Сделай Сам Свою Работу на 5

Методологические теории компаративистики: мифологическая школа, теория заимствования, антропологическая теория, культурно-историческая школа.





Предмет литературной компаративистики.

Сравнительное литературоведение – это исследование литературы, которое выходит за пределы отдельной страны, а также изучение связей между литературой, с одной стороны, и другими областями знания и сознания, такими, как искусство (живопись, скульптура, архитектура, музыка), философия, история, гуманитарные дисциплины (политика, экономика, социология), наука, религия, с другой. Таким образом, это сравнение одной литературы с другой или другими и сопоставление литературы с другими сферами человеческой деятельности.

Как область науки СЛ возникло из необходимости исследовать национальную литературу во вне- и межнациональном пространстве – сначала в близких по языку или географически культурных контекстах, а потом и в глобальных масштабах.

Традиционно проблематика компаративистики сосредоточена прежде всего в сфере межлитературных связей и взаимодействий (влияние одного писателя на другого в разных аспектах: идейно-философском, структурном, стилевом). Однако не остаются без внимания и взаимосвязи внутрилитературного характера (смена литературных эпох, критическое отношение к литературной традиции).



 

Цель, задачи и структура компаративных исследований.

Цель компаративистики – изучение литературных явлений (произведения, литературного наследия писателя, жанра, стиля) посредством выхода за пределы отдельной национальной литературы. Сопоставляя таким образом национальные литературы, комп-ка нацелена на изучение как их общих и самобытных черт, так и закономерностей мирового лит-го процесса, проецируя их на широкие художественные, культурные, исторические, идеологические, этнические контексты прошлого и современности.

Как научная дисциплина, комп-ка состоит из многих компонентов, которые охватывают проблемы литературных связей и влияний, аналогий и расхождений в области тематики и проблематики, типологии литературных направлений и жанров, национального и интернационального. В последнее время актуальными становятся такие сферы комп-ки, как имагология, постколониальные исследования.

Таким образом, среди основных сфер современной комп-ки можно выделить:



- сравнительно-историческое литературоведение (изучение генетических и контактных связей)

- рецептивная эстетика, в частности, критическая рецепция и переводоведение

- типологические исследования лит-ры

- интертекстуальные исследования

- интермедиальные исследования (межхудожественные сравнения – изучение связей литературы с другими видами искусства)

- интеркультуральные исследования, в частности, постколониальные исследования и имагология (раздел комп-ки, который изучает образы народов в литературной рецепции других этносов и регионов).

Что касается статуса комп-ки в современной науке, то сейчас ее рассматривают не в контексте литературоведческих дисциплин (как раньше), а шире – как часть сравнительно-культурных исследований.

Комп-ка тесно связана с такими дисциплинами, как

- история и теория лит-ры (исслед-е внутри- и межлитературных закономерностей предоставляет материал для теоретических обобщений, а теоретико-литературные категории служат аналогичным инструментарием для компаративных исследований).

- история мировой лит-ры (с появлением понятия «мировая лит-ра», предложенным Гете, каждая нац-я лит-ра стала рассматриваться в межлитературном контексте)

 

 

ИМЛ Копм-ка

Рассматривает типологические совпадения акцентирует отличия

как проявление схожести

Трактует нац-е своеобразие как изучает нац-е особенности

один из аспектов универсальности

Изучает вершинные, классические произв-я сопоставляет любые явления нац-х литератур

в основном тех литератур, которые получили статус «мировых» в частности, и маргинальных



Исследует литературные явления в границах литературоведения освещает взаимоотношения лит-ры с другими

искусствами, фольклором, философией

- культурология (выявляют внутренние и внешние связи нац-й лит-ры, которые формируют самоидентификацию нации и ее культуры) – постколониальные исследования – отказ от европоцентризма, мультикультурализм.

 

Генезис и развитие сравнительного литературоведения.

Принято считать, что сравнит-е литературоведение как отдельная сфера исследования сложилось во второй половине 19 в. Хотя зачатки сравнительных наблюдений можно проследить еще в античности («История» Геродота). В эпоху Возрождения определялись взаимосвязи между античностью и новой лит-рой, сравнивались произведения античных авторов с произведениями Данте, Петрарки и других современников.

Важными факторами в оформлении комп-ки как науки стали национализм и космополитизм, связанные с зарождением нац-го самосознания в эпоху классицизма и Просвещения («Философские письма» Вольтера, «Лаокоон» Лессинга, работы Гердера про уникальность нац-го духа каждого народа, связь его литературы с фольклором).

В 19 веке с развитием романтизма сравнительное литературоведение начинает свое становление как наука.

Методологические теории компаративистики: мифологическая школа, теория заимствования, антропологическая теория, культурно-историческая школа.

1) Первым методологическим этапом сравнительного литературоведения стала мифологическая (сравнительно-мифологическая, арийская) теория, предложенная Я. Гримом.

Согласно ей, миф – первичная форма, которая зародилась еще в индоевропейском сообществе: знания арийцев о природе трансформировались в антропоморфные образы богов и героев, потом во время переселения народов эти мифы приобретали своеобразные черты и превращались в сказки и легенды. То есть из общего мифологического наследства путем наследования, традиции и эволюции возникла вся эпическая сказочно-легендарная поэзия нынешних индоевропейских народов (попытка восстановления немецкой мифологии Я. Гримма).

Украинские литературоведы (М. Максимович, М. Костомаров) продолжили развивать теорию Я. Грима, но акцентировали принцип историзма и этнопсихологические аспекты сравнительного подхода, сосредотачиваясь на выражении в фольклоре народного духа и исторического колорита.

2) для пояснения фактов, которые не укладывались в мифологическую теорию (те же мифологические сюжеты нашлись и у других, не арийских народов), немецкий востоковед Теодор Бенфей предложил теорию наследования (миграционная теория, теория бродячих сюжетов). По его мнению, схожесть элементов европейской и индийской литератур можно объяснить миграцией мотивов и сюжетов на основе исторически доказанного культурного общения между народами (одни и те же сюжеты есть в разных литературах независимо от их родственного характера). Таким образом, генетический подход сменился контактным. Развивая теорию Бенфея, англичанин Макс Мюллер внес свои коррективы: сюжет может быть и заимствованным, но его обработка имеет чисто национальный характер и зависит от времени и культуры принимающей страны.

3) Постепенно этнологи обнаружили схожие мифологические сюжеты и у тех народов, между которыми не существовало ни родственных связей, ни культурных взаимоотношений. Возникает антропологическая (этнографическая, психологическая) теория Эдварда Тайлора и Эндрю Лэнга. Все народы проходят одинаковые ступени эволюции – этим и объясняется схожесть их культур. Ленг и вместе с ним Джеймс Фрейзер, утверждал, что сходство символов, образов, сюжетов мифов объясняется их параллельным самозарождением вследствие совпадения бытовых условий, универсальности человеческого мышления, схожестью психологии разных народов на одинаковых стадиях человеческого развития (затмение солнца).

4) В 19 в. в рамках компаративистики развиваются биографический метод Шарля Сент-Бёва и культурно-историческая школа Ипполита Тена.

Биографический метод Сент-Бёва изучал литературу, сосредотачиваясь на личности художника, его биографии, характере творчества, мировосприятии и эстетике.

Принципами культурно-исторической школы стали: сциентизм (уподобление литературоведческой методологии методам естественных наук), генетизм (определение культурологических, биографических и литературных источников текста), историзм (интерпретация литературного произведения как исторического памятника), эволюционизм (освещение поступательности литературного развития), социологизм (отстаивание критерия популярности во время выбора литературных произведений).

Культурно-историческая школа трактовала взаимовлияния диалектично: каждая нация имеет потребность в новом с одновременным сопротивлением этому. Поэтому собственное преобладает над заимствованным, а привнесенные элементы трансформируются на новой почве, национализируются, одомашниваются. С этим схожа и теория А. Веселовского о встречных течениях как предпосылке контактных межлитературных связей: заимствование предполагает подготовленную к рецепции среду с мотивами и сюжетами, схожими с теми, которые проникают извне. То есть освоение чужого имеет активный характер, стимулируя художественные процессы в принимающей лит-ре.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.