|
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373;
2. Приказа Министерства Образования и науки России от 26.11.2010г. №1241;
3. Приказа Министерства Образования и науки России от 22.09.2011г. №2357;
4. Закона « Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г №273 ФЗ ст.14,15 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
5. Учебного плана муниципального общего образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Тубинский .
6. Методических рекомендаций: « Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплина( модуля) субъект Российской Федерации: республики Башкортостан» автор составитель С.С. Пичугин.
· Общая характеристика учебного предмета
Курс «Обучение грамоте» - первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация положений системно-деятельностного подхода - основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и учатся учиться.
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и учатся учиться. Ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований федерального государственного образовательного стандарта. Важной особенностью построения курса и ещё одной его целевой установкой является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.
В первом полугодии первого класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания - слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:
- помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;
- обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и,] наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для | осуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего их возрастным особенностям и уровню подготовки.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований федерального государственного образовательного стандарта. Важной особенностью построения курса и ещё одной его целевой установкой является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.
В первом полугодии первого класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания - слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Основные цели изучения курса «Литературное чтение»:
помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;
обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и,] наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для | осуществления правильной читательской деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего их возрастным особенностям и уровню подготовки.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке, для дополнительного чтения, для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу.
· Место учебного предмета в учебном плане
На изучение программы в первом классе отводится по 4 часа на 33 учебных недель, всего132 часа в год.
· Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства] сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений! о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
· Основное содержание учебного предмета
«Литературное чтение. Обучение грамоте»
Раздел программы
| Программное содержание
| Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)
|
| Слово и предложение
|
| Предложение как объект изучения.
Слово как объект изучения.
| Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение.
Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса.
| Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской. Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры.
Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении.
Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.
Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.
Определять количество слов в предложении при четком произнесении учителем предложения с паузами между словами.
Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.
Различать слово и предложение.
Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.
Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.
Объяснять значение слова.
Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.
|
| Фонетика
|
| Звуки речи.
Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Моделирование звукового состава слова.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
| Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове.
Особенность гласных звуков - отсутствие при произнесении этих звуков преграды. Особенность согласных звуков - наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Качественная характеристика звуков (гласные, твердые и мягкие согласные).
Гласные звуки: ударные и безударные. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков. Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Ударение. Ударный гласный звук в слове.
| Различать звучание и значение слова.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Группировать (классифицировать) слова по первому звуку.
Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку.
Подбирать слова с заданным звуком.
Устанавливать количество и последовательность звуков в слове.
Моделировать последовательность звуков слова с использованием желтых фишек.
Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками.
Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.
Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Классифицировать звуки по заданному основанию (твердые и мягкие согласные звуки; гласные - согласные и т.д.). Различать ударные и безударные гласные звуки.
Различать звонкие и глухие согласные звуки.
Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных.
Подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа.
Делить слова на слоги. Доказывать (объяснять) количество слогов в слове.
Приводить примеры слов с заданным количеством слогов.
Анализировать слово: определять место ударения в слове.
Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.
Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.
Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами.
Приводить примеры слов по заданной слогоударной схеме.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Объяснять причину допущенной ошибки.
|
| Графика
|
| Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков.
Функции букв е, ё, ю, я.
Буквы, обозначающие согласные Звуки.
Буква ь.
Русский алфавит.
|
Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного.
Функции букв е, ё, ю, я.
Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твердости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й'].
Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
| Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами -названиями картинок.
Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й'] и последующие гласные звуки. Обозначать согласные звуки буквами. Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с - з, ш - ж, с - ш, з -ж, р-л, ц-ч и т. д.).
Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о- а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш — т, в - <Э и т.д.).
Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й']. Объяснять функцию буквы ь.
Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.
Воспроизводить алфавит.
Восстанавливать алфавитный порядок слов.
|
| Восприятие художественного произведения
|
| Первоначальное знакомство с литературными жанрами. Малые фольклорные формы.
| Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником. Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения. Знакомство с литературными жанрами: стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские). Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы.
| Воспринимать на слух литературные произведения.
Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки.
|
| Чтение
|
| Слоговое чтение. Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений.
| Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Работа над осознанностью чтения.
| Читать слоги с изменением буквы гласного. Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки».
Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изобжены соответствующие предметы
Осознавать смысл прочитанного. Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Два вида чтения - орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Находить содержащуюся в тексте информацию.
Определять основную мысль прочитанного произведения.
Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.
Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде.
Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде.
Сравнивать два вида чтения - орфографическое и орфоэпическое - по целям.
Овладевать орфоэпическим чтением.
|
| Развитие речи
|
| Рассказы повествовательного и описательного характера.
| Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе)вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка. Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений.
| Составлять текст по серии сюжетных картинок.
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.
Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.
Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Формулировать и обосновывать собственное мнение.
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.
Составлять небольшие описательные рассказы.
Составлять небольшие повествовательные рассказы.
|
«Литературное чтение»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|