Сделай Сам Свою Работу на 5

Графический метод решения задачи линейного программирования





Кафедра математики

 

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Линейное программирование

для студентов 2 курса дневной формы обучения

 

 

Чита – 2009

 


Печатается по решению учебно-методической комиссии ЧИ БГУЭП

Протокол № ______ от __ ________ 2009г.

Составитель: старший преподаватель кафедры математики Трухина Л. И.

Рекомендовано к печати кафедрой математики

Протокол заседания № __ от___________ 2009г.


Введение

 

Линейные модели являются одним из наиболее активно используемых классов математических моделей. Они сравнительно просты, хорошо разработаны, допускают полное исследование и достаточно эффективны в целом ряде стандартных ситуаций.

Линейное программирование – это математический метод решения задачи оптимального распределения имеющихся ресурсов (денег, материалов, времени) для достижения определённой цели (наибольшего дохода или наименьших издержек). Программирование в данном термине имеет смысл планирования. Линейное означает, что ищется экстремум линейной целевой функции при линейных ограничениях (линейных уравнениях или линейных неравенствах).



Общие ситуации, в которых линейное программирование применяется часто и эффективно:

задачи о составлении смеси, цель которых заключается в выборе наиболее экономичной смеси ингредиентов (руды, нефти, пищевых продуктов и др.) при учёте ограничений на физический или химический состав смеси и на наличие необходимых материалов;

задачи производства, целью которых является подбор наиболее выгодной производственной программы выпуска одного или нескольких видов продукции при использовании некоторого числа ограниченных источников сырья;

задачи распределения, цель которых состоит в том, чтобы организовать доставку материалов от некоторого числа источников к некоторому числу потребителей так, чтобы оказались минимальными либо расходы по этой доставке, либо время затрачиваемое на неё, либо некоторая комбинация того и другого. В простейшем виде это задача о перевозках (транспортная задача).

Наиболее распространённым методом решения задачи линейного программирования является симплекс-метод. В простейшем случае, когда число переменных равно двум, удобен простой и наглядный графический метод.



 

 

Общая задача линейного программирования

Задача линейного программирования состоит в составлении плана максимизирующего или минимизирующего некую линейную функцию при ограничениях в виде линейных уравнений или линейных неравенств:

найти вектор , максимизирующий (минимизирующий) функцию

(1)

и удовлетворяющий условиям

(2)

Линейная функция называется целевой функцией задачи. Условия (2) называются ограничениями задачи.

Любое решение системы ограничений ЗЛП называется допустимымпланом.

Допустимый план, максимизирующий или минимизирующий целевую функцию называется оптимальным.

План, у которого отличным от нуля компонентам соответствует система линейно независимых векторов, называется опорным планом.

Теорема. Множество планов задачи линейного программирования является выпуклым множеством.

Теорема. Оптимальный план задачи линейного программирования находится в крайней точке выпуклого множества планов. Если оптимальный план находится в двух крайних точках выпуклого множества планов, то он находится также и в любой точке, являющейся выпуклой комбинацией этих крайних точек.

 

Формы ЗЛП

Форма задачи линейного программирования, у которой ограничения заданы в виде неравенств, называется стандартной, а форма задачи, у которой ограничения заданы в виде уравнений – канонической. Если же система ограничений содержит и уравнения и неравенства, то такая форма называется смешанной.

 

Стандартная Каноническая Смешанная
, ,

 



Графический метод решения задачи линейного программирования

 

Если задача содержит только две переменные, а система ограничений задана в виде неравенств, то её можно решить графическим методом.

Графический метод решения ЗЛП состоит из следующих этапов.

1. Строится область допустимых решений (ОДР).

2. Строится вектор-градиент целевой функции (вектор, координатами которого являются частные производные функции) с приложением в начале координат – .

3. Линия уровня C1x1+C2x2 = а (а – постоянная величина) - прямая, перпендикулярная вектору–градиенту – передвигается в направлении этого вектора в случае максимизации f(x1,x2) до тех пор, пока не покинет пределов ОДР. Предельная точка (или точки) области при этом движении и является точкой максимума f(x1,x2).

4. Для нахождения ее координат достаточно решить систему из двух уравнений прямых, получаемых из соответствующих ограничений и дающих в пересечении точку максимума. Значение f(x1,x2), найденное в полученной точке, является максимальным.

При минимизации f(x1,x2) линия уровня перемещается в направлении, противоположном вектору-градиенту. Если прямая при своем движении не покидает ОДР, то целевая функция f(x1,x2) не ограничена на максимум (в задаче максимизации) или минимум (в задаче минимизации).

Если линия уровня параллельна какой-либо прямой из ограничений задачи, то оптимальное значение целевой функции будет достигаться в любой точке этой прямой.

Пример.Найти максимальное значение функции f=2x1 + 3x2 при условиях

Построим область допустимых значений:

1) первое ограничение x1 + 3x2 £ 18; прямая x1 + 3x2 = 18 пересекает оси координат в точках (0; 6) (18; 0); неравенству соответствует полуплоскость, содержащая данную прямую и лежащая ниже неё (контрольная точка(0; 0), 0 + 3*0 < 18 принадлежит полуплоскости);

2) второе ограничение 2x1 + x2 £ 16: прямая 2x1 + x2 = 16 пересекает оси координат в точках (0; 16) (8; 0); неравенству соответствует полуплоскость, содержащая данную прямую и лежащая ниже неё (контрольная точка (0; 0), 2*0 + 0 <16 принадлежит полуплоскости);

3) неравенству x2 £ 5 соответствует полуплоскость, содержащая прямую x2 = 5 и лежащая ниже неё.

4) x1 ³ 0 - правее ОX2;

5) x2 ³ 0 - выше ОX1.

Вектор-градиент имеет координаты .

Построим линии уровня 2x1 + 3 x2 = а. При а = 0 получим прямую 2x1 + 3x2 = 0, проходящую через начало координат, перпендикулярно вектору-градиенту. Так как задача на максимум, то передвигаем линию уровня в направлении градиента. Предельной точкой (последней из области допустимых решений, с которой соприкасается линия уровня) является точка С. Значит, в ней достигается максимум функции f (рис. 1).

Найдём её координаты. Для этого решим систему, составленную из уравнений прямых пересекающихся в точке С (I и II):

Таким образом, получим x1 = 6, x2 = 4, fmax = 2*6 + 3*4 = 24.

 
 

Рис. 1.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.