Сделай Сам Свою Работу на 5

Тип возвращаемого функцией значения

Тип возвращаемого функцией значения бывает встроенным, как int или double, составным, как int& или double*, или определенным пользователем – перечислением или классом. Можно также использовать специальное ключевое слово void, которое говорит о том, что функция не возвращает никакого значения:

#include <string> #include <vector> class Date { /* определение */ };   bool look_up( int *, int ); double calc( double ); int count( const string &, char ); Date& calendar( const char );

void sum( vector<int>&, int );

Однако функция или встроенный массив не могут быть типом возвращаемого значения. Следующий пример ошибочен:

// массив не может быть типом возвращаемого значения

int[10] foo_bar();

Но можно вернуть указатель на первый элемент массива:

// правильно: указатель на первый элемент массива

int *foo_bar();

(Размер массива должен быть известен вызывающей программе.)

Функция может возвращать типы классов, в частности контейнеры. Например:

// правильно: возвращается список символов

list<char> foo_bar();

(Этот подход не очень эффективен. Обсуждение типа возвращаемого значения см. в разделе 7.4.)

Тип возвращаемого функцией значения должен быть явно указан. Приведенный ниже код вызывает ошибку компиляции:

// ошибка: пропущен тип возвращаемого значения

const is_equa1( vector<int> vl, vector<int> v2 );

В предыдущих версиях С++ в подобных случаях считалось, что функция возвращает значение типа int. Стандарт С++ отменил это соглашение. Правильное объявление is_equal() выглядит так:

// правильно: тип возвращаемого значения указан

const bool is_equa1( vector<int> vl, vector<int> v2 );

Список параметров функции

Список параметров не может быть опущен. Функция, которая не требует параметров, должна иметь пустой список либо список, состоящий из одного ключевого слова void. Например, следующие объявления эквивалентны:

int fork();

int fork( void );

Такой список состоит из названий типов, разделенных запятыми. После имени типа может находиться имя параметра, хотя это и необязательно. В списке параметров не разрешается использовать сокращенную запись, соотнося одно имя типа с несколькими параметрами:



int manip( int vl, v2 ); // ошибка

int manip( int vl, int v2 ); // правильно

Имена параметров не могут повторяться. Имена, фигурирующие в определении функции, можно и даже нужно использовать в ее теле. В объявлении же функции они не обязательны и служат средством документирования ее интерфейса. Например:

void print( int *array, int size );

Имена параметров в объявлении и в определении одной и той же функции не обязаны совпадать. Однако употребление разных имен может запутать пользователя.

С++ допускает сосуществование двух или более функций, имеющих одно и то же имя, но разные списки параметров. Такие функции называются перегруженными. О списке параметров в этом случае говорят как о сигнатуре функции, поскольку именно он используется различения разных версий одноименных функций. Имя и сигнатура однозначно идентифицируют версию. (Перегруженные функции подробно обсуждаются в главе 9.)

Проверка типов формальных параметров

Функция gcd() объявлена следующим образом:

int gcd( int, int );

Объявление говорит о том, что имеется два параметра типа int. Список формальных параметров предоставляет компилятору информацию, с помощью которой тот может проверить типы передаваемых функции фактических аргументов.

Что будет, если попытаться вызвать функцию gcd() с аргументами типа char*?

gcd( "hello", "world" );

А если передать этой функции не два аргумента, а только один? Или больше двух? Что случится, если потеряется запятая между числами 24 и 312?

gcd( 24312 );

Единственное разумное поведение компилятора – сообщение об ошибке, поскольку попытка выполнить такую программу чревата весьма серьезными последствиями. С++ действительно не пропустит подобные вызовы. Текст сообщения будет выглядеть примерно так:

 

// gcd( "hello", "world" )

error: invalid argument types ( const char *, const char * ) --

expecting ( int, int )

ошибка: неверные типы аргументов ( const char *, const char * ) --

ожидается ( int, int )

 

// gcd( 24312 )

error: missing value for second argument

ошибка: пропущено значение второго аргумента

 

А если вызвать эту функцию с аргументами типа double? Должен ли этот вызов расцениваться как ошибочный?

gcd( 3.14, 6.29 );

Как было сказано в разделе 4.14, значение типа double может быть преобразовано в int. Следовательно, считать такой вызов ошибочным было бы слишком сурово. Вместо этого аргументы неявно преобразуются в int (отбрасыванием дробной части) и таким образом требования, налагаемые на типы параметров, выполняются. Поскольку при подобном преобразовании возможна потеря точности, хороший компилятор выдаст предупреждение. Вызов превращается в

gcd( 3, 6 );

что дает в результате 3.

С++ является строго типизированным языком. Компилятор проверяет аргументы на соответствие типов в каждом вызове функции. Если тип фактического аргумента не соответствует типу формального параметра, то производится попытка неявного преобразования. Если же это оказывается невозможным или число аргументов неверно, компилятор выдает сообщение об ошибке. Именно поэтому функция должна быть объявлена до того, как программа впервые обратится к ней: без объявления компилятор не обладает информацией для проверки типов.

Пропуск аргумента при вызове или передача аргумента неуказанного типа часто служили источником ошибок в языке С. Теперь такие погрешности обнаруживаются на этапе компиляции.

Упражнение 7.1

Какие из следующих прототипов функций содержат ошибки? Объясните.

(a) set( int *, int ); (b) void func(); (c) string error( int );

(d) arr[10] sum( int *, int );

Упражнение 7.2

Напишите прототипы для следующих функций:

Функция с именем compare, имеющая два параметра типа ссылки на класс matrix и возвращающая значение типа bool.

Функция с именем extract без параметров, возвращающая контейнер set для хранения значений типа int. (Контейнерный тип set описывался в разделе 6.13.)

Упражнение 7.3

Имеются объявления функций:

double calc( double ); int count( const string &, char ); void sum( vector<int> &, int );

vector<int> vec( 10 );

Какие из следующих вызовов содержат ошибки и почему?

(a) calc( 23.4, 55.1 ); (b) count( "abcda", 'a' ); (c) sum( vec, 43.8 );

(d) calc( 66 );

Передача аргументов

Функции используют память из стека программы. Некоторая область стека отводится функции и остается связанной с ней до окончания ее работы, по завершении которой отведенная ей память освобождается и может быть занята другой функцией. Иногда эту часть стека называют областью активации.

Каждому параметру функции отводится место в данной области, причем его размер определяется типом параметра. При вызове функции память инициализируется значениями фактических аргументов.

Стандартным способом передачи аргументов является копирование их значений, т.е. передача по значению. При этом способе функция не получает доступа к реальным объектам, являющихся ее аргументами. Вместо этого она получает в стеке локальные копии этих объектов. Изменение значений копий никак не отражается на значениях самих объектов. Локальные копии теряются при выходе из функции.

Значения аргументов при передаче по значению не меняются. Следовательно, программист не должен заботиться о сохранении и восстановлении их значений при вызове функции. Без этого механизма любой вызов мог бы привести к нежелательному изменению аргументов, не объявленных константными явно. Передача по значению освобождает человека от лишних забот в наиболее типичной ситуации.

Однако такой способ передачи аргументов может не устраивать нас в следующих случаях:

· передача большого объекта типа класса. Временные и пространственные расходы на размещение и копирование такого объекта могут оказаться неприемлемыми для реальной программы;

· иногда значения аргументов должны быть модифицированы внутри функции. Например, swap() должна обменять значения своих аргументов, что невозможно при передаче по значению:

// swap() не меняет значений своих аргументов! void swap( int vl, int v2 ) { int tmp = v2; v2 = vl; vl = tmp;

}

swap() обменивает значения локальных копий своих аргументов. Те же переменные, что были использованы в качестве аргументов при вызове, остаются неизменными. Это можно проиллюстрировать, написав небольшую программу:

#include <iostream> void swap( int, int );   int main() { int i = 10; int j = 20;   cout << "Перед swap():\ti: " << i << "\tj: " << j << endl;   swap( i, j );   cout << "После swap():\ti: " << i << "\tj: " << j << endl;   return 0;

}

Результат выполнения программы:

 

Перед swap(): i: 10 j: 20

После swap(): i: 10 j: 20

 

Достичь желаемого можно двумя способами. Первый – объявление параметров указателями. Вот как будет выглядеть реализация swap() в этом случае:

// pswap() обменивает значения объектов, // адресуемых указателями vl и v2 void pswap( int *vl, int *v2 ) { int tmp = *v2; *v2 = *vl; *vl = tmp;

}

Функция main() тоже нуждается в модификации. Вместо передачи самих объектов необходимо передавать их адреса:

pswap( &i, &j );

Теперь программа работает правильно:

 

Перед swap(): i: 10 j: 20

После swap(): i: 20 j: 10

 

Альтернативой может стать объявление параметров ссылками. В данном случае реализация swap() выглядит так:

// rswap() обменивает значения объектов, // на которые ссылаются vl и v2 void rswap( int &vl, int &v2 ) { int tmp = v2; v2 = vl; vl = tmp;

}

Вызов этой функции из main() аналогичен вызову первоначальной функции swap():

rswap( i, j );

Выполнив программу main(), мы снова получим верный результат.

Параметры-ссылки

Использование ссылок в качестве параметров модифицирует стандартный механизм передачи по значению. При такой передаче функция манипулирует локальными копиями аргументов. Используя параметры-ссылки, она получает l-значения своих аргументов и может изменять их.

В каких случаях применение параметров-ссылок оправданно? Во-первых, тогда, когда без использования ссылок пришлось бы менять типы параметров на указатели (см. приведенную выше функцию swap()). Во-вторых, при необходимости вернуть из функции несколько значений. В-третьих, для передачи большого объекта типа класса. Рассмотрим два последних случая подробнее.

Как пример функции, использующей параметр-ссылку для возврата дополнительного значения, возьмем look_up(), которая будет искать заданную величину в векторе целых чисел. В случае успеха look_up() вернет итератор, указывающий на найденный элемент, иначе – на элемент, расположенный за конечным. Если величина содержится в векторе несколько раз, итератор будет указывать на первое вхождение. Кроме того, дополнительный параметр-ссылка occurs возвращает количество найденных элементов.

#include <vector>   // параметр-ссылка 'occurs' // содержит второе возвращаемое значение   vector<int>::const_iterator look_up( const vector<int> &vec,   int value, // искомое значение int &occurs ) // количество вхождений { // res_iter инициализируется значением // следующего за конечным элемента vector<int>::const_iterator res_iter = vec.end(); occurs = 0;   for ( vector<int>::const_iterator iter = vec.begin(); iter != vec.end(); ++iter ) if ( *iter == value ) { if ( res_iter == vec.end() ) res_iter = iter; ++occurs; }   return res_iter;

}

Третий случай, когда использование параметра-ссылки может быть полезно, – это большой объект типа класса в качестве аргумента. При передаче по значению объект будет копироваться целиком при каждом вызове функции, что для больших объектов может привести к потере эффективности. Используя параметр-ссылку, функция получает доступ к той области памяти, где размещен сам объект, без создания дополнительной копии. Например:

class Huge { public: double stuff[1000]; }; extern int calc( const Huge & );   int main() { Huge table[ 1000 ]; // ... инициализация table   int sum = 0; for ( int ix=0; ix < 1000; ++ix ) // calc() ссылается на элемент массива // типа Huge sum += calc( tab1e[ix] ); // ...

}

Может возникнуть желание использовать параметр-ссылку, чтобы избежать создания копии большого объекта, но в то же время не дать вызываемой функции возможности изменять значение аргумента. Если параметр-ссылка не должен модифицироваться внутри функции, то стоит объявить его как ссылку на константу. В такой ситуации компилятор способен распознать и пресечь попытку непреднамеренного изменения значения аргумента.

В следующем примере нарушается константность параметра xx функции foo(). Поскольку параметр функции foo_bar() не является ссылкой на константу, то нет гарантии, что вызов foo_bar() не изменит значения аргумента. Компилятор сигнализирует об ошибке:

class X; extern int foo_bar( X& );   int foo( const X& xx ) { // ошибка: константа передается // функции с параметром неконстантного типа return foo_bar( xx );

}

Для того чтобы программа компилировалась, мы должны изменить тип параметра foo_bar(). Подойдет любой из следующих двух вариантов:

extern int foo_bar( const X& );

extern int foo_bar( X ); // передача по значению

Вместо этого можно передать копию xx, которую позволено менять:

int foo( const X &xx ) { // ... X x2 = xx; // создать копию значения   // foo_bar() может поменять x2, // xx останется нетронутым return foo_bar( x2 ); // правильно

}

Параметр-ссылка может именовать любой встроенный тип данных. В частности, разрешается объявить параметр как ссылку на указатель, если программист хочет изменить значение самого указателя, а не объекта, который он адресует. Вот пример функции, обменивающей друг с другом значения двух указателей:

void ptrswap( int *&vl, int *&v2 ) { int *trnp = v2; v2 = vl; vl = tmp;

}

Объявление

int *&v1;

должно читаться справа налево: v1 является ссылкой на указатель на объект типа int. Модифицируем функцию main(), которая вызывала rswap(), для проверки работы ptrswap():

#include <iostream> void ptrswap( int *&vl, int *&v2 );   int main() { int i = 10; int j = 20;   int *pi = &i; int *pj = &j;   cout << "Перед ptrswap():\tpi: " << *pi << "\tpj: " << *pj << endl;   ptrswap( pi, pj ); cout << "После ptrswap():\tpi: " << *pi << "\tpj: " << pj << endl;   return 0;

}

Вот результат работы программы:

 

Перед ptrswap(): pi: 10 pj: 20

После ptrswap(): pi: 20 pj: 10

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.