Сделай Сам Свою Работу на 5

Патология слухового восприятия





Нарушение слуховых процессов может возникнуть при поражении разных звеньев слухового пути и носит неодинаковый характер.

При поражении периферического отдела слухового пути - внутреннего уха возникает глухота или снижение олуха на одно ухо, нередко оно бывает связано с расстройством вестибулярной чувствительности, так как оба периферических аппарата - улитка и полукружные каналы сосредоточены во внутреннем ухе.

Поражение периферического отдела слухового пути, связанное с воспалительными явлениями в слуховом нерве, вызывает не только снижение слуха, но и значительное ограничение полезного диапазона слуха. Пораженный аппарат очень быстро начинает реагировать на повышение интенсивности звука болевыми ощущениями, (это явление получило название "рекруитмента").

Поражение четверохолмия, куда доходит веточка слухового нерва, не вызывает заметных нарушений слуха, но приводит к нарушению элементарных связей слуховой и зрительной системы и к выпадению "улитково-зрачкового рефлекса" (сужение зрачка в ответ на внезапное слуховое раздражение). Выпадение этого рефлекса служит важным объективным показателем нарушения слуховой функции там, где другие пути и методы установления его патологии недоступны.



Поражение первичных (проекционных) отделов слуховой коры приводит к отчетливому нарушению слуха (так называемой "центральной глухоте") только в тех редчайших случаях, когда одновременно поражаются проекционные зоны обоих полушарий. В случае одностороннего поражения проекционных отделов слуховой коры, слух грубо не страдает, и только при тщательном экспе-


рнментальном исследовании удается констатировать некоторое повышение порогов (ели, иначе говоря, понижение слуховой чувствительности) на очень короткие сигналы (Г.В. Гершуни).

Отчетливые нарушения сложных форм слухового восприятия возникают при поражении вторичных отделов слуховой коры, однако, эти нарушения носят совершенно различный характер при поражении височной области левого (доминантного) и правого (субдоми-нантного) полушария.

Поражение задних отделов верхней височной извилины левого (доминатного) полушария не нарушает, как правило, сложного музыкального слуха, но приводит к нарушению возможности различать близкие речевые звуки (фонемы). Больные с таким поражением оказываются не в состоянии отличать близкие звуки как "б" и "п" или "д" и "т", "з" и "с", а потому начинают испытывать затруднения в понимании обращенной к ним речи. Это явление, известное в клинике как "сензорная афазия", не сопровождается ни понижением общей слуховой чувствительности, ни невозможностью различать звуки предметов (тиканье часов, звуки посуды, шум автомобиля), это говорит о том, что вторичные отделы слуховой корн левого полушария тесно связаны с системой речевой деятельности. Были описаны случаи, когда музыканты и композиторы, испытавшие тяжелое поражение этой области, сохраняли возможность не только воспринимать музыку, но и продолжали свою музыкальную и композиторскую деятельность.



Существенным симптомом центрального поражения слуха этого типа является невозможность схватывать и воспроизвести сложные ритмы (например, П"*!!***или'Г '!'). Эти нарушения, наряду с нарушением схватывания и воспроизведения звуковысотных отношений, являются важными признаками-признаками поражения слуховой коря.

Неврологии еще мало известно о тех мозговых аппаратах, которые обеспечивают нормальный музыкальный слух. Некоторые данные указывают на то, что в мозговой организации музыкального слуха принимает участие правая (субдоминантная) височная область, а, возможно, и передние участки височной области.


Следует отметить, что раннее поражение слуха любого происхождения может создать существенные препятствия для общего интеллектуального развития ребенка. Дети, у которых в раннем возрасте понизился слух, начинают испытывать заметные затруднения в восприятии обращенной к ним речи, в результате речевое общение этих детей затрудняется и нарушается формирование собственной речи, а вместе с ним, и общее интеллектуальное развитие. Вот почему детей с ранней тугоухостью и вторичным недоразвитием речи нередко смешивают с умственно отсталыми детьми. Дифференциальная диагностика вторичного недоразвития у тугоухих детей с первичной умственной отсталостью представляет значительные трудности и требует специальных приемов.



Особые формы наруп"*ния слуха могут возникать при одностороннем поражении теменно-височвых отделов коры. В этих случаях звуки от обоих периферических рецепторов начинают доходить до коры неравномерно, в результате чего нарушается "бинауральный эффект", дающий возможность четкой локализации звуков в пространстве.

Описанные симптомы являются признаками 'BHITfflf?lfltff иди снижения функции того или иного звена слухового анализатора. Не меньшее значение имеют, однако, симптомы раздражения этих аппаратов.

Эти симптомы, сопровождающие раздражение как проводнике- -вой, так и центральной части слухового пути, проявляются в явлениях слуховых ЩлуцррялЕй - возникновении ощущений тонов, шумов, звучания музыки или речи при отсутствии реально вызываю-! щих их причин. Такие явления могут быть тюувдин экспериментально. Как показали наблюдения неврологов (Ферстера, Пенфилда), раздражение первичных (проекционных) отделов слуховой коры может вызывать ощущение шумов или тонов, а раздражение вторичных отделов слуховой коры - слипание музыки, речи и т.д. Подобные же явления могут вызываться и патологическими причинами, например, рубцами, раздражающими эти, отделы мозга, в таких случаях слуховые галлюцинации появляются как предвестники эпилептического припадка и называются в клинике "слуховой аурой".


Стойкие слуховые галлюцинации могут вызываться и застойными очагами возбуждения в этой области и входить в картину психических заболеваний. Нередко в случаях интоксикации алкоголем или вредными химическими веществами у больных возникает патологическое состояние коры, при котором мало существенные посторонние раздражители начинают вызывать бесконтрольно всплывающие образы, которые больной смешивает с реальностью; иногда такие яркие образы могут вплетаться в бредовые состояния больного.

Раздел о происхождении и формах галлюцинаций является одним из важных отделов общей психопатологии.

Восприятие времени

Если после обсуждения основных законов осязательного и зрительного восприятия мы должны были остановиться на психологических законах восприятия пространства, то после ' обсуждения основных законов слухового (и двигательного) восприятия мы должны кратко остановиться на психологии восприятия времени. Несмотря на важное значение этого раздела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства.

Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием "биологических часов". К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности и воспринимаемая как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления как биения сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.


Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени.

Они могут проявляться у животных в выработке "рефлексов на время" или "запаздывающих рефлексов" и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так, было показано, что одни препараты (например, амфетамин, закись азота) существенно укорачивают оценку небольших отрезков времени, в то время как другие препараты (например, ЛДС) удлиняют оценку небольших интервалов времени.

От элементарных непосредственных форм ощущения времени следует отличать сложные_формы_врсприяткя_времени, которые опираются на вырабатываемые человеком "эталоны" оценки времени. К таким эталонам, опосредствующим оценку времени, относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Именно в силу этого точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться, причем как показали наблюдения над музыкантами (Б.М. Теплов), парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. По некоторым данным, таким путем можно довести точность восприятия коротких интервалов времени до удивительной точности, например, вырабатывая у людей способность различать интервалы в I/I8 сек от интервалов 1/20 сек (С.Г. Геллерштейн).

От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Эта форма оценки времени является особенно сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального кодирования времени.

Интересно, что нарушение оценки времени в виде грубых дефектов в оценке времени дня и нарушения ориентировки во времени года, датах и т.п. могут возникать при поражениях некоторых отделов мозга (например, при поражениях глубоких отделов височной доли и подкорковых образований, связанных с регуляцией вегетативных процессов, и могут служить


опорными симптомами для диагностики этих поражений.

Специальные формы нарушения восприятия времени могут возникать и при психотических состояниях, при которых, по мнению некоторых авторов, они являются показателем нарушения глубоких виталъных функций.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

ГЛАВА I. ОЩУЩЕНИЯ.............................................................. 4

Проблема ............................................................... 4

Ощущение как источник - познания. ................................... 5

Рецепторная и рефлекторная теория ощущений........................ 9

Классификация ощущений.............................................. 10

Систематическая классификация ощущений............................ 11

Виды экстероцептивных ощущений................................... 17

Взаимодействие ощущений и явление синэстезии....................... 18

Уровни организации ощущений ....................................... 21 '

Измерение ощущений.................................................. 25

Исследование абсолютных порогов ощущений. . . ................... 25

Исследование относительной (разностной) чувстви-
тельности .............................................................. 31

Изменчивость чувствительности (адаптация и сен-
сибилизация)........................................................... 33

ГЛАЗА II.ВОСПРИЯТИЕ........................................................... 43

Воспринимающая деятельность человека. Ее общая

характеристика;........................................................ 45

Осязательное восприятие.............................................. 51

Простые формы осязательного восприятия 51

Сложные формы осязательного восприятия. 56

Зрительное восприятие................................................. 62

Строение зрительной системы 63

Восприятие структур .................................................. 69

Восприятие предметов и ситуаций..................................... 73

Факторы, определяющие восприятие сложных

объектов................................................................. 77

Методы исследования ложного зрительного

восприятия....................... •..................................... 82

Развитие предметного восприятии ...................................... 85

Патолог :и предметного восприятгш................................... 88

Восприятие пространства 93


Слуховое восприятие .................................................. 97

Физиологические и морфологические основы слуха .................. 97

Психологическая организация слухового восприятия ................. 101

Патология слухового восприятия ..................................... 105

Восприятие времени.................................................... 108

 

Александр Романович ЛУРИЯ

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

 

 

Редактор Издательства А. Н. Матвеева

Технический редактор 3. С. Кондрашова

 

 

Заказная

Подписано к печати 28/V 1975 г. Л-22718 Формат 60X90V.6 Бумага офс. № I Физ. печ. л. 7, 0 Уч.-изд. л. 5, 2 Заказ 1558 Тираж 4000 экз. Цена 12 коп.

 

Издательство Московского университета.

Москва, К-9, ул. Герцена. 5/7.

 

Типография Изд-ва МГУ.

Москва. Ленинские горы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.