Сделай Сам Свою Работу на 5

Романы В.Скотта «шотландского» («Уэверли») и «английского» («Айвенго») циклов.





Cписок вопросов по курсу «История зарубежных литератур Х1Х века»

Эпоха романтизма. Основные черты романтического художественного мира.

Романтизм в Германии: периодизация и характеристика основных этапов.

Творческий путь Э.Т.А.Гофмана. Жанр сказки в творчестве Гофмана.

Поэтика и проблематика романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

Общая характеристика английского романтизма.

Байрон и «байронизм». Творчество Байрона до 1816 г. («Корсар»).

Прометеевские, богоборческие мотивы в творчестве Байрона после 1816 г. («Каин»).

Проблематика и поэтика поэмы Байрона «Дон Жуан».

В.Скотт как создатель жанра исторического романа. Основные положения его теории.

10. Романы В.Скотта «шотландского» («Уэверли») и «английского» («Айвенго») циклов.

11. Своеобразие романтизма во Франции.

12. Проблематика и поэтика романа Гюго «Собор Парижской Богоматери».

13. Своеобразие американского романтизма. Эстетические взгляды и поэзия Эдгара По.

14. Реализм как литературное направление. Его социально-исторические предпосылки. Характерные черты художественного мира реализма.

15. Роман Стендаля «Красное и черное» – первый крупный роман европейского реализма.



16. Оноре де Бальзак и его «Человеческая комедия»: общая характеристика цикла.

17. Философский этюд Бальзака «Шагреневая кожа».

18. Роман Бальзака «Отец Горио»; его место в структуре «Человеческой комедии».

19. Творчество Чарльза Диккенса. «Рождественская философия» его ранних произведений.

20. Роман Диккенса «Домби и сын».

21. Уильям Теккерей и его «роман без героя» «Ярмарка тщеславия».

22. Творчество Гюстава Флобера и своеобразие реализма второй половины Х1Х в.

23. Проблематика и поэтика романа Флобера «Мадам Бовари».

24. Философская почва и эстетические принципы натурализма.

25. Творческий путь Эмиля Золя. Замысел эпического цикла «Ругон-Маккары».

26. Идейно-художественное своеобразие романа Золя «Жерминаль».

27. Шарль Бодлер и его книга «Цветы зла».

28. Эстетика французского символизма.

29. Поэзия Поля Верлена и Артюра Рембо.

30. Хенрик Ибсен как создатель драмы нового типа («Кукольный дом»).

31. Эстетизм в английской литературе «конца века» и творчество Оскара Уайльда.



32. Поэтика и проблематика романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Т е к с т ы:

ГОФМАН. Золотой горшок. Крошка Цахес. Житейские воззрения кота Мурра.

БАЙРОН. Корсар. Каин. Дон Жуан.

ВАЛЬТЕР СКОТТ. Айвенго.

ВИКТОР ГЮГО. Собор Парижской Богоматери.

ЭДГАР ПО. Ворон. Колокола.

СТЕНДАЛЬ. Красное и черное.

БАЛЬЗАК. Шагреневая кожа. Гобсек. Отец Горио.

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС. Домби и сын.

УИЛЬЯМ ТЕККЕРЕЙ. Ярмарка тщеславия.

ГЮСТАВ ФЛОБЕР. Мадам Бовари.

ЭМИЛЬ ЗОЛЯ. Жерминаль.

ШАРЛЬ БОДЛЕР. Цветы зла (избранные стихотворения).

ПОЛЬ ВЕРЛЕН. Романсы без слов (избранные стихотворения).

АРТЮР РЕМБО. Пьяный корабль. Офелия. Гласные.

ХЕНРИК ИБСЕН. Кукольный дом.

ОСКАР УАЙЛЬД. Портрет Дориана Грея.

У ч е б н а я л и т е р а т у р а:

История зарубежной литературы Х1Х века / Под ред.Н.А.Соловьевой. М., 1999.

История зарубежной литературы Х1Х века / Под ред. Е.М.Апенко. М., 2001.

 

 

Английский романтизм

В HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8F" \o "Англия" Англии Р. во многом обусловлен германским влиянием. Первые представители - поэты HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0" \o "Озёрная школа" «Озёрной школы», HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%82,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC" \o "Вордсворт, Уильям" Вордсворт и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B6,_%D0%A1%D1%8D%D0%BC%D1%8E%D1%8D%D0%BB_%D0%A2%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D1%80" \o "Кольридж, Сэмюэл Тейлор" Кольридж. «Лирические баллады» (1798), предисловие ко второму изданию стало манифестом английских романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.



Предпосылки – разочарование в революции, промышленный переворот

Подчеркивается первостепенная роль воображения;

 

Необходимость сближения поэтического слова со словом народа во имя простоты (отказ от высокого стиля); разговорной лексики, разговорной интонации, обращались к фольклорной традиции, к сложной символике, мистическому исказочному.

 

Универсализм

 

Этап - Ранний английский романтизм: 1790-1800-е гг.

«Озерная» школа – самое раннее явление романтизма в Англии.

Представители: У. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р. Саути. Название происходит от английского «the lake» («озеро»), так каклейкисты жили в графстве Кемберленд – озерном крае. Лейкисты первыми в Англии прокламировали романтические идеи.

Они выступили против нормативного искусства классицизма, считали, что

в искусстве следует изображать не только великие события и выдающихся

личностей, а повседневную жизнь простых людей. Вильям Блейк, раньше других романтиков выступившего в Англии против традиции классицизма, прежде всего в области изобразительного искусства. Сложное, насыщенное многозначными символами искусство Блейка — поэта и графика — не нашло отклика у современников и по существу было заново открыто лишь в конце XIX века. Наиболее значительными лирическими сборниками В. Блейка являются «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794). В больших произведениях («Пророческие книги») преобладает исторический оптимизм, уверенность в неизбежной победе человека над силами зла.

2 этап – 1810-1820-е гг.Основные достижения этого периода связаны с именами HYPERLINK "http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4189.html" Байрона, Шелли, Скотта, Китса. В поэме HYPERLINK "http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4189.html" Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» - мысль о свободе для всех народов, утверждалось не только право, но и обязанность каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. Впервые был создан романтический тип характера, получивший название «байронический герой». Второе замечательное достижение этого периода — возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт.

К началу второго периода окончательно оформился кружок лондонских романтиков. Кружок выступал в защиту прав личности, за прогрессивные реформы. Наибольшее значение среди произведений лондонских романтиков имеют поэмы и стихи Джона Китса. Китс передает в своих стихах чувство светлой радости от соприкосновения с природой, он утверждает: «Поэзия земли не знает смерти» Консервативные критики резко осудили новаторскую поэзию Китса. Больному и непризнанному поэту пришлось уехать в Италию. Китс умер совсем молодым. А в следующем году погиб Шелли, великий английский поэт, определивший вместе с HYPERLINK "http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4189.html" Байроном лицо английской романтической поэзии второго периода.

 

В рамках 2 этапа английского романтизма сложился жанр исторического романа (В. Скотт).

 

Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824) происходил из древнего аристократического рода. Детство провел в городе Абердине (Шотландия). В 1809 г. унаследовал от двоюродного деда титул лорда и родовое поместье Байронов – Ньюстедское аббатство. После закрытой аристократической школы, где начал сочинять стихи, учился в Кембриджском университете.

В 1807 году издал свой первый сборник стихов «Часы досуга»; а окончив университет, путешествовал по Ближнему Востоку и Южной Европе. Вернулся в Англию убежденным бунтарем и анархистом, сторонником освобождения народов и человеческой личности — вплоть до восстания против Бога. Свои впечатления отразил в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда», а также в «восточных» поэмах «Гяур», «Лара», «Корсар», «Осада Коринфа»... Создал впечатляющий образ бунтаря-одиночки, разочарованного в цивилизации и буржуазных ценностях.

I этап (1807-1812) классицизм

Призывает поэтов к гражданской поэзии, требует ясности форм, прозрачности характеров. Байрон подверг критике всю современную поэзию.

1809-11 – Путешествия по странам Средиземноморья: Греции, Испании, Португалии, Албании (тогда – арены военных действий). Именно тогда Байрон начинает поэму «Паломничество Чайлд-Гарольда» (1-ые 2 песни – 1812 г.)

II этап (1812-1816)

«Паломничество Ч.-Г.» - сугубо романтические позиции, предчувствие великих перемен, слияние субъективного начала с объективным описанием.

Образ героя – меланхоличный, одинокий, усталый, разочарованный. Стержневой, главный мотив – трагедия послереволюционной Европы. Ч.-Г, посещает страны, надеясь обрести покой и волю, которых в итоге не находит.

Ориентация на Жан-Жака Руссо. Героическое сопротивление тирании, мировая скорбь, богоборчество, вольнолюбие.

Наполеон разгромлен. В.Скотт переходит на прозу, Байрон становится главным поэтом Англии.

3 и 4 песни «Паломничества» написаны в 1816 г. в Швейцарии.

Как член палаты лордов Байрон выступал в поддержку луддитов, протестовавших против внедрения машин в производство и безработицы. 1812 – мощная речь в парламенте против принятия законопроекта смертной казни луддитов (за то, что они ломали станки). Однако, законопроект все же принят. Б. пишет саркастическую оду авторам билля о разрушителях станков. Б. разочаровался в парламенте. В то же время появились две первые песни Чайльд-Гарольда. Поэма имела баснословный успех.

1812-1813 – сборник «Еврейские мелодии»,

1816 г. - «Восточные поэмы» (6 шт.): «Гяур», «Лара», «Корсар», «Осада Коринфа», «Абидосская невеста», «ПаризИна».

Романтические поэмы, протеворечивый, метущийся герой. Жестокость мира, но причастность к нему – источник скорби. Конфликт личности и неправедного мира.

1816 – бракоразводный процесс, о котором пишут все газеты. Б. не выдерживает и покидает Англию навсегда в пользу Швейцарии.

Поэтическая драма «Манфред». Перекличка с «Вост.поэмами». Влияние «Фауста» Гете. Герой теперь познал множество наук, но не нашел покоя и счастья. Манфред виновен в гибели возлюбленной – Астарти (Фауст – Маргарита)

III этап (1816-1821)

«Шильонский узник» 1816 г., написал в Швейцарии.

Главный герой – реальная личность (Франсуа де Бонивар), швейцарский гражданин, который томился 7 лет в темнице Шильонсккого замка (за политич.убеждения). Этот замок – символ мира тюрьмы.

Б. откликнулся на призывы своего друга Шелли – обратился к гражданским мотивам.

1816 – стихотворение «Прометей». Символ жажды свободы, справедливости.

На место героя-идеалиста приходит герой-альтруист. Но основные черты героя Б-на остаются неизменными.

1821 – драма-мистерия «Каин». В основе – библ.миф о братоубийце, обреченном на изгнание и проклятие.

 

Байронизм – так именуется литературное настроение, представляющее собою один из эпизодов поэзии «мировой скорби» и ведущее свое начало от гениального английского поэта, придавшего этой поэзии высоко-оригинальный отпечаток своею необычайною личностью и выдающимся художественным творчеством. Космополитический размах этого творчества, его соответствие запросам эпохи, склонной к пессимистической оценке жизни, и громадная эстетическая ценность были причинами широкой популярности Байрона в 20-х, 30-х и 40-х годах XIX века и создали школу последователей, называемых байронистами, во всех европейских литературах. В отдельных случаях байронизм проявлялся в самых разнообразных формах воздействия гениального поэта на его поклонников, будь то прямое подражание, или заимствование, или общий импульс, или более или менее широкое влияние, или полубессознательная реминисценция и т. д., причем зависимость байрониста от своего образца находилась в обратном отношении с силою его таланта: чем крупное был талант, тем меньше была эта зависимость и тем более байронизм являлся лишь элементом (более или менее плодотворным) в развитии собственных творческих замыслов поэта.

Байронизм всего менее сказался на родине его родоначальника, где свойственный ему дух резкого социально политического протеста, свободомыслия, космополитизма и пессимизма оказался мало соответствующим национальным традициям и настроению английского общества. Тем не менее, и в Англии некоторые выдающиеся писатели не избегли обаяния байроновской личности и поэзии: Карлейль был в молодости его страстным поклонником и необыкновенно прочувствованно оплакал его трагическую смерть; Дизраэли, впоследствии лорд Биконсфильд, с большой симпатией изобразил Байрона в романе «Venetia», Теннисон в ранней молодости благоговел перед ним и, наконец, Рэскин, поклонник «религии красоты» и социальный реформатор, живо воспринимал Байрона, как индивидуалиста, поклонника природы и ратоборца за народное благо.

Гораздо могущественнее и прочнее оказался байронизм на континенте Европы, где знакомство с поэзией Байрона и восхищение ею относятся уже к последним годам жизни поэта (1819—1824) и достигают широкого развития после его геройской смерти за свободу Греции, — смерти, доказавшей, что слово не расходилось у него с делом, и необыкновенно повысившей общественные к нему симпатии. Во Франции почти ни один представитель «романтической школы» не избег обаяния Байрона. Ему подчинился, хотя и на короткий срок, Ламартин , написавший V-ю песнь «Чайльд-Гарольда», которой, однако, он только доказал свое коренное различие, как прирожденного оптимиста, от певца мировой скорби. Пессимист Альфред-де-Виньи нашел в Байроне родственное себе настроение, поэтическое выражение которого он умело использовал для собственных задач, но поступаясь оригинальностью своего таланта. Виктор Гюго воспринял байронизм преимущественно с его оппозиционно-политической стороны, ценя в Байроне всего более певца политической свободы, защитника угнетенных народностей и, в особенности, греков; 2-я часть «Чайльд-Гарольда» и «восточные поэмы» английского поэта вдохновили его на «Восточные стихотворения» (Les Orientales); протестующие герои его драм — Рюи Блаз, Эрнани и другие — родственны байроновским. Стендаля привлек крайний индивидуализм байроновских героев, их культ сильной личности, избранной натуры, не знающей препон для своих кипучих страстей; таков Сорель в романе «Красное и черное» (1831). У Альфреда де-Мюссе, напротив того, не играют никакой роли ни политическо-оппозиционная сторона байронизма, ни его культ сверх-человека; ему оказались гораздо родственнее меланхолия, разочарование, недовольство собою, душевный разлад, свойственные байроновским героям; типы Мюссе обыкновенно примыкают либо к Чайльд-Гарольду, как пресытившемуся сластолюбцу, либо к Дон-Жуану с его культом эпикурейского наслаждения жизнью, не дающего, однако, духовного удовлетворения. Простым подражателем Мюссе, обладавший самобытным лирическим талантом и прославившийся необычайной искренностью своей поэзии, конечно, никогда не был, но в юные годы (до 1835 г.) он воспринял известное воздействие со стороны английского поэта, следуя за ним и в технике «лирических отступлений», и в примеси юмора к скорбным звукам печали.

В других романских землях байронизм произвел наибольшее впечатление своей политическою стороною. Итальянцычтили в Байроне энергичного борца за их политическую свободу от австрийского ига. С такой точки зрения выражали большое сочувствие английскому поэту Сильвио Пеллико, Винченцо Монти, Мадзини и др. Отдельные отголоски замечаются у Леопарди, бывшего в общем весьма самостоятельным представителем поэзии «мировой скорби», Уго Фосколо, Гуэрацци и др. В Испании также высоко ставились освободительные тенденции Байрона, что особенно ярко выразилось у талантливого лирика и политического деятеля Эспронседы, которого можно считать наиболее законченным типом байрониста на испанской почве.

В Германиипервым признал изумительный талант Байрона Гете, считавший творца «Манфреда» и «Дон-Жуана» величайшим поэтом XIX в. и изобразивший его во II-й части «Фауста» в лице гениального юноши-идеалиста Эвфориона, безвременно погибающего и горько оплакиваемого окружающими. Но будучи сам байронистом, Гете проложил дорогу поэтам «молодой Германии», из которых Гейнрих Гейне обыкновенно считается самым талантливым представителем байронизма в немецкой литературе. Элементы байронизма замечались уже в первых стихотворениях Гейне, изданных в 1822 г., и нашли себе еще более полное развитие в «Лирическом Интермеццо». Героям своих трагедий — Альманзору и Ратклиффу — Гейне придал некоторые черты байроновских типов. Его «Германия» и «Зимняя сказка» напоминают политические сатиры Байрона. Редко у кого из поклонников Байрона встречается такое, как у Гейне, чисто байроновское соединение глубокого лиризма с наклонностью к общественно-политической сатире и остроумному юмору. В группе немецких политических лириков, шествовавших также по стезе Байрона, особенно выделяется Георг Гервег, называвший поэзию своего вдохновителя «небесною песнью» и наполнивший свои «Gedichte eines Lebendigen» (1841) таким же страстным пафосом свободы; рядом с ним стоят Фрейлиграт, Гоффман фон Фаллерслебен и др. В произведениях австрийского поэта Ленау нередко звучат такие топы «мировой скорби», которые напоминают Байрона.

Богатую жатву пожал байронизм в славянских литературах. В Польше крупнейшие таланты романтической эпохи были сильно затронуты его влиянием. Первым выступил Мальчевский, написавший поэму «Мария» (1825) в совершенно байроновском духе.

Величайший польский поэт Мицкевич отдал обильную дань увлечению тем, кого его русский друг, Пушкин, называл «властителем дум». В «Крымских сонетах» (1825) замечаются отзвуки «восточных» поэм Байрона; в «Конраде Валленроде» (1828) герой поэмы напоминает отчасти байроновского Конрада в «Корсаре», отчасти Лару; в третьей части «Дзядов» (1832) поэт увлекается титаническим образом Манфреда и Каина. Видя Мицкевича у Байроновых ног, Боратынский, в известном стихотворении, напоминал польскому собрату об его самобытном могучем таланте; этот талант не мог не проявиться, и байронизм был лишь эпизодом в эволюции его гения. Красинский называл Байрона «бесспорно великим поэтом», блестящим метеором, молнией, разразившей тьму, и в молодости испытал на себе его влияние, а выйдя на самостоятельную дорогу в «Небожественной Комедии» (1835) и «Иридионе» (1836), сохранил следы своего былого увлечения. Истинным байронистом по природе своей был Словацкий; ему были доступны почти все стороны многогранной поэзии автора «Чайльд-Гарольда», за исключением политического радикализма, которого польский поэт не разделял. В 1832—33 г.г. он издал шесть поэм во вкусе байроновских: «Гуго», «Змея», «Белецкий», «Араб», «Монах», «Ламбро»; байроновские отголоски слышатся и в изданных в те же годы драмах «Мария Стюарт» и «Миндовг», а также в более поздней поэме «В Швейцарии» и драме «Кордиан». Впечатление, произведенное на Словацкого «Дон-Жуаном» Байрона, отразилась на его поэтическом «Странствии на восток» и поэме «Беньевский». Байроническими симпатиями указанные польские поэты ввели родную литературу в круг обще-европейского литературного движения.

Такое же крупное значение имел байронизм и в России, где первое знакомство с поэзией Байрона относится к 1819 году, когда ею заинтересовался кружок кн. П. А. Вяземского и В. А. Жуковского. Начиная с этих писателей, почти

все поэты пушкинской эпохи переводили Байрона или так или иначе выражали сочувствие его поэзии. В весьма различной степени и в разнообразнейших оттенках отголоски байронизма проявляются у В. Ж Кюхельбекера, К. Н. Батюшкова, Д. В. Веневитинова, А. А. Дельвига и др. Поэт слепец И. И. Козлов знал многие произведения Байрона наизусть, переводил их и подражал им. К. А. Боратынский, которого друзья называли «Гамлетом», был предрасположен к «мировой скорби»; вопли Байрона находили эхо в его сердце (стих. «Последняя смерть», 1828, навеянная «Тьмою» английского поэта), пока он не преклонился перед гением «олимпийца» Гете. Под обаянием байронизма стоял А. И. Полежаев, у которого пессимистическое настроение питалось крайними невзгодами его жизни, вследствие чего его скорбь являлась не столько «мировою», сколько личною.А. А. Бестужев-Марлинский в многочисленных повестях выводил нередко байронические типы, доведя их до утрировки и ходульности. Наибольшее значение в истории русского байронизма выпало на долю А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Пушкин, живя в ссылке на юге России, по собственному его выражению, «с ума сходил по Байрону»; прочитав «Корсара», он «почувствовал себя поэтом». Пушкин был также в восторге от «Дон-Жуана», высоко ценил «Чайльд-Гарольда» и другие произведения Байрона. Лирико-эпическими поэмами английского поэта навеяны «Кавказский Пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и отчасти даже «Полтава» (с эпиграфом из Байрона и ссылкой на его «Мазепу»). Своего «Онегина» сам поэт сближал с «Беппо», а еще чаще с «Дон-Жуаном»; никто, может быть, кроме Мюссе, не усвоил себе так блестяще, как Пушкин, технику байроновских лирических отступлений; в романе встречаются прямые реминисценции из «Дон Жуана»; «Домик в Коломне» и «Граф Нулин» задуманы опять-таки под впечатлением «Беппо». У Байрона нашел Пушкин вдохновляющие примеры не только реализма и лиризма, но и живописи природы и пафоса в прославлении свободы («Восстань, о, Греция, восстань», «Кинжал» и др.). Собственно же «мировая скорбь» мало была свойственна жизнерадостной и уравновешенной природе русского поэта, почему байронизм и был лишь мимолетным эпизодом в эволюции его гениального творчества. Гораздо глубже затронул байронизм Лермонтова, который, можно сказать, родился «мировым скорбником»; его мятежная и меланхолическая душа, гордо замкнутая в своем «я», была сродни Байрону и его излюбленным героям с Манфредом во главе: «у нас одна душа, одни и те же муки», — писал он еще в ранней юности. Байроновские мотивы он перерабатывает совершенно самостоятельно, опираясь на личные переживания и запросы русской современности; не даром же он называл себя «не Байроном, а другим, неведомым избранником... с русскою душой». Об этом свидетельствуют и лирика нашего поэта, и его поэмы («Мцыри», «Демон», «Измаил-бей»), и «Герой нашего времени». Байронизм у него сочетался с руссоизмом, который действовал и непосредственно, и через Байрона, бывшего большим поклонником Руссо. В Печорине Лермонтов создал один из самых замечательных вариантов байроновского «скорбника»; но на русской почве этот тип вообще значительно измельчал и перестал быть борцом за идеалы общественной и политической свободы в силу специфических условий русской культуры. Пушкин развенчивает Алеко за его «гордыню» и «своеволие», Лермонтов в предисловии заявляет, что Печорин — предостерегающий образ, составленный из пороков того времени.

 

«Корсар»

Герой «Корсара» — морской разбойник Конрад уже по самому характеру своей деятельности является изгоем и отщепенцем. Его образ жизни — это прямой вызов не только господствующим нормам морали, но и системе господствующих государственных законов, нарушение которых превращает Конрада в «профессионального» преступника. Причины этой острейшей коллизии между героем и всем цивилизованным миром, за пределы которого удалился Конрад, постепенно приоткрываются в ходе сюжетного развития поэмы. Путеводную нить к ее идейному замыслу дает уже символический образ моря, предстающий в песне пиратов, предпосланной повествованию в виде своеобразного пролога. Это обращение к морю — один из постоянных лирических мотивов творчества Байрона. Все содержание поэмы есть не что иное, как развитие и обоснование ее метафорической заставки. Душа Конрада – пирата, бороздящего морские просторы,— это тоже море. Бурная, неукротимая, свободная, противящаяся всяким попыткам порабощения, она не укладывается ни в какие однозначные рационалистические формулы. Добро и зло, великодушие и жестокость, мятежные порывы и тоска по гармонии существуют в ней в неразрывном единстве. Человек могучих необузданных страстей, Конрад в равной мере способен и на убийство и на героическое самопожертвование (во время пожара сераля, принадлежащего его врагу — паше Сеиду, Конрад спасает жен последнего). Двойственность его облика оттеняется образами двух влюбленных в него женщин, каждая из которых как бы являет собою одну из ипостасей его личности. Если нежная кроткая Медора — предмет единственной настоящей любви Корсара олицетворяет его тягу к добру и чистоте, то пылкая гордая Гюльнар — это второе мятежное «я» байроновского героя. Вслед за ним она идет путем преступления: любовь к Конраду толкает ее на убийство мужа. Трагедия Конрада заключается именно в том, что его роковые страсти несут гибель не только ему, но и всем, кто так или иначе связан с ним. (Ведь и безгрешная непорочная Медора умирает из-за своего сумрачного возлюбленного: ее убивает тревога за его жизнь.) Отмеченный печатью зловещего рока, Конрад сеет вокруг себя смерть и разрушение. В этом один из источников его скорби и пока еще не очень ясного, едва намеченного, душевного разлада, основой которого является (как покажет дальнейшее творчество Байрона) сознание своего единства с преступным миром, сопричастности его злодеяниям. В этой поэме Конрад еще пытается найти себе оправдание: «Да, я преступник, как и все кругом. О ком скажу иначе я, о ком?» И все же его образ жизни, как бы навязанный ему враждебным миром, в какой- то мере тяготит его. Ведь этот свободолюбивый бунтарь-индивидуалист отнюдь не предназначен природой для «темных дел»: «Он для добра был сотворен, но зло/ К себе, его коверкая, влекло».

 

Романы В.Скотта «шотландского» («Уэверли») и «английского» («Айвенго») циклов.

Вальтер Скотт (1771 - 1832) вошел в историю литературы как создатель жанра исторического романа.

Произведения на исторические темы писались, конечно, и раньше, но историю понимали крайне упрощенно: одна эпоха отличалась от другой лишь сменой королей и династий, а творцами истории выступали сильные личности, находящиеся у власти. Вальтер Скотт же увидел и показал борьбу общественных сил, воздействие народных масс на ход исторических событий. Этот писатель оказал заметное влияние не только на развитие исторического жанра в европейской литературе, но и на развитие самой исторической науки.

Вальтер Скотт родился в Эдинбурге и провел всю жизнь в Шотландии, где еще существовали пережитки родового кланового строя. Воспитанный в духе уважения к национальным традициям, он рано почувствовал интерес к старине и народному творчеству. Коллекционируя старинные рукописи и собирая шотландский фольклор, он не ограничился в своих книгах воссозданием подробностей жизни и быта минувших эпох. В его романах изображены во взаимодействии все социальные группы населения - землепашцы и пастухи наряду с феодалами и королями. Действие романов В. Скотта развертывается в кризисные эпохи - революций, гражданских войн, завоеваний, крестовых походов.

Глубокое знание мельчайших исторических фактов сочеталось в творчестве В. Скотта с богатой художественной фантазией и умением оживлять сухие документальные источники. Каждая его книга отличается тщательно продуманной архитектоникой, где любой эпизод входит органически в сложную композицию и даже второстепенные действующие лица необходимы для развития сюжета.

В. Скотт был свидетелем больших исторических перемен, вызванных к жизни такими великими событиями, как промышленный переворот в Англии, французская революция и наполеоновские войны. На его глазах рушились старые общественные отношения и уходили в прошлое милые его сердцу патриархальные клановые устои. Несмотря на свой шотландский патриотизм, он сознавал необходимость объединения страны: на определенном этапе истории королевская власть, подавившая феодалов, нужна была всей нации. Но буржуазная действительность внушала писателю отвращение, хотя он был достаточно проницателен, чтобы понять ее неизбежность и даже в какой-то мере принять ее. Все это прямо или косвенно отразилось в его творчестве.

 

 

Циклы романов Скотта

 

За семнадцать лет В. Скотт написал двадцать пять больших романов, посвященных временам рыцарства, эпохе абсолютизма и английской буржуазной революции. Народные движения в защиту национальной независимости Шотландии, её взаимоотношения с Англией, восстания пуритан и якобитов, разрушение патриархально-клановых порядков и обычаев, противоречия между шотландскими горцами и населением нижней Шотландии, уже приспособившимся к новым веяниям,- таковы основные темы и события, положенные в основу шотландского цикла романов.

Первый роман «Уэверли» (1814), принесший писателю огромный успех, был выпущен анонимно, а все последующие романы подписывались прозрачным псевдонимом «автор Уэверли». В романе рассказывается о трудных взаимоотношениях между Англией и Шотландией. В 1745 г. произошло последние восстание шотландцев против англичан. Во главе первых – «младший претендент» Карл Стюарт. У каждого своя правда: шотландцы хотят сохранить национальную независимость, а англичане – государственное единство. Главный герой выступает в роли примирителя.

Роман «Айвенго» (1820) отличается глубоким проникновением в сложную историческую обстановку Англии конца XII века. При написании романа у Скотта было мало исторических документов, отсюда тяготение к romance (приключенческий готический роман).

В центре произведения – формирование единой нации из англосаксов и норманнов. Конфликт между патриархальностью и современность, местным и государственным. Айвенго – герой примиритель.

«Айвенго» — первый роман, в котором Скотт обращается к чисто английской культуре, изображая вражду саксов и норманнов во время правления Ричарда I. В изображении Скотта интересы народа и короля совпадают, автор создал идеализированный образ Ричарда, который на самом деле не отличался особым патриотизмом. Здесь Скотт следует принципам эпоса (черты многих исторических личностей объединены в одном человеке). Ричард – собирательный образ.

Средние века показаны как страшное и жестокое время.

Сюжет(крепитесь)))

Предыстория: По завершении третьего крестового похода многие рыцари возвращаются в Европу. Король Ричард Львиное Сердце в плену у австрийского герцога Леопольда. Принц Джон сеет смуту в стране между норманнами и саксами и ведет интриги против короля, надеясь заполучить власть. Седрик Ротервудский, богатый землевладелец, в надежде возродить былое могущество саксов намеревается поставить во главе их сэра Ательстана, потомка короля Альфреда. Апатичный Ательстан не вызывает ни у кого доверия, и Седрик, дабы придать ещё большего веса его фигуре, мечтает женить его на своей воспитаннице, прекрасной леди Ровене. Но на пути к заветной мечте старого тана встал его сын Уилфред Айвенго, полюбивший Ровену. Седрик, верный своему идеалу, изгнал его из отчего дома и лишил наследства.

Собственно, действие: Двое слуг Седрика, свинопас Гурт и шут Вамба, встречают прелата Эймера и рыцаря-храмовника Бриана де Буагильбера, направляющегося со свитой на рыцарский турнир. Застигнутые в дороге непогодой, рыцарь и приор являются к Седрику. Приют в доме гостеприимного тана получают также пилигрим, возвращающийся из святой земли, и еврей Исаак. За столом идет беседа о крестовых походах и турнире, где саксы победили норманнов благодаря Айвенго. Бриана де Буагильбера обещает в следующий раз сокрушить его. Пилигрим сообщает, что Айвенго движется в Англию через, но когда он прибудет неизвестно.

Утром пилигрим поднимает Исаака и сообщает ему, что вечером он слышал, как храмовник Бриан де Буагильбер приказал схватить еврея и заточить его в замок. Пилигрим с Исааком покидают поместье Седрика. Достигнув Ашби, благодарный Исаак сообщает пилигриму, что увидел у него рыцарские шпоры и предлагает ему занять боевого коня, оружие и рыцарские доспехи для предстоящего турнира у одного из его друзей.

Начинается турнир в Ашби. На турнир съехалась вся знать Англии, в том числе и принц Джон с приближёнными. Принц публично показывает свою дерзость и неприязнь к саксам. Пятеро рыцарей-зачинщиков вызывают всех на бой. Все соглашаются биться только тупым оружием, Бриана де Буагильбера никто не решается вызвать. Появляется некий рыцарь Лишённый Наследства, как он сам себя назвал. Он побеждает всех зачинщиков одного за другим и провозглашается победителем первого дня состязаний, ему выпадает честь выбрать среди знатных дам Царицу любви и красоты. Победитель выбирает леди Ровену.

Вечером к палатке победителя являются слуги побежденных вместе с конями и доспехами хозяев, которые по правилам турнира переходят победителю. Воин отказался принимать доспехи Бриана де Буагильбера, а за вооружение и лошадей других рыцарей взял лишь половину суммы. Затем он отправил своего оруженосца Гурта в дом еврея Исаака отдать деньги за свои доспехи. Еврей принял деньги, но когда Гурт уходил, во дворе его остановила дочь еврея Ребекка и отдала ему мешок с большими деньгами, объясняя это тем, что её отец Исаак в большем долгу перед рыцарем.

На второй день турнира происходит массовая битва. Отряд под предводительством Бриана де Буагильбера сразился с отрядом рыцаря Лишённого Наследства. В ходе сражения стороны большинство воинов выбыло, и в конце рыцарь Лишённый Наследства остался сражаться один с Буагильбером, Ательстаном и Фрон де Бефом. В последний момент ему на помощь подоспел рыцарь в чёрных доспехах, который до этого принимал пассивное участие в битве, за что зрители прозвали его Чёрным Лентяем. Он выбил из сёдел Фрон де Бефа и Ательстана, и в результате победил отряд рыцаря Лишённого Наследства. Принц Джон признал героем дня Чёрного Лентяя, но он куда-то исчез с ристалища. Тогда принцу пришлось опять признать победителем рыцаря Лишённого Наследства.

Победитель встал на колени перед леди Ровеной, чтобы получить от неё почётный венец. Когда рыцарь снял шлем, Ровена узнала в рыцаре своего возлюбленного Айвенго, но он был ранен в бок и, потеряв силы, упал перед её ногами. В ходе возникшей сумятицы еврей и его дочь Ребекка, имеющая навыки врачевания, подобрали рыцаря на носилки и отвезли в свой дом в Ашби. На следующий день должны были пройти соревнования для простонародья, но принц Джон получил письмо от французского короля, сообщавшего, что король Ричард возвращается из плена. Вечером Седрик и Ательстан побывали на пиру у Принца Джона, на котором присутствовали и другие знатные норманны. Леди Ровена не пошла на пир. Принц Джон и собравшиеся норманны оскорбили саксов, те в гневе покинули пир.

Де Браси, вожак наёмников на службе принца, вместе с храмовником и Фрон де Бефом напал на процессию Седрика и захватил в плен Седрика, Ательстана, Ровену, Исаака с дочерью и Айвенго, которого они несли в носилках. В это время Ательстан и Седрик согласились заплатить выкуп за освобождение, де Браси не смог преуспеть перед Ровеной, храмовник потерпел неудачу с Ребеккой, хоть мужество девушки пришлось ему по душе. Исаак отказался платить Фрон де Бефу, узнав, что дочь находится у храмовника.

Норманны получают вызов от йоменов, но их гордость не даёт им отпустить пленников, хоть у них лишь кучка людей для защиты замка. Шут Седрика Вамба под видом монаха пробирается в замок и подменяет собой хозяина. Йомены идут на штурм, Фрон де Беф, защищая палисад, получает смертельную рану от руки Чёрного рыцаря. Он и Седрик рубят входные ворота, замок поджигают, раненный Фрон де Беф сгорает заживо. Храмовник собрав остатки людей и, сразив Ательстана, прорывается из замка.

Йомены делят добычу, де Браси возвращается к принцу и сообщает, что Ричард вернулся, это и есть Чёрный рыцарь, принц приказывает Фиц-Урсу устроить на него засаду. Ричард едва н

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.