Сделай Сам Свою Работу на 5

Защита права на товарный знак





 

В статье 1515 ГК РФ определяется меры ответственности за незаконное использование товарного знака.

В п. 1 указанной статьи дается определение контрафактных (от франц. contrfaction - подделка) товаров, под которыми понимаются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Регулирование сходных до степени смешения обозначении приводится законодателем в п. 6 ст. 1483 ГК РФ.

В п. 2. статьи устанавливается право правообладателя требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

В п. 3 статьи устанавливается обязанность лица, нарушившего исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.



В п. 4 статьи устанавливается размер компенсации, которую вправе требовать по своему выбору правообладатель от нарушителя вместо возмещения убытков:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

В п. 5 статьи устанавливается ответственность лица, производящего предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, которую он несет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации[5].



 


Глава 3. МЕХАНИЗМ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА

 

3.1 Порядок регистрации товарного знака

 

В качестве товарного знака можно зарегистрировать как словесное обозначе­ние товара или фирмы (например, название нового устройства, лекарства и т. п.), так и оригинальное изображение, символизирующее товар, фирму, род деятель­ности. Также возможна комбинация словесных и изобразительных элементов в одном знаке.

На территории РФ действует регистрационная система оформления товарных знаков, которая предусматривает рассмотрение заявки в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Ведением дел по интеллектуальной собственности могут заниматься заявитель, правообладатель, иное заинтересованное лицо самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в Федеральной службе по интеллектуальной собственнос­ти, патентам и товарным знакам.

В качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин РФ, постоянно проживающий на ее территории. Остальные требования к пате­нтному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также правомочия на ведение дел определяются Правительством РФ.

Заявка подается на русском языке и на один товарный знак.

Документы, необходимые для подачи заявки:

сведения о наименовании заявителя (полное официальное наименование юридического лица согласно учредительному документу или Ф. И. О. физического лица), его местонахождении или местожительстве (полный юридический адрес);



заявляемое обозначение на плотной бумаге форматом 8 г 8 см.

Если на регистрацию заявляется этикетка, то в качестве изображения заявляемого обозначения может быть представлена сама этикетка. Если формат этикетки превышает 21 Г 29,7 см, то изображение представляется в уменьшенном размере. Минимальное количество экземпляров — 7;

перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака;

доверенность, выданная заявителем на имя патентного поверенного, которая должна содержать место и дату ее совершения, подпись от имени юридического лица и быть заверена оттиском печати;

документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.

Датой подачи заявки считается дата поступления документов (в случае если указанные документы предоставлены не одновременно, то дата поступления пос­леднего документа).

После того как заявка подана в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ее рассмотрение осуществляется в два этапа.

Первый этап складывается из формальной экспертизы, где проверяются со­держание заявки, наличие необходимых документов и их соответствие установ­ленным требованиям. По результатам этой экспертизы устанавливается приори­тет товарного знака. Длительность этого этапа составляет приблизительно один месяц.

Второй этап складывается из оценки соответствия заявленного обозначения требованиям, установленным ст. 6 Закона о товарных знаках, т. е. абсолютным причинам для отказа в регистрации, и ст. 7, где товарный знак рассматривается с точки зрения новизны и исследуются все объекты, ранее получившие приоритет и сходные с данным товарным знаком. Если же возникают предположения и конкретные факты того, что эти товарные знаки сходны с ранее известными, то после выдачи решения Федеральной службой по интеллектуальной собственнос­ти, патентам и товарным знакам можно обратиться в течение трех месяцев в Па­лату по патентным спорам и обжаловать решение. В случае несогласия заявителя с выводами Палаты по патентным спорам он может обжаловать ее решение в суд.

Таким образом зарегистрировать свой товарный знак необходимо каждой ува­жающей себя фирме, для того чтобы получить исключительное право на товар­ный знак. К тому же регистрация товарного знака позволяет правообладателю использовать свой товарный знак и запрещать его использование другим лицам, что спасает от недобросовестной конкуренции и позволяет спокойно и легально производить продукцию; предоставлять лицензии другим лицам для его исполь­зования, т. е. дает дополнительный доход; дает право запрещать перемещение то­вара с товарным знаком или сходным с ним до степени смешения через таможен­ную границу Российской Федерации; позволяет защититься от контрафактной продукции; дает право на защиту своих интересов в Арбитражном суде.

Срок действия регистрации товарного знака действует до истечения десяти лет с даты подачи заявки. Он может быть продлен по заявлению правообладате­ля в последний год его действия сроком на следующие десять лет. Если владелец товарного знака не подал заявления в последний год, ему может быть предостав­лен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при усло­вии уплаты дополнительной пошлины. Продлевая регистрацию каждые десять лет, можно использовать свой знак и запрещать его использование другими лица­ми бесконечно длительное время. Самое главное — своевременно соблюдать действующее законодательство, так как если в течение десятилетнего срока охра­ны товарный знак не используется непрерывно любые пять лет, то он может быть аннулирован либо по воле Федеральной службы по интеллектуальной собствен­ности, патентам и товарным знакам, либо по воле любого третьего лица, если оно это пожелает. В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих еди­ными качественными или иными общими характеристиками, действие регистра­ции может быть прекращено досрочно полностью или частично на основании ре­шения Палаты по патентным спорам, принятого по заявлению любого лица.

 

3.2 Основания для отказа в регистрации товарных знаков

 

Оспаривание решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, а также выдачи свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

Оспаривание предоставления исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара означает оспаривание решения о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара и выдачи свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

Признание предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара недействительным влечет отмену решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, аннулирование записи в Государственном реестре наименований и свидетельства об исключительном праве на такое наименование.

Признание недействительным предоставления исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара влечет отмену решения о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, аннулирование записи в Государственном реестре наименований, а также свидетельства об исключительном праве на это наименование.

Определяется возможность оспаривания и признания недействительным в течение всего срока охраны предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара в случае, если правовая охрана была предоставлена с нарушением требований ГК.

Законодатель уточняет, что предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара может быть оспорено и признано недействительным в течение всего срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара (ст. 1531 ГК).

Установлен пятилетний срок оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара, если использование указанного наименования способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в связи с наличием товарного знака, имеющего более ранний приоритет. Данный срок начинает течь с даты публикации сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара в официальном бюллетене.

В перечне оснований прекращения правовой охраны наименования места происхождения товара, состоят:

1) исчезновение характерных для данного географического объекта условий и невозможность производить товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара;

2) утрата иностранным юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства права на данное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

Так же законодательством определяются случаи прекращения действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, к ним относится:

1) утрата товаром, производимым обладателем свидетельства, особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара;

2) прекращение правовой охраны наименования места происхождения товара,

3) ликвидация юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя - обладателей свидетельства;

4) истечение срока действия свидетельства;

5) подача обладателем свидетельства соответствующего заявления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Законодатель особо подчеркивает, что правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства об исключительном праве на такое наименование прекращаются на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

 

 

3.3 Передача товарного знака

 

Как установлено Законом о товарных знаках, товарный знак может быть уступлен его владельцем любому заинтересованному лицу, как юридическому, так и физическому. Для владельца товарного знака передача права означает, что сам он больше не будет использовать этот товарный знак. Исключительное право будет принадлежать правопреемнику.

С учетом норм Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) договоры об уступке товарного знака (или договоры о передаче права на товарный знак) могут содержать условия о возможности или безвозмездности совершения этой сделки. Договор об уступке товарного знака составляется в про­извольной письменной форме. Однако он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к содержанию договоров различного вида в соответствии с нор­мами ГК РФ, и отражать специфику заключаемой сделки. Такой договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания.

В отличие от законодательства некоторых зарубежных стран Закон России не связывает передачу права на товарный знак с передачей права на имущество, с помощью которого, например, производится товар, маркируемый товарным зна­ком, предназначенным к передаче.

Закон содержит специальную оговорку, что товарный знак может быть уступ­лен как в отношении всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товар­ный знак, так и в отношении какой-либо их части. Закон установил только одно ограничение для совершения подобного рода договоров, а именно: уступка товарного знака не допускается, если она может стать причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Такая ситуация, например, может сложиться при следующих обстоятельствах. На имя лица — обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара — зарегистрирован товарный знак, включающий в качестве элемента наименование место происхождения товара. Это лицо предполагает уступить свой товарный знак другому лицу, не имеющему возможности получить право пользования наименованием места происхождения товара. Такая уступка будет противоречить условиям регистрации товарного зна­ка и вводить потребителя в заблуждение. Следовательно, регистрировать такой договор нельзя. Ни Закон о товарных знаках, ни Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на исполь­зование товарного знака не определяют основания, по которым может быть отказано в регистрации договора об уступке товарного знака. Однако такие основа­ния можно определить, анализируя, например, нормы Закона, относящиеся к ох­раноспособности товарных знаков (ст. 6 и 7). В соответствии с указанными нор­мами уступка товарного знака может рассматриваться как вводящая в заблужде­ние потребителя относительно товара или его изготовителя, в частности в случа­ях, когда в товарном знаке содержится обозначение:

представляющее собой государственный герб, флаг или эмблему; официальное название государства, эмблему, сокращенное или полное наименование международной межправительственной организации; официальное контрольное, гарантийное и пробирное клеймо, печать, награду и другой знак отличия или сходное с ними до степени смешения, которое было включено как неохраняемый элемент на основании согласия соответствующего компетентного органа или его владельца, если товарный знак уступается лицу, которому такое согласие не представлено;

указывающее на место производства или сбыта товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, находящемуся в другом географическом объекте; зарегистрированное в качестве наименования места происхождения товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, не являющемуся обладателем свидетельства на право пользования этим наименованием места происхождения товара. Российской Федерации передача товарных знаков не распространена в хо­зяйственной деятельности.

Известна форма использования товарного знака в виде «параллельной» ли­цензии, которая основана на передаче права использования широко известного товарного знака для использования на товарах, не имеющих отношения к тем то­варам, вместе с которыми знак приобрел широкую известность у потребителей.

Статьи 25—27 Закона о товарных знаках определяют порядок передачи товар­ного знака, включающей уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование. Положения названных статей являются весьма актуальными в условиях происходящих в стране процессов реорганизации в сфере хозяйствен­ных структур, когда товарный знак зачастую сам становится товаром, т. е. пред­метом купли-продажи.

Заключение лицензионного договора дает возможность владельцу товарного знака не только получить определенный доход и сделать свой знак более извест­ным (за счет расширения границ его использования и увеличения объемов пос­тавок), но и иногда сохранить саму регистрацию товарного знака.

Заявление о регистрации договора об уступке товарного знака или лицензион­ного договора должно относиться к одному договору. К заявлению прилагаются договор или выписка из него, документ об уплате установленной пошлины за ре­гистрацию договора. К заявлению может быть приложено свидетельство на то­варный знак для внесения в него записи об уступке знака или предоставления ли­цензии.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что товарный знак представляет собой наиболее широко распространенное и самое важное средство индивидуализации товаров, работ и услуг. Он является в то же время средством индивидуализации участников гражданского оборота, в основном, - коммерческого.

Товарный знак – особый символ товарной ответственности, обозначающий, кому принадлежит исключительное право располагать данным товаром, получать прибыль, а вместо с этим и нести ответственность за поставку некачественного товара.

Товарный знак представляет собой определенное "обозначение, служащее для индивидуализации товаров", то есть "обозначение товара".

Товарный знак служит для индивидуализации товаров "юридических лиц или индивидуальных предпринимателей", то есть тех товаров, которые либо принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, либо находятся в их владении.

Термин "товарный знак" включает и "знак обслуживания".

Наименование места происхождения товара - самостоятельное средство индивидуализации товаров.

Оно выполняет, в основном, ту же функцию, что и товарный знак - индивидуализирует товары, отделяет одни товары от других.

Вместе с тем, НМПТ выполняет еще одну дополнительную функцию - оно свидетельствует о том, что маркированный НМПТ товар обладает особыми (повышенными) качествами. Товарный знак - прямо и сам по себе - этой функции не выполняет.

. НМПТ - это объект, довольно редко встречающийся в правовом обороте.

Само это наименование может представлять собой название страны, района, местности, городского или сельского поселения или иного географического объекта.

Это наименование может быть:

1) современным или известным из истории, прежним;

2) официальным или неофициальным (бытовым);

3) полным или сокращенным;

Таким образом, товарный знак - является составной частью боле широкого понятия- «фирменного стиля», занимая в нем ведущее место. Фирменный стиль- совокупность приемов(графических, цветовых, пластических, языковых и др.), обеспечивающих единство всей продукции производителя-продавца, одновременно противопоставляющих производителя и его продукцию конкурентам и их товарам. Изделия фирменного стиля помогают фирме завоевать популярность, т.е. стимулировать сбыт. Но все это имеется лишь тогда, когда товары (услуги) фирмы являются действительно первоклассными. Плохой товар, обманувший ожидания, соотносят с фирменным стилем, торговым знаком, и теперь уже они меняют положительное отношение на противоположное.

 

 

Список литературы

 

1. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета от 8 декабря 2006 г. N 238-239.

2. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-РФ // Российская газета от 22 декабря 2006 г. N 289.

3. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII,

4. О Порядке ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации: Приказ Роспатента от 5 марта 2004 г. N 31// Российская газета от 24 марта 2004 г. N 59.

5. Приказ Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 "Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации"Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64 "О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных"

6. О наименованиях географических объектов: Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ // Российская газета от 24 декабря 1997 г.

7. Лиссабонское соглашение о защите указаний места происхождения изделий и их международной регистрации от 31 октября 1958 г. (пересмотренное в Стокгольме 14 июля 1967 г.)

8. Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания"

9. Агеев В.Н. Семиотика. М., 2009.

10. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. 2-е изд., доп. и перераб.Ростов н/Д. 2008 – 139 с.

 

11. Панкратов Ф.Л., Серегина Т.Л. Коммерческая деятельность. М.:Маркетинг, 2009

12.Пирс Ч. Начала прагматизма /Пер. с англ. В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. СПб., 2000.

13.Научно-практический (постатейный) комментарий к части четвертой ГК РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева, А.А. Молчанова. - "Деловой двор", 2008.

14. Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения. М.: Академия, 2009

 

15. Сергеев А. Правовая охрана товарных знаков - "Корпоративный юрист", 2008, N 2

 

 

 

 

 

 

 


[1] О наименованиях географических объектов: Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ // Российская газета от 24 декабря 1997 г.

 

[2] Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания"

 

 

[3] Лиссабонское соглашение о защите указаний места происхождения изделий и их международной регистрации от 31 октября 1958 г. (пересмотренное в Стокгольме 14 июля 1967 г.)

 

 

[4] Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64 "О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных"

 

 

[5] Научно-практический (постатейный) комментарий к части четвертой ГК РФ / Под ред. Ю.А. Дмитриева, А.А. Молчанова. - "Деловой двор", 2008.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.