Сделай Сам Свою Работу на 5

II. Общество и социальная власть





Гражданское общество

Общество есть продукт сотрудничества и взаимодействия людей, связанных интересами, которые имеют постоянный и объективный характер; это внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных отношениях между людьми.

 

Признаки общества:

– совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием;

– объединение индивидов происходит на основе общего интереса, имеющего постоянный и объективный характер (вопросы продолжения рода, порядок и безопасность и т.д.);

– всякий человек имеет личные интересы;

– организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов;

– у людей должна быть заинтересованность друг в друге, так как только в результате взаимного сотрудничества можно удовлетворить интересы каждого;

– для обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности в обществе должна быть организованная сила;

– для регулирования общественных отношений должны быть нормы – правила поведения, имеющие общеобязательный характер;

– у общества должна быть способность и реальная возможность к самообновлению и самосовершенствованию.



Вместе с человеческим обществом возникает и социальная власть как неотъемлемый элемент.

Власть – это инструмент поддержания в любом обществе порядка, его организации и управления.

Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность подчинять своей воле поведение людей, используя различные методы.

 

Гражданское общество– система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов.

Структура гражданского общества:

– негосударственные социально-экономические отношения и институты (труд, предпринимательство, собственность и др.);

– независимые от государства производители (фермеры, частные фирмы и предприятия);

– общественные организации;

– политические партии и движения;

– сфера негосударственного воспитания и образования;

– негосударственные средства массовой информации;

– церковь;



– семья.

Признаки гражданского общества:

– реальное и полное обеспечение прав и свобод человека;

– самоуправляемость;

– конкуренция;

– свободно формирующееся общественное мнение;

– всеобщая реальная информированность;

– политический плюрализм;

– многоукладность экономики;

– жизнедеятельность строится на основе координации, а не субординации.

III. Происхождение государства и права

Схема №4

 
 


 

Схема №5

 
 

 


Публичная власть первобытного общества:

– принадлежала всему обществу, а не его части;

– управление осуществляло общее собрание (совет);

– объект и субъект власти полностью совпадали;

– совет решал важнейшие вопросы;

– совет избирал старейшину, его власть не являлась наследственной, он мог быть заменен в любой момент;

– старейшина осуществлял повседневное управление (власть авторитета);

– не было специальной категории людей, занимающихся только управлением, не было и специальных органов принуждения (первобытная демократия).

 

Экономическую основу первобытного общества составляла общность производства крайне низкого уровня и уравнительное распределение.

 

Схема №6

Признаки социальных норм первобытного общества :

– складывались на протяжении длительного времени;

– передавались из поколения в поколение;

– вошли в привычку в результате воспитания и многократного повторения;

– выражали интересы всех членов общества;

– закрепляли наиболее рациональные варианты поведения людей;

– не было специальных органов принуждения, обеспечивающих исполнение социальных норм;



– поддерживались не только силой общественного мнения, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания.

Социальные нормы первобытного общества существовали в виде традиций, обычаев, ритуалов, обрядов, системы табу и мифологической нормативной системы.

Схема №7

       
 
   
 

 

 


 
 
Появление классов



Схема №8

 

Схема №9

 
 
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА (марксистская теория)

 

 
 

 



Схема №10

 
 

 

 


Схема №11

                         
   
Признаки государства (кризисная теория)
 
   
Отличающие его от первобытно – общинной организации социальной власти
 
   
Единое территориальное пространство
 
   
Особый слой людей – аппарат управления, выполняющий общесоциальные функции, имеющий возможность осуществлять принуждение
 
   
Единая система налогов и финансов
 
   
Единый язык для общения
 
   
Единая оборона и внешняя политика
 
   
 
 
 
 

 

 


Схема №12

 

 

 
 

 


IV. Понятие государства

 

 

Государство– это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, которая с помощью системы создаваемых ими органов и правовых норм осуществляет руководство общественными процессами в интересах определенных социальных групп или всего общества.

Сущность государства заключается в том: 1) кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах; 2) какова его роль и объективная необходимость в обществе.

Раскрыть сущность государства – это значит уяснить, почему общество не может обойтись без государства.

В юридической литературе имеется два подхода к сущности государства:

– сущность государства рассматривается с классовых позиций, как орудие диктатуры господствующего класса;

– государство как надклассовое образование, как инструмент примирения социальных противоречий, выражающий интересы всего общества.

Сущность государства современного периода:

– это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом; обладает колоссальными организационными возможностями и правом применения принуждения;

– организует и регулирует совместную деятельность людей; обеспечивает стабильность и порядок в обществе; является орудием социального компромисса;

– это особая структурная организация, состоящая из специального аппарата управления, где работают люди особого разряда, обладающие публично-властными полномочиями;

– объединяет население определенной территории с разделением последней на административно-территориальные единицы.

Социальное назначение государства – создание в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого.

 

Схема №13

 
 


Государственная власть –публично-политическое отношение руководства и подчинения между субъектами, обеспечивающее стабильность и правопорядок в обществе путем использования различных методов, в том числе и государственного принуждения.

Схема №14

 


 

 

Тип государства – это совокупность наиболее важных, существенных признаков, свойственных государству. В настоящее время вопросы типологии государств рассматриваются в двух аспектах: формационном и цивилизационом.

 

 

Схема №15

 

 

 
 

 


Формационный подход основывается на категории общественно-экономической формации, которая характеризует уровень развития производительных сил, соответствующих производственных отношений, основанных на соответствующих формах собственности на орудия и средства производства.

 

Цивилизационный подход основан на понятии цивилизации, которое выражает относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

 


V. Формы государства

 

Под формой государства понимается категория, которая показывает особенности организации и функционирования государства: порядок образования и структуру высших органов государственной власти, специфику территориального деления государства на составные части, а также приемы и методы деятельности по руководству обществом.

 

Схема №16

 
 

 


Форма правления – это юридическая категория, которая характеризует организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, компетенцию и взаимоотношения.

 

Схема №17


Монархия– форма правления, где высшая государственная власть (полностью или частично) осуществляется единолично главой государства – монархом, который занимает престол по наследству на неопределенный срок (пожизненно) и при решении вопросов формально политически и юридически независим.

 

 

Схема №18

 

 
 

 


Схема №19

 

 
 

 


Конституционная монархия –власть монарха значительно ограничена представительным органом (парламентом), правительством и независимым судом. Монарх не вправе изменить конституцию.

Дуалистическая или двойственная, возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту власти в свои руки.

Признаки:

1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов.

2. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

 

Парламентарная монархия– это форма правления, наличие которой обусловлено историческим стечением обстоятельств (сила традиций, особенности политического противоборства различных сил и т.п.) При парламентарной монархии монарх “царствует”, но не правит. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом ответственности не несут.

 

Республика(от лат. – общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей и представительного органа.

Признаки республиканской формы правления:

– выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

– осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

– юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

– преимущественная защита интересов граждан;

– взаимная ответственность личности и государства.

 


Схема №20

 
 

 


Аристократическая республика – возглавляют органы, представляющие интересы знати, которая сохраняет свое доминирующее положение в обществе.

Демократическая республика – все взрослое население имеет право (по крайней мере формально) участвовать в образовании высших органов власти.

 

Схема №21

 

Президентская республика

 

Признаки:

1. Президент – глава государства и глава исполнительной власти. Избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования или выборщиками (США).

2. Правительство ответственно перед президентом.

3. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства, но зачастую с согласия парламента.

4. Президент имеет право наложения вето на законы, принимаемые парламентом.

5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами государства.

6. Президент представляет страну на международной арене, подписывает международные соглашения с последующей ратификацией парламентом.

7. Президент имеет право роспуска парламента.

8.Президент объявляет чрезвычайное положение, военное положение, полную или частичную мобилизацию.

 

Смешанная (полупрезидентская) республика– парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

 

Схема №22

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.