Сделай Сам Свою Работу на 5

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.





 

Основные понятия и категории: :социальное время, социальное пространство, социальное поле, модели времени, множественность времени, социальный процесс, модели социального процесса.

 

Семинар 2. Социальные изменения

Основные концепции

 

1. Идея социального изменения в трудах классиков социологии.

2. П.А. Сорокин о социальных изменениях.

3. Марксистская концепция социальных изменений.

4. Трактовка социальных изменений Э. Гидденсом.

5. Идеи социального изменения в работах П. Штомпки.

6. Теории социальных изменений в работе Р. Будона.

 

Л и т е р а т у р а

Будон Р. Место беспорядка. М., 1998.

Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? //СОЦИС. 1997. № 1.

Гидденс Э. Социология. М., 1999.

Еляков А. Д. Современная информационная революция // СОЦИС. 2003. №8

Смирнов П.И. О Социологическом моделировании общественной эволюции / П.И. Смирнов // СОЦИС. 2004. №8

Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

3.Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социального и исторического процесса // СОЦИС. 1998. № 12.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.



Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

 

Семинар 3

Движущие силы социальных изменений

 

1. Роль общественных движений в изменениях. Общественные движения в России.

2. Роль выдающихся личностей в изменениях.

3. Идеи как побудительная сила изменений.

Л и т е р а т у р а

Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.

Гидденс Э. Социология. М., 1999.

Гордон Л.А., Клопов Э.В. Современные общественно-политические преобразования в масштабе социального времени // СОЦИС. 1998. № 1.

Красиков С.А. Исследование рисков в западной социологии // СОЦИС. 2008. №9.

Политическая социология: харизма политического лидерства // СОЦИС. 2003. №3

Темницкий А. Л. Человеческий потенциал и гражданские позиции активистов молодежных объединений // СОЦИС. 2009. №9

Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

 

Семинар 4

Конфликт как один из механизмов социальных изменений

 

1. Теория конфликтов в работе Л. Козера.



2. Роль различных видов конфликтов в изменениях.

3. Этапы развития социального конфликта.

4. Способы разрешения и возможности управления социальным конфликтом.

 

Л и т е р а т у р а

Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород, 1996.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // СОЦИС. 1994. № 5.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

Козырев Г.И. Конструирование «жертвы» как способ создания управляемой конфликтной ситуации // СОЦИС. 2009.№4

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 4.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд.Т. 4.

Сорокин П.А. Революция и социология / Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.

 

Основные понятия и категории: конфликт, фазы конфликта, компромисс, арбитраж, переговорный процесс, консенсус.

Семинар 5

Особенности социальных изменений в России

 

1. Изменения 90-х годов ХХ века в России, проявления общих закономерностей и особенности.

2. Социокультурные особенности России.

3. Тенденции социальных изменений в России.

 

Л и т е р а т у р а

Аймалетдинов Т.А. «Высокие технологии» и проблемы информационного равенства в России // СОЦИС. 2003. №8

Валлерстайн И. О современном кризисе // СОЦИС. 2009.№6

Горшков М.К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое состояние российского общества // СОЦИС. 2009. №7



Жуков В.И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз // СОЦИС. 2008. №10.

Мартинелли А. От мировой системы к мировому обществу? // СОЦИС. 2009. №1

Плотинский Ю.М. Риск в социальных реформах // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология.

Пригожин А .Феномен катастрофы. Дилеммы кризисного управления // ОНС. 1994. № 2.

Туман Н Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. 2000. 1/2.

Штомпка П. Социальная травма в посткоммунистическом обществе // СОЦИС. 2001. № 2.

Штомпка П. Социальные изменения как травма // СОЦИС. 2001. №1.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

СОЦИС. 2004. №5 (Глобализация – тема номера)

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Виды самостоятельной работы. Описание, методические рекомендации:

Работа со словарем

Использование словарей и справочных пособий – научный навык, необходимый для подготовки к семинарским занятиям, для написания научных текстов, для подготовки письменных работ.

Студенты должны найти формулировки определения какого-либо ключевого понятия. Учащимся предлагают одну из нижеприведенных моделей определений и просят их найти определения в словарях, обдумать определение понятия самостоятельно, обсудить свои мысли с партнером, вместе добиваясь наилучшей возможной формулировки. На семинарских занятиях упражнение продолжаетсяв группаах по 3-4 человека; каждая группа приходит к общей формулировке. Затем представители групп делятся своими определениями со всеми, учащиеся же других групп критикуют предложенные определения.

Модели определений:

1. Метод определения через необходимыме и достаточные условия: (1) какие свойства нечто должно необходимо иметь, чтобы быть обсуждаемым понятием, и (2) какой набор свойств достаточен для того, чтобы быть вещью такого рода.

2. Метод определения по роду и виду: (1) какова общая категория, к которой относится обсуждаемое понятие (например, люди – это животные), и (2) какие особенности отличают именно это понятие от прочих в этой же общей категории (например, люди – животные, имеющие разум).

3. Метод критики контрпримерами: можно показать, что предлагаемое определение неверно, указав контрпример, который удовлетворяет определению, но который не является определяемым понятием. Например, если определить людей (метод рода и вида) как животных, использующих язык, можно возразить против этого определения, указав пример горилл, которых обучают использованию языка.

После уточнения и прояснения формулировок студентам предлагаются дополнительные действия с теминами и понятиями:

- сравнение терминов. Студенты сравнивают синонимичные термины, выделяют в них обещее и различающие признаки, устанавливают соотношение понятий (общее\частное, разновидности одного явления, разные этапы одного процесса…)

- построение логических схем. Студенты определяют, на основе словарей и учебников, термины, относящиеся к определенной теме (например, «Социальные группы») и отображают логические связи между терминами в виде схем.

 

Тестирование

Тестирование – ответы на закрытые вопросы, т.е. выбор варианта ответа из нескольких предложенных; за ограниченное время. Тесты предназначены для самоконтроля усвоения материалов курса студентами. Вопросы нацелены, прежде всего, на проверку понимания студентами смысла социологических терминов и концепций, умения соотносить социологические категории и конкретные факты. Часть вопросов посвящена проверке фактических сведений – авторство терминов и концепций, время создания теории, эмпирические данные о социальной структуре и процессах в современной России.

В тестах представлены вопросы следующих типов:

· Вопросы на понимание смысла социологических терминов, на знание определений. Например: Перемещение социальных объектов с одной социальной позиции на другую называется: а) стратификация б) мобильность в) адаптация г) социализация. Или: Дисфункция это а)негативные последствия какой-либо социальной деятельности б)непреднамеренные последствия какой-либо социальной деятельности в)цель существования социального института.

· Вопросы на соотнесение категорий (синонимы, антонимы, одно является разновидностью другого и т.п.). Например: Какое понятие шире – социализация или воспитание? а) социализация - более широкое понятие б) воспитание – более широкое понятие в). эти понятия пересекаются частично

· Вопросы на соотнесение терминов и конкретных сведений. Например: Примером реальной группы может служить а) коллектив завода б) потребители услуг сотовой связи в) сторонники смертной казни

· Вопросы на обобщение. В них представлены несколько социальных объектов, процессов или явлений, которые (все, кроме одного) можно обозначить одним термином. Студент должен определить, каким термином можно обозначить перечисленные явления, а какой выпадает из логического ряда. Например: Исключите лишнее: а) государство б) армия в) юстиция г) экономика д) здравоохранение е) родительство.

· Вопросы на фактические знания. Например: Согласно результатам исследования российской социальной структуры Т.И. Заславской, большая часть населения России относится а) к среднему классу б) к среднему слою в) к базовому слою г) к бедным.

 

За каждый отмеченный неправильный ответ снимается по пол очка. Следует обращать внимание на формулировки вопросов. Например: Важнейший недостаток почтового опроса это а) невозможность контроля за формированием выборки б) невозврат анкет в) неточность результатов. Невозврат анкет – тоже недостаток почтового опроса, но не основной. Вопрос может предусматривать один или несколько правильных ответов. Студент должен определить каждый правильный ответ. Если правильный ответ один, то за его определение начисляется одно очко. Если правильных ответов несколько, то за определение каждого правильного ответа начисляется по пол очка.

 

Реферат

Реферат – письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат отвечает на вопрос – что содержится в данной публикации (публикациях).

Однако реферат – не механический пересказ работы, а изложение ее существа.

В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.

Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Функции реферата:

Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная.

Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.

Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Структура реферата:

Титульный лист

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу – обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.