходы к определениюпонятия общения. Структура, содержание, формы и механизмы общения. Основные стороны процесса общения.

Общение как обмен информацией. Этапы и структура коммуникативного процесса. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Виды коммуникации. Проблема эффективности коммуникативного процесса. Типы коммуникативных барьеров. Понятие тезауруса.

Невербальная коммуникация. Понятие невербальной коммуникации. Особенности НК. Общая характеристика основных структур (видов) невербального поведения. Полифункциональность невербального поведения в межличностном общении. Понятие экспрессивного репертуара человека. Интерпретация невербального поведения как реконструкция социально-психологических характеристик личности и группы.

Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции. Специфика социально-психологического подхода: социальное восприятие и социальное познание. Свойства субъекта, объекта восприятия, характер и контекст межличностных взаимосвязей как факторы перцептивных процессов.

Эмпирические исследования механизмов социального восприятия в зарубежной и отечественной социальной психологии. Механизмы взаимопонимания и взаимопознания в процессе общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Влияние первого впечатления о воспринимаемом (типовые схемы построения первого впечатления). Интерпретация причин поведения – феномен «каузальной атрибуции». Структура атрибутивного процесса. Виды и формы атрибуции. Ошибки атрибуции. Проблема точности межличностного восприятия

Общение как взаимодействие. Место взаимодействия в структуре общения. Межличностное взаимодействие (интеракция) как предмет социально-психологических исследований. Социальные мотивы взаимодействия. Понятие стиля межличностного взаимодействия. Общая характеристика продуктивного и непродуктивного стилей взаимодействия. Сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция) как виды взаимодействия. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Общая цель как фактор внутригруппового взаимодействия.

Раздел 4. Группа как социально-психологический феномен. Место психологии групп в социальной психологии. Предмет социально-психологического анализа группы. Содержание понятия «группа». Отличительные признаки социальной группы. Системообразующее основание группы. Основания классификации групп.

Проблема малой группы в социальной психологии. Методологические проблемы исследования малой группы. Социальные и гносеологические причины исследования малой группы. Различные подходы к определению понятия малой группы. Возможные основания классификации малых групп. Понятийный аппарат для описания структуры группы в социальной психологии: позиция, статус, групповые нормы, ценности, санкции. Социометрическая структура малой группы. Метод социометрии. Анализ групповой структуры с точки зрения коммуникативных процессов.

Динамические процессы в малой группе. Взаимоотношение личности и общности как исходная проблема социально-психологического изучения малой группы). Проблема нормообразования в группе. Феномен группового давления. Возможные интерпретации понятия «конформность». Теоретические подходы и экспериментальные исследования конформности в западной социальной психологии. Личность в организационных структурах: феномен подчинения авторитету. Исследования нормативного влияния группового меньшинства. Исследования конформного поведения в отечественной социальной психологии.

Проблема групповой сплочённости. Группа как развивающаяся система. Модели развития группы. Закономерности и формы групповой интеграции как процесса психологической стабилизации группы. Проблема коллектива в отечественной социальной психологии.

Проблема лидерства в малой группе. Лидерство и руководство как феномены управления процессом жизнедеятельности группы Понятие лидерства в социальной психологии. Теоретические подходы к изучению лидерства в истории социальной психологии и на её современном этапе. Экспериментальное изучение стиля лидерства в школе «групповой динамики» К. Левина и в современной социальной психологии. Социально-психологические проблемы менеджмента. Задачи и способы практического обучения руководителей использованию психологических методов управления.

Процесс принятия группового решения. Факторы, влияющие на механизм группового мнения и процесс принятия групповых решений. Явление социальной фасилитации. Групповая дискуссия как метод повышения эффективности групповых решений. Возможные виды групповой дискуссии. Феномен сдвига риска. Явление «групповой поляризации». Феномен «группового духа».

Психология больших социальных групп. Содержание и структура психологии большой социальной группы. Виды больших социальных групп: стихийно возникшие, кратковременно существующие общности и исторически сложившиеся, долговременные, устойчивые в своём существовании.

Структура психологии больших устойчивых социальных групп: психический склад и эмоциональная сфера. Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания, потребностей, интересов, ценностей, норм поведения. Методы исследования общественной психологии больших социальных групп.

Стихийные группы. Толпа и закономерности её поведения Социально- психологические особенности толпы. Виды толпы. Приёмы управления (манипуляции) толпой. Массовая паника: условия и механизмы формирования. Методы изучения толпы.

Феномен слухов: классификация слухов, психологическая характеристика слухов, причины возникновения слухов, трансформация слухов. Борьба с распространением слухов.

Массовые социально – психологические явления. Психология моды. Психологические механизмы моды. Психология массовой коммуникации. Психология рекламы и PR – воздействия. Психология политических партий.

Психологические способы воздействия. Идеологическая и этическая сторона разработки проблем психологии воздействия. Исторические традиции социальной психологии в изучении заражения, внушения, подражания. Эмоциональное заражение как способ группового воздействия. Психологический анализ феномена суггестии (внушение). Подражание и его роль в историческом развитии человеческого общества. Значение изучения процессов заражения, внушения, подражания для понимания закономерностей массового поведения.


Список литературы по курсу «Социальная психология»

а) основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003, 2007 (любой последующий год издания). – 364 с.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001. - 301 с.

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997, 2006 (любой последующий год издания). – 754 с.

4. Социальная психология: Хрестоматия./Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М., 2003. –475 с.

5. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. – 512 с.

б) дополнительная литература:

1. Абульханова К.А Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). – М., 1999. – 224 с.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. М., 2001. – 288 с.

3. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997. – 239 с.

4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998. – 517 с.

5. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб., 2002.

6. Асмолов А.Г. Установка // Психология. Словарь/Под общей ред. А.В. Петровского. – М., 1990. – 494 с.

7. Аш С. Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений //Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб, 2000. – С. 210 - 225.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

9. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991 (любой последующий год издания).

10. Бодалёв А.А. Личность и общение. М., 1995.

11. Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Жукова Ю.М. М., 1996.–373 с.

12. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

13. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000. – 464 с.

14. Дженис И. Огруппление мышления // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб, 2000. – С. 242 - 260.

15. Джонс Э., Нисбет Р. Действующее лицо и наблюдатель: различия в восприятии причин поведения // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб, 2000. – С. 149 – 164.

16. Донцов А.И. О понятии группа в социальной психологии //Вестник Моск. ун-та. Сер 14. Психология, 1997. - №4. – С. 17 - 25.

17. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

18. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.

19. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2001. – 448 с.

20. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

21. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога – практика. М., 2007. – 464 с.

22. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: - М., 2003.- 318 с.

23. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб. 2000.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

25. Методы социальной психологии/Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., 1977. 175с.

26. Методология и методы социальной психологии /Под ред.Е.В. Шороховой. М., 1977. 229 с.

27. Милграм Ст. Эксперимент в социальной психологии. СПб., - 2000. - 336 с.

28. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.,1998.– 480 с.

29. Лабунская В.А.Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д. 1999. – 608 с.

30. Основы социально- психологической теории/Под общей ред. Бодалева А.А., М., 1995. – 421 с.

31. Основы социально- психологических исследований /Под общей ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача М., 2007. – 334 с.

32. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб, 2000.–528 с.

33. Парыгин Б.Д. Социальная психологи. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999. – 592 с.

34. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

35. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) /Под ред. А.А. Бодалёва, Н.В. Васиной. – Спб. 2005.–324 с.

36. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966, 1979.

37. Почебут Л.Г. Социальные общности. СПб., 2005.- 284. с.

38. Преступная толпа. М., 1998. – 320 с.

39. Психология. Словарь. /Под обще. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. – 494 с.

40. Психологические исследования общения. М., 1985.

41. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.- сост. Л.А. Карпенко. Под общей ред. А.В. Петровского. М. – 2005. – 175 с.

42. Психология толп. М., 1998. – 416 с.

43. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб. 1999.

44. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999. – 429 с.

45. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1999. – 384 с.

46. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.

47. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

48. Совместная деятельность // Под ред. А.Л. Журавлёва. М:, 1988.

49. Социальная психология / Отв.ред. А. Л. Журавлёв. М., - 2002. – 351 с.

50. Социальная психология // Под ред.С. Московичи. – М., 2007. – 591 с.

51. Социальная психология в современном мире/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.,- 2002. – 335 с.

52. Социальная психология личности в вопросах и ответах/Под ред. В.А. Лабунской. – М., 1999.

53. Социальная психология: Практикум/ Г.М.Андреева, Е.А. Аксёнова, Т.Ю.Базаров и др. Под ред. Т.В. Фоломеевой. М., 2006. – 480 с.

54. Социальная психология. Словарь. /Под ред. Ю.М. Кондратьева. //Психологический лексикон. М., 2005. – 176 с.

55. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

56. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989 – 336 с.

57. Хьелл Л. А., Зиглер Д. Дж. Теории личности. СПб., 2001, 2005. – 608 с.

58. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001. – 272 с.

59. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, 1998. – 544 с.

60. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. – 448 с.

61. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения. – Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.