Сделай Сам Свою Работу на 5

Литературная ситуация в России 30-х годов. Образование Союза советских писателей.





Имажинизм

В январе 1919 г. С.А.Есенин, Р.Ивнев, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др., именовавшие себя "Верховным Советом Ордена имажинистов", выступили с изложением принципов нового, альтернативного футуризму (это оговаривалось специально) литературного направления - имажинизма (32; 37-54). Предпосылками платформы этой группы были еще дореволюционные статьи В.Шершеневича об "имажионизме". В мае 1918г. заявила о себе группа Мариенгофа в Пензе (вскоре он переехал в Москву). Официальной структурой, зарегистрированной Московским советом группы, была "Ассоциация вольнодумцев" в Москве, образованная в сентябре 1919г. Есенин даже был избран - 20 февраля 1920г. - ее председателем. Ассоциация стала выпускать журнал с манерным названием "Гостиница для путешествующих в прекрасном".
В отличие от футуристов, искавших стыка между искусством и социальной практикой, имажинисты провозглашали "победу образа над смыслом": imagо (лат.) - образ. Напомним Русские имажинисты считали всякое содержание в художественном произведении таким же глупым и бессмысленным, как наклейки из газет на картины... Отвергая представления о целостности, завершенности художественного произведения, имажинисты считали, что из стиха без ущерба можно изъять одно словообраз или вставить еще десять. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но насыщалось словесными образами, которые подчас трактовались, несмотря на полемику, в духе раннего футуризма.
В таком эпатаже было нечто родственное футуризму: революционное отрицание традиций.



Конструктивизм

В 1923 г. К.Л.Зелинским, И.Л. Сельвинским, А.Н.Чичериным было провозглашено преимущественно авангардное течение с установкой на поэтический эксперимент - "конструктивизм", к которому примыкали В.А.Луговской, В.М.Инбер, Э.Г.Багрицкий и др. Декларация группы вышла под претенциозным названием: "ЗНАЕМ. Клятвенная конструкция (Декларация) конструктивистов-поэтов". В ней, в частности, говорилось:
"Конструктивизм как абсолютно творческая (мастерская) школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы порознь вопят: звук, ритм, образ, заумь и т.д., мы, акцентируя, И, говорим: И - звук, И - ритм, И - образ, И - заумь, И - всякий новый возможный прием, в котором встретятся действительная необходимость при установке конструкции".
В своих программных сборниках они именовали себя выразителями " умонастроения нашей переходной эпохи", сторонниками "техницизма", игнорирующими национальную природу искусства, а свой метод определяли как " итог мирового масштаба".В 1930 г. "Конструктивизм" как группа, не отвечающая духу времени, самораспустился.



Серапионовы братья

В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при Петербургском Доме Искусств (его быт отражен в романе Ольги Форш "Сумасшедший корабль") - образовали группу "Серапионовы братья" (по названию кружка друзей в одноименном романе Э.Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К.Федин, Н.Тихонов, М.Зощенко, В.Каверин, Н.Никитин, М.Слонимский. Атмосфера была дружественной. "В комнате Слонимского каждую субботу собирались мы в полном составе и сидели до глубокой ночи, слушая чтение какого-нибудь нового рассказа или стихов, и потом споря о достоинствах или пороках прочитанного,- вспоминал К.Федин.- Мы были разные. Наша работа была непрерывной борьбой в условиях дружбы"
"Серапионы" уделяли большое внимание многообразию творческих подходов к теме, занимательности сюжетостроения ("Города и годы" К.Федина), фа-бульному динамизму (произведения В.Каверина и Л.Лунца), мастерство орнаментальной и бытовой прозы (Вс.Иванов, Н.Никитин, М.Зощенко). Ныне стали известны новые подробности из жизни группы, протекавшей под влиянием Е.Замятина. "Дядька" молодых писателей, выступал против "реалистически-бытового двуперстия" за модернистскую интерпретацию реальности.
Художественный опыт "серапионов" высоко ценил и поддерживал М.Горький (16; 561-563)
Это была констатация успеха: в декабре 1921г. "серапионы" в числе 97 литераторов приняли участие в конкурсе на лучший рассказ и получили 5 из 6 премий. И хотя первый выпуск альманаха "Серапионовы братья" остался единственным, члены группы печатались и в России, и за рубежом, завоевывая все большее признание читателей, несмотря на окрики "Правды" (досталось и Горькому, хвалившему "серапионов"). В дальнейшем даже память об объединении талантливых писателей была осквернена докладом А.Жданова о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946), где поводом для травли М.Зощенко стала его причастность к "серапионам".



Перевал
В конце 1923г. вокруг редактируемого А.К.Воронским журнала "Красная новь" образовалась группа "Перевал" (название было дано по статье А.Воронского "На перевале (дела литературные)". Первоначально в группу входили А.Веселый, Н.Зарудин, М.Светлов , М.Голодный, а позднее - И.Катаев, Э.Багрицкий, М.Пришвин, А.Малышкин. В отличие от многих других групп, перевальцы подчеркивали свои связи с лучшими традициями русской и мировой литературы, отстаивали принципы реализма и познавательную роль искусства, не признавали дидактику и иллюстративность.
Подчеркивая свою органическую принадлежность к революции, перевальцы тем не менее были против "только внешнего ее авторитета", отвергали оценку литературных явлений с позиций классовых и утверждали духовную свободу художника. Их интересовала не социальная принадлежность писателя, будь он "попутчик" или пролетарий, а только богатство его творческой индивидуальности, художественная форма и стиль. Они выступали против "всяких попыток схематизации человека, против всякого упрощенчества, мертвящей стандартизации" .
Но, несмотря на это, в "Коммунистической академии" в 1930 г. состоялся форменный суд над "Перевалом", а после второго ареста А.К.Воронского (погиб в ГУЛАГе) в 1937г. были репрессированы многие "перевальцы".

"Кузница" и ВАПП

В 1920 г. из Пролеткульта вышла группа поэтов - В.Александровский, Г.Санников, М.Герасимов, В.Казин, С.Обрадович, С.Родов и др. и образовала свою группу "Кузница" (выпускала по 1922 г. журнал "Кузница"). Он фактически стал органом независимого от Пролеткульта Всероссийского Союза пролетарских писателей. Этот Союз был учрежден на I Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920г. Его ядром стала "Кузница". Начиная со второй половины 1921г., Союз получил название Всероссийская Ассоциация пролетарских писателей (ВАПП). Именно с творчеством входивших в пролетарские организации писателей связана та тенденция в литературе, которая получила потом определение литература социалистического реализма. Многие из них - Ф.Гладков, А.Серафимович и др. - поддерживали связь с М.Горьким или ориентировались на него (Ю.Либединский, Д.Фурманов).
В 1931 г. "Кузница" "растворилась" в Российской ассоциации пролетарских писателей.

РАПП

Самой мощной литературной организацией 20-х годов была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), официально оформившаяся в январе 1925 года в рамках ВАПП. В ассоциацию входили многие крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др. Ее печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнал "На литературном посту", он сменил осужденный в подтексте резолюции ЦК журнал "На посту". Бывшие "напостовцы" оказались в "левом меньшинстве", что стало поводом жестокой борьбы внутри ВАПП, а РАПП выдвинула новую, как казалось тогда, идейную и творческую платформу пролетарского литературного движения. Активную роль в жизни РАПП играли А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Ставский и критики Л.Авербах, И.Гроссман-Рощин, А.Селивановский, В.Ермилов, Г.Лелевич. Первый Всесоюзный съезд пролетарских писателей (1928) реорганизовал Всероссийскую ассоциацию. Пролетарские ассоциации всех национальных республик были объединены в ВОАПП и во главе этого Всесоюзного объединения стала РАПП. "Именно она была призвана объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения" (35; 140). Но РАПП, к сожалению, эти надежды не оправдала и задачи не выполнила, а зачастую действовала в разрез обозначенным в критике задачам, насаждая дух групповщины.
РАПП унаследовала и даже усилила вульгарно-социологические нигилистические тенденции Пролеткульта. Она заявила о себе не только как о пролетарской писательской организации, но и как о представителе партии в литературе и выступления против своей платформы рассматривала как выступление против партии (20; 270).

2. Роман, который и поныне находится в обращении, выдержавший про­верку временем, - это «Разгром» А.А. Фадеева. В романе «тесный ми­рок партизанского отряда представляет собой художественную миниа­тюру реальной картины большого исторического масштаба. Система образов «Разгрома», взятая в целом, отразила реально-типическое со­отношение основных социальных сил нашей революции». Не случайно, что ядро партизанского отряда составляли рабочие, шахтёры, «уголь­ное племя» составляли наиболее организованную и сознательную часть отряда. Это Дубов, Гончаренко, Бакланов, беззаветно преданные делу революции. Всех партизан объединяет единая цель борьбы.

Для А.А. Фадеева революционер не возможен без этой устремленно­сти в светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чис­того человека.

Характеристика большевика Левинсона, героя романа «Разгром», как человека стремящегося и верующего в лучшее, заключена в следующей цитате: «…все, о чем он думал, было самое глубокое и важное, о чем он только мог думать, потому что в преодолении этой скудости и бед­ности заключался основной смысл его собственной жизни, потому что не было никакого Левинсона, а был бы кто-то другой, если бы не жила в нем огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда но­вого, прекрасного, сильного и доброго человека. Но какой может быть разговор о новом, прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены жить такой первобытной и жалкой, такой не­смыслимо-скудной жизнью».

Романы А.А. Фадеева становились огромными событиями в литера­турной жизни, вокруг них нередко возникали споры, и они ни кого не оставляли равнодушными. И «Разгром» не исключение из этого поле­мического списка.

Если брать чисто внешнюю оболочку, развитие событий, то это дей­ствительно история разгрома партизанского отряда Левинсона. Но А.А. Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в истории партизанского движения на Дальнем Востоке, ко­гда объединенными усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по партизанам Приморья.

Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Раз­грома»: каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и со­держит полную психологическую развертку, углубленную характери­стику одного из действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Мете­лицы». Но это не значит, что эти лица действуют только в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событиях жизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого, иссле­дует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих об­стоятельствах. В то же время, создавая все новые психологические портреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души, пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотом событий обнаруживаются все новые стороны характера.

Сам А.А. Фадеев, определил ос­новную тему своего романа: «В граж­данской войне происходит отбор человеческого материала, все враж­дебное сметается революцией, все не способное к настоящей револю­ционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных кор­ней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, разви­вается в этой борьбе. Происхо­дит огромнейшая переделка людей».

В главной теме перевоспитания человека в революции полнее, чем в других, выражается идейное содержание романа; это находит отраже­ние во всех элементах произведения: композиции, отдельных образах, всей образной системы. Подчеркивая эту мысль, ?А. Бушнин? пишет: «каждый из основных персонажей «Разгрома» имеет свой законченный, индивидуально выраженный образ. Вместе с тем сцепление человече­ских фигур в романе, совокупность всех социальных, культурных, идейных и нравственных разновидностей (большевик Левинсон, рабо­чие – Морозка, Дубов, Гончаренко, Бакланов, крестьяне – Метелица, Кубрак, интеллигенты – Сташинский, Мечик и т.д.) образуют сложную «противоречивую картину духовного становления нового человека, советского гражданина, в практике революции»

Подведя итог всему выше сказанному, можно отметить, что писатель в романе «Разгром» утверждал торжество революционного дела, связы­вая его с правдивым, исторически-конкретным воспроизведением дей­ствительности, которую изображал со всеми ее противоречиями, пока­зывая борьбу нового со старым, проявляя при этом особый интерес к показу процесса рождения нового человека в условиях нового вре­мени.

«Разгром» явился знаменательным событием в истории ранней совет­ской прозы, став на время средоточием горячих споров о дальнейших судьбах литературы. Успех романа Фадеева, новаторского произведе­ния, основывается на высоких идейно-художественных достоинствах. Талантливо изобразив процесс становления нового человека, в рево­люции и гражданской войне, Фадеев зарекомендовал себя как превос­ходный мастер психологического анализа, вдумчивый проникновенный художник, воспринявший традиции классической литературы.
В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» показана героическая борьба женщин с захватчиками, борьба за свободу страны, за счастье детей. Пять совершенно различных женских характеров, пять разных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» смог сохранить лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но все равно не может успокоиться. Он сознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может оправдать ее в своих глазах В скорби этого простого человека заключен высокий гуманизм. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, все время старается увести их от грозящей опасности.
Поведение каждой из пяти девушек - подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Героична смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина погибает страшной смертью, стремясь поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о своем сыне надежному и умному Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не может обвинить ее в трусости. Ее подруга умирает с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, любуется ею: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские - зеленые, круглые, как блюдца». И эта чудесная, красивая, трижды спасавшая от гибели свою группу девушка погибает, совершая подвиг ради жизни других.
Многие, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов. Во многих произведениях русской литературы война показана как противоестественное человеческой природе действие. «…И началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», - писал Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир».
Тема войны еще долго не будет сходить со страниц книг, пока человечество не осознает свою миссию на земле. Ведь человек приходит в этот мир, чтобы сделать его прекраснее.

 

3. ШОЛОХОВ. Хронологию творчества Шолохова можно представить следующим образом:

Ранние рассказы
В 1923 г. фельетоны Шолохова публикуются в газетах. Начиная с 1924 г. в журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926).

«Тихий Дон»
Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (тт. 1-3, 1927—1928, т. 4 опубликован в 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах; это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий, называют эпопеей. Несмотря на вполне коммунистическую авторскую позицию, высказанную в романе, значительное место в романе занимает белое казачество, а главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования не «приходит к красным», что вызвало нарекания коммунистической критики. Однако после поддержки Сталина роман перестал преследоваться и стал советской классикой. Во время Второй мировой войны «Тихий Дон» был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе, а после войны переведён на восточные языки и нашёл широкого читателя также и на востоке, в том числе в Японии.

«Поднятая целина»
Роман «Поднятая целина» (Т. 1 1932 и Т. 2 1959) посвящён коллективизации на Дону и движению коммунистов-«25-тысячников». Здесь также высказанная авторская позиция соответствует официальной (приводятся даже цитаты из статей Сталина); однако образы главных персонажей (коммунистов и кулаков) и картины коллективизации далеко не столь однозначны. Второй том «Поднятой целины» Шолохову не давался, писал он его почти тридцать лет; некоторые литературные критики утверждают, что он заметно слабее первого, композиционно растянут.

Военные произведения
Впоследствии Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и не дописанного романа «Они сражались за Родину» (1942—1944, 1949, 1969), повесть «Судьба человека» (1956); в последнем впервые поднята тема военнопленных в Великой Отечественной войне. В 1941—1945 гг., работая военным корреспондентом, опубликовал несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти» (1942), а в первые послевоенные годы — несколько публицистических текстов, выдержанных в ключе официальной советской идеологии («Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др.).

 

 

2.

 

Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Общество резко разделилось на два враждующих лагеря – «белых» и «красных», представители одной нации стали непримиримыми врагами. В это трудное время было написано много произведений, освещавших переломные для страны события. Они писались «по ту и другую сторону» идеологии. Многие годы нам были известны лишь произведения, восхваляющие пролетарскую революцию. А романы, повести, рассказы, очерки и эссе, написанные с других позиций, открываются нам только в последние годы. К таким малоизвестным произведениям относится и повесть Б.Лавренева «Сорок первый». Писатель довольно отстраненно и объективно описывает своих героев. В красном движении он видит страшную разрушающую силу. Борьба, доходящая до фанатизма, делает человека машиной-убийцей. Это хорошо раскрывается в образе девушки Марютки, снайпера в отряде красных. Поразительно, что эта героиня вела счет своим жертвам хладнокровно и равнодушно, точно машина. Эта девушка обладает противоречивой натурой. Она беспрекословно подчиняется приказам командира, не задумываясь об их правоте. Главное – что они служат делу пролетариата. Эта противоречивость проявляется у девушки и в отношениях с ее сорок первой жертвой – белым офицером Говорухой-Отроком. Сначала Марютка видит в нем лишь врага. Но постепенно она начинает видеть в поручике красивого человека.
В разговорах друг с другом раскрывается разница во взглядах и культуре героев.
Здесь, на острове, герои, как это ни странно, почувствовали себя по-настоящему счастливыми. Вдали от мирской суеты, от белых и красных герои стали понимать истинный смысл жизни. За ярлыками «враг народа» и «пламенный борец за дело революции» они разглядели человеческую сущность. Именно поэтому Марютка выхаживает поручика, спасая ему жизнь. Но в финальном эпизоде повести героиня убивает офицера, к которому начала испытывать очень нежные чувства. В ее голове раздается приказ, и она слепо подчиняется ему. В следующий момент она осознает, что наделала, и с рыданиями падает лицом в окровавленную воду. В этой цитате также явственно можно увидеть позицию автора. Скорее не сама революция, а те люди, которые устремились к власти, несут гибель России и самим себе. Человек в огне революции и гражданской войны оказывается раздавленным, во многом уничтоженным. Следуя часто за иллюзорными идеями, он теряет главное – свою душу.
Рассказ Шолохова «Родинка» также показывает всю жестокость и нелепость гражданской войны. Писатель пытается объективно осветить это событие. В произведении есть два главных героя – очень разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. Самый «горячий» эпизод произведения - бой один на один. По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки.
Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка - на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя...» - главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Таким образом, и Лавренев, и Шолохов стремятся объективно осветить трагедию гражданской войны, показать, что в кровавой бойне нет и не может быть правых и виноватых. Есть лишь страдающие люди, теряющие на этой войне самое дорогое.

Горячее время Гражданской войны отразилось в этих книгах, эпоха, решающая судьбу нашей страны и круто повернувшая всю нашу историю.
Многие писали об этом. Но, пожалуй, никому не удавалось рассказать о героике двадцатых годов двадцатого века с такой силой, как автору произведения«Разгром», А. Фадееву. Об Александре Александровиче Фадееве можно сказать словами А. Н. Толстого: «Он целиком рожден Октябрем…». Сам писатель любил говорить о себе, что ему и его товарищам выпало на долю счастье с оружием в руках защищать завоевания Советской власти, им первым повезло сказать новое слово в литературе. Она занимает центральное место в их творчестве. В своих произведениях писатель показывают, как в процессе кровавой борьбы с врагами Советской власти шло формирование человека нового типа, как в этом сложном процессе преодолеваются собственнические, эгоистические, анархические черты характера, как воспитываются качества человека-борца. В романе «Разгром» Александр Фадеев воссоздает судьбы различных людей, пришедших разными путями к революции: Левинсона, Метелицы, Дубова, Бакланова, Вари, Морозки, Мечика, который не выдержал испытаний борьбы с врагами и стал предателем. Крупным планом автор выделяет колоритную фигуру Морозки. Если в начале повествования мы видим лихого партизана, разбитного человека не очень твердых моральных правил, то в конце романа перед читателями предстает настоящий боец революции, глубоко постигший ее смысл, погибающий как герой ради спасения отряда. Очень важно, что Фадеев показывает организованный характер борьбы за Советскую власть и создает новый образ в литературе – тип руководителя, вожака Левинсона. Такие люди рождены революцией, именно им принадлежала главная роль в организации борьбы народных масс в Гражданской войне.
Действие ранних произведений — романов «Разгром» и «Последний из Удэге» происходит в Уссурийском крае. Проблематика «Разгрома» относится к вопросам руководства партией, в романе показана классовая борьба, становление советской власти[1]. Главные герои — это красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон). Гражданской войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге» (ч. 1-4, 1929—1941, не закончен).
Также Фадеев известен по ряду очерков и статей, посвящённых вопросам развития литературы в условиях социалистического реализма.
«Писательский министр», как называли Фадеева,[2] в течение почти двух десятилетий фактически руководил литературой в СССР. Для творчества у него почти не оставалось времени и сил. Последний роман «Черная металлургия» остался незавершенным. Писатель планировал создать фундаментальное произведение на 50-60 авторских листов. В итоге к посмертной публикации в «Огоньке» удалось из черновиков собрать 8 глав на 3 печатных листа[2].

 

Литературная ситуация в России 30-х годов. Образование Союза советских писателей.

 

В 1930-е гг., в советском союзе окончательно утвердился тоталитарный строй, и в связи с этим произошли большие изменения и в литературе. Группировки писателей, созданные в 20х годах, были разогнаны, многие писатели подверглись арестам и ссылкам. Их произведения были признаны антисоветскими и запрещены к публикациям. В тюрьмах и лагерях погибли Д. И. Хармс, О. Э. Мандельштам и многие другие. Со Всесоюзного съезда писателей в 1934 г. началось официальное внедрение в литературу метода соцреализма. Труд был объявлен «основным героем наших книг». На такой лозунг откликнулись многие талантливые люди, такие как: Ф. И. Панферов («Бруски»), Ф.В.Гладков («Энергия»), В.П.Катаев («Время, вперед!»), М.С. Шагинян («Гидроцентраль») и прочие. Так появился новый герой современности - труженик, строитель, организатор трудового процесса, шахтер, сталевар и т.п. Произведения, не отражавшие героику трудовых социалистических будней, например произведения М.А.Булгакова, А.П.Платонова, Е.И.Замятина, А.А.Ахматовой, Д.И.Хармса, опубликованию не подлежали. Таким образом, произошла конфронтация советских писателей на две противоборствующие группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя. В произведениях последних, освещались те вопросы, которые волновали общественность в то непредсказуемое время. Многие из них вынуждены были бежать от тоталитарных преследований власти в другие государства, однако и заграницей они не прерывали свою писательскую деятельность. В годы Великой Отечественной войны К.М.Симоновым, А.А.Ахматовой, Б.Л. Пастернаком были созданы прекрасные лирические произведения, была написана поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Публицистика, характерная для периода начала войны, сменилась повестями и романами (М. А. Шолохов «Они сражались за Родину», В. С. Гроссман «Народ бессмертен» и др.). Тема войны еще долго оставалась ведущей в творчестве писателей (А. А. Фадеев «Молодая гвардия», Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»).

 

В начале переломных и бурных для страны тридцатых годов возникла у вождя страстная идея создания творческих союзов, которые бы объединили в своих рядах: писателей, журналистов, художников, музыкантов; людей искусства и работников цирка. Естественно, что союз писателей СССР в этой творческой шеренге играл для вождя и учителя главенствующую роль. Создан этот союз был в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года. Союз заменил собой все существовавшие до того организации писателей: как объединённые на какой-либо идеологической или эстетической платформе (РАПП, «Перевал»), так и исполнявшие функцию писательских профсоюзов (Всероссийский союз писателей, Всероскомдрам). Будучи весьма дальновидным, пытаясь придать своей идее обоснованность, Сталин пригласил на роль крестного отца будущего Союза писателей, « Буревестника революции» Алексея Максимовича Горького. На Первом Всесоюзном съезде писателей СССР Сталин под гром аплодисментов назвал советских писателей «Инженерами человеческих душ». В целом, идея вождя удалась практически полностью. До последнего дня существования СССР и КПСС Союз советских писателей был верным и ревностным помощником партии, вдохновителем и выразителем дум и чаяний советского народа. Высшим органом СП СССР был съезд писателей. Печатными органами СП СССР были «Литературная газета», журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Детская литература», «Иностранная литература», «Юность», «Советская литература» (выходила на иностранных языках), «Театр», «Советиш геймланд» (на идиш), «Звезда», «Костёр».

 

4.

В 1929 г. начался «великий перелом» не только в политической, но и в культурной жизни страны, который характеризовался ужесточением политики партии в отношении всех творческих союзов. Создается единый Союз советских писателей.

Была предпринята попытка глобальной унификации творческих течений, стилей, индивидуальностей. Одних писателей провозгласили кумирами, другие либо были репрессированы, либо не имели возможности печататься, либо ушли в историческую и детскую литературу. Но и в сталинские годы не иссякала русская литература. Печатались новые произведения Н.Заболоцкого и Б.Пастернака, В.Вересаева и М.Пришвина, М.Шолохова и А.Фадеева, Л.Леонова и К.Паустовского; продолжали писать А.Ахматова и М.Булгаков, чьи рукописи увидели свет лишь через многие годы.

«Котлован» (повесть-антиутопия) – это одновременно и философский гротеск, и социальная притча, и сатира на политику СССР во время первой пятилетки.

Утопия Платонова перерастает в антиутопию: государство должно оставаться государством, а человек — человеком. Когда государство внедряется в душу человека, происходит катастрофа.

Содержание повести символично. Группа рабочих начинает строительство «общепролетарского дома». Это будет первый дом большого города будущего. Но в повести не описано ничего из этого строительства, кроме стадии котлована. Таким образом, вместо того, чтобы возводить и двигаться вверх, строители копают землю (а может, роют себе могилу?) и символически устремлены вниз.

На другом плане повествования — история девочки Насти, у которой умерла мать, так как «была буржуйкой». Настя — символ новой России, нового государства. Она живет у строителей, которые подарили ей (по причине отсутствия кроватей) два гроба, чтобы спать и играть. Настя с радостью отправляется раскулачивать «буржуев», радуется, глядя на медведя-молотобойца, который, кстати сказать, в начале книги еще был человеком. Но девочка не дожидается счастливого будущего и умирает. Смерть героини символизирует утрату веры в будущее.

«Чевенгур»

В романе автор хотел разрушить миф о возможности земного рая. На построение мира в романе повлияли различные идеи об идеальном мироустройстве: от христианства до коммунизма.

Аксенов «Остров Крым»

Нацеленность жанра на социальное моделирование соблазнительна неограниченными возможностями индивидуальных интерпретаций. Однако, независимо от того, классическая перед нами антиутопия или пародирующая интерпретация, она лишена пафоса романтического героя-одиночки, спасающего цивилизацию. Антиутопический герой не может спасти себя от фатального тоталитаризма цивилизации. Таким образом, крах утопического острова - это не только симптоматика постсоветской действительности и художественный вымысел, но и возможность конструктивного подхода в прогнозировании и моделировании ближайших социальных перспектив.

Огражденный полигон для проверки жизнеспособности утопии. Аксенов показывает Крым Базой Временной Эвакуации, на которой во время гражданской войны осели остатки белой гвардии, русской аристократии и английских матросов, поддержавших мятеж. За сорок лет ассимиляции с татарским населением появился новый национальный тип – яки. В вопросе существования новой микснациональности поднимаются автором проблемы взаимозначимости культурных ценностей, креативной способности и морали новой микскультуры.

 

 

5.

Литература русского зарубежья - ветвь русской литературы, возникшая после большевистского переворота 1917 года. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы. Первая волна - с 1918 года до начала второй мировой войны, оккупации Парижа - носила массовый характер. Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны (И.Елагин, Д.Кленовский, Л.Ржевский, Н.Моршен, Б.Филлипов). Третья волна началась после хрущевской "оттепели" и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов). Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.