Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации преподавателю





Особенностью преподавания дисциплины «Архитектурный рисунок и графика» является то, что в рабочей программе предусмотрено обучение студентов только в форме аудиторных практических занятий и в форме выполнения ряда практических заданий во время самостоятельной работы. Главная цель преподавания дисциплины – дальнейшее развитие и совершенствование знаний, умений и навыков для практического выполнения архитектурного рисунка на уровне, дающем возможность использования ручной графики в архитектурном проектировании. Рисование – вид предметно-практической деятельности, поэтому в процессе выполнения учебного рисунка одновременно усваиваются теоретические основы и развиваются практические навыки.

 

На первом занятии нужно представить студентам структуру и содержание дисциплины, кратко охарактеризовать значение каждого раздела и порядок выполнения каждого задания, дать список необходимых материалов и список учебной литературы, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.

Перед началом выполнения нового практического задания, которое выполняется с натуры, педагог должен подготовить соответствующие постановки в количестве, обеспечивающем каждому студенту хорошую точку зрения



До того как студенты непосредственно приступят к рисованию, педагог должен подробно объяснить цели и порядок выполнения задания, напомнить, на какое количество часов рассчитано данное задание, указать соответствующие разделы в учебных пособиях и показать образцы выполненного задания, используя работы из методического фонда и иллюстрации из учебной литературы. Также нужно проверить наличие оборудования и материалов для выполнения задания у каждого студента. Теоретические сведения и необходимые объяснения, педагог дает студентам во время выполнения практического задания. Отдельные теоретические объяснения, важные для всех рисующих, педагог может дать в форме групповой консультации. В этом случае педагог использует поясняющие рисунки на доске и показ видеоматериалов на экране. Теоретические сведения педагог дает и во время индивидуальных консультаций. При этом он также может использовать поясняющие рисунки и иллюстрации из учебных пособий, помогающие студенту понять объяснения. Во время выполнения практического задания по рисунку каждый студент в большей или меньшей степени нуждается в консультации педагога. Поэтому педагог на занятиях должен стараться следить за тем, как каждый студент выполняет задание, вовремя делать замечания и давать индивидуальные консультации.



После завершения очередного задания очень полезно провести просмотр работ с коллективным обсуждением достоинств и недостатков каждой работы.

Педагог должен завести рабочую тетрадь, в которой учитывается посещаемость занятий студентами и оцениваются в соответствующих баллах их работы, выполненные на практических занятиях. После каждого занятия необходимо сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами и выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях.

Методические указания по требованиям к выполнению курсовой работы.

Курсовая работа - композиция архитектурного пейзажа выполняется студентами на пленере под руководством педагога в отведенные по расписанию аудиторные часы. Если по расписанию в данный учебный день нет занятий по другим дисциплинам, педагог может проводить занятия по выполнению курсовой работы в городе, в местах, где находятся интересные архитектурные объекты, например, в Коломенском, предварительно назначив время и место встречи. В другом случае занятия проводятся на территории университета или на близко расположенной территории парка возле Ростокинского акведука. Это задание завершает программу аудиторных практических заданий и, по сути, является итоговым заданием не только данной дисциплины, но и предшествующей дисциплины «Рисунок», т. к. при его выполнении студент должен продемонстрировать все знания, умения и навыки, полученные во время занятий по этим дисциплинам на первом курсе. Работая на пленере, студенты должны использовать опыт, полученный при выполнении первого задания дисциплины «Рисунок». Последнее задание усложнено тем, что требуется создать не изображение отдельного здания или его фрагмента, а цельную композицию с широким охватом пространства. Это может быть перспектива улицы, площади, набережной, бульвара или двора. Перед началом работы педагог должен показать образцы выполненных рисунков, обращая внимание студентов на возможные различные варианты выполнения задания и возможности использования различных графических техник и материалов. Объясняя задачи и последовательность выполнения курсовой работы, нужно выделить основные аспекты. Ниже приводиться возможный порядок и возможные формулировки объяснений.



1. Необходимо серьезно подойти к выбору мотива, выделить главный объект изображения, определить композиционный центр. Затем проанализировать возможность условного деления изображаемого пространства на планы (передний, средний и дальний) и продумать возможность показа развития пространства от переднего плана в глубину, используя кулисное построение пространства с размещением предметов переднего плана по краям. Это позволяет создать замкнутую композицию и освободить центр для показа объектов на дальних планах: удаляющиеся в глубину линии дороги, ограды, ряда домов, деревьев, фонарных столбов и т.п.

2. Представляя себе возможность использования наблюдаемого пространства и его предметного наполнения для создания художественной композиции, необходимо продумать возможность применения основных законов композиции (цельность, уравновешенность, наличие центра, ритмическая организованность, использование контрастов, определенные соотношения статики и динамики форм). После такого анализа выбираются оптимальные точки зрения с учетом всех условий наблюдения и композиционного замысла. При этом необходимо понимать, что в зависимости от выбора точки зрения меняется эмоциональное восприятие изображения. Например, низкий горизонт подчеркивает монументальность форм, высокий позволяет показать глубину и широту пространства, выявить его план, то есть реальные пространственные связи, наполнить изображение большим количеством деталей. Дальняя точка зрения делает перспективу спокойной, близкая больше искажает формы предметов и их реальный масштаб, но делает изображение более динамичным и экспрессивным.

3. Затем создается несколько эскизов с различными вариантами композиционного решения. Можно воспользоваться рамкой видоискателя для выделения кадра из неограниченного пространства, но лучше делать зарисовку с несколько более широким охватом пространства, а затем определить границы композиции. При создании натурной композиции не следует пассивно срисовывать все предметы, случайно попавшие в поле зрения и их случайное взаимное расположение. Наоборот, для создания выразительной и гармоничной композиции необходимо удалять на рисунке все, что мешает, менять взаимное положение предметов (сближать планы, «двигать» отдельные элементы).

4. Композиция должна быть грамотно построена по законам наблюдательной перспективы. Поэтому, начиная построение, необходимо наметить линию горизонта и затем согласовывать с ее положением направление всех параллельных отрезков и осей.

5. После построения и прорисовки деталей создается светотональное решение с учетом выбранного варианта освещения (пасмурный день, солнечное освещение утром, днем или вечером, сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства). Различное освещение меняет восприятие композиции и создает различное эмоциональное впечатление. В светотональном изображении необходимо также учесть законы световоздушной перспективы, используя приемы усиления и ослабления контрастов и различной степени детализации на переднем и дальнем плане.

Материал для выполнения задания: бумага для рисования формата А4 - А3, тонированная бумага для пастели, гр. карандаш, пастель, перо, фломастер.

 

5.2. Методические указания студентам.

Дисциплина «Архитектурный рисунок и графика»в ряду других дисциплин учебной программы направления «Архитектура» является одной из базовых, необходимых для развития профессиональных навыков проектной реализации архитектурно-конструктивных замыслов. Выполняя задания по архитектурному рисунку и графике, студенты учатся более точно видеть, и изображать, рисуя с натуры или по представлению, архитектурную форму, решая задачу соединения конструктивной точности с художественной выразительностью изображения. Такой подход позволит специалисту в дальнейшей работе, выражая свои конструктивные идеи в виде графического эскиза, сочетать точность пространственного мышления с требованиями развитого художественного вкуса.

Последовательное выполнение заданий учебной программы с использованием различных графических средств и графических материалов поможет студенту не только овладеть общей изобразительной школой, но и выработать индивидуальную манеру графического выражения своих конструктивных идей, что очень важно для создания информативно и эстетически полноценной графики архитектурного проекта. При этом нужно отметить, что не только на этапе подготовительной работы над проектом, где владение живым рисунком для квалифицированного архитектора и дизайнера просто необходимо, но и в работе над окончательным вариантом, создаваемым с помощью компьютерных технологий, владение искусством рисования, основанного на живом человеческом восприятии, живом переживании впечатлений от наблюдения натуры, поможет достичь более высокого результата.

Предлагаемый курс дисциплины состоит из трех разделов: Рисование архитектурных объектов и декоративных архитектурных деталей; Композиция интерьера; Изучение пропорций и характерных движений фигуры человека

 

Цели и задачи разделов дисциплины.

1. Рисование архитектурных форм с освоением методов практической перспективы.

Задания этого раздела дисциплины являются наиболее важными для практической работы архитектора. На аудиторных занятиях студенты выполняют с натуры длительные рисунки дорической капители и архитектурного макета в перспективе. По представлению выполняется рисунок перспективы архитектурного объекта на основе ортогональных проекций (по плану и фасаду). Это задание преследует цель развить навыки построения перспективного рисунка по представлению, а затем и по воображению. Выполнение таких заданий помогает понять логику конструктивно-художественной сущности форм и совершенствовать изобразительные навыки. Для успешного выполнения заданий требуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению.

Выполняя композицию архитектурного пейзажа на пленере, студенты, опираясь на законы композиции и правила компоновки на изобразительной плоскости, знание принципов объемно-конструктивного рисунка, законов линейной и световоздушной перспективы, учатся создавать не только реалистически убедительные, но и содержащие художественную образность, эмоционально окрашенные изображения архитектурной среды. Такой подход не только помогает овладеть техникой и изобразительными средствами рисунка, но и расширяет кругозор, развивает профессиональные навыки будущего специалиста: понимание приемов создания гармоничной и целесообразной архитектурной формы, законов архитектурной объемно-пространственной композиции, умение гармонично вписать проектируемое сооружение в окружающее пространство с учетом конкретных условий.

 

2. Композиция интерьера.

Рисование интерьера с натуры поможет студентам приобрести опыт непосредственного визуального восприятия и перспективного построения внутреннего архитектурного пространства, необходимый для профессионального проектирования. Так же обязательно для архитектора умение изобразить проектируемый интерьер по представлению и воображению. Длительный рисунок интерьера в аудитории выполняется с натуры. Во время самостоятельной работы должны быть выполнены зарисовки интерьеров различного функционального назначения с натуры и по представлению.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.