Сделай Сам Свою Работу на 5

Природа и основные типы духового вибрато





Вибрато

Как свидетельствует история музыкально-исполнительского искусства, вибрато завоевывало свое место в ряду других средств художественной выразительности в жестокой борьбе с рутиной и косностью. Первые ростки вибрато возникли на почве итальянского вокала. Сами вокалисты сначала относились к нему недоверчиво, расценивая его как нечто слишком вольное и чуждое хорошему вкусу. Однако с течением времени в среде вокалистов вибрато получает всеобщее признание. Вслед за вокалистами выразительными возможностями вибрато заинтересовались струнники. И временем традиций», которые называли вибрирующий звук «блеющим» и всячески поносили музыкантов, применяющих вибрато в игре.
Что же касается исполнительства на духовых инструментах, то еще в двадцатых и даже тридцатых годах прошлого века многие профессора духовых классов Советского Союза считали вибрато исполнительским приемом, несовместимым с природой духовых инструментов. Всякую попытку своих учеников вибрировать они расценивали как опасную ересь, подлежащую немедленному искорению. Однако эта консервативная позиция пришла в острое противоречие с новыми тенденциями, все более проявлявшими себя в духовом исполнительстве. Новые художественные задачи влекли за собой расширение средств выразительности, поиски новых исполнительских приемов. И сейчас, когда от исполнителей на духовых инструментах требуется многообразие и эмоциональная насыщенность звучания, игнорировать такое яркое средство выразительности, как вибрато стало невозможным.
В настоящее время консервативная догма старой школы – «вибрато на духовых инструментах недопустимо» в принципе свергнута. Вместе с тем многие исполнители на духовых инструментах еще и до сего времени весьма туманно представляют себе специфику этого выразительного средства. Так, некоторые из них рассматривают вибрато только как украшение звука. Другие считают допустимым лишь эпизодическое применение духового вибрато. Сохранились и непримиримые его противники. Имеет распространение и обратная точка зрения, согласно которой без вибрато звук духового инструмента не может быть красивым. Существует немало и других не менее противоречивых взглядов на духовое вибрато, его характер и смысл применения. Как правило, они либо неправильно характеризуют духовое вибрато, либо односторонне определяют его место в арсенале выразительных средств духовика.
Теоретическое обобщение замечательных практических достижений лучших исполнителей –духовиков позволяет сделать определенные выводы о принципах применения вибрато. В целом, можно утверждать, что искусное, творческое вибрато значительно расширяет сферу выразительных средств духового инструмента, существенно обогащает его звуковую палитру. В частности, вибрирующий звук всегда воспринимается как более живой, гибкий и эмоционально насыщенный, чем невибрирующий. Облегчая соединение звуков, вибрато вносит в исполнение некоторую дополнительную плавность. Вибрирующий звук обладает способностью легче преодолевать звучание сопровождения и доносить сольную фразу до слушателя. Наконец, вибрато в какой-то мере складывает встречающиеся в исполнении интонационные «шероховатости». Но самое ценное свойство вибрато заключается в способности придавать музыкальному звуку большую выразительность и эмоциональность. Сообщая звукам определенную тембровую окраску, музыкант, искусно владеющий вибрато, изменяя по своей воле его характер, может получить целую гамму нюансов и красок. Он обладает такой возможностью по своему желанию изменять эмоциональную окраску звуков и придавать им самые различные тембровые оттенки. А это, при умелом использовании, - уже могучее исполнительское средство, помогающее раскрывать содержание исполняемого произведения.








Природа и основные типы духового вибрато

Как было установлено исследователями, духовое вибрато возникает вследствие периодических изменений громкости, высоты и тембра звука. Размах громкостного вибрато составляет 3-8 дБ. Размах высотного – 20-50 центов. Частота нормального вибрато изменяется в пределах 6-7 кол./сек. Большая частота воспринимается слушателем, как мелкое тремолирование, («барашек»), меньшая – как качание звука. В некоторых типах духового вибрато подавляющее преимущество имеют колебания громкости, в других заметную роль играют колебания высоты. Периодически изменения тембра являются следствие громкостных и высотных колебаний.
Акустически исследования показали, что во время вибрато имеют место не только периодические изменения тембра, но и его обогащение за счет боковых составляющих гармоник. Наиболее эффективным средством тембрового обогащения звука является вибрато высоты.
Для того чтобы получить вибрирующий звук, музыканты-духовики прибегают к различным способам возбуждения периодических колебаний в звуке инструмента. Так образовались разные типы вибрато, из числа которых разной степенью популярности пользуются диафрагмальное, ротоглоточное, ротовое, гортанное, грудное, губное, ручные, головное.
Головное вибрато возникает вследствие вертикальных колебаний головы. Постоянные колебания головы небезопасны для здоровья и крайне неэстетичны в визуальном отношении. Уже в силу только этих причин головное вибрато не может быть рекомендовано.
Наиболее распространенный вид ручного вибрато образуется посредством колебаний инструмента кистью руки исполнителя. Чаще всего это вибрато, которое называют пальцевым, можно встретить среди трубачей. Примененное с большим мастерством, на трубе оно производит вполне приемлемое впечатление, хорошо сочетаясь с характером звучания этого инструмента. Значительно реже этот тип вибрато используется на гобое. Духовики, играющие на крупных инструментах, не применяют его совсем. Очевидно, помимо эстетических соображений, определенную роль в этом случае играет массивность инструмента.
К ручным же типам следует отнести так называемое валторновое, или раструбное, и тромбонное, или кулисное, вибрато. Валторновое вибрато возникает благодаря колебаниям ладони исполнителя в раструбе валторны. Само собой разумеется, что на других духовых инструментах применять этот тип вибрато невозможно. Среди же валторнистов это вибрато встречается не так уж и редко.
Тромбонное, или кулисное, вибрато, как подсказывает его название, создается легкими колебательными перемещениями кулисы тромбона. Естественно, этот тип вибрато не может быть использован на других инструментах. Умеренное и искусное его применение на тромбоне дает приемлемые художественные результаты.
Как правило, исполнители на духовых инструментах относятся к ручным вибрато с некоторым пренебрежением. Они называют их «механическими» и прибегают к ним лишь в тех случаях, когда дыхательные типы вибрато оказываются для них недоступными. Такое отношение не всегда оправдано. В конце концов, смычковое вибрато тоже ручное, т.е. «механическое», однако его выразительные возможности исключительно велики. Исполнители на народном духовном инструменте нае (инструменте типа флейты Пана) с большим эффектом применяют ручное вибрато. Все другие виды вибрато на нае звучат бледно и не выдерживают конкуренцию с ручным. Таким образом, оценивая ручное вибрато, нужно обязательно учитывать специфику инструмента и преследуемую художественную цель.
Наиболее популярными у духовиков являются типы вибрато, образуемые за счет колебаний всего или части столба воздуха в дыхательных путях музыканта. В зависимости от того, какая часть дыхательного воздушного столба приводится в колебание и какие органы принимают участие в его образовании, дыхательное вибрато может быть губным, ротовым, ротоглоточным, гортанным, грудным и диафрагмальным.

Губное вибрато возникает благодаря колебаниям воздуха, периодически изменяющим объем (сечение) струи дыхания, посылаемого в инструмент. На тростевых инструментах к этому добавляется эффект периодически изменяющегося давления губ на трость, вызывающий высотные колебания звука. Часто губное вибрато сообщает звуку неприятный дрожащий характер и поэтому не может быть рекомендовано.
Ротовое вибрато иногда называют губным, хотя оно и по звучанию, и по природе возникновения отличается от губного. В сравнении с чисто губным, ротовое вибрато более крупное, плавное и глубокое. В его образовании принимают активное участие нижняя челюсть и язык, колеблющийся вместе с нею. Заметное вибрирование губ наблюдается и в этом случае. Однако колебание губ в ротовом вибрато не являются единственным источником вибрато, к ним добавляются периодические толчки дыхания, рождающиеся в полости рта.

Ротоглоточное вибрато имеет много общего с ротовым. Отличается от последнего большей глубиной своих колебаний. Более заметную роль в нем играет компонент громкостных колебаний. Образуется за счет колебаний губ и воздушного столба, заключенного в полости рта и глотке.
Еще более глубоким является диафрагмальное вибрато. Оно образуется за счет колебаний всего воздушного столба от его оснований до губ, производимых периодическими непрерывно следующими друг за другом плавными толчками, исходящими от диафрагмы и брюшного пресса. В диафрагмальном вибрато превалируют колебания громкости. У музыканта, пользующегося диафрагмальным вибрато, губы и нижняя челюсть в момент игры остаются неподвижными. Положив же руку на переднюю стенку живота, можно ощутить легкие биения, связанные с колебаниями вибрато.

Некоторые духовики применяют гортанное вибрато. Гортань, представляющая собой хрящевое образование, обладает большей подвижностью в вертикальном направлении. Колебания гортани передаются воздушной струе, проходящей через нее. Так возникает гортанное вибрато. Стоя рядом с музыкантом, пользующимся гортанным вибрато, можно услышать характерное клекотание в области адамова яблока.
У отдельных духовиков наблюдается вибрато, которое трудно классифицировать каким-либо образом. Этот тип вибрато создается колебаниями, не поддающимися внешнему контролю. По словам музыкантов, пользующихся этим типом вибрато, периодические воздушные толчки зарождаются в их дыхательных путях где-то между диафрагмой и гортанью. Г. Абаджян, исследовавший этот тип вибрато, выдвинул предположение, согласно которому оно возникает вследствие периодических сокращений гладкой мускулатуры бронхов, изменяющих их поперечное сечение. Для выяснения механизма вибрато, образуемого таким способом, Абаджян использовал медицинский аппарат фонопульмограф, разработанный в НИИ медицинского приборостроения в Москве. В ходе эксперимента самописцы зарегистрировали периодические увеличения и уменьшения просветов в бронхах, которые совпадали с частотой исполняемого вибрато. Тем самым, по его мнению, было доказано участие в колебаниях этого типа вибрато (которое может быть названо грудным) гладкой мускулатуры бронхов.

На вопрос, какому виду духового вибрато следует отдать предпочтение, трудно дать однозначный ответ. При этом необходимо учитывать своеобразие различных духовых инструментов, особенности иннервации мышц исполнительского аппарата того или иного музыканта, уровень его исполнительского мастерства. Не последнюю роль в этом случае играют и эстетические запросы времени. Скажем, профессор Московской консерватории Н. Платонов считала лучшим флейтовым вибратом горловое. Сегодня с его мнением согласятся не многие флейтисты.
Ротовое вибрато с большим успехом применяли А. Васильев, Г. Еремкин, Р. Терехин, П. Караулов, М. Халилеев и другие фаготисты. На гобое же использовать ротовое вибрато опасно. Оно способно сообщать звучанию гобоя неприятный «рыдающий» оттенок. Мы уже говорили о том, что на нае лучшим вибрато является ручное. На других духовых инструментах у ручного вибрато нет такого подавляющего преимущества.
Приемлемость того или иного типа вибрато в большей степени зависит от иннервации мышц, порождающих колебания. У большинства исполнителей, применяющих гортанное вибрато, наблюдается повышенная частота колебаний («барашек», или «блеющее вибрато»). У многих же других музыкантов диафрагмальное вибрато «качает». Здесь наилучших результатов достигает тот, кто сможет повысить частоту колебаний диафрагмы и брюшного пресса до 6-7 кол. /сек.
Общее впечатление от того или иного типа вибрато во многом определяется тем мастерством и тем искусством, с какими его применяет исполнитель. Неумелое, нетворческое применение может загубить даже наиболее соответствующее природе инструмента вибрато. С другой стороны, даже не вполне, казалось бы, приемлемое вибрато, примененное с должной умеренностью и мастерством и мастерством, создает вполне удовлетворительное впечатление. Как мы уже говорили, ручные вибрато большинство духовиков рассматривают, как компромисс, к которому прибегают в безвыходных положениях. Однако опыт свидетельствует о том, что мастерское применение этих типов вибрато дает замечательные результаты. Великолепно владел кулисным вибрато «король тромбонового bel canto» американец Томми Дорси. Наиболее приемлемым для трубача считает пальцевое вибрато французский трубач Жан Мэр – редактор «Школы» Ж. Арбана.
Однако подавляющее большинство музыкантов- духовиков отдает предпочтение дыхательным вибрато – ротовому, ротоглоточному, диафрагмальному. Эти типы вибрато родственны вокальному, и мастерское владение ими дает возможность приблизить выразительность звучания к человеческому голосу. Так, крупное диафрагмальное вибрато очень хорошо сочетается с эпически-повествовательным, сдержанно-суровым звучанием духового инструмента. Однако применение в некоторых музыкальных эпизодах субъективно-лирического или романтически-взволнованного плана это вибрато может оказаться недостаточно эмоциональным. В подобных случаях лучший эффект дает применение ротового вибрато. К сожалению, оно тоже не обладает универсальностью. В частности, пользуясь им, следует опасаться чувствительных перегибов. Особенно осторожно следует применять ротовое вибрато в эпизодах спокойных, эпических. Повествовательных. В подобных случаях иногда оправдан и полный отказ от применения ротового вибрато.
Как мы уже говорили, промежуточное положение занимает ротоглоточное вибрато. Духовик, хорошо владеющий этим типом вибрато, регулируя по своему желанию глубину колебаний воздушного столба, активизируя или ослабляя участие нижней челюсти, имеет возможность успешно исполнять произведения различных стилей.
Грудное вибрато, умеренное неназойливое, хорошо проявляет себя в большинстве музыкальных эпизодов. Однако оно встречается сравнительно редко. В теоретическом и методическом отношениях этот тип вибрато изучен менее других. Скорее всего оно является разновидностью диафрагмального вибрато. В отличие от ярко выраженного диафрагмального, в этом вибрато отсутствуют колебания передней стенки живота.
Большинство современных музыкантов-духовиков небезосновательно считают наиболее приемлемым для классических духовых инструментов диафрагмальное вибрато. Однако таковы м это вибрато становится лишь в том случае, если музыканту уедается обеспечить достаточно высокую частоту колебаний (6-7 кол. /сек.). К сожалению, это удается далеко не всем исполнителям на духовых инструментах.
Вибрато является сравнительно молодым исполнительским средством музыканта-духовика. Поэтому к настоящему времени накоплен еще небольшой опыт его применения. Как правило, духовику удается овладеть каким-либо одним типом вибрато, каковым он и пользуется в силу своего понимания и возможностей. Вместе с тем свободное владение несколькими типами вибрато позволило бы достичь большого тембрового многообразия и разнообразия звучания, существенно расширить выразительные возможности духового исполнительства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.