Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие КСО. Этапы развития концепции КСО





Тема 1

Эволюция концепции КСО. Объекты и субъекты КСО

План

1. Понятие КСО.

2. Уровни социальной ответственности и КСО.

3. Этапы развития концепции КСО.

3.1. Комплексная модель КСО.

3.2. Модель корпоративной социальной деятельности.

3.3. Концепции стейкхолдеров.

3.4. Концепция корпоративного гражданстваи корпоративной устойчивости.

3.5. Российские исследования в сфере КСО.

 

Понятие КСО. Этапы развития концепции КСО

В условиях рыночной экономики чрезвычайно большое значение приобретает социальная ответственность бизнеса. Она должна проявляться в основных принципах менеджмента и является фактором его эффективности. В этом случае рыночная экономика может быть действительно социально ориентированной.

Реализация социальной ответственности возможна лишь тогда, когда она не просто декларируется, но входит в организацию менеджмента как мотивационный и ограни­чительный фактор, как средство достижения успеха и критерий оценки бизнеса.

Сущность ответственности проявляется в том, что она представляет собой понимание, осознание и учет последствий деятельности по критериям ее необходимости и эффективности, возможности порицания или поощрения.



 


 

Рис. 1. Содержание понятия ответственность

Ответственность сопровождает каждое управленческое решение и определенным образом характеризует его качество, статус и роль в процессах менеджмента. Ответственность — фундамент деловой дисциплины и элемент культуры организации.

Ответственность отражает одно из качеств поведения человека — психологическое восприятие им окружающей действительности. Каждый человек оценивает оценивает возможные отрицательные последствия и старается их избежать. Видение таких последствий находит свое отражение в понимании ответственности, которая ограничивает или направляет его деятельность. В некоторых случаях она характеризует риск, на который может пойти человек, учитывающий цели своей деятельности. Снижение ответственности или безответственность часто способствует принятию таких решений, которые могут быть опасными для человека и привести к отрицательным последствиям. Таким образом, ответственность характеризует мотивы, ограничения и риск деятельности человека. Учет этих факторов зависит от характера человека, его психологии, опыта, знаний, социального положения.



В группе ответственность она отражает, с одной стороны, совокупность господствующих установок и ценностей, с другой — тип организации совместной деятельности и управления. Проявление ответственности зависит от сочетания социально-психологических факторов функционирования коллектива и организационных факторов, реализуемых в процессах управления.

Ответственность должна быть соответствующим образом организована. В основе ее организации лежит система, под которой можно понимать совокупность взаимосвязанных видов ответственности, представляющих собой целостное образование.

От системы ответственности не могут не зависеть пути достижения цели и тенденции движения к ней. Ведь ответственность характеризует степень организованности деятельности, минимальные отклонения, а следовательно, и темпы развития. Из этих факторов складывается эффективность менеджмента, в них она находит свое реальное отражение.

В каждой организации могут быть определяющими в ее функционировании те или иные интересы и ценности. Они проявляются в приоритетах, деловых и не деловых отношениях между людьми, в выделении главного и второстепенного.

Система интересов и ценностей не может не накладывать отпечаток на систему ответственности, как в формальном ее существовании, так и в неформальном проявлении, поэтому при построении системы ответственности надо учитывать господствующие в организации интересы и ценности.



Существует множество различных типов ответствен­ности. Каждый из них проявляется реально в практике менеджмента. Каждый из них обладает определенной особенностью, определяющей возможности, условия, границы и эффективность его практического использования.

Типология ответственности (типы ответственности) включает:

· социально-психологическая;

· экономическая;

· организационная [кор, с. 30].

Все другие типы характеризуют их формы.

Действительно, экономическая ответственность может быть индивидуальной и коллективной (корпоративной), значительной и незначительной; социально-психологическая ответственность может быть явной и скрытой, индивидуальной и коллективной и т.д. Аналогичные рассуждения можно сделать и по поводу организационной ответственности.

Социально-психологическая ответственность построена на социально-психологических нормах деятельности человека и коллектива: этика взаимоотношений, чувство долга, патриотизм, взаимоуважение, дисциплина и др. Она может быть формальной и неформальной. Неформальная ответ­ственность проявляется как угрызения совести, чувство неудовлетворенности, переживания. Формальная социально- психологическая ответственность проявляется в факторах карьерного роста, упреках со стороны руководства, объявленных замечаниях, усилении дисциплинарного контроля.

Экономическая ответственность имеет конкретные экономические параметры. Она может выражаться в убытках, упущенной выгоде, нецелевом использовании экономических средств, низкой экономической эффективности, высоких издержках экономических средств, неоправданных расходах, присвоении денежных средств и др. Экономическую ответственность, как правило, несут лица, принимающие решения. Но она может распространяться и на различные категории персонала менеджмента, отражать полномочия и функции работников различных должностей.

Организационная ответственность весьма близка формальной социально-психологической ответственности. Она всегда имеет вполне определенную организационную форму: выговор, отстранение от должности, изменение органи­зационного статуса, увольнение.

 


 

Рис. 2. Типы ответственности

Корпоративная социальная ответственность (КСО)— реализация интересов компании (корпорации) посредством обеспечения социального развития ее коллектива и участия в развитии общества [кор, с. 30].

Понятие КСО включает:

· ответственность организации перед партнерами;

· социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции и услуг;

· корпоративное развитие — проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей высшего менеджмента компаний, персонала и обще­ственных организаций;

· здоровье и безопасность персонала на рабочем месте;

· ответственную политику в отношении работников, управление развитием персонала;

· экологическую ответственность, экологическую политику и использование природных ресурсов;

· взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;

· ответственность организации перед обществом в целом.

Субъект КСО — организация, выполняющая различные социальные роли [кор, с. 103].

Объектами КСО являются: экология, демография, безопасность, здо­ровье, образование, культура, наука, информация, отдых. Эти области развития человека и общества нуждаются в поддержке со стороны бизнеса, поддержке, прежде всего экономической, а также политической, организационной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.