Сделай Сам Свою Работу на 5

Система национального имущества





Именно общество способно быть истинным владельцем территории, ее земельных, водных и прочих природных ресурсов, включая полезные ископаемые, воздушное пространство и ландшафтно-рекреационные зоны. Это положение может быть признано конституционным и законодательно закрепленным за обществом как за своего рода юридическим лицом высшего ранга прав верховного владельца территориальных и природных ресурсов страны. Такая конституционная новация создала бы основу для предоставления всем членам общества равных прав на доступ к пользованию территориально-природными ресурсами, что явилось бы содержательным наполнением принципа равных возможностей для всех.

Материальной реализацией владельческих прав общества на территориально-природные ресурсы могло бы стать обращение ренты от всех используемых ресурсов в общественные доходы, аккумулируемые в системе общественных (государственных) финансов. Эта сумма рентных доходов, образующаяся после оплаты услуг всех остальных факторов производства, составит чистый доход общества, в котором все его члены имели бы равную долю. Он может стать материальной основой их гражданского статуса и выступать в форме национального дивиденда.



Итак, присвоение ренты обществом, а через него - и всеми членами общества превращает проблему из чисто экономической в проблему конституционного развития общества и государства. Ее решение (а для этого имеются самые весомые социальные и научные основания) может послужить той объединяющей силой, которая обеспечит России достойное место в XXI веке.

Зафиксировав права государства как собственника земли - пока еще весьма значительной части активов, которая "не ушла" от него вследствие пертурбаций ваучерной приватизации, необходимо осуществить переход к новой системе управления госсобственностью, которую мы называем системой национального имущества. Основные ее слагаемые: конституционное закрепление природно-сырьевых ресурсов на всей территории России в форме коллективного достояния всего общества; открытый конкурентно-рыночный режим хозяйственной эксплуатации национального богатства, обеспечивающий необходимый уровень его доходности; национальный дивиденд, то есть часть предпринимательского дохода и вся рента от коммерческой эксплуатации земли в качестве главного экономического источника фонда социальных гарантий.



Природные ресурсы, предприятия энергетики, транспорта и связи, добывающих отраслей, другое имущество, оставшееся в собственности государства после прошедшей камлании приватизации и способное приносить доход, должны быть открыты для коммерческого использования теми рыночными субъектами, которые могут обеспечить их наибольший экономический эффект. Основной правовой формой такого открытого доступа должна стать аренда, то есть развитый рынок прав пользования и извлечения доходов от имущества, права управления им. Главной формой выявления наиболее эффективных пользователей национального имущества должен быть открытый аукцион соответствующих имущественных прав.

Распределение национального дивиденда должно регулироваться законом и только законом. Статус Пенсионного -фонда может послужить примером того, как должна быть выстроена вся система внебюджетных фондов, формируемых за счет доходов от эксплуатации национального имущества. Соответственно национальный дивиденд как финансовый ресурс и как объект управления его получением и расходованием должен быть четко отделен от системы налогов и других элементов доходной части бюджета (займов и т.д.).

Фонды национального дивиденда могли бы стать главным экономическим звеном системы социальных гарантий. Из этих фондов могли бы финансироваться и выплаты, поддерживающие достойный, гарантированный каждому работнику уровень заработной платы, повышающийся по мере роста доходности национального имущества. Тем самым стратегический курс на создание системы национального имущества мог бы быть увязан с решением ключевых макроэкономических задач - преодоления кричащей диспропорции в оплате труда и создания экономических предпосылок для перехода к системе социальных гарантий. Национальный дивиденд также станет мощным источником технологической модернизации экономики, формирования нового индустриального облика России. Система национального имущества и национального дивиденда может послужить прообразом экономической модели нового общества XXI века.



При этом необходимо, чтобы такая модель не замыкалась лишь на сегодняшнем соотношении факторов производства. В недалеком будущем на первый план выступит интеллектуальная рента. А это должно быть увязано с реализацией стратегической линии России на научно-технический прогресс, на коренную перестройку ее воспроизводственной структуры.

Промышленная политика

Всей логикой предшествующего развития структура российской экономики сформировалась в виде своеобразной двухсекторной модели. В одном из секторов - природные ресурсы, имеющие высокий потенциал конкурентоспособности на мировом рынке; в другом - военно-технический потенциал страны, новейшие технологии и изобретения, которые создавались и развивались главным образом за счет финансовых ресурсов, получаемых от наращивания экспортного потенциала ТЭК. В своем развитии эти два сектора дополняли друг друга. Но в результате такого взаимодействия в "провальном" положении оказалась технологическая база всех других отраслей промышленности и прежде всего отраслей конечного потребления. Они характеризовались крайне высокой ресурсоемкостью производства.

Решение проблемы снижения ресурсоемкости и повышения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции было подменено решением другой проблемы - расширения экспорта сырья и энергоносителей. Вариант, прямо скажем, ущербный, поскольку конкурентоспособность экспорта сырья, нефти и газа достигается фактическим проеданием прежних капиталовложений. С каких отраслей следует начинать снижение ресурсоемкости? Нередко приоритет здесь отдается отраслям конечного потребления. Мировой опыт свидетельствует о важности завершения технологической модернизации для продвижения экономики к постиндустриальной модели развития. Такая модернизация связана с формированием конкурентоспособного производства потребительских товаров длительного пользования.

Однако при нынешнем состоянии отечественное инвестиционное машиностроение неспособно обеспечить быстрый переход производства потребительских благ на современные технологии. Подобная попытка уже предпринималась в начале конверсии ВПК. Оказалось, что без предварительного развития специализированного машиностроения добиться массового обновления технологической базы не удается. Переоснащение отраслей конечного потребления за счет импорта сопряжено с наращиванием сырьевого экспорта, увеличением внешнего долга. Оно зависит и от готовности импортеров поделиться новеи шими технологиями с обрабатывающей промышленностью.

Выход из положения состоит в обновлении отечественного инвестиционного машиностроения, чтобы оно стало поставщиком ресур-сосберегающих технологий. Стратегическим решением могло бы быть наращивание используемой на эти цели природной ренты на основе ресурсосбережения в самом добывающем секторе, а не за счет увеличения объемов добычи сырья. Фактором ресурсосбережения может стать увеличение отечественных поставок современного оборудования в этот сектор. Особенно привлекательно подключение к решению данной задачи конверсируемых оборонных производств. Таким образом, традиционное взаимодействие важнейших промышленных комплексов страны будет меняться, приобретая характер удвоенной "локомотивной тяги", обеспечивающей устойчивый рост экономики.

Основные усилия должны быть направлены на создание мощнейших финансово-промышленных групп в этих секторах экономики, которые могли бы составить конкуренцию ТНК Запада. Отечественные ТНК могут стать организационно-технологической основой реализации стратегического проекта создания Евроазиатского моста - новой территориальной инфраструктуры российской экономики. Это откроет путь к неиспользуемым кладовым минеральных ресурсов, которые скрыты огромными непроходимыми пространствами. Так шаг за шагом будет формироваться новое индустриальное "лицо" России, заработают простаивающие сегодня мощности оборонных предприятий, окажется востребованным научный потенциал страны, всколыхнется жизнь на замирающих ныне территориях и в отраслях промышленности.

В реализации проекта создания Евроазиатского моста существенную роль могут сыграть страны как Запада, так и Юго-Восточной Азии. Привлечение ресурсов для трансконтинентальных магистралей наших ближайших соседей является крайне выгодным для них делом. Немалую роль в осуществлении данного проекта могут сыграть и страны СНГ, что послужило бы мощным стимулом к интеграции, формированию прочного экономического союза, к созданию единого экономического пространства на территории стран Содружества.

Пришло время перестать относиться к своей стране как к целине, которую нужно периодически перепахивать заново, теряя каждый раз слои плодородной почвы, накопленные предшествующими поколениями. Уникальное разнообразие природно-климатических и национально-культурных российских ландшафтов должно быть бережно освоено, претворено в региональное разнообразие форм жизнеустройства, в том числе и экономических. Мы должны ориентироваться на наши собственные ресурсы и возможности роста, на новую экономическую и промышленную политику, систему национального имущества

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.