Сделай Сам Свою Работу на 5

Новелла П. Мериме «Кармен». Проблема жанра

План подготовки к семинару

1. Творчество П. Мериме в 30-40 гг. в свете проблемы жанра.

2. Анализ новеллы :
- соединение в новелле «Кармен» черт новеллы и романа;
- два композиционных центра в новелле и их функции;
- образ Хосе (портрет, происхождение, отношения с соплеменниками, система ценностей);
- образ Кармен (портрет, происхождение, отношения с соплеменниками, система ценностей);
- функция образа рассказчика;
- сущность конфликта в новелле;
- на чьей стороне рассказчик и автор? Почему?

3. Сравните образ Кармен в новелле и одноименной опере Ж. Бизе. Как, по Вашему мнению, можно объяснить различие трактовок? Почему «оперная» Кармен популярнее?

4. «Кармен» как образец реалистической новеллы.

Рекомендуемая литература

Виппер, Ю. Проспер Мериме – новеллист и романист // Виппер, Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI – первой половины XIX века). – М., 1990. – С. 262-284)

История французской литературы. – М., 1956. – Т. 2. – С. 407-440.

Луков, В. А. Проспер Мериме / В. А. Луков. – М., 1983.

Реизов, Б. Г. Французский роман XIX века / Б. Г. Реизов. – М., 1977.

Английский роман в XIX в.

План подготовки к семинару:

По выбору:

  1. Творческая эволюция Ч. Диккенса. Анализ романа по выбору.
  2. У. Теккерей – гуманист и сатирик ( «Ярмарка тщеславия»).
  3. Феномен творчества сестер Бронте (анализ романа по выбору).
  4. своеобразие творческого метода Дж. Остен.

 

Рекомендуемая литература

Затонский Д.В. Европейский реализм XIX в. / Д.В. Затонский. – Киев: Наук. думка, 1984. – С. 234–272.

Ивашева, В.В. Английский реалистический роман XIX в. в его современном звучании / В.В. Ивашева. – М., 1974. – С. 134–192.

Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе: Пер. с англ. / В.В. Набоков – М.:Независимая газета, 1998. – С. 101–180.

Урнов, М.В. Неподражаемый Диккенс / М. В. Урнов. – М.: Книга, 1990. – 286 с.

Венедиктова, Т. Секрет срединного мира: культурная функция реализма XIX в. / Т. Венедиктова. – Режим доступаhttp://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Vened_Realism.htm

Гениева, Е.Ю. Странная судьба У. Теккерея / Е. Ю. Гениева. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/genieva-89c.htm



Гениева, Е.Ю. Чудо Джейн Остен / Е. Ю. Гениева. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/genieva-02.htm

Ивашева, В Теккерей – гуманист и сатирик / В. Ивашева. – Режим доступа http://www.durov.com/literature3/ivasheva-74.htm

Французская литература после 1848 г.
Традиция и новаторство романа Г. Флобера

План подготовки к семинару:

1. Своеобразие французской литературы середины XIX в.

2. Философские и политические взгляды Г. Флобера.

3. Эстетическая программа писателя.

4. «Госпожа Бовари» как новый тип реалистического социально-психологического романа:
а) своеобразие композиции романа;
б) смысл подзаголовка романа «Провинциальные нравы»;
в) образ Шарля Бовари;
г) образ аптекаря Оме.

5. Образ Эммы Бовари:
а) три портрета героини;
б) в чем, по Вашему мнению, сущность и причины ее трагедии?
в) своеобразие психологизма в романах Г. Флобера.

6. Художественное новаторство писателя (язык, «непрямая прямая речь», «объективная манера повествования», сцена на сельскохозяйственной выставке).

7. Роман «Госпожа Бовари» в восприятии современников автора и потомков.

Рекомендуемая литература

Флобер Г. Госпожа Бовари.

 

Жирмунский, В. М. Становление реализма в мировой литературе и классический реализм XIX века / В.М. Жирмунский. – М., 1953.

Мопассан, Ги де. Статьи о писателях / Ги де Мопассан. – М., 1957.

Моруа, А. Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари» / А. Моруа // Моруа А. От Монтеня до Арагона. – М., 1993.

Набоков, В. Две лекции по литературе: Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари» / В. Набоков// Иностр. лит. – 1997. – № 11. – С. 185- 214.

Пузиков, А. И. Рыцари истины. Портреты французских писателей / А,И. Пузиков. – М., 1986.

Реизов, Б. Г. Творчество Флобера / Б. Реизов. – М., 1975.

Сучков, Б. Л. Исторические судьбы реализма / Б. Л. Сучков. – М., 1973.

Ржевская, Н.Ф. Гюстав Флобер / Н.Ф. Ржевская. – Режим доступа http://feb-web.ru/feb/ivl/vl7/vl7-2542.htm

Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

План подготовки к семинару

1. Место О. Уайльда в английской литературе рубежа XIX-XX вв.

2. Своеобразие творческого метода писателя:
- соотношение искусства и жизни в теории писателя;
- понятие искусства и красоты, вопрос о назначении искусства;
- соотношение Красоты и Морали.

3. Реализация эстетических принципов в романе:
- основная проблематика романа;
- тема искусства в романе, образы Бэзила Хеллуорда и Сибилы Вэйн;
- образ лорда Генри, его роль в трагедии Дориана (развратитель, невольный развратитель или иная);
- сущность трагедии Дориана;
- авторская позиция в романе;
- роль парадокса в романе.

4. Ваше понимание финала романа.

 

Рекомендуемая литература

Уайльд, О. Портрет Дориана Грея. (любое издание).

Уайльд, О. Упадок лжи. (Можно по хрестоматии).

 

Аникин, Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX в. / Г.В. Аникин. – М.: Наука, 1986. – 318с.

Образцова, А.Г. Волшебник или шут? Театр Оскара Уайльда/ А.Г. Образцова. – Спб, 2001. – 357 с.

Урнов, М. На рубеже веков / М. Урнов. – М., 1970.

Парандовский, Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни / Я. Парандовский. – М., 1990.

Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества / М.Г. Соколянский. – Киев; Одесса, 1990.

Вайнштейн, О. Поэтика дендизма: литература и мода/ О. Вайнштейн. – Режим доступаhttp://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Vainshtein.htm

 

Английский философский роман

Задание: приготовьте развернутый ответ о творчестве У. Голдинга, А. Мердок или Г. Грина по Вашему выбору. При подготовке ориентируйтесь на план.

План подготовки к семинару

1. Экзистенциализм и английская литература. Добро и зло и их источники, судьба цивилизации в притче У. Голдинга «Повелитель мух»; мотивы свободы выбора и свободы личности в романах «Свободное падение» и «Шпиль».

2. Место романа «Черный принц» в творчестве А. Мердок. Жанровое и композиционное своеобразие романа:
- тема искусства в романе; позиция подлинного художника – утверждение художественной правды – Брэдли Пирсон; позиция коммерческого успеха – Арнольд Баффин;
- тема любви, ее связь с темой искусства.
- критическое изображение в романе отчуждения человека в буржуазном обществе и тех сил, которые создают его (власть денег – Кристиан, произвольное использование психоанализа – Френсис Марло, эгоизм – Рейчел, а также Джулиан – в ее «Послесловии»).

3. «Гринландия» – «развлекательные» и «серьезные» романы Г. Грина.

4. Г. Грин – романист (на примере романа «Сила и слава»).
- композиция романа;
-«плохой священник» – падре Хосе – мученик Хуан; священник и учитель; священник и Лейтенант; дети в романе и их роль;
- лейтмотивы, повторяющиеся ситуации, художественные детали, дискуссии, парадоксы.

Рекомендуемая литература

Голдинг У. Повелитель мух.

Грин Г. Сила и слава.

Мердок А. Черный принц.

 

Аникин, Г. А. Английский роман / Г.А. Аникин. – Свердловск, 1971. – С. 216-252.

Воропанова, М. И. Мёрдок Айрис / М.И. Воропанова // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2х частях. – М.: Просвещение, 1997. – Ч. 2. – С. 32-35.

Демурова, Н. Метафоры «Черного принца» / Н. Демурова // Мердок А. Черный принц. – М.: Художественная литература, 1977. – С. 431-444.

Дубова, Л. В. Модернизм в зарубежной литературе: учеб. пособие / Л. В. Дудова, Н. П. Михальская, В. П. Трыков.-5-е изд. - М.:Флинта; Наука,2004.

Ивашева, В. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня / В. Ивашева – М.: Советский писатель, 1989. – С. 248-251.

Чамеев, А.А. Уильям Голдинг – сочинитель притч / А. А. Чамеев. – Режим доступаhttp://www.philology.ru/literature3/chameev-96.htm

Образ молодого современника в зарубежной литературе
второй половины XX в.

ЗАДАНИЕ: Ознакомиться с 1-2 произведениями на данную тему (можно из списка или по собственному выбору). Проследить, как в них решаются указанные проблемы:

1. Проблема «отцов и детей».

2. Как происходит вхождение героя в мир взрослых?

3. Сущность бунта героя. Чего именно он не принимает в обществе?

4. Проходит ли герой путь от всеобъемлющего нигилизма к обретению нравственных опор? Если «да», то в чем именно он обретает эти опоры?

5. При помощи каких художественных средств доносит писатель свой замысел до читателя? (Особенности композиции, языка, система образов и т.п.).

Подготовьте сообщение для товарищей по группе о прочитанных произведениях (не более 5-7 минут) или приготовьте вопросы, которые Вам бы хотелось обсудить с ними и преподавателем после знакомства с этими произведениями. Главное условие плодотворной работы группы – готовность каждого студента и разнообразие текстов.

Литературные премии и литературный процесс

Учебная конференция

Предлагается приготовить сообщение по одной из тем:

1. История создания наиболее значимых лит. премий, политика выбора лауреатов, литературные и внелитературные факторы. (Нобелевская премия, Гонкуровская, Букеровская и др. по выбору).

2. Сообщение о творчестве лауреата Нобелевской премии в области литературы.

Обратите внимание на сайт http://noblit.ru , содержит очень много информации о Нобелевской премии и лауреатах.

Может быть выполнено в виде компьютерной презентации.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа № 2

Контрольная работа № 2

Студентам предлагается на выбор 4 типа контрольного задания:

· Художественный анализ произведения зарубежной литературы последнего десятилетия (или впервые опубликованного на русском языке). Задание предполагает самостоятельный выбор текста исходя из читательских интересов студента. Можно выбрать произведение из предложенного списка или свой вариант (в этом случае следует проконсультироваться у преподавателя). Работа может быть представлена либо в форме доклада, либо сочинения-эссе.

· Обзор одного из номеров журнала «Иностранная литература» за последние 10 лет. Предполагается обзор рубрик журнала. Материал, привлекший наибольшее внимание, анализируется подробно.

· Сообщение о творчестве лауреата (зарубежного) Нобелевской премии в области литературы. Может быть выполнено в виде компьютерной презентации

· Литература на экране (интерпретация теста художественного произведения (зарубежного автора) средствами киноискусства). Может сопровождаться видеорядом или быть выполнена в виде презентации.

 

Составитель Терпугова Т.Г. , к-т культурологии, доцент


[1] В списке самые ранние издания учебников, которыми можно пользоваться. Есть новее.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.